Система с одной звездой: ᐉ Перейти на одну, две или три звезды спереди?

ᐉ Перейти на одну, две или три звезды спереди?

В магазинах все больше велосипедов с одной звездой впереди (вместо двух или трех), но с привычной стопкой из многих звезд сзади. Кое-кому из покупателей это не очень нравится, а кто-то ищет как раз такие модели: они ведь модные, их все хотят, их очень активно рекламируют.

Кстати, для краткости их нередко называют на международный манер – 1x. Единичка означает одну переднюю звезду, а икс подразумевает много задних звезд. Если нужно обозначить 10-скоростную трансмиссию, пишут 1×10, 11-скоростную – 1×11 и т. д. Почему производители уходят от двух или трех звезд спереди? В каких случаях это действительно хорошо и полезно? Может быть, с одной звездой лучше работает сам велосипед — то есть рама и механика? А для каких условий правильнее не гнаться за модой, а прибегнуть к старой доброй трехзвездочной системе? Давайте разберемся.

В чем отличия одной звезды спереди от набора из двух или трех

Вдруг кто не знает: на вид все велосипеды 1x почти обыкновенны, но сразу заметно, что у них нет переднего переключателя, а также левой манетки (ответственной за передний переключатель) и «лишних» звезд впереди. Это понятно: единственная передняя звезда не требует этого самого переднего переключателя с манеткой, тросиком и рубашкой.

Чтобы цепь при тряске не слетала со звезды, зубья такой звезды сделаны высокими. В этом их главное отличие от зубьев под переключение: те всегда специально делают пониже, чтобы переключатель мог стащить с них цепь или, наоборот, затащить.

Если присмотреться, заметно, что зубья передних звезд 1x у разных фирм тоже разные. У одних их профиль почти прямоуголен, у других более закруглен, а у третьих даже заострены концы зубьев. Кроме того, зубья могут быть одинаковыми, но могут быть и разной толщины, причем тонкие с толстыми чередуются через один. Что лучше, а что хуже, зависит не столько от таких явных различий, сколько от незаметных нюансов — например, от углов наклона у вершины зуба. Поэтому бесполезно определять на глаз, какая звезда 1x лучше. Хорошо ли работает некая модель (держит цепь на тряских участках, при больших перекосах цепи не закусывает ее, самоочищается от прилипшей грязи) — покажет только катание. Ну, или вдумчивое чтение других наших статей.

Одна передняя звезда на горных велосипедах, преимущества и недостатки

В самом распространенном сегменте велорынка, сегменте горных велосипедов (МБТ), единственная звезда оправданна прежде всего в кросскантри (cross country). Поэтому для начала давайте уточним, что же это такое. Обычно считают, что это любое катание по грунту. Однако по грунту с большим успехом можно ездить и на комфорт-байке, на гибриде, грэвеле (гравийнике), циклокроссере, фэтбайке, туринге, а также на дедушкиной «Украине». Застукать людей за подобным занятием нетрудно: достаточно выкатиться за город.

Так вот, кросскантри заметно отличается от такого катания. Его главная черта — это езда по крутым склонам. Кросскантрийные тропинки очень часто бегут поперек оврагов, и ехать нужно не только вниз, но и вверх, и чем круче подъем, тем интереснее. Стало быть, кросскантри имеет ярко выраженный спортивный акцент, даже если ты не мучаешь себя на гонке, а просто катаешься. Это примерно как с мотокроссом. Там тоже ведь не одни гонки с тренировками — там и езда «для души».

Свойства кантрийных трасс таковы, что передачи очень часто приходится переключать грубо, давя на педали в полную силу в момент щелчка, – а вовсе не так, как пишут в руководствах для новичков. Дело не столько в том, что хочется ехать побыстрее, сколько в том, что иначе в некоторые горки просто не заедешь. Вот пример. Горизонтальная тропинка, в конце — поворот, заводящий на длинный подъем, который с высотой становится все круче и круче. А тебе надо не просто заехать, а желательно побыстрее.

Итак, ты в повороте. Проезжаешь его с предельной (насколько он позволит) скоростью и закатываешься по инерции на начало подъема. А дальше что? Дальше нужно, крутя изо всех сил, раз за разом переключаться синхронно со снижением скорости в подъеме, пока не перейдешь на самую «легкую» комбинацию звезд.

Что у нас получается при трех передних звездах?

Быстро едешь по тропинке на средней передней звезде, поворачиваешь, инерция занесла тебя в начало подъема. За эту секунду ты должен переключиться впереди на малую звезду, а сзади (одновременно) — на одну звезду крупнее. А ведь у любого переднего переключателя есть одно противное свойство: он работает медленнее и капризнее, чем задний переключатель, особенно если ты пытаешься переключиться, не ослабляя педаляж. В таком режиме даже самый лучший передний переключатель может шевельнуться как-то не так, цепь перекосит и, не приведи Будда, зажует. Поэтому впереди всегда надо переключаться осторожнее, чем сзади. Ты неминуемо теряешь время: либо чуть сбавляешь мощность (иначе не переключишься), либо вовсе не заезжаешь, если таки замечтался и не смог переключиться.

С одной звездой впереди — намного проще. Ты шевелишь только задним переключателем, не ослабляя педаляж ни на полсекунды. На замкнутой трассе после нескольких кругов это очень полезно. Ты выигрываешь время, а главное — ты разгружен психически: во-первых, меньше занят (ибо манетка только одна), а во-вторых, ты не думаешь о том, что c передними звездами нужна аккуратность. Вот что тут здорово!

А что не здорово?

Уже сказано, что кросскантрийным байкам приходится постоянно лезть на очень крутые подъемы. Мало того, эти подъемы неровные и сыпучие. Это значит, что передаточное отношение трансмиссии для такого режима должно быть очень легким — то есть, иными словами, очень медленным. Скажем, в прошлом году вы ездили с тремя звездами на 22-32-44 зуба и кассетой с набором от 11-зубой до 32-зубой звезды. Давайте вычислим самое легкое передаточное отношение. Оно включается, когда цепь на 22-зубой звезде впереди и на 32-зубой – сзади.

