Тосол в системе отопления плюсы и минусы: Антифриз в системе отопления плюсы и минусы советы от специалистов

Содержание

плюсы и минусы при использовании

В климатических условиях России температура может опускаться до отметки -40 °C. Если система отопления не будет функционировать, тогда находящаяся в ней вода замерзнет. Когда жидкость замерзает, она переходит из жидкого состояния в твердое. В результате вода увеличивается от своего первоначального объема на 9 %. Это приводит к деформации труб, котла, кранов и других конструктивных элементов отопления. Чтобы предотвратить негативные последствия, допускается использование антифриза в системе отопления. Техническая незамерзающая жидкость включает в себя пропиленгликоль/этиленгликоль, соли и прочие вещества. Благодаря присадкам улучшаются эксплуатационные характеристики раствора, а также снижается температура замерзания. Различные добавки предотвращают разрушительное воздействие на уплотнительные элементы системы, обеспечивают растворение и вывод отложений. Также гарантируется защита металла от образования коррозии.

При использовании антифриза нужно учитывать, что водные смеси отличаются высокой вязкостью, минимальной теплопроводностью и повышенной текучестью. При несоблюдении данных характеристик может произойти сильный нагрев стенок теплообменника отопительного оборудования, забивание фильтрующих элементов, накопление отложений на крыльчатке циркуляционных насосов и ухудшение теплоотдачи агрегатов.

Какими достоинствами обладает антифриз

Плюсы антифриза в системе отопления:

  • высокие антикоррозийные свойства благодаря присадкам-ингибиторам;
  • длительный срок эксплуатации;
  • теплоноситель на основе пропиленгликоля является безопасным и не содержит ядовитых компонентов;
  • нет потребности постоянно работать отопительному оборудованию;
  • устойчивость к отрицательной температуре;
  • сохранность функционирования отопительной системы на протяжении всего срока эксплуатации;
  • правильно выбранный теплоноситель гарантирует стабильность и эффективность работы водяного котла;
  • можно комбинировать с водой, корректируя температуру замерзания теплоносителя в системе.

Минусы антифриза в системе отопления

Некоторые производители отопительных котлов не рекомендуют использовать антифриз в системах с целью исключения негативных последствий. Чтобы обеспечить эффективную и безопасную работу системы, важно контролировать отопительный процесс. Производители не знают, с каким составом будет заливаться жидкость (кроме воды), поэтому исключают их использование.

Минусы антифриза в системе отопления:

  • Чугунные агрегаты не адаптированы для взаимодействия с незамерзающей жидкостью.
  • Ядовитость для человека и животных (требуется аккуратность, внимательность и соблюдение мер предосторожности при заправке/ техническом обслуживании системы).
  • Моноэтиленгликоль запрещается использовать в системе отопления двухконтурного типа из-за возможности проникновения вещества в питьевую воду.
  • Антифриз на основе этиленгликоля не рассчитан для использования в системах, которые склонны к перегреву.
    При высокой температуре происходит распад этиленгликоля и присадок, что способствует появлению твердого ила и кислоты. Если осадок будет накапливаться на обогревающих элементах котла, возникает слой нагара. Это негативно отражается на теплообмене и провоцирует возникновение еще больше ила. В итоге повышает вероятность перегрева. Кислоты начинают взаимодействовать с металлом, что повышает риск образования коррозии. Разложение присадок является причиной ухудшения защитных свойств состава касательно уплотнительных элементов. Потеря эластичности уплотнителей приводит к течи в местах соединения. При наличии покрытия из цинка нельзя заливать антифриз. В случае перегрева наблюдается повышенное пенообразование, что приводит к завоздушиванию системы.
  • Антифриз – вещество с высокой текучестью. В системах, где имеется большое количество мест соединения и конструктивных элементов, могут наблюдаться протечки. Данная проблема чаще всего возникает в холодной системе при выключенном отоплении.
    Во время охлаждения объем соединений из металла становится меньше, образовываются микроканалы, по которым течет вещество. В таком случае можно использовать антифриз в системе отопления, но необходимо обеспечить свободный доступ ко всем соединениям. Данное средство является токсичным, поэтому его не рекомендуется использовать для нагрева жидкости в системах ГВС. Есть риск проникновения смеси в места разбора горячей воды, что может негативно отразиться на здоровье жильцов.

Эксплуатационные особенности антифриза

В среднем срок эксплуатации антифриза, залитого в систему, составляет 5 лет. Он может варьироваться в зависимости от состояния ингибиторов. Рекомендуется время от времени делать проверку вещества на плотность (особенно важно, когда доливается вода). Снижается эксплуатационный срок в случае перегрева системы. Это происходит из-за процесса разложения присадок.

Почему антифриз в системе отопления считается одним из лучших теплоносителей:

  • высокая эффективность передачи тепла;
  • сохранность на протяжении многих лет первоначальных физико-химических характеристик;
  • при эксплуатации не образовывается ил, накипь и другие отложения;
  • невосприимчив к низкой температуре (при эксплуатации не замерзает).

Для отопления важную роль играет качество и состав воды. Она содержит в обилии кальций и магний, что является причиной появления накипи из-за длительного нагрева до температуры выше 80 °C. Оборудование и трубы покрываются слоем накипи, что негативно отражается на обогревающих свойствах. В таком случае антифриз выступает отличной альтернативой обычной воде. Благодаря данному веществу увеличивается беспроблемная эксплуатация автономной системы отопления.

Какой антифриз заливать в систему отопления

У многих возникает вопрос, какой антифриз заливать в систему отопления, чтобы он был безопасным для человека и не оказывал разрушительное воздействие. Сегодня пользуются спросом составы на основе экологического пищевого пропиленгликоля. Они считаются безопасными для здоровья жильцов и могут заливаться в двухконтурные системы. В таком антифризе гидравлические и теплотехнические свойства практически идентичны характеристикам этиленгликолевых смесей. Многими производителями отопительного оборудования было одобрено использование данного теплоносителя.

С помощью специальных присадок обеспечивается требуемый предел коррозии, вспениваемость, щелочность, защита от накипи. Возникает вопрос, можно ли заливать систему отопления антифризом вместо воды. Чтобы гарантировать стабильность функционирования системы и получить желаемый результат, раствор должен отвечать требованиям ГОСТа, изготавливаться с учетом технологического процесса, а также содержать в составе необходимые присадки, повышающие его эксплуатационные характеристики.

Антифриз для системы отопления загородного дома

Автор Монтажник На чтение 16 мин Просмотров 16.8к. Обновлено

Самая большая опасность, которая может угрожать индивидуальной отопительной системе — промерзание в зимний период при отключении электроэнергии. Чтобы избежать подобных ситуаций, многие используют антифриз для системы отопления загородного дома, защищающий котел и трубы отопления от деформации.

На строительном рынке предлагают различные марки антифризов для отопительных систем, схожий состав у автомобильных незамерзающих жидкостей, самой известной из которых являются Тосол. Поэтому у многих домовладельцев возникает резонный вопрос — можно ли использовать Тосол в качестве антифриза для контура отопления индивидуального дома и выгодно ли это с финансовой точки зрения.

Чтобы получить ответы на данный вопрос, следует рассмотреть физико-химические характеристики Тосола и сравнить его со специальными жидкостями, предназначенными для защиты отопительной системы от промерзания.

Рис. 1 Антифриз для системы отопления загородного дома — популярные марки Теплый дом, Dixis, Thermagent

Содержание

  1. Вода или антифриз — сравнение параметров
  2. Антифриз для системы отопления загородного дома — свойства и разновидности
  3. На основе этиленгликоля
  4. На основе пропиленгликоля
  5. Тосол как теплоноситель в системе отопления
  6. Почему не рекомендуется заливать Тосол в систему отопления
  7. На что обратить внимание при выборе антифризов
  8. Подготовка антифриза перед заливкой
  9. Особенности заполнения этиленгликолевым антифризом
  10. Подготовка раствора Тосола для отопления
  11. Заливка Тосола в систему отопления
  12. Предупреждение от производителей котлов

Вода или антифриз — сравнение параметров

Вода — распространенный природный элемент, повсеместно используемый в качестве теплового носителя, но из-за слишком высокой точки замерзания, ее приходится заменять в бытовом отоплении на гликолевые антифризы, имеющие в сравнении с водой следующие показатели:

  • Их удельная тепловая емкость на 15% ниже, чем у воды, это означает, что при одинаковом объеме гликоль накапливает на 15% меньше энергии при нагреве и соответственно меньше отдает. Следовательно, для транспортировки одинакового с водой количества тепла в единицу времени его скорость перемещения по трубопроводу должна быть больше на ту же величину.
  • Плотность незамерзаек чуть выше (на 5 — 10%) воды, а вязкость на 30 — 50% превышает водные показатели — это значит, что при движении жидкости по трубопроводу гидравлическое сопротивление возрастает. Если сравнивать с водным теплоносителем, циркуляционному насосу потребуется больше мощности и соответственно потребления электроэнергии для перемещения равного с водой объема антифриза.
  • Их тепловой коэффициент расширения на 30 — 40% больше воды, при нагреве гликолевый теплоноситель возрастает в объеме на 5%, расширение несущественно, но иногда может понадобиться гидробак чуть большего объема.
  • Из-за низкого поверхностного натяжения они на 50% более текучи, чем вода — это предъявляет повышенные требования к герметизации. Обычные резиновые прокладки придется менять на паронитовые, нередко случается, что внутренние прокладки радиаторов отопления не рассчитаны на работу с гликолями и придется принимать меры по устранению утечек между секциями (у современных радиаторов обычно таких проблем не бывает).

Рис. 2 Свойства антифриза в сравнении с водой

  • Существенный недостаток относительно дешевых незамерзаек на основе этиленгликоля — высокая опасность для здоровья человека, вещество является ядовитым со смертельной концентрацией 2 мг. на 1 кг. веса. Поэтому этиленгликоль запрещено заливать в системы с открытым накопительным баком на чердаке, контур должен быть замкнут.
  • Они имеют малый срок эксплуатации, рассчитанный на 10 сезонов и составляющий не более 5 лет, связано это с разложением антикоррозийных присадок в процессе работы. После этого придется сливать антифриз из системы, утилизировать (с ядовитым этиленгликолем это определенная проблема) и заливать в контур новый теплоноситель — это повлечет неоправданные финансовые расходы.
  • В отличие от нейтральной воды, некачественные или просроченные гликоли в определенный период разлагаются, образуя твердый осадок, забивающий фитинги и разрушающий трубопроводную арматуру.
  • Еще один существенный недостаток незамерзающих теплоносителей — относительно высокая стоимость, 20-литровая канистра этиленгликоля с кристаллизацией при -30º С обойдется в 15 у.
    е., цена такого же объема пропиленгликоля будет составлять 30 у.е.
  • Следует также отметить, что при эксплуатации антифризы весьма чувствительны к критическим температурам — при перегреве входящие в их состав гликоли и присадки разлагаются с образованием твердых нерастворимых осадков и кислот. Это приводит к появлению нагара на нагревательных элементах котла, соприкасающихся с тепловым носителем, металлы подвергаются разрушительной коррозии, также страдают и уплотнительные элементы. Процесс сопровождается повышенным пенообразованием, приводящем к завоздушиванию системы и нарушению ее функционирования.
  • Они имеют ограничения в использовании, запрещено их применение в электролизных котлах и трубопроводах из оцинкованной стали — металл подвергается усиленной коррозии с образованием нерастворимого осадка из белых хлопьев.

Рис. 3 Особенности теплоносителей на основе гликолей и их стоимость

  • Существенный недостаток использования антифриза — отказ многих производителей котлов для отопления в их гарантийном обслуживании, если в систему заливаются гликоли.
  • Единственным и главным преимуществом антифризов в сравнении водой является низкая температура замерзания, доходящая до -70º С.
    Даже при замерзании более высокотемпературного состава (его получают после разведения водой в определенной концентрации) вещество превращается в желеобразную массу с минимальным расширением. Поэтому, если заливать антифриз в систему отопления, целостность труб и котла гарантирована при любых природных отрицательных температурах замерзания контура.

Из вышеизложенного становится ясно, что вода в качестве теплоносителя значительно превосходит все антифризы по своим физико-химическим параметрам за исключением ее 10% расширения при замерзании, приведшего к поиску альтернативных вариантов.

Рис. 4 Антифриз в системе отопления частного дома — инструкция

Антифриз для системы отопления загородного дома — свойства и разновидности

На строительном рынке предлагаются две основные марки антифризов для систем отопления частных домов: этиленгликоль и пропиленгликоль. Обычно в незамерзайках основной составляющей служит гликоль (30 — 65% в зависимости от концентрации раствора), деионизированная вода занимает 30 — 50% от общего объема и присутствует 3 — 4% присадок, состоящих из ингибиторов коррозии, растворителей накипи и осадков, веществ, препятствующих пенообразованию.

Благодаря своему составу, от начала кристаллизации до превращения незамерзающего состава в гелеобразную шугу необходим интервал в 10 — 15º С, температура внутри которого изменяется постепенно и занимает длительное время.

Производители поставляют в торговую сеть расфасованные в 10-литровые или 20-литровые канистры незамерзайки в следующих концентрациях:

  • Концентрат с кристаллизацией при -65º С, который можно развести с водой для получения требуемой температуры замерзания.
  • Раствор с замерзанием при -30º С, его используют как в готовом виде, так и разбавленном для получения более высоких температурных параметров от -20 до -15º С.

Потребителю важно знать, что при разведении концентрата водой нет линейной зависимости от ее процентного содержания (график на рис. 8). Например, если развести 20 литров 65% концентрата с кристаллизацией при -65º С таким же количеством воды, то мы получим 40 литров жидкости с точкой кристаллизации около — 20º С, а не — 32,5º С, как происходит, к примеру, при разведении спирта. Поэтому для получения необходимой температуры используют таблицы нижних пределов температурной зависимости гликолей от их концентрации (рис. 9).

Рис. 5 Антифриз для системы отопления загородного дома пропиленгликоль

На основе этиленгликоля

На рынок поставляются этиленгликоли в канистрах красного и желтого цветов — это позволяет быстрее обнаруживать вещество в случае протечек. Хотя стоимость этиленгликоля в два раза ниже его пропиленового аналога, высокая ядовитость является фактором, ограничивающим его применение.

Вещество запрещено использовать в контурах с открытым накопительным баком и в двухконтурных конструкциях, где яд при повреждении труб может попасть водопроводную магистраль, используемую для бытовых нужд.

Использование теплоносителя в закрытых контурах не представляет большой угрозы для здоровья, как и вдыхание его паров при утечке, разлитую жидкость без вредных последствий просто смывают водой.

На основе пропиленгликоля

Хотя пропиленгликоль для отопления в 2 раза дороже похожего этиленового, он обладает одним существенным преимуществом, а именно является абсолютно безвредным для человека. Более того, пропиленгликоль для отопления можно употреблять в пищу — он является пищевой добавкой Е1520, широко применяемой в промышленности для изготовления кондитерской продукции.

Продаваемая жидкость окрашена в зеленый цвет, часто имеет маркировку ЭКО, состав на основе пропиленгликоля можно применять без ограничений во всех открытых и двухконтурных отопительных системах.

Физико-химические характеристики пропиленгликолевого состава мало чем отличаются от других гликолей, за исключением вязкости, в два раза превышающей параметры этиленгликоля.

Рис. 6 Характеристики пропиленгликоля Thermagent -30 ECO

Тосол как теплоноситель в системе отопления

Тосол является разработкой советских инженеров 1971 года, его аббревиатура произошла от наименования отдела советского Государственного научно-исследовательского института органической химии — Технология органического синтеза с добавлением приставки, типичной для наименования спиртов.

Тосол обычно выпускают в канистрах с температурой кристаллизации -40º С различной окраски, цвета антифриза красный зеленый синий означают типы автомобильных радиаторов, в которые рекомендуется заливать состав (красный — в латунные или медные, синий, зеленый — в алюминиевые).

Хотя основным компонентом в составе Тосола является этиленгликоль и он визуально не отличается от антифризов на гликолевой основе, имеются следующие расхождения в составе и технологии их изготовления:

  • В состав Тосола помимо гликоля и воды входят нитратные, фосфатные, силикатные, боратные и аминные присадочные компоненты, благодаря чему жидкость кипит при температуре 100º С и разлагается при 105º С. При использовании в автомобильной технике Тосол рассчитан на 40000 км пробега.
  • Антифризы изготовлены по карбоксилатной технологии, в состав входят присадки из солей органических кислот, благодаря чему раствор имеет высокие антикоррозионные, антикавитационные и антипенные характеристики. Температура кипения гликолевых растворов достигает 115º С, автомобиль с залитым антифризом может пройти расстояние в 240000 км. без его замены.

Несложно заметить, что морально устаревший Тосол значительно уступает по своим характеристикам современным антифризам для автомобильной техники, произведенным из импортного сырья по карбоксилатной технологии, недоступной отечественному производителю.

Рис. 7 Тосол – внешний вид

Почему не рекомендуется заливать Тосол в систему отопления

Из-за невысокой стоимости у некоторых домовладельцев может появится идея использовать Тосол в системе отопления дома в качестве антифриза, чтобы убедиться в бесперспективности этой идеи, рассмотрим последствия этого решения:

  1. Помимо того, что Тосол в полной мере вобрал все недостатки гликолей, он изготовлен по другой технологии и разлагается при более низкой температуре кипения в 105º С. При использовании высокотемпературных твердотопливных котлов, опасность его перегрева значительно возрастает, а разложение может привести к выходу из строя циркулярного электронасоса, забиванию кранов и фитингов. Ущерб многократно превысит копеечную экономию на непригодном для использования составе.
  2. Присадки, входящие в состав Тосола, не предназначены для отопительных систем, они будут не только бесполезны, но и с большой вероятностью через некоторое время нанесут вред элементам контура отопления, арматуре и насосному оборудованию.
  3. Самым весомым аргументом является бессмысленность использования Тосола ради экономии финансовых средств — в автомобильной технике срок его службы в 6 раз меньше современных антифризов, аналогичная ситуация при схожести температурных режимов произойдет и в отопительной системе. Тосол придется сливать из трубопровода минимум каждый год, в результате затраты при его использовании вырастут в несколько раз.
  4. Также Тосол, изготовленный по традиционным методам, категорически запрещено смешивать с современными антифризами из-за разницы в технологиях изготовления — происходит химическая реакция, некоторые присадочные компоненты выпадают в осадок с забиванием проточных каналов.

Учитывая вышеизложенное, ответить на вопрос, можно ли заливать Тосол в систему отопления, не составит труда, можно сказать и более категорично — Тосол является наихудшим из всех возможных вариантов.

Рис. 8 График зависимости температуры замерзания от концентрации гликолей

На что обратить внимание при выборе антифризов

Чтобы выбрать теплоноситель для отопительной системы, следует рассмотреть все плюсы и минусы предлагаемых на рынке растворов. Учитывают, что в закрытых контурах можно применять без большого риска ядовитые этиленгликолевые составы, если расширительный бак открытого типа, в контур заливают безвредный пропиленгликоль.

На строительном рынке представлена продукция широкого ряда производителей, а так как она изготавливается преимущественно из качественного импортного сырья и имеет приблизительно одинаковую цену и срок годности не более 5 лет, сложно отдать предпочтение какой-либо фирме.

Если производители предлагают незамерзающую жидкость по слишком низкой цене, можно проверить подлинность раствора народными методами: так как подделки в основном содержат кислотную основу, для проверки берут соду. Если щепотка соды, всыпанная в небольшое количество жидкости, вступает с ней в бурную химическую реакцию, значит приобретенный товар подделка, при нейтральном взаимодействии подлинность продукта не должна вызывать сомнений.

Определить фирменный товар можно с помощью ареометра — прибора, измеряющего плотность, методика позволяет узнать процентное содержание воды в продукте. При замерах плотность состава не должна быть меньше 1,075 г./см3., если показатель ниже, жидкость с большой вероятностью разбавлена водой.

Рис. 9 Температурная зависимость этиленгликоля от концентрации

Подготовка антифриза перед заливкой

Чтобы получить требуемые температурные параметры и сэкономить денежные средства, перед тем, как использовать антифриз, его нужно разбавить водой. Следует учитывать, что получаемая температура кристаллизации связана с видом котла: если в системе эксплуатируется газовый и электрический котел, допустимый порог кристаллизации не выше -20º С, при эксплуатации котельного оборудования на жидком и твердом топливе порог понижают до -25º С.

В связи с нелинейной зависимостью точки кристаллизации от концентрации, при разбавлении теплоносителя руководствуются табличными данными (рис. 9). Из них видно что, если мы к примеру имеем 68% состав с кристаллизацией при -65º С, то для достижения температуры теплоносителя -20º С, соответствующей 36% содержанию гликоля, придется разбавить купленный состав водой чуть меньше, чем наполовину.

Если приобретена незамерзайка с температурным пределом -30º С и концентрацией гликоля 45%, то для кристаллизации теплоносителя при -20º С с 35% количеством гликоля, в жидкость придется добавить 22% воды от ее общего объема.

Рис. 10 Характеристики Тосолов

Особенности заполнения этиленгликолевым антифризом

Учитывая ядовитость этиленгликоля, заливать данный теплоноситель в отопительную систему необходимо предельно осторожно, используя ненужные в хозяйстве емкости с целью их дальнейшей утилизации. Закачка теплоносителя в систему обычно производится с помощью недорогого электронасоса или специального ручного насоса прессовщика, подходящими являются бюджетные вибрационные модели стоимостью около 20 у.е. После использования их тщательно промывают горячей водой с моющими средствами и в дальнейшем используют для полива огородов на приусадебных участках или технических нужд.

Если в системе используется открытый контур, а финансовые средства не позволяют приобрести дорогой пропиленгликоль, можно залить антифриз на этиленгликолевой основе, приняв простые меры безопасности. Для этого накопительный бак на верхнем этаже или чердаке плотно закрывают крышкой (для повышения герметизации можно использовать резиновые прокладки или термостойкие герметики), и вставляет в нее герметичную трубку, которую выводят наружу дома через окно или крышу.

Подготовка раствора Тосола для отопления

Если лучших вариантов в силу различных обстоятельств под рукой нет, можно применять Тосол в домах с небольшим количеством контуров отопления и сантехнической арматуры, радиаторы лучше использовать из алюминия. В свободной продаже имеется Тосол синего и зеленого цвета в пластиковой таре различной емкости, стандартная температура его замерзания -40º С. Так как этиленгликоль является основным компонентом раствора, при разведении водой можно использовать соответствующие таблицы.

К примеру, чтобы получить температуру кристаллизации -20º С (35% этиленгликоля) по таблицам определяем, что раствор Тосола с точкой замерзания — 40º С содержит 54% этиленгликоля. С помощью простой математической формулы (35 х 100 / 54) определяем, что в антифриз для получения порога замерзания -20º С следует добавить 35% воды.

Аналогичным образом рассчитывают процент добавляемой воды для других пределов температурных параметров теплоносителя.

Рис. 11 Тосол для системы отопления – как заливают

Заливка Тосола в систему отопления

Как отмечалось выше, использование Тосола оправдано только в экстренных ситуациях, чтобы залить Тосол в систему отопления, работы выполняют в следующей последовательности:

  • Сливают теплоноситель через заливочный вентиль, расположенный в самой нижней точке рядом с водонагревательным котлом (эта возможность должна быть предусмотрена на этапе проектирования системы).
  • Снимают, очищают и устанавливают на место грязевой фильтр, затем с помощью недорогого вибрационного электронасоса (Малыш) заливают в систему воду под стандартным давлением не более 2 бар.
  • После заполнения трубопровода перекрывают входной вентиль, включают котел отопления для нагрева воды и циркуляционный электронасос. Выставляют температуру нагрева около 60 С. и прокачивает воду в течение часа, по завершении времени отслеживают состояние грязевого фильтра.
  • Если на картридже фильтра остается слишком много грязи, выключают циркуляционный электронасос и котел, сливают воду, очищают фильтр и заново повторяют всю процедуру промывки.

Рис. 12 График вязкостей антифризов

  • Убедившись, что грязь в системе практически отсутствует, после слива воды приступают к заливке Тосола. Его выливают в емкость большого объема, погружают туда вибрационный насос и начинают накачивать в систему под давлением около 2 бар.
  • Обычно контура теплых полов подключены через коллекторы, на которых размещены автоматические воздухоотводчики для стравливания воздуха – они справляются со своей задачей без присутствия человека. На радиаторах отопления стравливать воздух придется вручную через краны Маевского. Для этого плоской отверткой или ключом откручивают шлиц в верхней части радиатора и сливают теплоноситель, так обходят все батареи, начиная с верхних этажей. При падении давления после слива теплоносителя периодически проводит его подкачку.
  • Стравливание воды из радиаторов и подкачку повторяют повторно, затем включают циркуляционный электронасос и котел на температуру около 60º С и далее вручную проверяют батареи на равномерность нагрева с двух сторон. Если одна половина радиатора нагревается меньше, снова спускают воздух и подкачивают антифриз.
  • При повышенном пенообразовании во время закачки антифриза отключают все оборудование на несколько часов, давая Тосолу возможность отстояться.

Тосол имеет невысокий срок службы, определить его конечную фазу можно визуально — если жидкость имеет ржавую окраску, это говорит о разложении ингибиторов и контур срочно освобождается от теплоносителя.

Рис. 13 Отопительные котлы в частном доме

Предупреждение от производителей котлов

Следует отметить, что применение незамерзаек не является безальтернативным методом борьбы с промерзанием труб и отопительного котла, можно использовать системы оповещения о пропадании электроэнергии или автоматику, запускающую аварийный бензиновый генератор при отсутствии электричества.

В пользу альтернативных антифризам способов говорит и тот факт, что многие производители котлов для обогрева отказывают потребителю в их гарантийном обслуживании, если в качестве теплоносителя используется отличные от воды жидкости.

Это логично, ведь если ограничения наложены на саму воду (она должна быть чистой, бесцветной, без осадка, с карбонатной жесткостью 3 моль.\ куб.м и водородным показателем кислотно-щелочного баланса рН в пределах 6 — 9 единиц), то теплоноситель должен обладать идентичными свойствами — антифризы по своим химическим и физическим свойствам не вписываются ни в какие нормативы.

Обычно предупреждение от производителя прописано в инструкции и сообщает потребителю о том, что он снимает с себя всю ответственность за некорректную работу котла вместе с гарантией на техническое обслуживание, если в систему будет залита незамерзайка.

Рис. 14 Примеры негативного воздействия антифризов на систему отопления

Находясь перед выбором, что лучше в системе отопления, вода или антифриз, многие выбирают второй вариант, хотя его применение связано не только с финансовыми расходами, но и возникающими проблемами при эксплуатации и расторжению гарантийных обязательств на котельное оборудование.

Использование Тосола для отопления является наихудшим вариантом не только с точки зрения эффективности его работы, но и расходования финансовых средств, его применение может быть оправдано только при очень редком использовании отопительной системы.

11 вещей, которые вам нужно знать

Тепло и горячая вода — это невероятная роскошь, доступная для жителей дома на колесах благодаря тому, что наши установки представляют собой дома на колесах со всеми удобствами традиционного дома из палочек и кирпичей (плюс колеса)! Но есть несколько способов оборудовать тепло и горячую воду для дома на колесах, и сегодня мы рассмотрим концепцию водяной системы отопления для дома на колесах.

Конечно, у водяных систем отопления есть свои плюсы и минусы, но есть и довольно интересные функции, которые могут заинтересовать владельцев жилых домов и даже производителей жилых домов в целом. Независимо от того, есть ли у вашего дома на колесах система водяного отопления или вы подумываете о покупке нового дома на колесах, который поставляется с ней, вы захотите узнать о них больше.

Посмотрим!

  1. 1) Что такое система водяного отопления RV?
  2. 2) Как работает система водяного отопления RV?
  3. 3) Кто производит системы водяного отопления для автофургонов?
  4. 4) 11 вещей, которые вам нужно знать о водяных системах отопления для жилых автофургонов
    1. 4.1) Водяная система отопления может предварительно прогреть дизельный двигатель RV в холодную погоду
    2. 4.2) Водяная система отопления RV может нагревать RV и его воду во время вождения
    3. 4.3) Водяные системы отопления могут обогревать отсеки для хранения и сборные резервуары для жилых автофургонов
    4. 4. 4) Водяные системы отопления для жилых автофургонов обеспечивают непрерывную горячую воду
    5. 4.5) Водяные системы отопления равномерно распределяют тепло по всему автофургону
    6. 4.6) Отопительная горелка не установлена ​​в жилом помещении дома на колесах
    7. 4.7) Высота над уровнем моря не влияет на тепло и горячую воду из гидравлических систем
    8. 4.8) Гидравлические системы отопления для жилых автофургонов отлично работают как вне сети, так и в сети
    9. 4.9) Гидравлические системы тише в салоне автофургона, чем традиционные системы отопления.
    10. 4.10) Выхлоп и шум выхлопа могут быть проблемой для некоторых систем
    11. 4.11) Водяные обогреватели могут работать на дизельном топливе, пропане или бензине
  5. 5) Что вы думаете о системах водяного отопления RV?

Что такое система водяного отопления для автодомов?

Возможно, вы слышали о водяных системах отопления, которые иногда используются для обогрева полов и/или обогрева жилых помещений с помощью плинтусных обогревателей или радиаторов. Вы также можете знать, что одним из больших преимуществ этих систем является то, что они распределяют тепло равномерно.

Как правило, гидравлические системы нагревают жидкость, а затем распределяют ее по трубкам, излучая тепло по всей площади. Водяное отопление обычно обеспечивает чистое, комфортное и хорошо распределенное тепло, сводя к минимуму холодные точки. Это также энергосберегающий способ обеспечить тепло.

Водяные системы отопления жилых домов распределяют чистое, энергоэффективное тепло по всему жилому дому, сводя к минимуму холодные участки. (Фото предоставлено Aqua-Hot)

Этот тип системы при установке в автофургоне имеет несколько преимуществ.

Традиционные печи для жилых автофургонов обычно сжигают пропан для нагревания воздуха, а нагретый воздух перемещается по системе воздуховодов с помощью нагнетательного вентилятора. (Более подробную информацию см. в нашем посте под названием «Как работает пропановая печь для автодомов?»)

Точно так же традиционные водонагреватели для автодомов содержат воду в баке, и вода нагревается либо с помощью пропановой горелки, либо с помощью электрического нагревательного элемента. . После нагрева эта вода остается в резервуаре до тех пор, пока не будет использована. Это не самая эффективная система, потому что вы будете нагревать весь резервуар, полный воды (обычно от 6 до 12 галлонов), только для того, чтобы помыть посуду или принять душ.

Системы водяного отопления RV заменяют как водонагреватель RV, так и пропановую печь. Обычно в нем используется дизельный котел (хотя в системе также возможно использование пропана или даже бензина) для обеспечения как мгновенной горячей воды по требованию, так и тепла по всему автофургону. Электрический нагревательный элемент часто включается как часть системы для обеспечения тепла и горячей воды, когда буровая установка подключена к береговой сети, если это необходимо.

Как работает система водяного отопления для автодомов?

В системах водяного отопления используется мощная горелка (опять же, обычно работающая на дизельном топливе, но также может работать и на пропане) для нагревания жидкого антифриза, который циркулирует по изолированным трубкам с помощью насоса. Горячая жидкость перекачивается в теплообменники, которые циркулируют теплый воздух через систему небольших низковольтных вентиляторов радиатора, расположенных по всему автофургону.

Здесь вы видите пример теплообменника, который циркулирует теплый воздух через ряд вентиляторов радиатора, расположенных в разных местах по всему автофургону. (Фото предоставлено Aqua-Hot)

Каждый из этих радиаторов оснащен вентилятором для принудительного нагрева воздуха. В более крупных автофургонах каждый радиатор обычно назначается зоне, и каждая зона получает желаемое количество тепла.

Змеевики с проточной водой используются для нагрева воды. Змеевики оборачиваются вокруг котла и по требованию транспортируют нагретую воду к раковинам, душам и приборам RV, как это предусмотрено в конкретном RV.

В зависимости от того, какой тип водяной системы отопления RV установлен, можно использовать любой из нескольких источников тепла. Но, как правило, эти системы используют комбинацию тепла двигателя, бортового топлива (чаще всего дизельного топлива, но также может быть пропан) и/или береговой энергии (электроэнергия переменного тока).

И снова речь идет об одном водяном отопительном агрегате, способном заменить топку автодома и водонагреватель .

Кто производит системы водяного отопления для жилых автофургонов?

Водяные системы отопления специально для жилых автофургонов обычно производятся одной из следующих компаний:

  • Aqua-Hot (некоторые модели предлагают отопление на дизельном, пропановом или даже бензиновом топливе)
  • ITR Thermal Research (дизельный двигатель)
  • PrecisionTemp (на пропане)
  • Alde (на пропане)

Системы Alde более популярны на европейском рынке и, как правило, предназначены для небольших жилых автофургонов и туристических прицепов (вероятно, потому, что в Европе обычно производятся автодома меньшего размера). Но они выходят на рынок Северной Америки.

Это фото-рендеринг туристического прицепа с установленной системой водяного отопления Alde. (Фото предоставлено Alde)

Например, водяная система отопления Aqua-Hot модели 125D предназначена для обеспечения тепла и непрерывного горячего водоснабжения специально для дизельных автофургонов класса B, но они также предлагают модели, способные обеспечивать тепло и горячую воду. вода для больших RV, с большим количеством зон.

На этой визуализации изображена водяная система отопления Aqua-Hot 125D, установленная в жилом доме класса B. (Фото предоставлено: Aqua-Hot)

11 вещей, которые вам нужно знать о системах водяного отопления для жилых автофургонов

Имея за плечами все основы, что вам нужно знать об этих системах? Вот список из 11 вещей, которые, по нашему мнению, важны для любого настоящего или будущего RVer, чья установка включает одну из этих систем.

Водяная система обогрева может предварительно прогреть дизельный двигатель RV в холодную погоду

Водяная система отопления часто устанавливается с дополнительным контуром обогрева, предназначенным для предварительного нагрева дизельных жилых домов для прогрева блока цилиндров. Это облегчает (или даже делает возможным!) запуск дизельного двигателя при отрицательных температурах. Он заменяет более стандартный электрический нагревательный элемент и обеспечивает дополнительное преимущество, заключающееся в возможности обогрева двигателя при низких температурах, не требуя берегового питания или генератора.

Водяная система обогрева дома на колесах может обогревать дом на колесах и воду во время движения

Упомянутый выше контур защиты от замерзания может также позволить теплу от двигателя отводить тепло внутрь дома на колесах или производить горячую воду во время движения дома на колесах. Как правило, использование/потребность горячей воды во время вождения не является такой большой проблемой. Но возможность использовать отработанное тепло двигателя для поддержания тепла в салоне дома на колесах при движении в холодном климате — это плюс. Тепло приборной панели не доходит далеко назад, а в холодные дни задняя часть длинного дома на колесах может сильно замерзнуть.

Водяные системы отопления могут обогревать отсеки для хранения жилых автофургонов и сборные баки

Традиционные системы с принудительной подачей воздуха часто имеют дополнительный выход (или отдельный источник тепла) для поддержания тепла в наружных отсеках в холодную погоду. Точно так же системы водяного отопления могут обогревать отсеки для хранения и накопительные баки вашего дома на колесах, чтобы они не замерзали.

Водяные системы отопления для жилых автофургонов обеспечивают непрерывную подачу горячей воды

Подобно безбаковому водонагревателю для жилых домов, водяные системы обеспечивают непрерывную подачу горячей воды по требованию во всем доме на колесах. Просто имейте в виду, что если требуется как тепло, так и горячая вода, вам может потребоваться убедиться, что источник тепла на горючем топливе задействован, поскольку встроенных электрических элементов может быть недостаточно для удовлетворения спроса.

Водяные системы отопления равномерно распределяют тепло по всему автофургону

Типичные системы принудительного горячего воздуха могут создавать неравномерный нагрев с горячими и холодными точками по всей буровой установке, наряду с большой разницей температур от пола до потолка из-за высокой скорости и они создают большой поток воздуха. Напротив, в водяных системах отопления используются вентиляторы меньшего размера и более мягкий поток воздуха, чтобы обеспечить более равномерное распределение тепла с меньшим количеством и менее заметными горячими или холодными точками и лишь очень небольшой разницей температур от пола до потолка.

Нагревательная горелка не установлена ​​в жилом помещении жилого дома

Как и в случае с традиционными печами и водонагревателями для жилых домов, этот тип системы отопления обычно устанавливается во внешнем отсеке или грузовом отсеке. Выхлоп от сжигания топлива для отопления отводится от жилого помещения через выхлопную трубу.

В небольших грузовиках (например, в фургонах и жилых домах класса B) горелка обычно устанавливается на нижней стороне шасси фургона как для снижения шума, так и для выхлопа.

На этой визуализации изображена водяная система отопления, установленная под обеденной зоной небольшого дома на колесах. (Фото предоставлено: Aqua-Hot)

Высота над уровнем моря не влияет на тепло и горячую воду из водяных систем

Высота над уровнем моря может повлиять на работу приборов для автодомов. В горах (т.е. на высоте) пониженная плотность кислорода может привести к довольно значительной потере теплоотдачи. Чем выше ты, тем хуже. Низкие ночные температуры могут привести к замерзанию водопроводных линий, а иногда даже резервуаров для воды из-за снижения эффективности и теплоотдачи. На самом деле, некоторые туристы, которые путешествуют высоко в горы в более холодную погоду, иногда опорожняют свои пресные и серые баки и берут с собой переносные контейнеры для воды.

Некоторые дизельные и бензиновые обогреватели для жилых домов не будут работать (или вообще не будут) работать, если для горения недостаточно кислорода, если только они не предназначены специально для больших высот, не оснащены специальным высотным комплектом или не имеют автоматической регулировки для высокогорных условий.

Однако с системой водяного отопления у вас будет тепло и горячая вода на любой высоте, потому что система регулирует кислородно-топливную смесь, чтобы оптимизировать пламя для высоты до 11 000 футов. (Так что, может быть, пропустить ночную поездку на вершину Пайкс-Пик в зимние месяцы?) 😁

Гидравлические системы отопления RV отлично работают вне сети или в сети

Гидравлические системы используют бортовое топливо буровой установки для всех потребностей в отоплении и горячем водоснабжении, а также предлагают возможность использования электрического элемента, когда доступно береговое питание. Установки, работающие на дизельном топливе, часто устанавливаются на домах на колесах без баллона с пропаном, что устраняет потребность во втором топливе, которое необходимо заправлять или заправлять. Кроме того, дизельные баки на RV, как правило, довольно большие, а это означает, что вы можете легко нести достаточный запас для удовлетворения ваших потребностей в отоплении / горячей воде во время кемпинга вне сети.

Водяные системы внутри автофургона работают тише, чем традиционные системы обогрева жилых автофургонов

Блок сгорания водяной системы отопления автофургона устанавливается снаружи фургона/дома на колесах с собственным независимым выхлопом, а тихие внутренние вентиляторы обеспечивают тепло внутри буровой установки . Некоторые гидравлические системы также предлагают «ночной режим», который обеспечивает много тепла с дополнительной функцией шумоподавления.

Выхлоп и шум выхлопа могут быть проблемой для некоторых систем

Несмотря на то, что в жилом пространстве автофургона тише, выхлопная труба водяной системы отопления обычно выступает со стороны водителя, где-то ближе к середине буровой установки. Выхлоп может вызвать появление запаха, особенно если горелка работает на обогащенной смеси (настоятельно рекомендуется ежегодное техническое обслуживание). Хотя это может быть незаметно для вас внутри буровой установки, если вы припарковались рядом с другими туристами, запах может быть проблематичным. И хотя внутри буровой установки может быть тише, снаружи может быть шум от выхлопных газов некоторых систем водяного отопления.

В результате некоторые владельцы домов на колесах с гидравлическими системами используют комплект выхлопной трубы, который поднимает выхлоп выше крыши дома на колесах, чтобы вывести шум и запах на более высокий уровень, подальше от себя и соседей.

Водяные обогреватели могут работать на дизельном топливе, пропане или бензине

Фотография Aqua-Hot 400LP, системы водяного отопления жилых автофургонов, работающей на пропане. (Фото предоставлено Aqua-Hot)

Хотя для большинства систем водяного отопления требуется бак с дизельным топливом, некоторые из них используют в качестве топлива пропан, а некоторые даже работают на бензине.

Aqua-Hot, например, предлагает несколько моделей, работающих на дизельном топливе, а также две модели, работающие на пропане (250P и 400P), и одну модель, работающую на бензине (125G).

Что вы думаете о системах водяного отопления RV?

Приходилось ли вам использовать водяную систему отопления на колесах? Если это так, мы будем рады узнать все о вашем опыте. Взвесьте, используя раздел комментариев ниже!

Общайтесь с нами каждую неделю

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы узнавать обо всем, что связано с RV. Каждую неделю мы предлагаем бесплатные советы, рекомендации, обзоры продуктов и многое другое для нашего онлайн-сообщества любителей автодомов. Так что, будь вы в первый раз в дороге или вы опытный эксперт, мы будем рады, если вы повеселитесь вместе с нами!

Мы были бы рады, если бы вы поделились этим!

Плюсы и минусы геотермального теплового насоса

Геотермальные тепловые насосы все чаще используются домовладельцами.

Вот что вам нужно знать о геотермальных насосах.

Семейный мастер на все руки

Геотермальный тепловой насос становится все более популярным вариантом среди домовладельцев, обеспокоенных расходами на электроэнергию и воздействием на окружающую среду. Вода/антифриз циркулирует по заглубленным полиэтиленовым трубам (называемым «петлевым полем» или «наземным массивом»). ») для передачи тепла между вашим домом и землей вокруг него. Хотя эта технология была разработана только в последние полвека, сама концепция уходит своими корнями в гораздо более глубокую древность.

На глубине ниже четырех футов температура земли остается постоянной от 50 до 55 градусов по Фаренгейту. Наши далекие предки использовали этот факт, когда отправлялись в пещеры в поисках стабильной среды. Сегодня мы можем использовать тот же принцип для обогрева и охлаждения наших домов.

Вот некоторые плюсы и минусы, которые следует учитывать при принятии решения о том, подходит ли вам покупка геотермального теплового насоса.

Pro: эксплуатационные расходы . Низкое энергопотребление, необходимое для работы геотермального теплового насоса, означает, что затраты на энергию в оборудованных домах значительно ниже. Более того, поскольку геотермальная энергия не требует сжигания для выработки тепла, система не производит никаких выхлопов, что делает ее экологически чистой.

Con: Дополнительное отопление . Как и стандартный тепловой насос, ваша геотермальная система будет иметь резервный источник тепла, будь то печь или электрические нагревательные элементы. Они сработают только в особенно холодные дни, но в зависимости от того, где вы живете, этого может быть достаточно, чтобы сократить ваши энергосбережения.

Pro: без большого наружного блока . С геотермальным тепловым насосом вам не нужно беспокоиться о большом конденсаторе, который будет отвлекать внимание от внешнего вида вашего дома. Поскольку петли спрятаны под землей, их совершенно не видно. Система также работает тихо; внутренний блок производит столько же шума, сколько и обычный холодильник.

Ознакомьтесь с 9 способами маскировки наружного блока переменного тока

Минусы: ограниченные возможности обслуживания . Не все подрядчики знакомы с геотермальными тепловыми насосами, и в вашем районе может быть ограниченное количество квалифицированных подрядчиков. Правильная установка петлевого поля имеет жизненно важное значение, так как экономия быстро испаряется, если это не сделано правильно.

Вот как найти хорошего подрядчика.

Pro: Бак для горячей воды . В летние месяцы, когда геотермальный тепловой насос извлекает тепло из земли, он также может нагревать ваш резервуар с горячей водой намного эффективнее, чем стандартный нагревательный элемент.

Узнайте о безбаковых водонагревателях.

Против: зависит от сайта . Для работы геотермального теплового насоса необходимо, чтобы поле контура было правильно расположено. Не все сайты поддаются такой установке. Например, если ваша собственность особенно каменистая, установить горизонтальную петлю может быть сложно. Возможны и другие варианты установки, такие как вертикальный колодец или обтягивающие петли. Если у вас есть большой пруд (глубиной около 10 футов), вы можете проложить там петли, используя воду, а не почву в качестве источника стабильной температуры. Лучший способ узнать, подходит ли геотермальная энергия для вашего участка, — связаться с квалифицированным установщиком.

Нет пруда? Вот как его построить!

Популярные видео

Дэн Стаут

Писатель-фрилансер и автор из Огайо Дэн Стаут в прошлом занимался ремонтом жилых домов, руководителем коммерческих объектов и менеджером по техническому обслуживанию. Он работал практически над всеми аспектами строительства и DIY, включая планирование проекта и получение разрешений, сантехнику, основные электрические работы, гипсокартон, столярные работы, плитку, покраску и многое другое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *