Современная система – Современная система международных отношений

№ 22. Современная система международных отношений. Современная история

Составление комплекта тестов

Задание направлено на обобщающе-повторительный анализ проблематики разд. V «Современная система международных отношений». В ходе его выполнения необходимо разработать комплект тестовых заданий, отвечающих следующим требованиям:

1) в содержании тестов должна быть сбалансировано представлена проблематика десяти тем:

• Изменение характера международных отношений во второй половине 1970-х – 1990-х гг.

• Советско-американский диалог в годы «перестройки».

• Роль ООН в современной системе международных отношений.

• Обновление стратегической концепции НАТО в 1990-х – 2000-х гг.

• Локальные военно-политические конфликты 1990-х – 2000-х гг.

• «Борьба с мировым терроризмом» как политическое явление начала ХХ в.

• Ближневосточный конфликт на рубеже XX–XXI вв.

• Исламский фактор современной мировой политики.

• Трансформация системы Европейских Сообществ в Европейский Союз в 1980-х – 1990-х гг.

• Европейский интеграционный процесс в начале XXI в.

2) Тестовые задания необходимо составить в соответствии

с типологией, указанной в рекомендациях к III разделу программы (необходимо создать задания трех уровней сложности и использовать все десять типов заданий).

3) Общее количество разработанных тестов – не менее 20.

4) Во всех тестовых заданиях (как «закрытых», так и «открытых») должен быть указан его тип и приведены (или сформулированы) правильные, полные ответы. Оформление титульного листа и технические характеристики текста типовые.

Уровни рейтинговой оценки: 

От 1 до 2 баллов: структура задания не полностью соответствует требованиям; при определении содержательной основы тестов допущены отдельные ошибки и неточности; в тестах не отражены все рекомендованные темы; оформление материалов коллекции не полностью соответствует требованиям.

От 3 до 4 баллов: структура задания соответствует требованиям; содержательная основа тестов охватывает все рекомендованные темы, а сами тесты дифференцированы на три уровня сложности и десять типов заданий; оформление полностью соответствует требованиям.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Современная система международных отношений — Карта знаний

  • Современная система международных отношений — термин в теории международных отношений, обозначающий систему МО, пришедшую на смену Ялтинско-потсдамской с распадом СССР и прекращением биполярного противостояния. На данный момент современная система МО еще находится в процессе концептуализации, что не позволяет говорить о существовании единого теоретического подхода.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Междунаро́дные отноше́ния — это особый вид общественных отношений, выходящих за рамки внутриобщественных отношений и территориальных образований. Теория нового регионализма (англ. New Regionalism Theory) — теория взаимозависимости и взаимодействия региональных акторов в условиях глобализации, разработанная шведскими учёными Б. Хеттне и Ф. Содербаумом в 80-х годах XX века. Субполитика — это термин, введенный Ульрихом Беком, который описывает особый подход к восприятию того, что происходит вне рамок существующих политических институтов и определяет современные общественные процессы. Яркими примерами субполитики являются движения гражданского общества, деятельность транснациональных компаний, работа неправительственных организаций, а также достижения научно-технического прогресса. В современном обществе при смене парадигм происходит смещение рисков, которым подвергается… Планетарная фаза развития цивилизации Земли — концепция, согласно которой усиление глобальной взаимозависимости и рисков, таких как изменение климата, связывают мир в единую социально-экологическую систему. Это беспрецедентное состояние сигнализирует об историческом отходе от периода модерна, отличительными чертами которого были суверенные государства, многолетний рост населения и экономики, богатые ресурсы и игнорирование экологических последствий. Планетарный этап имеет много проявлений: экономическая… Мировой порядок — характер (состояние) или направление внешней активности, обеспечивающей незыблемость тех целей сообщества государств, которые являются для него, с одной стороны, элементарно необходимыми, с другой — жизненно важными, с третьей — общими для всех.

Упоминания в литературе

В рамках формирующегося полицентричного миропорядка существенную роль играют не только основные акторы в лице государств, но и негосударственные акторы. Как отмечал Р.Хаас, на первый взгляд нынешний мир может показаться классически полицентричным. В основных «центрах силы» – Европейском союзе, Индии, Китае, России, США и Японии – проживает чуть более половины всего населения Земли. На них приходится 75 % мирового валового внутреннего продукта (ВВП) и 80 % мировых расходов на оборону. Но внешняя сторона обманчива. Мир сегодня существенно отличается от мира эпохи классической многополярности. Существует гораздо больше «центров силы», и многие из них не являются национальными государствами. Одной из главных особенностей современной системы международных отношений является утрата государствами-нациями монополии на применение силы. Региональные и всемирные организации составляют конкуренцию государствам сверху, а военизированные формирования – снизу. Кроме того, с государствами конкурируют за лояльноять разнообразные транснациональные движения и сетевые структуры (в т. ч. исламистской направленности), неправительственные организации (НПО) и транснациональные корпорации. Власть оказывается рассредоточена. В рамках такой системы доминировать будут не одно, два или несколько государств, а десятки акторов (в т. ч. негосударственных – от Аль-Каиды до WikiLeaks), способных оказывать существенное влияние на положение дел в мире, что безусловно сделает мировую политику менее предсказуемой и управляемой. – определять ключевые факторы и основные этапы развития современной системы международных отношений;

Связанные понятия (продолжение)

Баланс сил в международных отношениях — распределение мирового влияния между отдельными центрами силы — полюсами. Может принимать различные конфигурации: биполярную, трёхполюсную, мультиполярную (или многополярную) и т. д. Главная цель баланса сил — предотвращение доминирования в международной системе одного государства или группы стран, обеспечить поддержание международного порядка. Теория модернизации — теория, призванная объяснить процесс модернизации в обществах. Теория рассматривает внутренние факторы развития любой конкретной страны, исходя из установки, что «традиционные» страны могут быть привлечены к развитию таким же образом, как и более развитые. Теория модернизации делает попытку определить социальные переменные, которые способствуют социальному прогрессу и развитию общества, и предпринимают попытку объяснить процесс социальной эволюции. Хотя никто из учёных не отрицает… Неолиберализм (англ. neoliberalism) или неолиберальный институционализм — школа в теории международных отношений, развивающая идеи политического либерально-идеалистической парадигмы после Второй мировой войны. Данная теория утверждает, что международные политические институты могут позволить государствам успешно кооперировать в международных отношениях. Наиболее известными представителями неолиберализма стали Роберт Кеохэйн и Джозеф Най. Интерговернментализм — это одна из теорий европейской интеграции, появившаяся вначале как критика неофункционализма и развившаяся впоследствии в отдельный подход к объяснению интеграционных процессов внутри Европейского союза. Особое распространение данная теория в виде либерального интерговернментализма получила в 90-е гг. ХХ в. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений — принятое в историографии обозначение системы международных отношений, закрепленной договорами и соглашениями Ялтинской и Потсдамской конференцииВпервые вопрос послевоенного урегулирования на высшем уровне был поставлен в ходе Тегеранской конференции 1943 г., где уже тогда достаточно отчетливо проявилось усиление позиции двух держав — СССР и США, к которым все больше переходит решающая роль в определении параметров послевоенного мира. То есть… Территория безопасности — регион, в котором широкомасштабное насилие (такое, как военные действия) стало маловероятным или вообще невозможным. Данный термин предложил известный политолог Карл Дойч в 1957 году. В своей основополагающей работе «Политическое сообщество и североатлантическое пространство: международная организация в свете исторического опыта» («Political Community and the North Atlantic Area: International Organization in the Light of Historical Experience»), Дойч и его соавторы определили… Политогенез — понятие, предложенное Л. Е. Куббелем и обозначающее зарождение и развитие (генезис) политической подсистемы общества, которая может трансформироваться в государство или его аналог. В результате политогенеза (и в особенности в результате формирования государства) в управлении обществом все большую роль начинают играть административные, силовые и правовые методы. Политическая культура — часть общей культуры и наследования, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира. Центр-периферийная полярность (от англ. the center-periphery polarity) — это модель, разработанная одним из ведущих специалистов в области политической социологии и сравнительной политологии, норвежским ученым Стейном Рокканом. Основная ее задача — выявить принципы государственного строительства во многих европейских странах и объяснить особенности их государственного устройства. Основные методологические подходы, которые использовал Роккан в своем исследовании — структурный, системный и исторический… Полити́ческий конфли́кт — проявление и результат конкретного взаимодействия двух или более сторон (индивидов, их групп, общностей, государств), оспаривающих друг у друга распределение и удержание властных ресурсов, полномочий и благ.Конфликт как социально-политическое явление присущ любому обществу. По мнению А. Г. Здравомыслова, «политический конфликт есть постоянно действующая форма борьбы за власть в данном конкретном обществе». Третий мир — политологический термин второй половины XX века, обозначавший независимые страны, не участвующие прямо в холодной войне. Первоначально означал все страны, не присоединившиеся к сателлитам США («первый мир») или к социалистическому содружеству («второй мир»). В последующем термин стал употребляться для обозначения слабых по уровню развития стран (синоним понятия «развивающиеся страны»), и иногда используется в качестве пейоратива. Неофункционализм — теория европейской интеграции, созданная после Второй мировой войны и являющаяся ревизионистским вариантом функционализма. Неограмшизм (неограмшианство) — это критическая теория, которая изучает каким образом соотношение различных социальных сил (классов), их материальных возможностей, а также продвигаемых ими идей и институтов формирует политическую систему в рамках одного государства и, определяя поведение любого государства на международной арене, формирует систему международных отношений в целом. Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. Для периодизации могут избираться самые разные основания: от смены типа мышления (О. Конт, К. Ясперс) до смены способов коммуникации (М. Маклюэн) и экологических трансформаций (Й. Гудсблом). Многие учёные… Страны социалистической ориентации (иногда государства социалистической ориентации) — термин, принятый в советской публицистике и историографии для обозначения государств, с которыми СССР поддерживал тесные двусторонние связи в сфере политического, экономического, военного, научного, образовательного, культурного и других форм межгосударственного сотрудничества. Термин начал употребляться с конца 1960-х годов. Ввод указанного термина в оборот был призван восполнить возникший с интенсификацией процесса… Глобальное управление (англ. Global Governance) — система институтов, принципов, политических и правовых норм, поведенческих стандартов, которыми определяется регулирование по проблемам транснационального и глобального характера в природных и социальных пространствах. Такое регулирование осуществляется взаимодействием государств (прежде всего через сформированные ими многосторонние структуры и механизмы), а также негосударственных субъектов международной жизни. Три модели СМИ и политики (Comparing Media Systems: Three Models of Media and Politics)— это система сравнения медиасистем, описанная в книге Даниэля Халлина и Паоло Манчини «Сравнение медийных систем. Три модели СМИ и политики». Система основана на сравнении отношений медиа и государства в разных европейских странах. Лимина́льность (англ. Liminality, от лат. līmen — порог, пороговая величина) — физиологический, неврологический или метафизический термин, обозначающий «пороговое» или переходное состояние между двумя стадиями развития человека или сообщества. Закономерности лиминального периода, как периода «жизненных перемен» или «кризисов развития» в обрядах перехода первобытных сообществ исследовал Арнольд ван Геннеп, Виктор Тёрнер. Теория зависимости, или теория зависимого развития, — теория в области смежных социальных наук, в основании которой лежит утверждение о том, что экономическая отсталость и политическая нестабильность слаборазвитых, развивающихся стран является результатом их интеграции в мировую экономику и систематического давления развитых держав. Центральное положение теории зависимости — что неразвитые государства «периферии» беднеют в результате того, что их ресурсы и капитал утекают в богатые страны «центра… Империали́зм (от лат. imperium — власть, господство) — государственная политика, основанная на использовании военной силы для разных форм внешнеполитической экспансии, в том числе для захвата территорий, формирования колоний и установления политического или экономического контроля над другими странами. Во время усиления колониальной экспансии со стороны европейских держав и США в последней трети XIX века, использование слова «империализм» практически совпадало с использованием слова «колониализм… Геополитика (географическая политика; др.-греч. γῆ — земля, πολιτική — государственные или общественные дела) — направление политической мысли, концепция о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений. Относится к роду общественно-географических наук, является частью политической географии. Социология революции — раздел социологии социальных изменений, изучающий революционные политические преобразования общества. За́падный мир, страны Запада или западная цивилизация (Western world, Western civilization) — совокупность культурных, политических и экономических признаков, объединяющих страны Северной Америки и Европы и выделяющих их на фоне других государств мира. Неопатримониали́зм (лат. patrimonium — вотчина, отчина) термин, характеризующий особый тип организации власти и властных отношений, в котором объединены элементы традиционных патримониальных государств с современными практиками. Теория баланса угроз (англ. Balance of Threat Theory) — неореалистическая теория, впервые изложенная американским исследователем Стивеном Уолтом в статье «Формирование альянсов и баланс сил в мире» (1985 г.) и впоследствии проработанная в его книге «Происхождение альянсов» (1987 г.), раскрывающая значение фактора угроз во взаимодействии государств и заключении союзов между ними. Теория баланса угроз является развитием теории баланса сил в международных отношениях. Полити́ческая интегра́ция (англ. Political Integration) — процесс сближения двух или более политических структур, направленный в сторону взаимного сотрудничества, в более узком смысле это формирование некоторого целостного комплекса политических систем на межгосударственном уровне. Конфликт низкой интенсивности (англ. Low Intensity Conflict или LIC) — понятие, изначально введённое в оборот американским оборонным ведомством для обозначения тех видов военно-политического противостояния, напряжённость которых явно превышает обыденную конкуренцию мирными средствами, но не дотягивает до классического понимания традиционных военных действий. Как правило, рамки таких конфликтов накладывают существенные ограничения на допустимый уровень военного насилия, использование многих видов… Глобализа́ция — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Исторический институционализм (англ. historical institutionalism, далее — ИИ) — направление в рамках нового институционализма, которое изучает институты, изменение их во времени, а также то, как эти изменения влияют на формирование политических, экономических и социальных процессов. Исследователи, работающие в рамках ИИ, утверждают, что он является не теорией, а, скорее, «теоретическим направлением» или «теоретической традицией» . Мир-системный анализ, или мир-системная теория, исследует социальную эволюцию систем обществ, а не отдельных социумов, в отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали, прежде всего, развитие отдельных обществ, а не их систем. В этом мир-системный подход схож с цивилизационным, но идёт несколько дальше, исследуя не только эволюцию социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации… Неореализм или структурный реализм — течение в теории международных отношений, возникновение которого можно связать с публикацией в 1979 году книги Кеннета Уолтца «Теория международной политики». Уолтц выступает за системный подход: международная структура действует как ограничение на государственное поведение так, что выживают только те государства, чьи результаты находятся в пределах ожидаемого диапазона действий. Эта система похожа на микроэкономическую модель, в которой фирмы устанавливают цены… Антирост (фр. décroissance; англ. degrowth) — социально-экономическая концепция, утверждающая необходимость сокращения размеров экономики для обеспечения общественного благосостояния в долгосрочной перспективе. В отличие от спада в ориентированной на рост экономике, антирост подразумевает целенаправленную экономическую и социальную трансформацию с целью максимизации уровня счастья и благополучия за счёт того, что время, освобождающееся при сокращении личного потребления и эффективной организации… Теория передачи власти (Power transition theory) — теория о циклическом характере войны, связанной с силой в международных отношениями. Переходная экономика(англ. transition economy) — промежуточное состояние при переходе от экономики с центральным планированием к рынку. В результате этого перехода осуществляется принципиальное преобразование основ данной системы, которые обусловливают генезис и развитие, как новых черт переходной экономики, так и ее особенности. Глокализация (англ. Glocalisation) — это процесс экономического, социального, культурного развития, характеризующийся сосуществованием разнонаправленных тенденций: на фоне глобализации вместо ожидаемого исчезновения региональных отличий происходит их сохранение и усиление. Вместо слияния и унификации возникают и набирают силу явления иного направления: сепаратизм, обострение интереса к локальным отличиям, рост интереса к традициям глубокой древности и возрождению диалектов. Трилатерализм (англ. − Trilateralism) − идейно-политическая концепция, которая основывается на представлении об общих целях, ценностях и интересах индустриально развитых демократических стран. Основными центрами капиталистического мира в послевоенное время были США, Западная Европа и Япония, которые координировали свои позиции по глобальным вопросам. Идеология трилатерализма развивалась в контексте «концепций взаимозависимости» и глобализации, а также предлагала определенную модель глобального управления… Азиа́тский спо́соб произво́дства (нем. Asiatische Produktionsweise) (АСП) — в марксизме — особый способ производства и соответствующая ему общественно-экономическая формация, выявленная на основе изучения характера общественных отношений прежде всего в Турции, Египте, Китае. Политический процесс — способ функционирования политической системы общества, изменяющейся в пространстве и времени; совокупная деятельность субъектов политики, благодаря чему обеспечивается функционирование и развитие политической системы. Поли́тика (др.-греч. πολιτική «государственная деятельность») — понятие, включающее в себя деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства. Научное изучение политики ведётся в рамках политологии. Эффект сплочения (или эффект объединения вокруг флага, эффект ралли вокруг флага, англ. Rally `round The Flag) — это один из феноменов политической социологии, заключающийся в резком росте поддержки и одобрения действий национального лидера во время международных конфликтов или кризисов. Изначально использовался в контексте реалий политической жизни США середины XX века для объяснения резкого, но краткосрочного повышения рейтингов американских президентов во время войны или появления любой внешней… Социальная эволюция — «процесс структурной реорганизации во времени, в результате которой возникает социальная форма или структура, качественно отличающаяся от предшествующей формы» (Классен 2000: 7). Частным случаем социальной эволюции является социальное развитие. Основы общей теории социальной эволюции были заложены Гербертом Спенсером ещё до разработки Чарлзом Дарвином общей теории биологической эволюции.Большинство подходов 19-го и некоторые — 20-го века исследуют эволюцию человечества в целом… Неомарксизм — термин, часто применяемый для обозначения различных социально-философских течений в марксизме, таких как Франкфуртская школа, примыкающая к ней школа праксиса и прочее. Социа́льная безопа́сность — состояние социальных взаимодействий и общественных отношений, которые исключают политическое, экономическое, духовное подавление личности и социальных групп, применение насилия и вооруженных сил по отношении к ним со стороны государства и (или) других социальных субъектов для достижения своих целей.

kartaslov.ru

виды современных охранных систем для дома, оборудование и функции

По статистике МВД, каждое 32-е зарегистрированное преступление — квартирная кража[1]. При этом 80% всех краж совершается в то время, когда хозяева отсутствуют — в сезон отпусков и во время продолжительных праздников [2]. Кроме краж, имеют место и ограбления, попытки навредить имуществу из мести или на почве любви и ревности и многое другое… Как обезопасить себя от потенциально опасных ситуаций, а свое имущество от порчи или кражи? Не только помочь в поиске злоумышленников, но порой и предотвратить преступление призваны современные системы безопасности. О них и пойдет речь в нашем обзоре.

Виды охранных систем для дома

Надежный способ обеспечить безопасность жилища — установка охранной системы. И если в квартире в основном применяется только один ее тип — защита от проникновения, — то в частном доме система безопасности может включать различные подсистемы: наблюдение за подходами и подъездами к зданию, охрана периметра, охрана внутренних помещений.

Итак, существует четыре основных вида охранных систем:

  • СОТС — система охраны и тревожной сигнализации. При проникновении в помещение срабатывают тревожные датчики, и на пульт охранной службы поступает сигнал. Это самый распространенный вид охраны квартир и офисов в многоэтажных постройках.
  • СКУД — система контроля и управления доступом. С ее помощью можно управлять замками, приводами внешних ворот, осуществлять контроль доступа в помещения, куда вход посторонних нежелателен.
  • СОВН — система охранного видеонаблюдения, осуществляемого с помощью специальных камер.
  • СИТУ — система инженерно-технической укрепленности. К ней относится в том числе высота забора, прочность окон и ворот, надежность дверных замков, наличие бункера или потайных укрепленных комнат — все, что может осложнить злоумышленникам доступ в помещение.

«Умный дом» — технология управления всеми охранными системами с помощью одного устройства.

Поговорим о каждом из видов подробнее.

Система охраны и тревожной сигнализации

С помощью системы охраны и тревожной сигнализации можно осуществлять круглосуточный контроль за любым объектом — квартирой, коттеджем, офисом, складом и т.д. СОТС является надежным способом защитить охраняемый объект от проникновения.

СОТС делится на два типа:

  • Пассивная система охранной сигнализации. При несанкционированном вторжении на охраняемую территорию подается световой и звуковой сигнал тревоги. При этом ни на пульт охраны, ни владельцу тревожный сигнал не поступает. Система рассчитана только на психологическое воздействие на преступников, что не всегда может быть эффективным.
  • Активная СОТС. Охраняемый объект в этом случае оборудован датчиками, посылающими тревожный сигнал на контрольную панель, а оттуда на пульт специализированной охранной организации. Такой пульт способен принимать сигналы сразу с нескольких объектов. После получения сигнала охранная структура в кратчайшие сроки прибывает на место предполагаемого проникновения. В системе пультовой охраны имеется и так называемая тревожная кнопка, при нажатии на которую сигнал также поступает на пульт управления. Такие кнопки устанавливают в банках, магазинах для защиты от разбойных нападений.

Типовая СОТС состоит из нескольких элементов:

  • центральное приемно-контрольное устройство, принимающее сигналы от датчиков;
  • датчики, или извещатели;
  • устройства оповещения — радио- и GSM-передатчики, светозвуковые устройства;
  • пульт управления;
  • устройство контроля состояния извещателей и кабельных линий в СОТС;
  • источник питания — блоки и преобразователи, обеспечивающие бесперебойную работу СОТС даже при отключении от основной системы электропитания.

Одним из основных элементов СОТС являются датчики. Именно они отвечают за оперативное реагирование системы на вторжение, поэтому расскажем о них более подробно.

Инфракрасные датчики движения реагируют на любые перемещения в пределах контролируемого объекта. Некоторые модели способны посылать сигнал на включение камерам слежения. Датчик состоит из специального инфракрасного передатчика и приемника, который реагирует на исчезновение сигнала в том случае, если определенная оптическая ось перекрывается нарушителем. Кстати, если в доме есть домашнее животное, то рекомендуется установить специальный датчик, иначе охрана будет приезжать каждый раз, как только питомец попадет в его поле действия.

Емкостный датчик создает в охраняемом объекте поле с определенной емкостью. При попадании в поле любого предмета емкость поля изменяется, вызывая срабатывание сигнализации.

Примерно также действуют проводноволновые датчики, генерирующие электромагнитное поле между двумя зонами. Приборы срабатывают при пересечении этого поля. На движение реагируют также радиолучевые, радиоволновые и пассивные ИК-датчики.

Вибрационные датчики посылают сигнал на пульт управления при возникновении вибрации: например, при попытке проломить стену или вскрыть сейф, при разбивании окна. На звук разбитого стекла, так же как и на любой другой громкий звук, реагирует акустический датчик. Магнитоконтактные датчики срабатывают при попытке открыть окна или двери.

Обычно в СОТС устанавливается сразу несколько типов охранных извещателей, чтобы обеспечить надежную защиту от всех типов проникновения.

Система контроля и управления доступом

Современные автоматизированные СКУД предназначены для защиты от несанкционированного доступа в помещения или определенные зоны и для идентификации лиц, имеющих право доступа. Наиболее известным обывателю устройством такого типа является домофон, ограничивающий право доступа в подъезд многоквартирного дома тем, у кого нет электронного ключа типа Touch Memory.

СКУД состоит из нескольких основных элементов: контроллера, считывателя, идентификатора и исполнительного устройства. В контроллере хранится вся информация о конфигурации, режиме работы системы, правах доступа и т.д. Считыватель получает информацию, записанную на идентификаторе, и передает ее в контроллер на обработку. Идентификатором может быть электронный ключ, карта доступа, а в последнее время появляются биометрические терминалы СКУД, идентифицирующие человека по отпечаткам пальцев или радужной оболочке глаза.

После идентификации с контроллера подается команда исполнительному устройству — разрешить допуск или нет. Исполнительные устройства — это замки, турникеты, приводы ворот, шлагбаумы, то есть все то, что является физическим препятствием для несанкционированного доступа.

Система охранного видеонаблюдения

Система охранного видеонаблюдения, или СОВ, предполагает наблюдение за объектом с помощью видеокамер. Причем наблюдать одновременно можно за несколькими пунктами: например, главным и дополнительным входом в дом, воротами, периметром, отдельными помещениями. Главная задача СОВ — это обеспечение безопасности объекта именно путем визуального наблюдения и получение наглядной информации об обстановке на объекте. Кроме актуальной информации СОВ дает возможность анализа уже произошедших событий, так как вся информация с камер обычно записывается и ее можно просмотреть в любое время.

Это интересно

Предком нынешних СОВ можно считать систему «современного фотографического наблюдения», использовавшуюся в 1913 году в тюрьме Холлоуэй в Лондоне для фотографирования политических заключенных с большого расстояния и без их согласия.

Сегодня существует несколько типов видеонаблюдения — домашнее, уличное, скрытое. По способу обработки сигнала системы делятся на аналоговые, комбинированные и цифровые. Последние — наиболее совершенны и востребованы, поскольку обеспечивают высокое качество изображения, высокую скорость доступа к архиву, возможность удаленного просмотра и интеграцию с другими охранными системами.

По способу передачи видеосигнала СОВ могут быть проводными и беспроводными. Беспроводные системы можно устанавливать в самых труднодоступных местах, но зато проводные более надежны и дешевы.

Камеры СОВ также подразделяются на виды в зависимости от самых разных технических характеристик. Две самых больших категории — это цифровые и аналоговые камеры. Цифровые, или IP-камеры, используют в своей работе цифровой сигнал, их достаточно просто интегрировать в сеть, поэтому цифровое видеонаблюдение легко можно масштабировать при необходимости. Разрешение в цифровых камерах значительно выше, чем в аналоговых, но иногда в высоком разрешении просто нет необходимости, тем более что оно требует емких систем хранения данных.

Кроме того, камеры СОВ могут быть наружными и внутренними — от типа зависит место их установки. По особенностям конструкции камеры можно разделить на корпусные, модульные, купольные, миниатюрные и видеоглазки.

Система инженерно-технической укрепленности

Система инженерно-технической укрепленности (СИТУ) любого здания — это защита от несанкционированного проникновения путем усиления его конструктивных элементов. В идеале каждая СИТУ должна иметь 5 охраняемых зон:

  • периметр территории;
  • периметр здания;
  • помещения, доступные для посетителей;
  • помещения, доступные только для хозяев дома;
  • помещения с максимально ограниченным доступом — оружейные, сейфовые.

В качестве средств защиты периметра участка используются заборы, ворота, пропускные пункты, шлюзы для проверки и пропуска транспортных средств. Для защиты здания — оконные решетки и решетки для усиления стен, тамбуры, оснащенные средствами безопасности, укрепленные двери, замки.

Умная охранная система в рамках концепции «Умный дом»

Всего лишь в середине прошлого века писатели-фантасты в своих книгах описывали чудесные дома, в которых все системы — от включения света до охраны — управлялись человеком на расстоянии. Охранная система «Умный дом» — это будущее, ставшее настоящим. Она позволяет следить за состоянием дома практически отовсюду — требуется только любое устройство с выходом в интернет: планшет, смартфон или ноутбук. Контроль в рамках системы ведется круглосуточно, а сигнал поступает владельцу и на пульт охраны сразу же, как только происходит любая нештатная ситуация. Кстати, проверить, включена ли охранная сигнализация, тоже можно удаленно. При необходимости ее очень легко включить дистанционно.

Кроме охранной функции, система умного дома с помощью специальных датчиков следит за состоянием противопожарной, газовой и водопроводной систем, фиксирует нештатные ситуации и оповещает владельца, а также — в зависимости от запрограммированных возможностей охранной системы в целом — отправляет сигнал на обесточивание помещения или отключение газа.

За ситуацией в доме можно следить с телефона или планшета в онлайн-режиме с помощью охранных видеокамер. Записи с них немедленно дублируются в «облако», так что подделать или удалить их попросту невозможно.

На заметку

Интересная возможность «Умного дома» — это имитация присутствия хозяина. Если хозяева покидают дом на долгое время, программа создает эффект их присутствия, периодически включая свет в разных комнатах, телевизор или радио.

Кстати, с помощью «умной» системы безопасности хозяева могут даже отвечать на звонки домофона, открывать ворота или двери, конечно, в том случае, если гость желанный.

Концепция интеллектуальной защиты постоянно развивается, так что охранные системы в ее рамках будут становиться все совершеннее и надежнее. Но уже сейчас можно с высокой степенью надежности защитить свое жилье и спокойно уехать в командировку или в отпуск.

www.kp.ru

Современная система образования в России

Система образования в России со времен распада Советского Союза претерпела много изменений и до сих пор еще находится в стадии реформирования.

Сегодня становится модно критиковать слабые стороны учебного процесса в школах и ВУЗах (чего только стоит нашумевшая эпопея с ЕГЭ, о плюсах и минусах которого до сих пор идут споры), но не нужно забывать, что все познается в сравнении. Попробуем выяснить, есть ли плюсы у современной системы.

Структура системы образования в современной России многое наследовала со времен СССР. Ребенок, вступая в эту систему, проходит несколько этапов:

1. Детские сады или частные дошкольные заведения.
2. Начальная школа (1-4 классы).
3. Средняя школа (5-9 классы).
4. Высшая школа (10-11 классы).
5. Средние профессиональные или высшие учебные заведения.
6. Послевузовское образование (аспирантура, курсы повышения квалификации и т.д.).

Учреждения в рамках этих 6 звеньев бывают 3 типов:

1. Государственные.
2. Муниципальные.
3. Частные.

Обучение в школе проходит в соответствии с ФГОС – единым государственным стандартом. В свою очередь, учебные заведения могут сочетать несколько типов обучения:

1. Государственное.
2. Самообразование.
3. Дополнительное.

Гибкими стали и формы изучения материала:

1. В стенах учебного заведения (очная, заочная, очно-заочная).
2. Внутрисемейное, самообразование.
3. Экстернат.

Последние нововведения, касающиеся разрешения домашнего обучения и сдачи предметов экстерном, — несомненный плюс. Они помогают избежать «уравниловки», дают возможность детям с хроническими болезнями обучаться по общей программе в комфортных условиях, а сильным ученикам быстрее продвигаться вперед.

Но это не единственный очевидный плюс современного образования. Не только теория, но и практика.

Если советский выпускник или студент ВУЗа мог похвастаться глубокими теоретическими знаниями по предметам, то современные подростки со школьной скамьи могут позволить себе окунуться в практику благодаря условиям современной системы образования и разнообразию внешкольных учреждений.

О вопросах профориентации школьники и их родители могут всерьез задумываться уже с 7 класса, посещая занятия в специализированных центрах. Деловые игры, внеклассные мероприятия, в ходе которых дети решают реальные жизненные вопросы, посещение творческих мастерских заставляет искать применения полученным знаниям и приобретать ценный практический опыт.

В студенческие годы молодые люди уже могут, обучаясь в ВУЗе, параллельно работать, применяя имеющиеся теоретические знания и практические навыки.

Технический прогресс неумолимо входит в систему образования, и в этом есть много положительных моментов:

1. Интерактивные доски, аудио и видео на уроках, поиск материала в интернете делают процесс обучения ярким, разнообразным и более наглядным, что положительно сказывается на качестве усвоения материала.
2. Использование электронных дневников, с помощью которых родители могут контролировать успехи своих детей и иметь быструю прямую связь с учителем.
3. Участие школьников в международных олимпиадах, конкурсах онлайн, не выходя из дома.
4. Возможность получить дополнительное образование заочно по интернету.

Технические средства расширяют кругозор, делают открытым международный опыт в рамках изучения проблемы. Доступ студентов к иностранным электронным библиотекам, редким материалам и архивам помогает глубоко исследовать тему, экономя время и средства.

Но российская система образования хороша не только тем, что идет в ногу со временем. По-прежнему первостепенным остается живое общение преподавателя с учениками, студентами, в ходе которого учитель передает свой жизненный опыт, положительные моральные установки, не только поучает, но и вдохновляет на самостоятельное познание мира (конечно, если речь идет об Учителе с большой буквы).

В своем «Письме к учителю сына» Авраам Линкольн просил: «Если можете, научите его интересоваться книгами… И дайте ему также свободное время, чтобы он мог поразмыслить над извечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленых склонах холма».

Советская система образования сформировала в нас прекрасный рефлекс: у школьника должна быть тетрадь, в которой нужно писать красиво, без помарок. Хотя и в меньшей степени, чем ранее, но начальная школа продолжает уделять достаточное внимание чистописанию. В нашей стране детям в 1 классе выдают прописи, заставляя писать в них ручкой, а каллиграфический почерк воспринимается как одно из достоинств личности.

Не секрет, что быстрые умелые движения пальцев рук совершенствуют мозг, способствуют развитию скорости мышления. Отказываясь от обучения детей чистописанию, мы обедняем их, лишая львиной доли развития их способностей.

Для сравнения: в США организовывают специальные курсы для людей, желающих научиться читать и писать прописные буквы!

Современная школа в какой-то мере сохраняет дух тоталитаризма, оставшийся с советских времен. Многим это покажется отрицательным моментом. Противники нынешней системы образования могут возразить: заинтересовывайте, порождайте желание учиться, а не заставляйте!

Однако в жизни мы не всегда делаем то, что хотим. И сознательное «надо» идет с нами рука об руку. Школа прививает ребенку сознание, что некоторые вещи нужно знать, нужно уметь делать. Это порождает дисциплину и воспитывает самоконтроль.

Сохранение единой образовательной программы для всего государства, пусть не во всем совершенной, предъявляет определенные требования к педагогам, заставляет получать всесторонние знания, развивать логическое и творческое мышление. Благодаря обязательному изучению литературы, грамматики родного языка, физики, математики и других предметов ученики могут взглянуть на мир с разных точек зрения, впоследствии объединив их в одну картину мира.

Дежурства, выполнение общественных поручений – негласная сторона современной образовательной системы. Благодаря такой практике подростки не вырастают индивидуалистами, а осознают, что они часть общества, и определенную долю своего времени и сил можно и нужно дарить другим людям во благо.

Сегодня принято осуждать единый государственный экзамен, введенный под влиянием западной системы образования. Многие влиятельные педагоги утверждают: подготовка к ЕГЭ ведет к натаскиванию, обесцениванию устных ответов, а плохие оценки, полученные на экзамене, порождают глубокие стрессы у школьников.

Но правительство пока не готово отказаться от ЕГЭ по простой причине: оно позволяет успешно бороться с коррупцией в сфере образования, а достойную замену ему пока не придумали.

Современную систему обучения, бесспорно, нельзя называть совершенной. В ней остается много крупных и мелких недостатков, над которыми предстоит поработать. Вот некоторые из них:

1. Отсутствие синхронизации знаний по предметам, в результате чего ученикам трудно построить в сознании целостную картину мира.
2. Ограниченное количество бюджетных мест в ВУЗах.
3. Нивелирование значимости золотой медали, что снижает мотивацию к учебе.
4. Отсутствие предметов, направленных на воспитание подростков как будущих жен и мужей, родителей; недостаточная моральная составляющая обучения.
5. Чрезмерная загруженность детей, в результате чего они теряют интерес к учебе, не имеют свободного времени для занятий хобби, полноценного общения с родителями, сверстниками.

Недочеты в разработках современных образовательных реформ можно называть долго. Но мы, родители и педагоги, должны запомнить одно: в любых условиях важно не только образовать ребенка, но и вырастить высокоморальную волевую личность, которая направит свои знания и умения на то, чтобы сделать этот мир лучше! Зная недостатки, мы должны обращать на них внимание и стараться восполнять недочеты существующей системы личным участием в жизни ребенка.



newspolitics.ru

Современная система образования в России

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Роль образования в развитии российского общества……………………5

2. Структура современного Российского образования……………………..8

3. Система высшего профессионального образования в Российской Федерации………………………………………………………………………..16

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………25

Введение

Для современной экономики характерен динамизм, а также быстрые и глубокие структурные сдвиги, что вызывает двоякие последствия для узкоспециализированной подготовки кадров высокой квалификации. Во-первых, перспективная потребность в такой подготовке в определенной мере сокращается по отношению к подготовке кадров широкого профиля, приобретающих и меняющих специализацию в рамках системы непрерывного образования. Во-вторых, сохраняющаяся потребность в узкоспециализированной подготовке поддается достоверному прогнозированию со стороны государственных органов и работодателей не более чем на два года. Неотъемлемым условием эффективного использования бюджетных средств выступает совпадение горизонтов бюджетирования и прогнозирования тех потребностей, которые реализуются с помощью бюджета.

Переход к двухуровневой системе образования повлек за собой изменения во многих методиках преподавания. Педагогическая наука отреагировала на эти процессы потоком исследований, посвященных осмыслению путей реформирования образования. В них показано, что решение проблем образования требует совершенно иного уровня мышления, привычки оперировать иными категориями, руководствоваться иными представлениями о жизненных идеалах и ценностях.

Научный поиск в решении данной проблемы направлен на устранение противоречий, характерных для современной высшей военной школы: между новым качеством жизни и действующей системой образования; между социальными требованиями к личности специалиста и отсутствием соответствующей профессиональной подготовки в вузе; между потребностью вовлечения иноязычной профессиональной коммуникации (устной и письменной, теоретической в том числе) в образовательный процесс и отсутствием четкой системы в обучении иностранному языку такого рода; между желанием обучаемых в технических вузах приобрести дополнительное высшее (гуманитарное) образование по иностранному языку; между наличием значительных корпусов иноязычных текстов-источников профессиональной информации, формирующих профессиональную компетенцию (книга, компакт-диск, текстовый файл в электронной почте, электронный учебник, традиционные лекция и доклад и т.п.), и незнанием обучаемыми оптимальных систем анализа их смысловой структуры и др.

Переход в России к двухуровневой системе высшего профессионального образования продиктован интересами личности. Двухуровневая система позволяет построить более гибкие, индивидуализированные (личностно-ориентированные) образовательные программы. После получения степени бакалавра человек может скорректировать свою образовательную траекторию: в случае необходимости пойти на работу или продолжить образование, если это потребуется, в магистратуре или по программе подготовки специалиста с одногодичным сроком обучения либо в структурах дополнительного профессионального образования. Данная система позволяет более рационально использовать финансовые ресурсы обучающихся.

Цель данной работы – рассмотреть становление российской системы образования.

Объект исследования – система образования.

Предмет исследования – российская система образования.

Задачи:

— рассмотреть образование как социальный феномен;

— рассмотреть российскую систему образования;

— провести исследование статей по вопросам современного образования.

1. Роль образования в развитии российского общества

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования:

— ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

— переход к постиндустриальному, информационному обществу,

— значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем, особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

— возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

— динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда,

— глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

— возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения[3, 68].

Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.

Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом[8, 27].

Новые социальные требования к системе российского образования

Школа — в широком смысле этого слова — должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильность, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных концессий, ограничения социального неравенства.

Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества — общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.

В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов — человеческих, информационных, материальных, финансовых.

2. Структура современного Российского образования

Содержание школьного образования — это основа образовательной системы, и в условиях переходного периода в развитии общества оно является основным объектом реформирования и обновления. Содержание образования и его реализация воплощают те ценности и цели, которые общество ставит перед новым поколением. Успешная реализация реформы в области содержания образования является сложной и труднодостижимой задачей. Она требует тщательного планирования, хорошо разработанной стратегии, приверженности цели тех, кто ее реализует, внимания к ресурсам, обеспечения переподготовки и разработки соответствующей процедуры оценки. Реформу содержания образования затрудняет еще и то, что она проводится в обществе, где преподаватели и инфраструктура не обеспечены соответствующими ресурсами.

Прежняя советская образовательная система отличалась жесткими учебными планами, составляемыми централизованно. Эти планы основывались на том, что учащиеся приобретали факто-логические познания в узко специализированных предметах. Акцент делался на науку и инженерное дело. Педагогическим инициативам школы или учителя места почти не отводилось. Существовал общий учебный план, для всех школ, который составлялся под руководством государства. Учебники производились государством монопольно и были бесплатными. Не было никакой структурированной системы оценки образовательных стандартов в национальном масштабе. Образовательные потребности определялись централизованным планированием распределения рабочей силы[6, 85].

mirznanii.com

«Современная система образования в РФ»

Негосударственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Центр социально-гуманитарного образования»

РЕФЕРАТ

Современная система образования в РФ

Тюнина Елена Владимировна

Программа профессиональной переподготовки

«Образование и педагогика»

Руководитель: Ларионова И.Е.

Преподаватель высшей категории

Работа допущена к защите «__»____2015г.

Оценка: ____________________________

Казань, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

В рамках реферата рассматривается современная система образования в РФ, а так же существующие проблемы и методы их решения, затрагивается инновационный подход к обучению. Это делает данную работу интересной и актуальной.

Объект исследования: система образования в Российской Федерации

Цель исследования: основываясь на законодательных актах, провести анализ системы образования РФ.

Задачи исследования:

  1. Выявить основные особенности системы образования РФ;

  2. Определить главные проблемы образования в России и возможные пути их преодоления;

  3. Рассмотреть инновации в системе образования РФ;

  4. Сформулировать на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики, а также приоритетные цели и направления развития системы образования;

В процессе разработки данной работы использовались следующие методы: анализ документов, статистический анализ, системный анализ, сравнение.

Федеральный Закон «Об образовании» [6] предлагает следующее определение: «Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Согласно Конституции нашей страны каждый гражданин РФ имеет право на бесплатное образование, вне зависимости от его расовой и религиозной принадлежности.

В соответствии с вышеуказанным ФЗ [6] система образования включает в себя следующие элементы:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

В Российской Федерации образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование. Также выделяется профессиональное обучение, которое обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — специалитет, магистратура;

4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

1.2 Принципы государственной политики РФ в области образования

Образование сегодня является одним из средств решения важнейших проблем не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Как и в любом государстве, в России характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями. Требования общества к образованию формулируются системой принципов государственной образовательной политики. Ее целью является создание для граждан благоприятных условий по реализации прав на образование, соответствующего потребностям экономики и гражданского общества.

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах [6, ст.3]:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования правительство РФ представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Основополагающим моментом становится принцип гуманистического характера образования. Соответственно, каждого ребенка необходимо признать как личность вне зависимости от его социального статуса, уровня развития и так далее. Данные общеметодологические принципы должны конкретизироваться через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.

В целом в современном мире все более очевидными становятся тенденции смены ценностных приоритетов. Среди основных критериев оценки развития общества центральное место занимает образование. И рефреном выделяется принципиальное признание главного критерия образовательных реформ: нарождающаяся модель образования обязана располагать механизмами динамичного саморазвития.

К сожалению, традиционная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Ранее целью средней школы было лишь дать ученику минимальный набор знаний, необходимый человеку в повседневной жизни.

Однако современными учеными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности. Следовательно, педагогу необходимо привить ребенку желание и умение учиться, организовать такую деятельность на занятиях, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию его творческих способностей.

На сегодняшний день перед государством в сфере образования стоит приоритетная цель: обеспечить высокое качество российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики.

При этом основными задачами государства являются:

• Формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;

• развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;

• модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

• создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия [2, c. 4-5].

Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами.

Трансформируется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются богословские факультеты, воскресные школы, в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива реализуются дополнительные программы.

Радикальные изменения российской системы образования затрагивают все ее элементы и звенья. Так, в начале нового тысячелетия был запущен проект государственной итоговой аттестации (общего государственного экзамена) для выпускников 9 классов и единого государственного экзамена для выпускников 11 класса. Несмотря на все споры и разногласия вокруг ЕГЭ, следует отметить, что подобная форма экзамена приближает российскую систему образования к европейской. Кроме того, в случае набора нужного числа баллов ЕГЭ позволяет поступать в любой ВУЗ, в некоторых случаях без дополнительных вступительных экзаменов.

Еще одним ключевым изменением в системе образования РФ является апробация альтернатив государственным учебным заведениям (например, частные), вариативные формы образования (гимназии, лицеи, колледжи, профильные классы и т.д.). Во всех звеньях – от детских садов до университетов – параллельно с системой бесплатного образования действует платное. Государство заботится, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачным, контролируемым, а оплата обучения каждого учащегося из бюджета осуществлялась индивидуально. Привлечение инвестиций в сферу образования приобретает статус государственной политики.

Словом, существует прямая связь образования с политической сферой. Деятельность образовательных учреждений непосредственно зависит от нее. Принципы государственной политики в области образования основываются на конституционных нормах, являясь базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов, но и для непосредственной реализации в отдельно взятых учебных заведениях.

Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, руководство любой страны должно ставить приоритетной целью и задачей развитие грамотности и образования населения.

Современная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву, или инновации не адаптированы под российский менталитет. Это зачастую приводит к образованию разного рода трудностям. В настоящее время в российской системе образования можно выделить следующие проблемы:

  1. Кризис старой системы образования.

  2. Излишняя теоритическая направленность образования.

  3. Отсутствие должного финансирования;

  4. Низкий уровень связи между этапами образования;

  5. Коррупция;

Рассмотрим каждую из названных проблем и возможные или практические способы их решения более подробно.

Так, при изучении проблемы кризиса прежней системы образования, в высшей школе выход был найден в переходе на систему бакалавриат и магистратура. Но остались не охваченными средняя школа и профессиональные училища. Недавно изданный закон об образовании призван решить и эту проблему. Современное общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике. А для этого требуется колоссальный труд по подготовке не только новых учебников для учеников и пособий для учителей, но и самих педагогических работников.

Второй проблемой образования в России называют излишнюю его теоретическую направленность. Воспитывая учёного-теоретика, мы создаем огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, новые сотрудники переживают серьёзную адаптацию, связанную с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью.

Третья проблема характерна не только для образования — это недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда. Здесь решением становится привлечение дополнительных источников финансирования, в том числе частных.

Проблема, которую особо остро начинают ощущать выпускники школ, это низкий уровень связи между этапами образования. Так, теперь, чтобы поступить в вуз, часто родители нанимают репетитора для сдачи ЕГЭ, так как уровень требований, который предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе разительно отличаются друг от друга.

Конечно, нельзя пройти мимо такой проблемы, как коррупция. Одних объявлений о продаже дипломов о высшем образовании в сети Интернет можно найти множество. К коррупции можно отнести и денежные поборы в школе, взятки за экзамены (зачёты), хищение средств из бюджета. Однако в настоящее время в прокуратуре РФ существует практика «горячей линии», куда родители могут обратиться в случае неправомерных поборов и взяток, а новые принятые законы призваны ужесточить наказание за подобные явления. Кроме того, аудитории в школах, где проводятся государственные экзамены, оснащены системой видеонаблюдения, что также помогает исключить элемент коррупции во время проведения экзамена.

В заключение данного раздела можно отметить такую проблему, как падение престижа ПТУ и техникумов. Это ведёт к нехватке рабочих кадров на предприятиях, в обслуживающей сфере. Чтобы решить эту проблему, Правительство РФ проводит популяризацию «рабочих» профессий, предоставляя определенные льготы, социальные гарантии, а также увеличивая уровень заработной платы на заводах и иных предприятиях среди подобных специалистов.

В свете происходящей модернизации образования в России, актуальна тема о проведении экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

Инновации означают введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Инновации сами по себе не возникают, а являются результатом научного поиска, практического опыта отдельных учителей и целых коллективов. В подобных условиях преподаватель часто сталкивается с проблемой педагогического риска. Риск подразумевает под собой экспериментальное применение каких-либо технологий, широко не распространенных на практике, но, тем не менее, в теории, являющихся перспективными с точки зрения обучения.

В понимании сущности этих двух понятий лежат две основные проблемы современной педагогики: проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений педагогов-новаторов. Таким образом, инновации и педагогический риск должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой явлений, рассматриваемых обычно отдельно, т.е. результатом их синтеза должно стать новое знание, позволяющее учителю использовать новшества в повседневной практике, просчитывая возможные последствия.

Для того, чтобы определить основные цели и задачи внедрения инновационных технологий в сфере образования, следует обратиться к статье 20 ФЗ «Об Образовании» [6]. Данная статья гласит: «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий <…>. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.

На сегодняшний день существует огромное количество методик, программ и способов, позволяющих работать со всеми категориями детей, используя новейшие разработки технологического сектора, оригинальные упражнения, аутентичные, современные и интересные аудио и видео материалы, а также интерактивных средств обучения. Но основная причина неизменности монотонности быта обычного школьника – нежелание их внедрять [9].

Верховные законы Российской Федерации [4,6] гарантируют каждому гражданину РФ право на получения образования. Система российского образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ.

В современном интернациональном мире, чтобы быть успешным, приходится подстраиваться под международные тенденции, что закономерно приводит разного рода переменам, в том числе и в сфере образования. Подобные перемены зачастую являются причиной возникновения ряда крупных и мелких проблем. Закон «Об образовании» — попытка решить ряд назревших проблем в современной системе образования. Но для полноценного развития нации необходимо принятие ещё ряда мер в сфере образования.

Основная цель образования сегодня – создание условий для развития природных качеств личности. Владение исключительно запасом академических знаний становится все менее и менее важным показателем качества образования. Перед государством стоит задача не только приблизить уровень и систему образования к международным стандартам, но и сделать так, чтобы оно полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах.

Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами. Традиции и нормы мирового образования свободно проникают в нашу страну. Культурная трансформация общества выражается как в глобализации, интернационализации культуры, так и в желании сохранить свою самобытность. Телевидение, Интернет в качестве средств аудиовизуальной коммуникации, популяризация английского языка стирают границы в культурном пространстве. Одновременно нарабатываются пути сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций является условием устойчивого развития сферы образования.[3]

В заключении исследования по теме: «Современная система образования в Российской Федерации» целесообразно отметить следующее:

1. Совершенствование системы образования, являясь одним из принципов государственной политики, входит в число наиболее актуальных задач для современного общества.

2. С учетом всех путей возможного реформирования системы образования в Российской Федерации, в его границах сохраняются основополагающие гарантии, декларируемые Конституцией РФ.

3. В условиях демократизации общества образование приобретает все более гуманистический характер. На передний план выходит задача формирования социально активной, гармонично развитой личности.

4. Изменение требований к системе образования в целом предполагает профессиональное совершенствование педагогических кадров, раскрытие их личностного и творческого потенциала.

5. Одним из основных принципов функционирования системы образования сегодня является его интернационализация в сочетании с сохранением культурной самобытности.

6. В числе главных целей реформирования системы отечественного образования ведущее место занимает достижение его реальной доступности для всех граждан РФ, соблюдение в данной социальной сфере принципа равноправия.

7. Главным результатом изменений в системе образования РФ должно стать достижение современного качества образования, соответствующего социально-экономическим запросам общества.

Список используемой литературы:

  1. В Министерстве образования РФ // Народное образование. – 2003. – №8. – С. 261–267

  2. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы (утв. Распоряжением правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р)

  3. Зверев А. Образование – это услуга или товар? // Народное образование. – 2003. – №7. – С. 82–88.

  4. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. – СПб., 2003.

  5. Пикулькин А.В. Система государственного управления. Учебник. М. ЮНИТИ. 2004.

  6. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

  7. «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы»;

  8. Федеральный государственный стандарт начального, общего образования от 6 октября 2009 года № 373;

  9. Юсманов И. «Великая Эпоха»\\ Электронный ресурс: http://www.epochtimes.ru/problemy-sovremennoj-rossijskoj-sistemy-obrazovaniya-98913405/

  10. Электронный ресурс: https://habrahabr.ru/sandbox/58671/

infourok.ru

Современная система бизнеса

Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права

(ММИЭИФП)

Контрольная работа по дисциплине “Основы бизнеса”

На тему: Современная система бизнеса.

Студента:

Преподаватель:

г.Москва 2004

Оглавление:

1.1 Система бизнеса. Системные качества современного предпринимательского бизнеса………………………(1-4)

1.2 Деловое предназначение субъектов предпринимательского бизнеса……………………………………………………(4-8)

1.3 Становление современной системы бизнеса…………(8-11)

1.4 Первоначальное накопление капитала как предпосылка становления современной системы бизнеса…………………………(11-14)

1.5 Национальная система современного мирового бизнеса…………………………………………………….(14-18)

1.1 Система бизнеса. Системный качества современного предпринимательского бизнеса

Наряду с воздействием таких явлений, как экономическая среда предпринимательского бизнеса, его горизонтальная и вертикальная инфраструктура, политическая, правовая и иные неэкономические среды предпринимательского бизнеса, современные предприниматели во всех странах с рыночно ориентированной экономикой постоянно ощущают влияние еще одного объективного явления — современной системы бизнеса.

С термином «система бизнеса» мы уже неоднократно встречались на страницах учебника «Основы бизнеса». Данный термин определяет очень важные свойства современного бизнеса — его системный характер, наличие в современном предпринимательстве особых системных качеств, закономерный характер эволюции деловых отношений, а также соответствие многообразных способов проявления предпринимательства в странах с рыночно ориентированной экономикой общемировой тенденции развития предпринимательского бизнеса. «Система бизнеса» — это одна из основных научных категорий во всей современной теории Предпринимательства.

Под системой принято понимать со­вокупность неразрывно связанных между собой элементов единого целого. Элементы той или иной системы могут иметь место только — внутри данной системы — именно там они оказываются неразрывно связан­ными между собой, составляя единое целое. Одни элементы системы не могут существо­вать без других элементов этой же системы, и наоборот. Они неотделимы друг от друга.

Наряду с системами в природе и в обществе встречаются совокуп­ности случайно составленных предметов либо отношений и связей между людьми, никак не обусловленных объективно. Такие совокупности предметов или связей определяются как несистемные конгломераты. Скажем, кинофильм является системой, а попытки встроить в показ этого фильма по телевидению рекламные ролики, прославляющие памперсы, моющие средства, жевательную резинку или другие объекты предпринимательско­го бизнеса, не связанные с содержанием данной картины, имеют признаки несистемного конгломерата. Они не ведут к созданию новой системы, а, напротив, фактически разрушают существующую.

Всякая система может быть либо естественной (органической), либо искусственно созданной (неорганической). Органической является система, происхождение и развитие которой осуществляются в силу объектив­ной необходимости. Органическая система имеет свойства самодостаточности — она развивается сама, без принудительного вмешательства извне. Ее развитие всегда регулируется изнутри, за счет внутренней объективной необходимости, поэтому данная система определяется как саморегулирующаяся и саморазвивающаяся. В ходе развития органической системы признаки каждого из ее элементов становятся более явными и характерными, связи между элементами — более разнообразными, сложными, а, следовательно, — и более устойчивыми. По мере развития органических систем их целостность постоянно укрепляется.

Система может не быть органической в тех случаях, когда она конструируется искусственно и поэтому ее регулирование и развитие может осуществляться исключительно за счет внешнего воздействия на ее элементы или на всю систему в целом. Неорганические (искусственно сконструированные) системы не имеют внутренних импульсов развития, и потому они недолговечны.

Современный бизнес является органической системой. Его возникновение, последовательная эволюция и нынешнее устойчивое состояние стали возможными благода­ря естественной необходимости. В силу естественной необходимости действуют все субъекты предпринима­тельского бизнеса, постоянно вступая друг с другом и со своим непредпри­нимательским окружением во взаимные деловые отношения. Данные от­ношения имеют закономерную природу — все, что происходит в современ­ной системе бизнеса объективно и неизбежно.

Закономерная природа предпринимательского бизнеса, развитие его на началах естественной необходимости, неразрывная взаимная зависимость между элементами его содержания и технологий, составляющих еди­ное целое, формируют системный характер современного предпринимательского бизнеса. В современном бизнесе все подчинено строгим причинно-следственным связям, внутренней логике развития деловых отношений как единого целого.

Именно системный характер деловых отношений превращает современный предпринимательский бизнес в устойчивое, постоянно воспроиз­водимое явление, обладающее признаком целостности. Недостаточный учет этого обстоятельства и обусловил в прошлом возникновение и расп­ространение критической концепции бизнеса, в рамках которой рыночные формы предпринимательского бизнеса трактовались как временные, исто­рически преходящие явления, обреченные на исчезновение по мере разви­тия человеческого общества. Позитивная концепция бизнеса также не уде­ляет системному характеру бизнеса должного внимания — поэтому совре­менное предпринимательство рассматривается как по сути несистемный конгломерат достоинств и положительных качеств предпринимателей и всемирного предпринимательства.

В этой целостной и внутренне устойчивой системе современного бизнеса протекает повседневная деловая де­ятельность предпринимателей, формируются и развивают­ся базисные элементы среды предпринимательства, его го­ризонтальная и вертикальная инфраструктура. В данном параграфе мы подробнее рассмотрим особенности систем­ных качеств системы современного бизнеса, а также постараемся понять, как обеспечивается целостность современной системы бизнеса и каким об­разом происходит уравновешивание внутренних противоречий этой систе­мы, порождающих постоянную конкуренцию между субъектами бизнеса.

В отличие от позитивной концепции бизнеса мы исходим из противоречивого характера взаимодействия между субъектами бизнеса. Сталкиваясь в повседневной жизни, субъекты бизнеса стремятся не только наилучшим образом реализовать свои деловые интересы, но и при возможности — навязать их другим субъектам бизнеса. Как же при этом соотносятся целостность системы бизнеса, развитие деловых связей как единого целого, с одной стороны, и противоречия в отношениях между субъектами бизнеса, — с другой стороны?

Противоречия между субъектами бизнеса порождаются несовпадением их деловых интересов. Здесь можно выделить два вида несовпаде ния интересов. Во-первых, имеет место несовпадение эгоистических инте­ресов каждого из субъектов бизнеса и его же общественных интересов. Во-вторых, не совпадают деловые интересы разных субъектов, в том числе тех, кто вступает между собой в непосредственный контакт и непосредственно устанавливает деловые связи.

Несовпадение интересов проявляется в том, что субъектам бизнеса всякий раз необходимо формулировать иерархию интересов, т.е. предпочитать одни деловые интересы другим, идти на вынужденные компромиссы в процессе реализации интересов. Субъекты бизнеса вынуждены ограничивать свои действия ради достижения приоритетных целей даже в том случае, если эти цели навязаны им другими субъектами бизнеса. В процессе деловой деятельности несовпадение деловых интересов приводит к проти­востоянию между ними, а затем — к противоречивости в действиях субъек­тов бизнеса и во взаимодействии между ними.

Реализуя свои эгоистические притязания, люди выступают как частные лица, преследующие частные интересы, а бизнес — как частное дело этих людей. Напротив, реализуя общественные притязания, люди высту­пают как общественные субъекты, преследующие и отстаивающие общест­венные интересы, а бизнес — как общественно полезное или общественно необходимое дело.

С развитием разделения труда в человеческом обществе, специализации деятельности людей такое несовпадение стало, за исключением натурального хо­зяйства, типичным стимулом предпринимательской активности. «…Человек постоянно нуждается в помо­щи своих ближних, — писал Адам Смит. — Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них… Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно, — та­ков смысл всякого подобного предложения. Именно таким путем мы полу­чаем друг от друга большую часть услуг, в которых мы нуждаемся. Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы полу­чить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов».

Следовательно, предпринимательский бизнес, связанный с производством и распределением материальных благ, оказанием услуг, выполнени­ем работ, оказался и продолжает оказываться сегодня подчиненным пот­ребностям разнообразных членов человеческого общества. Поэтому предп­ринимательский бизнес, направленный, на первый взгляд, исключительно на удовлетворение эгоистических интересов самих предпринимателей, всегда имеет значение общественно полезной деятельности.

Мотивация к занятию предпринимательством как общественно полезным делом имеет для активных, энергичных, инициативных и предпри­имчивых людей не менее весомое значение, чем их мотивация, обусловлен­ная наличием эгоистических деловых интересов. В самом общем виде она обусловлена тем, что субъекты современного предпринимательства стре­мятся произвести такую продукцию, выполнить такие работы или оказать такие услуги, которые пользовались бы спросом у других субъектов бизне­са. Фактически при широком разделении труда субъекты современного бизнеса повсеместно работают друг для друга.

mirznanii.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о