22 : 32 = 0,69

Проще говоря, при одном полном 360-градусном обороте педалей заднее колесо делает 0,69 полного оборота, то есть проворачивается не на 360 градусов, а заметно меньше. Значит, скорость очень маленькая, зато тяга очень большая. Допустим, в нынешнем году вы перешли на трансмиссию с единственной 32-зубой звездой: выкинули манетку с переключателем и тремя звездами, а вместо – поставили 32-зубую «неспадайку». Какая нужна кассета, чтобы добиться примерно такого же передаточного отношения, как в прошлом году?

32 : x = 0,69

Стало быть, x = 32 : 0,69 = 46

Выходит, вам понадобится без преувеличения гигантская кассета — с крупнейшей звездой аж на 46 зубьев! Конечно, такие кассеты в природе есть. Они как раз и бросаются в глаза, когда рассматриваешь современные кантрийники. Плохо в этом лишь то, что самую маленькую звезду на кассете трудно сделать меньше 11 зубьев (иногда делают, но там много технических нюансов и сложностей, о которых поговорим в другой раз). Поэтому самая тяжелая (самая скоростная) передача на нашем новом байке будет не очень большой.

32 : 11 = 2,91

За один оборот шатунов заднее колесо сделает 2,91 оборота.

А вот раньше, при звездах 22-32-44, максимальная передача была намного эффектнее:

44 : 11 = 4

На один оборот шатунов – аж 4 оборота заднего колеса.

Значит, на гладком асфальте (с попутным ветром и хорошим настроением) наш новый агрегат поедет слегка медленнее, чем прошлогодний. По выражению опытных велосипедистов, вы просто заболтаетесь: будете молотить ногами с большой частотой, но педали останутся «пустыми», а скорость – далекой от прошлогодней максималки.

Вот мы и увидели, чем плох МТБ 1x: на асфальте он может быть немного медленным. Конечно, острота проблемы зависит от всяческих подробностей: какого размера ваши звезды, какова ваша физуха, какова погода, есть ли попутный ветер, хорош ли асфальт, — но проблема таки вероятна. Именно это вызывает самые большие недоумения у новичков. Действительно, купил самый модный агрегат, а на нем невозможно как следует разогнаться.

Мораль тут проста до примитивности. Перед покупкой есть смысл сосчитать число зубьев впереди и сзади, разделить одно на другое, а потом проделать то же с хорошо знакомым велосипедом, на котором вы до сих пор катались. А если велосипеда у вас не было — попросите у товарища и таки прикиньте всё, о чем мы только что поговорили. Это не трудно, зато чрезвычайно полезно: вы будете избавлены от вероятных будущих переделок – от поиска более крупной передней звезды и ее запихивания в трансмиссию. Такое занятие не всегда просто, потому в сфере передних звезд и шатунов сейчас развелось много разных стандартов, не очень хорошо совместимых друг с другом.

Еще раз. Кросскантрийный МТБ – для катания поперек оврагов, не только вниз, но и вверх. В версии 1x он может плохо подходить для быстрой асфальтовой езды просто потому, что передняя звезда всего одна и она небольшая.

Технику для экстремальных дисциплин (фрирайд, байкеркросс, даунхилл и т. д.) с набором звезд 1x мы сегодня рассматривать не будем, ибо это отдельная очень обширная тема. Ну, а трейловые байки (а также близкие к ним эндуро и оллмаунтин) имеют трансмиссию, близкую к кантрийным и по передаточным отношениям, и по условиям катания (большая передаваемая мощность и не очень большие прыжки). Поэтому для них справедливо все сказанное о кантри. Кстати, это же относится и к фэтбайкам. В конце концов, как фэтбайк ни назови, он прежде всего кантрийник.

Одна звезда спереди на шоссейных велосипедах

Шоссейник традиционно, десятилетиями, с незапамятных времен несет две звезды, и вроде бы не видно серьезных резонов что-либо менять. В самом деле, бездорожья в шоссейном велоспорте почти нет, зато спусков (на которых чем больше звезда, тем лучше) – хоть отбавляй, а подъемов (где звезда как раз нужна некрупная) – еще больше. Зачем искать новое? Однако в последние двадцать с небольшим лет число звезд в кассетах росло весьма быстро и предсказуемо: 9, 10, 11, 12. Больше звезд – больше диапазон передаточных отношений в кассете. При 9-скоростных кассетах на топовых шоссейниках их звезды были размером от 11 до 19 зубьев. При 12-скростных кассетах зубьев уже от 11 до 22. Диапазон вырос. Именно это натолкнуло конструкторов на мысль попробовать 1х в шоссейных велосипедах. И они пробуют.

Дело не только в облегчении, в граммах. Без переднего переключателя и механики для него (на руле), без тросика с рубашкой вес, конечно, меньше, но шоссейные байки и так давно приблизились к 6,8 кг — нижнему пределу, установленному техрегламентом Международной федерации велоспорта (UCI) для соревнований. Главная польза от ликвидации лишнего – аэродинамическая. Без лишних деталей, да еще и с гладкой передней звездой (без выступов под переключение) на скорости 40 км/ч можно сэкономить под 10 Вт мощности из примерно 300 выдаваемых.

Надо сказать, в последние десять лет аэродинамику шоссейных велосипедов действительно улучшили. Это относится и к технике с лежаками для гонок с раздельным стартом (TT road), и к триатлонным байкам, и к технике для групповых гонок с традиционным рулем-«бараном» (дропбаром, говоря на иностранный манер). В третьей группе даже появилась отдельная подгруппа – aero road, – велосипеды с обтекаемыми профилями труб, руля, подседельного штыря, фляг, а также со скрытой проводкой тросов (тоже для обтекаемости). В гонках наподобие «Тур де Франс» их применяют на равнинных этапах, и эффект вполне ощутим: средняя скорость пелотона становится больше примерно на 0,7-1,3 км/ч. У спуртующего гонщика, который разгоняется чуть ли не до 70 км/ч, прибавка к скорости намного существеннее.

Итак, мораль для шоссейников очень проста. Чем быстрее вы ездите, тем более оправдан переход на одну звезду. Ведь с ростом скорости аэродинамическое сопротивление растет, так сказать, опережающими темпами, поскольку оно пропорционально квадрату скорости. Иначе говоря, при 45 км/ч на аэродинамику уходит в 2,25 раза больше ватт, чем при 30 км/ч. Ведь вы едете быстрее в полтора раза:

45 : 30 = 1,5

А сопротивление выросло как квадрат скорости:

1,5 x 1,5 = 2,25

Сингл на циклокроссах и грэвел (гравийниках) байках

Эти байки созданы для очень быстрой езды по сравнительно плоским грунтам, зато нередко с большой грязью. У циклокроссов и гравийников руль-«баран», однако зубастая резина и приличные грязевые просветы.

Тут смысл 1x намного понятнее. Меньше механики – меньше вероятность что-нибудь засорить или заклинить. Если кто не знает, с каким зубовным скрежетом переключается мокрая и грязная передняя механика, — лучше этого и не знать. Стало быть, для байков с рулем-«бараном» и 28” резиной шириной 30-40 мм единственная передняя звезда вместо нескольких безоговорочно полезна. А поскольку тут не приходится ползти по вертикальным склонам (как кантрийщикам), передняя звезда может быть крупной и давать большую скорость на асфальте, чему хорошо помогает нижний хват на руле-«баране». Выходит, не зря сейчас почти все велостроители так активно продвигают гравийники: гравийник — действительно самый универсальный из всех неутилитарных велосипедов.

Преимущества одной звезды спереди или Q — фактор

Пока гонщики (и простой народ вместе с ними) примерялись и прикидывали, некоторые конструкторы принялись проектировать рамы исключительно под 1x. Туда не поставить передний переключатель, на их шатуны не влезет больше одной звезды.

Что это значит? Зачем это нужно?

В любой раме правое нижнее перо на своем, так сказать, пути от каретки к задней втулке встречает кучу препятствий. Перо должно «обойти» передние звезды, передний переключатель, а также резину, которая иногда очень широкая. Убрав лишние звезды (причем крупные, то есть мешающие больше всего) и переключатель, мы «расчищаем» путь для правого нижнего пера. Его можно сделать прямее прежнего, а также толще прежнего и вдобавок короче. Все это позволяет придать нижнему перу больше боковой жесткости, которая чрезвычайно полезна: меньше боковой изгиб — меньше потери на деформацию при педаляже — больше КПД. Вдобавок короткие перья облегчают раму и улучшают управляемость. Мало того, с короткими перьями легче выдергивать переднее колесо на препятствиях, легче прыгать (вместе с велосипедом, конечно).

А для гравийников и их рам нашлась еще одна выгода 1x. Поскольку эти байки напрямую происходят от циклокроссовых, а те от шоссейных (циклокросс когда-то был единственным зимним занятием шоссейных гонщиков), у них у всех есть такое очень приятное свойство, как узкий Q-фактор.

Узкий Q-фактор всегда полезен (кстати, его измеряют простейшим способом — линейкой, в миллиметрах). Спортивные физиологи давно установили: чем он меньше, тем большую мощность способен развить человек. Поэтому у шоссейников Q-фактор всегда небольшой. Их конструкторам это сделать нетрудно: шоссейная резина узкая, поэтому нижние перья можно сделать прямыми (а не растопыренными в стороны из-за широкой резины, как у МТБ). Циклокроссовая резина тоже неширокая. По правилам Международной федерации велоспорта она не может быть шире 31 мм. Зато у гравийников она может быть и 40-милллиметровой, и даже 45-миллиметровой ширины. Появляются проблемы, типичные для всех аппаратов с широкой резиной: перья приходится растопыривать в стороны. Тут и возникает конфликт между перьями и концами шатунов (у которых в циклокроссе традиционно маленький Q-фактор, как мы недавно увидели).

Выкинув лишние звезды спереди вместе с передним переключателем, мы получим больше места для перьев и не тронем Q-фактор. А это прекрасно. Шире резина – больше скорость на неровных грунтах.

У неэкстримных двухподвесов (какими бы они ни были: кантрийными, эндуро, оллмаунтин, трейл) — свои проблемы. Даже плюнув на Q-фактор, конструктор вынужден компоновать главный шарнир подвески поблизости от самого узкого места – как раз там, где болтается передний переключатель с передними звездами, одна из которых еще и крупная. Поэтому самыми счастливыми людьми с появлением 1x стали разработчики двухподвесов.

Это максимум, что можно сказать о двухподвесах в такой общей статье, как наша. Что бы вы ни выбирали из велосипедов, снабженных трансмиссией 1x, — в любом случае очень полезно прикинуть крайние передаточные отношения (самое легкое и, наоборот, самое скоростное) на конкретной модели. Еще полезнее потом сравнить эти передаточные отношения с каким-нибудь байком, хорошо вам знакомым, на котором вы не раз катались. Мы убедились, что такую операцию проделать совсем не трудно. Выводы могут быть неожиданными, интересными и полезными. Такой небольшой труд убережет вас от возможных разочарований. Вам не придется искать, а потом менять звезду, размер которой вас не устроил. Значит, вы сможете меньше сомневаться и больше кататься.

Выбираем систему с одной звездой / Новое железо / Twentysix

В этот раз предлагаем вам вникнуть в вопрос выбора системы с одной звездой. И мы не ограничимся системами представленными в Веломире — вместе с MBUK мы рассмотрим все популярные модели. 


Итак, какую систему с одной звездой выбрать?
 

Одна передняя звезда – это здорово. Причём неважно, купили вы комплит со стоковой  11-скоростной трансмиссией или просто сняли с велосипеда передний переключатель и манетку. Так или иначе, велосипед стал легче, на руле теперь больше свободного места, и меньше компонентов могут внезапно выйти из строя. Разумеется, можно просто снять с системы лишние звёзды и оставить одну, и всё-таки специализированная система с одной звездой будет легче. Да и выглядеть она будет, прямо скажем, получше.
 
В первую очередь нужно выяснить, какая система подойдёт для вашего велосипеда. Так, если у вас каретка стандарта Press-Fit или BB30, то стоит задуматься о шатунах с осью увеличенного диаметра. Впрочем, некоторые каретки (такие, как Race Face Cinch, FSA BB392, Hope, E13, Rotor) позволяют установить такую систему на раму с обычным кареточным узлом.

И помните, что чем с большим количеством стандартов совместимы ваши шатуны, тем больше шансов, что они пригодятся вам в дальнейшем, при замене рамы или велосипеда. Ну, а когда вы определитесь со стандартами, придёт время решать извечный вопрос о прочности и весе.
 
Сегодня самая бюджетная система со звездой типа Narrow-Wide – это, пожалуй, Shimano XT. И, естественно, мы считаем, что более дорогие шатуны должны быть либо легче, либо прочнее. Ну, или немного легче и чуть прочнее – такой компромисс тоже приемлем. Вообще, разные шатуны довольно сильно отличаются по весу, но, поскольку система располагается в нижней части рамы, вес здесь не играет такой роли, как в случае с некоторыми другими компонентами. А вот любой флекс или недостаток прочности как раз будет заметен сильно, ведь система – одна из главных точек приложения усилия во время катания, и именно через педали можно сильно ощутить изменения в рельефе или поведении велосипеда. Да и вообще, мы всегда предпочитали высокую надёжность малому весу.

 
Заметим, что не у всех брендов рост цен на разные модели шатунов пропорционален росту их качества. Так, у некоторых производителей вы увидите отличные бюджетные системы, но при том не жёсткие или далеко не лёгкие дорогие. У других всё наоборот: шатуны премиум-класса великолепны, а более доступные модели представляют собой ничем не примечательные каталожные изделия. А ещё не забывайте о надёжности и долговечности звёзд и кареток – в долгосрочной перспективе это может сыграть немалую роль.
 
Конечно, во многих случаях звезду и каретку можно купить отдельно, и зачастую это оказывается выгоднее. Но здесь нужно убедиться в том, что компоненты точно подходят друг к другу – в противном случае, если вам и удастся собрать всё вместе, то это будет не система, а чудовище Франкенштейна. Ну, и чисто из практических соображений мы бы не советовали покупать модели, для обслуживания которых нужны специальные инструменты. Вряд ли вы будете рады прервать интересное путешествие лишь потому, что в местной мастерской не найдётся оборудования для ремонта вашего велосипеда.
 
Как проходили тесты MBUK?

Нашей целью было узнать, насколько долго и хорошо служат те или иные шатуны, и проверяли мы это самым сложным и, пожалуй, нарочито глупым способом. Сперва мы открывали коробку и смотрели на систему – здесь нужно было понять, легко ли разобраться с её установкой, и требуются ли для этого какие-то специальные инструменты. Ну, а затем мы ставили шатуны на велосипед и катались так жёстко, как только могли. Разумеется, не обошлось без жёстких приземлений и каменных секций, без многих километров зимней грязи и слякоти. Мы тестировали шатуны настолько долго, насколько возможно, а также опрашивали опытных райдеров, которые использовали эти же системы в самых разных условиях. И, наконец, мы поочерёдно катались с разными системами, дабы объективно сравнить их жёсткость, качество звёзд и прочее. После этого оставалось сравнить износ шатунов и звёзд, и ещё раз взвесить все модели. Вот и всё.

 
Оценки MBUK:
5 звёзд – Великолепно. Безусловный лидер в своём классе.
4 звезды – Очень хорошо. Один из лучших товаров на рынке.
3 звезды – Хорошо. Изделие выполняет свои функции, и выполняет их хорошо.
2 звезды – Ниже среднего. Имеются определённые недостатки.
1 звезда – Плохо. Действительно плохо.
 
 
SRAM X01

 
К сожалению, карбоновые шатуны SRAM во многом уступают лучшим моделям в этой категории. Версия с 30-миллиметровой осью, конечно, жёстче стандартной, но при активном педалировании флекс всё же заметен. И это при том, что данные шатуны существенно тяжелее аналогов от Race Face и FSA. Отметим, однако, что X01 всё-таки несколько дешевле этих аналогов, а звёзды SRAM X-SYNC – одни из самых надёжных и бесшумных. Покрытие шатунов X01 весьма долговечно, а, кроме того, теперь в комплекте с ними идут защитные резиновые наконечники.
Вес: 614 граммов
Длина шатунов: 170/175мм
Оценка: 2.5 звезды
 
FSA K-Force Light ABS BB392EVO

 
Верхняя модель в линейке FSA – отличный выбор для серьёзных гонщиков, желающих дополнительно облегчить велосипед.

Полые карбоновые шатуны прямоугольного профиля с интегрированным «пауком» и осью увеличенного диаметра действительно жёсткие, и в данном случае неважно, как сильно вы упираетесь в руль и давите на педали. Ось стандарта BB392 совместима с каретками BB30 и PF30, а также с каретками Press-Fit меньшего диаметра. Кроме того, такую систему можно поставить на раму со стандартной резьбовой кареткой при использовании соответствующих адаптеров. Шатуны весят всего 450 граммов, что действительно очень мало. Но и стоят они весьма дорого.
Вес: 450 граммов
Длина шатунов: 170/175мм
Оценка: 3 звезды
 
Aerozine XONEA1


Шатуны Aerozine – хороший выбор для не слишком агрессивных райдеров, желающих сэкономить немного веса и денег. Широкие, но тонкие шатуны, звезда без «паука» — эта система легче любой алюминиевой модели в данном обзоре, кроме, разве что, Shimano XTR. Оригинальные вставки с резьбой под педали можно поворачивать, меняя тем самым длину шатунов (170 или 175мм).

Из недостатков можно выделить отсутствие версии с осью увеличенного диаметра и малую жёсткость – шатуны ощутимо прогибаются во время активного педалирования и при прохождении поворотов.
Вес: 584 грамма
Длина шатунов: 170/172.5/175мм
Оценка: 3 звезды
 
Shimano XTR Trail M9020

 
Верхняя модель трейловой линейки Shimano. Эта система очень надёжна и универсальна, но в плане веса она всё-таки проигрывает карбоновым аналогам. Полые алюминиевые шатуны с интегрированным «пауком» действительно жёсткие, и да, они прочнее версии XTR M9000 XC, предназначенной для кросс-кантри. Звезда с карбоновой основой и титановыми зубьями невероятно надёжна – после целого года использования никаких признаков износа мы не обнаружили.

Вес: 565 граммов
Длина шатунов: 165/170/175/180мм
Оценка: 3.5 звезды
 
Hope Cranks

 
Шатуны Hope производятся в Англии. Они действительно долговечные, но не очень жёсткие, а, кроме того, для их установки нужны специальные инструменты. Шатуны изготовлены из анодированного алюминия и выпускаются в различных расцветках, а лазерная гравировка покрывает как раз те места, где шатун контактирует с обувью – таким образом, система способна долго сохранять первозданный вид. Ещё здесь есть дополнительная заглушка, которая надёжно фиксирует шатуны, не давая им люфтить или хрустеть даже после того, как вы много раз сняли и поставили их на место. Каретки Hope позволяют поставить систему с 30-миллиметровой осью на любую раму. Но, как бы то ни было, шатуны всё-таки слегка прогибаются под нагрузкой, да и необходимость в трёх различных инструментах для снятия шатунов и «паука» тоже не очень-то радует.

Вес: 654 грамма
Длина шатунов: 165/170/175мм
Оценка: 3 звезды
 
Race Face Atlas Cinch

 
Эти надёжные канадские шатуны теперь стали ещё универсальнее благодаря замечательной системе фиксации звезды под названием Cinch. Сами шатуны изготовлены методом холодной ковки; они довольно тяжёлые, но при этом и очень жёсткие – это, разумеется, ощутимое преимущество в плане передачи усилия и контроля велосипеда. Жёсткая 30-миллиметровая ось совместима с каретками нескольких стандартов, что позволяет установить систему на раму с любым кареточным узлом, будь то PF30 или классическое резьбовое соединение. Шатуны и звёзды продаются отдельно – это не самый бюджетный вариант, но зато у вас есть возможность сразу выбрать нужное сочетание цветов,  звезду необходимого размера или шатуны длиной 180 мм, если стандартные для вас коротки. Кстати, ось здесь запрессована в левый шатун, так что снять правый для замены звезды теперь совсем просто. Отметим также, что гайку системы Cinch можно открутить при помощи довольно распространённого съёмника для каретки BSA30.

Вес: 707 граммов
Длина шатунов: 170/175/180мм
Оценка: 3,5 звезды

Gravity GRID MegaExo Megatooth

 
Новые шатуны от Gravity – полые, кованые, прямоугольного профиля, с интегрированным «пауком». Эта система действительно жёсткая, несмотря на то, что здесь используется ось стандартного диаметра MegaExo. Gravity не выпускает систем стандарта BB30 или BB392, так что для установки таких шатунов на раму с кареточным узлом большого диаметра потребуются переходники. Звезда Megatooth из-за высоких зубьев кажется не слишком надёжной по сравнению с другими моделями типа Narrow Wide, но, как бы то ни было, крепление звезды здесь стандартное, и ничто не мешает поменять её в случае поломки. Однако, и цена, и вес этих шатунов довольно велики.

Вес: 737 граммов
Длина шатунов: 170/175мм
Оценка: 3 звезды

Race Face Turbine Cinch

 
В некотором смысле эта система похожа на Race Face Atlas – здесь мы видим всё те же выемки на обратной стороне шатунов, призванные, конечно, снизить их вес. Впрочем, в случае с Turbine лишний металл убран и с лицевой стороны – ведь это всё-таки трейловые шатуны, и они должны быть лёгкими. При этом нельзя сказать, что у Turbine есть какие-то проблемы с жёсткостью, но металла вокруг оси здесь, конечно, поменьше, чем у модели Atlas, способной выдерживать самые суровые приземления. Что ещё сказать? Ось увеличенного диаметра действительно добавляет жёсткости, систему можно поставить практически на любой велосипед, даже на фэтбайк. Ось запрессована в левый шатун, что упрощает замену звёзд – тем более, что производится она при помощи стандартного съёмника для каретки.
Вес: 643 грамма
Длина шатунов: 170/175мм
Оценка: 3,5 звезды

Rotor REX 2.1 QX1

 
REX 2.1 от Rotor – очень жёсткая и лёгкая система, совместимая со многими рамами. Эти шатуны изготовлены из алюминиевого сплава марки 7075, вследствие чего они на 42 грамма тяжелее более дешёвой модели под названием REX 1.1, где используется сплав 7055. Но, как бы то ни было, они остаются достаточно лёгкими, а ось увеличенного диаметра позволяет поставить систему на раму с любым кареточным узлом. Перед покупкой такой системы стоит проверить, не будут ли шатуны задевать перья рамы – всё-таки у прямых шатунов могут быть с этим проблемы.
Вес: 600 граммов
Длина шатунов: 170/172.5/175мм
Оценка: 4 звезды

Turn Girder M30

 
Компания Praxis славится надёжными компонентами, и теперь, помимо звёзд и кареток, она выпускает вот такие системы. Если вы ставите ноги на педали пятками вовнутрь, то, возможно, вы будете постоянно задевать ботинками эти массивные шатуны прямоугольного профиля. Но их жёсткость действительно достойна похвалы – даже самые агрессивные из наших тест-райдеров не заметили в системе никакого флекса, при том, что весит она не так уж и много. Кроме того, существует короткая (165мм) версия этих шатунов, которая, определённо, порадует любителей низких кареток.
Вес: 691 грамм
Длина шатунов: 165/170/175мм
Оценка: 4 звезды
 
SRAM GX-1400

 
Отличная система по вполне доступной цене. Полые кованые шатуны достаточно жёсткие и без проблем выдерживают самые серьёзные нагрузки. Систему можно легко снять для замены паука или звезды, а звёзды X-SYNC действительно надёжны и бесшумны. Кроме того, сейчас в продаже можно найти стальные версии этих звёзд, идеальные для дальних поездок и катания в плохую погоду. Покрытие шатунов намного более устойчиво к истиранию, чем, например, у Shimano XT, а, немного доплатив, можно приобрести такую же систему с осью увеличенного диаметра.
Вес: 685 граммов
Длина шатунов: 170/175мм
Оценка: 4 звезды
 
Shimano Deore XT M8000

 
Новая система Shimano XT ещё более надёжна и долговечна, чем модели прошлых лет, только вот покрытие шатунов стирается очень быстро. Полые кованые шатуны с интегрированным пауком обеспечивают системе хорошую жёсткость, а стальные звёзды с карбоновой основой поражают своей износоустойчивостью даже в грязных и дождливых условиях Англии. Система проста в установке, левый шатун надёжно фиксируется на оси, но версию с осью увеличенного диаметра Shimano всё ещё не выпускает. И опять же – чёрное покрытие стирается моментально. Если не хотите, чтобы через пару часов катания шатуны выглядели купленными полгода назад, пользуйтесь защитной плёнкой.
Вес: 669 граммов
Длина шатунов: 165/170/175/180мм
Оценка: 4 звезды
 
И победители:
 

 
Абсолютный победитель: DMR Axe


Принимая во внимание то, каким опытом в производстве шатунов может похвастать большинство представленных здесь брендов, признаем, что ребята из DMR действительно постарались и сделали систему, которая понравилась нам больше всех. Отметим, что шатуны DMR во многом похожи на Turn – здесь тот же широкий прямоугольный профиль, та же ось переменного диаметра (28-30мм). Впрочем, шатуны Axe немного тоньше, а значит, на каменных секциях вы не будете так отбивать ноги, как это бывает в случае с Turn. Однако, Axe всё же достаточно жёсткие и весят на 30 граммов меньше, чем Girder – в этом плане DMR может соперничать уже с Shimano и SRAM. Ось здесь запрессована в левый шатун, что, конечно же, упрощает замену звёзд. Трёхболтовое крепление звезды совместимо со всеми звёздами типа SRAM, а также с «пауками» — таким образом, система от DMR получилась очень универсальной. А ещё её можно установить фактически на любую раму – это, согласитесь, тоже несомненное преимущество.
Вес: 661 грамм
Длина шатунов: 165/170/175мм
Оценка: 4,5 звезды
 
 
Лучшая цена: Race Face Ride


По сути, победитель в данной категории был известен с самого начала – эта система в полтора раза дешевле самых бюджетных аналогов. Конечно, система Ride немного тяжелее более дорогих моделей, и в версии с 30-миллиметровой осью она пока не выпускается, но, как бы то ни было, от недостатка жёсткости эти шатуны не страдают. В комплекте с шатунами идёт надёжная фрезерованная звезда на 32 или 34 зуба – красивая и лёгкая, с лазерной гравировкой. И если вдруг окажется, что одной передней звезды вам мало, вы легко сможете поставить сюда две или даже три звезды – «паук» это позволяет. Кроме того, в комплекте с системой идёт вполне приличная резьбовая каретка.
Вес: 693 грамма
Длина шатунов: 170/175мм
Оценка: 4,5 звезды
 
 
Лучшее из возможного: Race Face Next SL


Признаться, поначалу мы думали, что такая лёгкая система, вероятно, сломается при съезде с бордюра. Но мы целый год использовали её в самых суровых условиях на семи разных велосипедах, сломали при этом несколько колёс, падали на большой скорости – и знаете, с ней ничего не случилось. Шатуны Next SL очень жёсткие, их можно поставить на любую раму, а звезду при желании можно заменить на «паук». Более того, такая система встанет даже на фэтбайк. Благодаря толстым защитным наклейкам шатуны отлично выглядят даже после многих месяцев использования, и, учитывая выдающиеся характеристики этой системы, вряд ли можно назвать её слишком дорогой.
Вес: 441 грамм
Длина шатунов: 170/175мм
Оценка: 4,5 звезды

Астрономы ошиблись: большинство звезд одиночные

Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.

Впечатление художника от вида с поверхности скалистой планеты на орбите вокруг красного карлика. (Изображение предоставлено Дэвидом А. Агиларом, CfA)

Более 200 лет астрономы считали, что у большинства звезд в нашей галактике есть звездные спутники. Но новое исследование предполагает, что большинство из них рождаются в одиночестве и никогда не имеют звездной компании.

Поскольку считается, что планеты легче образуются вокруг одиночных звезд, это открытие может означать, что планеты также встречаются чаще.

Общепринятое мнение о двойных звездных системах, называемых двойными, восходит к концу 1700-х годов. Более сложные наблюдения, сделанные в 20-м веке, казалось, подтвердили численное преобладание пар.

Звездные исследования показали, что более половины всех солнцеподобных звезд являются частью множественных систем. Для более массивных звезд, таких как звезды O- и B-типа, это число достигает 80 процентов.

Некоторые звезды, такие как Полярная звезда, Полярная звезда, имеют двух или более спутников.

«Если вы выйдете и посмотрите на все видимые звезды в ночном небе и спросите: «Сколько из них двойные?» ответ таков: «Большинство из них», — сказал автор исследования Чарльз Лада из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (CfA). «Предполагалось, что, поскольку большинство ярких звезд были двойными, все звезды, как правило, были двойными».

Загвоздка, однако, в том, что большинство звезд Млечного Пути — не такие яркие звезды, как наше Солнце, а тусклые маломассивные звезды, называемые красными карликами.

Красные карлики

По оценкам ученых, красные карлики составляют до 85 процентов звезд нашей Галактики. Эти звезды примерно в пять раз массивнее Солнца и в 50 раз слабее.

Красные карлики настолько тусклые, что только за последнее десятилетие или около того технология улучшилась до такой степени, что астрономы могут детально их изучать. И они обнаружили, что только около 25 процентов красных карликов имеют звездных компаньонов.

Лада приходит к выводу, что более двух третей всех звездных систем в галактике составляют одиночные красные карликовые звезды. Его открытие, о котором было объявлено сегодня, было подробно описано в недавнем онлайн-издании Письма из астрофизического журнала .

«Это важное осознание», — сказал Кристофер Макки, астроном из Калифорнийского университета в Беркли, не участвовавший в исследовании. «Факты, на которые [Лада] указывает, были доступны в течение длительного времени, и люди просто не собирали их воедино».

Однако склонность к одинарности применима только к красным карликам. Верно и то, что более чем у половины более ярких и массивных звезд в галактике есть спутники.

Рождение звезды

Недавние наблюдения показывают, что каждый год в Млечном Пути рождается полдюжины новых звезд, но многие детали, связанные с их рождением, остаются неясными. Согласно классической теории, звезды образуются, когда большие облака пыли и газа в космосе схлопываются под действием силы тяжести. Если эти плотные ядра материи достигают критического предела, загораются внутренние ядерные огни и рождаются новые звезды.

Однако эта теория не объясняет, почему у большинства крупных звезд есть спутники.

«Есть теории, которые могут образовывать двойные звезды, и теории, которые могут образовывать одиночные звезды, но ни одна из них не объясняет, почему одиночных звезд образуется больше, чем двойных», — сказала Лада SPACE.com .

У астрономов есть некоторые идеи. Наблюдения показали, что большие облака, которые служат звездными яслями для массивных звезд, более турбулентны, чем маленькие облака, из которых, как считается, обычно появляются красные карлики. Возможно, эта турбулентность приводит к тому, что массивные звезды формируются группами по две или более.

«Если у [больших облаков] есть какие-то начальные турбулентные движения, то по мере их коллапса они будут иметь тенденцию к дроблению», — объяснила Лада.

Формирование планет

Находка Лады может стать хорошей новостью для охотников за планетами. Хотя некоторые исследования предполагают, что формирование планет вокруг двойных звездных систем происходит чаще, чем считалось ранее, большинство астрономов считают, что создавать планеты вокруг одиночных звезд все же проще. Считается, что когда есть две или более звезд, гравитационные силы между ними препятствуют слипанию материи в ядра, достаточно плотные для образования планет.

Если одиночные звезды являются правилом, а не исключением, как предполагает новое открытие, то внесолнечные планеты также могут быть более распространены.

«Красные карлики могут быть новым благодатным угодьем для поиска планет, в том числе сходных по массе с Землей», — сказала Лада.

Возможно, одна такая планета уже найдена. Астрономы недавно обнаружили холодную каменистую планету, масса которой примерно в 5,5 раз превышает массу Земли, вокруг красного карлика, находящегося на расстоянии 28 000 световых лет.

  • Миры с многочисленными солнцами
  • Немезида: есть ли у Солнца «компаньон»?
  • Поиск планет вместо этого приводит к множеству звездных тройняшек
  • Сфотографирован невидимый компаньон Полярной звезды
  • Дарвиновское звездообразование отсеивает слабаков

Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: community@space. com.

Кер Тан — научный писатель и автор детских книг, присоединившаяся к Space.com в качестве штатного писателя с 2005 по 2007 год. Кер освещала астрономию и пилотируемые космические полеты, пока работала на Space.com, включая запуски космических челноков, и написала три научных книги для детей. о землетрясениях, звездах и черных дырах. Работы Кер также публиковались в National Geographic, Nature News, New Scientist и Sky & Telescope, среди прочих. Он получил степень бакалавра биологии в Калифорнийском университете в Ирвине и степень магистра научной журналистики в Нью-Йоркском университете. Кер в настоящее время является директором по научным коммуникациям в Стэнфордском университете.

Двоичные звездные системы: классификация и эволюция

Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.

В двойной системе J0806 два белых карлика вращаются вокруг друг друга каждые 321 секунду. Ученые считают, что звезды, находящиеся на расстоянии около 1600 световых лет от нас, движутся по спирали навстречу друг другу и в конечном итоге сольются. (Изображение предоставлено НАСА/Тодом Стромайером (GSFC)/Даной Берри (рентгеновская обсерватория Чандра))

Более четырех пятых отдельных точек света, которые мы наблюдаем в ночном небе, на самом деле представляют собой две или более звезд, вращающихся вместе. Наиболее распространенными из множественных звездных систем являются двойные звезды, системы, состоящие только из двух звезд вместе. Эти пары имеют множество конфигураций, которые помогают ученым классифицировать звезды и могут повлиять на развитие жизни. Некоторые люди даже думают, что Солнце является частью бинарной системы.

Двойные классы

Двойные звезды — это две звезды, вращающиеся вокруг общего центра масс. Более яркая звезда официально классифицируется как главная звезда, а более тусклая из двух — второстепенная (классифицируется как A и B соответственно). В случаях, когда звезды имеют одинаковую яркость, соблюдается обозначение, данное первооткрывателем.

Бинарные пары можно классифицировать на основе их орбиты. Широкие двойные системы — это звезды, орбиты которых удерживают их вдали друг от друга. Эти звезды развиваются отдельно, практически не оказывая влияния на своих компаньонов. Возможно, когда-то они содержали третью звезду, которая вытолкнула далекого компаньона наружу, в то время как в конечном итоге они сами были выброшены.

Тесные двойные системы , с другой стороны, эволюционируют поблизости, способные передавать свою массу от одной к другой. Первичные звезды некоторых тесных двойных звезд поглощают материал своего компаньона, иногда оказывая гравитационное воздействие, достаточно сильное, чтобы полностью притянуть меньшую звезду. [Инфографика: как планеты «Татуин» вращаются вокруг звезд-близнецов Kepler-47]

Пары также можно классифицировать на основе того, как они наблюдаются, система, которая имеет перекрывающиеся категории. Визуальные двоичные файлы — это две звезды с достаточно большим расстоянием между ними, чтобы их можно было увидеть в телескоп или даже в бинокль. От 5 до 10 процентов видимых звезд являются визуально двойными.

Спектроскопические двойные объекты кажутся близкими даже при наблюдении в телескоп. Ученые должны измерить длины волн света, излучаемого звездами, и определить их двойную природу на основе особенностей этих измерений.

Затменные двойные звезды — это две звезды, орбиты которых расположены под таким углом, что от Земли одна проходит перед другой, вызывая затмение. Эта функция основана на линии прямой видимости, а не на какой-либо конкретной функции пары.

Астрометрические двойные звезды — это звезды, которые, кажется, танцуют вокруг пустого пространства; то есть их товарищей нельзя идентифицировать, а можно только предположить. Такой компаньон может быть слишком тусклым, чтобы его можно было увидеть, или может быть скрыт в ярком свете главной звезды.

Звезды, называемые двойными звездами , — это две звезды, которые визуально кажутся близкими друг к другу в небе, но не обязательно находятся где-то рядом друг с другом в космосе.

Открытие и эволюция

Первые наблюдаемые двойные звезды были визуально-двойными. В 1617 году по просьбе коллеги-ученого Галилео Галилей направил свой телескоп на вторую звезду от конца рукоятки Большой Медведицы, обнаружив, что одна звезда кажется двумя; в итоге оказалось шесть. В 1802 году сэр Уильям Гершель, каталогизировавший около 700 пар звезд, впервые использовал термин «двойные» по отношению к этим двойным звездам.

Звезды путешествуют по галактике, и иногда массивная звезда захватывает проходящую, создавая новую двойную пару. Но это редкое событие. Чаще оболочка из газа и пыли, которая схлопывается сама по себе, образуя звезду, расщепляется и вместо этого образует две или более звезд. Эти звезды развиваются вместе, хотя и не обязательно одинаково.

Эволюция пары звезд зависит от их расстояния друг от друга. Широкие двойные системы очень мало влияют друг на друга, поэтому они часто эволюционируют так же, как одиночные звезды. Однако тесные двойные системы влияют на эволюцию друг друга, а перенос массы изменяет состав звезд. Если одна звезда в тесной двойной системе взрывается сверхновой или сбрасывает свои внешние слои и образует пульсар, компаньон часто разрушается. Если он выживает, он продолжает вращаться вокруг новообразованного тела, возможно, передавая больше своего материала.

Двойные звездные системы предоставляют ученым наилучшие средства для определения массы звезды. Поскольку пара притягивает друг друга, астрономы могут рассчитать размер и оттуда определить такие характеристики, как температура и радиус. Эти факторы помогают охарактеризовать отдельные звезды главной последовательности во Вселенной.

Звезды в нескольких системах могут иметь прямое влияние на жизнь. Уже обнаружено множество планет, вращающихся вокруг нескольких звезд. Орбиты этих звезд могут влиять на эволюцию жизни, которая нуждается в относительно стабильной системе для развития. света, тепла и радиации, которые они получают, такие системы, как широкие двойные или тесные двойные, могут фактически создавать условия, при которых жизнь могла бы в конечном итоге развиваться. [9Экзопланеты, на которых может быть инопланетная жизнь]

В 2015 году астрофизик Пол Саттер — научный сотрудник Астрономической обсерватории Триеста — написал на Space.com, что существование жизни в большинстве бинарных систем кажется маловероятным.

«Хотя двойные системы, безусловно, имеют обитаемую зону, где жидкая вода потенциально может существовать на поверхности планеты, жизни может быть трудно закрепиться. Обращение вокруг двух звезд одновременно, как это делает наш друг Kepler-47c, делает жизнь очень эллиптична, время от времени вынося планету из зоны. Жизнь не слишком любезна, чтобы часто замерзать», — писал он.

«Обращаться вокруг одной звезды в бинарной системе? Ну, иногда у вас будет две звезды на небе одновременно, что может быть немного поджаренным. А иногда у вас будет звезда на каждой стороне планеты, разрушающая ночь. И не забывайте о двойных дозах УФ-излучения и солнечных вспышках. При такой нестабильности, беспорядочности и облучении трудно представить, что сложная жизнь развивается с той регулярностью, в которой она нуждается».

Ближайшая к Земле звездная система — Альфа Центавра — включает двойную пару звезд, Альфа Центавра A и Альфа Центавра B. Третья звезда, Проксима Центавра, находится примерно в одной пятой светового года от нас (примерно в 13 000 солнечных Земные расстояния; некоторые астрономы спорят о том, следует ли считать Проксиму Центавра частью той же системы.) Хотя в двойной звездной части Альфы Центавра не было обнаружено звезд в обитаемой зоне, планета Проксима Центавра b была объявлена ​​в 2016 году обитаемой области своей звезды. Тем не менее, ученые расходятся во мнениях относительно того, имеет ли красный карлик, такой как Проксима Центавра, достаточно стабильную «космическую погоду», чтобы предотвратить радиационные или тепловые скачки, уменьшающие шансы на жизнь на соседней планете.

Красный гигант Мира А (справа) и его компаньон, тесная двойная пара. (Изображение предоставлено Маргаритой Каровской (Гарвард-Смитсоновский центр астрофизики) и НАСА)

Является ли Солнце двойной звездой?

В 1980-х годах ученые предположили наличие Немезиды, второй звезды — коричневого карлика, тусклого красного карлика или белого карлика — в солнечной системе как причину периодических массовых вымираний, имевших место в истории Земли, которые некоторые палеонтологи предполагают, что они происходили с циклами в 26 миллионов лет, хотя циклическая природа обсуждается.

В 2010 году широкоугольный инфракрасный исследователь НАСА (WISE) начал поиск коричневых карликов, хотя он не занимается поиском конкретно одного из них в Солнечной системе. Но если компаньон существует, WISE должен включить его. Ни WISE, ни двухмикронный обзор всего неба не обнаружили признаков компаньона, а в программе НАСА «Спросите астробиолога» Дэвид Моррисон, старший научный сотрудник астробиологии, заявил, что такой объект был бы четко обнаружен этими чувствительными телескопами.

Исследование, проведенное в 2017 году, показало, что почти у каждой звезды, подобной Солнцу, вероятно, был спутник при рождении. Исследование с использованием Очень большого массива в Нью-Мексико и телескопа Джеймса Клерка Максвелла на Гавайях изучило десятки систем и обнаружило, что более молодые обычно имеют широкое разделение, а более старые — узкое.

Моделирование показало, что большинство звезд формируются на некотором расстоянии друг от друга, а затем либо сближаются, либо расходятся, разрывая гравитационные связи. В случае с солнцем до сих пор неясно, существовала ли Немезида. Если бы это было так, родной брат Солнца, вероятно, удалился миллиарды лет назад.

Некоторые ученые предполагают, что существуют доказательства существования Немезиды. Доказательства, которые они приводят, включают далекую орбиту карликовой планеты Седна, четко очерченный край пояса Койпера (диск мусора в нашей Солнечной системе) и орбиты объектов в Облаке Оорта (ледяные скалы за пределами орбиты Плутона).

Отдельные исследовательские группы исследуют след предполагаемой «Планеты Девять» ледяного гиганта, который находится на краю нашей Солнечной системы. В 2016 году Константин Батыгин и Майк Браун (оба исследователи из Калифорнийского технологического института) заявили, что Девятая планета может изменять орбиты объектов в поясе Койпера.

Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: [email protected].

Space.com — главный источник новостей об исследованиях космоса, инновациях и астрономии, ведающий хроникой (и отмечающий) продолжающееся расширение человечества за последние рубежи. Первоначально основанный в 1999 году, Space.com всегда был и остается страстью писателей и редакторов, которые являются поклонниками космоса, а также обученными журналистами. Наша текущая команда новостей состоит из главного редактора Тарика Малика; Редактор Ханнеке Вейтеринг, старший космический писатель Майк Уолл; старший сценарист Меган Бартелс; Старший писатель Челси Год, старший писатель Тереза ​​Пултарова и штатный писатель Александр Кокс, специализирующиеся на электронной коммерции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *