Как залить антифриз в систему отопления
Содержание статьи
Про выбор теплоносителя для систем отопления, уже рассказывалось ранее, в этом строительном журнале. Основные его виды — вода и антифриз. Гораздо реже в отопительных системах используют тосол, из-за его достаточно большой вязкости. Антифриз же получил широкое применение в виду своих отличных эксплуатационных свойств.И если в двух словах о них говорить, то использование антифриза в системе отопления помогает даже вывести отложения, защитить уплотнительные элементы и т. д. В общем, про плюсы антифриза для отопления можно прочитать в статье — какой выбрать теплоноситель для отопления.
И если с выбором конкретного вида антифриза вы уже определились, то настаёт черед залить его в систему отопления, что можно сделать несколькими способами, с насосом и без него.
- Как долить воду или антифриз в систему отопления?
- Как заполнить отопительный контур водой
- Как заполнить систему антифризом
- Сроки эксплуатации бытового антифриза
- Вода или антифриз в системе отопления?
- Виды незамерзающей жидкости
- Как залить незамерзайку в открытую и закрытую системы отопления
- Виды и особенности антифриза
- Достоинства и недостатки
- Особенности использования антифриза в системе отопления
- Заливка теплоносителя в отопительную систему своими руками
- Производители теплоносителей
- Антифриз в отоплении в частном доме-применение
- Как правильно добавить антифриз
- 11 шагов по добавлению антифриза самостоятельно
- Что делает система охлаждения?
- Как определить резервуар охлаждающей жидкости / антифриза вашего автомобиля?
- Как проверить уровень системы охлаждения?
- Как пополнить резервуар охлаждающей жидкости вашего автомобиля?
- Можно ли добавить охлаждающую жидкость / антифриз в горячую машину?
- Что делать, если моя машина перегревается?
- Можно ли залить воду в радиатор автомобиля?
- Сколько времени занимает охлаждение радиатора?
- 11 шагов по добавлению антифриза самостоятельно
Как залить антифриз в систему отопления
Сразу нужно оговориться и сказать о том, что заливать антифриз в открытую систему отопления нецелесообразно, в виду быстрого испарения теплоносителя. Но если нужно всё-таки решить вопрос, как залить антифриз в систему отопления открытого типа, то решается он достаточно просто.
Для этого купленная жидкость антифриза заливается в расширительный бачок системы отопления, который располагается в самой верхней точке, как правило, на чердаке.
Совсем по-другому вопрос решается, если нужно залить антифриз в систему отопления закрытого типа, поскольку здесь без ручного насоса для закачки жидкости не обойтись. Для этого, насос для заполнения системы отопления подключается через шаровый кран к радиатору отопления или прямо к штуцеру крана подпитки.
При выполнении закачки антифриза в систему отопления, важно открыть кран маевского на крайнем радиаторе отопления, чтобы воздух смог бы беспрепятственно покинуть отопительную систему.
Как заполнить систему отопления антифризом без насоса
Залить антифриз в систему отопления закрытого типа можно и без насоса, однако по времени это довольно долгий процесс, для реализации которого придётся заливать теплоноситель через опять же, самую верхнюю точку в системе отопления. Сделать это можно используя установленный развоздушиватель или сбросной клапан, например, если он расположен сверху.
Перед тем как заливать антифриз в систему отопления, нужно убедиться вот в чём:
- Краны запорные должны быть открыты, а те, которые установлены на котле, наоборот — перекрыты;
- Перед закачкой антифриза его нужно разбавить согласно инструкции производителя;
- Обязательно нужно открыть развоздушиватель для сброса воздуха;
- Закрыть кран, установленный на расширительном бачке.
После того как большая часть антифриза в систему отопления залита, следует перекрыть краны маевского и продолжать закачку антифриза дальше. Следить за образующимся давлением в системе отопления можно посредством манометра, установленного на котле.
Рекомендуется всё-таки использовать для заполнения антифризом закрытых систем отопления, хотя бы ручной насос, предназначенный специально для этих целей.
Оценить статью и поделиться ссылкой:Как долить воду или антифриз в систему отопления?
Ни один теплоноситель не служит вечно. И воду, и антифриз периодически н\требуется пополнять или заменять. Не все владельцы отопительных систем знают, как долить воду в систему отопления. Нюансы долива зависят от объема и конструкции конкретной системы.
Как заполнить отопительный контур водой
Вода все еще является популярным теплоносителем, главным образом из-за своей дешевизны. При заполнении отопительных систем старой конструкции, с железными трубами среднего сечения и большими чугунными радиаторами использование воды даст существенную экономию ввиду большого общего объема системы. Вода также обладает практически идеальной вязкостью и теплоемкостью по сравнению с антифризами. Вязкость воды также заметно ниже, что снижает вероятность ее просачивания через уплотнения.
На этом достоинства воды заканчиваются. Даже подготовленная водопроводная вода содержит в себе большое количество растворенных минеральных добавок. В воде из колодца или скважины их может быть в десятки раз больше. Эти вещества в ходе эксплуатации отопительной системы при высоких температурах интенсивно оседают на стенках труб и теплообменников. При этом сужается эффективное сечение труб, понижается эффективность теплообмена, повреждаются детали насоса и расширительного бачка.
Содержащийся в воде кислород ведет к коррозии металлических деталей системы.
если принято решение заполнять отопительный контур водой, ее следует очистить от минеральных компонентов химическим путем или по крайней мере прокипятить и дать отстояться осадку.
И самая большая опасность воды как теплоносителя- при охлаждении ниже 0оС она замерзает, превращаясь в лед и увеличивая при этом свой объем. Это приводит к разрушению труб и теплообменников, повреждению насосов.
Мало знать, как долить воду в систему отопления- необходимо еще и правильно определить ее объем.
Расчет объема
Перед заполнением отопительного контура необходимо рассчитать его внутренний объем.
Для этого суммируют объемы:
- котла,
- расширительной емкости,
- трубопроводов,
- радиаторов.
ЧТобы рассчитать обьем отопительного контура суммируют объемы котла, расширительной емкости, трубопроводов, радиаторов.
Внутренние объемы котла, расширительной емкости и радиаторов указываются в их сопроводительной документации. Они также приведены на сайтах производителей.
Объем трубы в кубометрах рассчитывается по формуле
где D- диаметр трубы, м
l- длина трубы, м
К расчетному объему добавляют поправочный коэффициент, т.е. умножают на 1,15.
Объем воды можно определить не только расчетным, но опытным путем. Для этого систему заполняют водой полностью и сливают ее в мерную емкость. Опытный более точен.
Правила выполнения подпитки отопления
В ходе эксплуатации отопительного контура периодически необходимо производить, долив воды, или подпитку. В системах открытого типа это можно сделать прямо в расширительный бачок, по нему же контролируют и уровень воды в системе. Если жидкость не достигла рабочей температуры, не следует заполнять бачок полностью. Нагревшись, вода расширится и польется через край.
В современных двухконтурных бойлерах имеется специальный клапан подпитки. Заполнение системы проводится следующим образом:
- присоединить водопроводный шланг к клапану подпитки,
- открыть вентиль в нижней точке контура рядом с котлом,
- открыть воздушный клапан в верхней точке трубопровода,
- при появлении воды из воздушного клапана закрыть вентиль подпитки и воздушный клапан.
- Если при запуске отопления в насосе слышно бульканье и звук струящейся воды, следует повторить стравливание воздуха через воздушный клапан.
- При заполнении системы рекомендуется открывать вентиль не более чем на ¼ сечения.
Если в систему была добавлена холодная вода с температурой 3-8 градусов, перед включением котла на полную мощность необходимо дать жидкости в контуре равномерно перемещаться, чтобы избежать гидравлических температурных ударов.
Как заполнить систему антифризом
Незамерзающие теплоносители, или антифризы, лишены большинства недостатков воды.
Они не замерзают при отрицательных температурах, не содержат примеси, откладывающиеся на стенках труб и теплообменников, не вызывают коррозию металлических деталей.
Заполнение системы антифризом
Автомобили и другие виды транспорта давно перешли на использование антифризов в своих системах охлаждения и отопления. В домашних системах такой переход в полном разгаре. 90 % вновь вводимых в строй систем использует антифризы.
Критерии выбора незамерзающей жидкости
Чтобы эффективно работать в отоплении, незамерзающая жидкость для отопления дома должна удовлетворять следующим условиям:
- низкая токсичность, исключающая угрозу здоровью жильцов в случае утечки,
- негорючесть самой жидкости и ее паров,
- нулевая коррозионная активность,
- низкая вязкость, обеспечивающая достаточную для эффективной циркуляции текучесть,
- теплоемкость, обеспечивающая перенос тепловой энергии от топки к радиаторам.
Большая часть предлагаемых на рынке составов выполнена на основе следующих веществ:
- этиленгликоля,
- пропиленгликоля,
- глицерина.
Ученые постоянно ведут разработку новых формул, отличающихся улучшенными энергетическими характеристиками и сниженной нагрузкой на окружающую среду.
Многие составы в чистом виде проявляют коррозионную активность. Поэтому их используют в разбавленном виде и добавляют присадки- ингибиторы. Добавки также снижают пенообразование, способствуют очищению компонентов системы.
Большинство производителей предлагают две климатические версии своих продуктов:
- концентрированная, не замерзающая до 65оС,
- разбавленная, выдерживающая температуры до -30оС.
При выборе состава для долива системы лучше всего использовать ту же самую марку того же производителя, что и была залита первоначально.
Смешивание антифризов разных марок, а тем более- с разными действующими веществами, может привести к резкому снижению их срока службы или даже к повреждению компонентов отопительного контура.
Антифризы имеют большую вязкость, чем вода. Поэтому они не подходят для отопительных контуров с естественной циркуляцией жидкости. При гидравлическом расчете системы и выборе мощности циркуляционного насоса следует учитывать паспортную вязкость выбранного теплоносителя.
В отличие от воды, антифризы весьма уязвимы со стороны перегрева системы. При повышенных температурах в них начинаются нежелательные химические реакции, газообразование и выпадение осадков. Большая часть нынешних бойлеров, рассчитанных на работу с незамерзающими составами, имеют аппаратное ограничение максимальной температуры в 80оС
В руководстве пользователя отопительного прибора перечислены допустимые типы теплоносителей. Выход за пределы этого перечня ведет к утрате заводской гарантии.
Заполнение системы открытого типа
В открытых отопительных контурах теплоноситель циркулирует под атмосферным давлением. В верхней точке контура монтируется расширительная емкость, в нее выходит расширившаяся при нагревании жидкость. После охлаждения она поступает обратно в контур. В эту же емкость выходит попавший в систему воздух.
Такой контур можно заполнять под давлением через нижний вентиль. Можно и просто добавлять жидкость в расширительный бачок. Емкость заполняют до мерки, соответствующей температуре теплоносителя. Верхний уровень, на котором выходит дренажная трубка, соответствует максимальной температуре жидкости.
Систему отопления открытого типа можно заполнять под давлением через нижний вентиль
Добавлять его следует постепенно, давая время воздушным пробкам пройти по теплообменникам и трубопроводам и подняться в верхнюю точку.
После заполнения емкости следует проверить все воздушные клапаны на участках трубопроводов и радиаторах. Если где-либо была обнаружена и выпущена воздушная пробка, жидкость в бачок необходимо снова долить до заданного уровня.
Заполнение закрытой системы отопления
В таких системах отопительный контур герметичен и изолирован от атмосферы. Расширительный бачок имеет резиновую мембрану, пространство за которой заполнено сжатым воздухом при рабочем давлении. При расширении теплоносителя он проминает мембрану, увеличивая доступный объем и компенсируя тепловое расширение.
Долив антифриза в систему отопления удобнее проводить вдвоем. Кто-то заливает жидкость, а кто-то следит за воздушным клапаном, установленным в верхней точке контура. Если же помощника нет, можно подавать воду под самым малым напором и смириться с тем, что какое-то количество прольется в подставленную под клапан емкость. При этом придется также побегать по лестнице от вентиля до клапана.
Патрубок для подпитки системы устанавливается обычно в нижней точке контура, рядом с отопительным котлом. Его оснащают обратным клапаном, позволяющим подавать воду в систему, но препятствующим ее вытеканию обратно.
Если система заполнена водой, патрубок иногда напрямую присоединяют к подаче холодной воды, предусмотрев, разумеется, запорный вентиль. В противном случает воду подают с помощью гибкой подводки или резинового шланга, обжатого хомутами.
Контур заполняют до тех пор, пока давление на манометре бойлера не достигнет рабочего (чаще всего это полторы атмосферы).
После того, как жидкость начнет вытекать из верхнего воздушного клапана, следует сбросить воздух из всех остальных воздушных клапанов, продвигаясь от нижней точки контура к верхней.
Двухконтурные котлы, кроме отопления выполняющие еще и функцию горячего водоснабжения, содержат встроенный клапан подпитки. Это делает, долив воды в такие системы ещеудобнее.
При заполнении закрытой системы антифризом приходится использовать специальный насос, накачивающий теплоноситель в систему.
Насосы бывают как с электроприводом, так и ручные. Входной шланг опускается в емкость с теплоносителем, а выходной присоединяется к патрубку подпитки в нижней части контура.
Далее открывают верхний воздушный клапан, включают насос, и пополняют контур жидкость. до достижения рабочего давления на манометре. Стравливание воздуха проводят так же, как и в случае использования воды.
Современные модели бойлеров оснащены механизмом самостоятельного удаления воздушных пробок. Если такой механизм отсутствует или по каким-либо причинам не сработал, и при включении из циркуляционного насоса слышны булькающие и журчащие звуки, следует немного ослабить крепление его крышки, пока из-под нее не выйдет воздух и не выступит жидкость. После этого крышку затягивают. Если журчание продолжается, процедуру следует повторить до полного устранения посторонних звуков.
После пополнения теплоносителя недопустимо сразу включать котел на полную мощность. Необходимо дать поработать насосу до тех пор, пока теплоноситель в системе не перемешается, и температура его не выровняется, в противном случае возможно возникновение резких перепадов давления в системе вплоть до гидроударов. После этого можно выводить котел на рабочий режим.
Сроки эксплуатации бытового антифриза
Обычно время жизни антифризов на основе органики устанавливается производителем в 3-5 лет. После этого специальные добавки утрачивают свои защитные свойства и жидкость становится химически активной, вызывая коррозию металлических компонентов отопительного контура. Не позже истечения паспортного срока эксплуатации теплоноситель следует полностью слить и заменить на свежий. Выливать старый антифриз в канализацию недопустимо- его следует сдавать в утилизационные пункты.
В домах за городом, где обогревательный контур включается не всегда, а только в определённые периоды, обычную воду заливать не рекомендуется. Она легко замерзает из-за чего может произойти разрыв труб и батарей, может впоследствии выйти из строя котёл. Поэтому в таких случаях в батареи заливают составы, не поддающиеся замерзанию.
Антифриз (незамерзайка) часто используется в автомобилях. Пользуется популярностью благодаря своим антизамерзающим свойствам. Замёрзнуть антифриз может только при очень низкой температуре. Определённые качественные марки производителей этой жидкости выдерживают температуру до минус 55 °С, а кристаллы в нём появляются только при минус 68 °С. Такие свойства делают незамерзайку для системы отопления загородного дома, дачи наиболее подходящей.
Антифриз для системы отопления
Вода или антифриз в системе отопления?
Часто задаваемый вопрос, что лучше: вода или антифриз в системе отопления. Две жидкости имеют свои характеристики, достоинства и недостатки. Стоит сказать, что антифриз применяется реже, чем вода. И это обусловлено тем, что жидкости различны по физико-химическим характеристикам. Как следствие, отопительная система с незамерзайкой должна быть смонтирована не так, как с водой.
Попробуем провести сравнительный анализ этих двух теплоносителей.
Безусловное, достоинство воды в доступности, невысокой цене и высокой удельной тепловой ёмкости. Недостаток заключается в замерзании её и увеличении при 0 °С и меньше. Вода расширяется, давит тем самым на элементы системы отопления и разрывает их. В то же время антифризы поддаются замерзанию при температуре намного ниже, но у них есть свои минусы:
- Удельная тепловая ёмкость антифриза ниже в среднем на 13 %. То есть он нагревается медленно, поэтому требует установки котла большей мощности.
- Антифриз более плотный, чем вода, в среднем на 15 %, и более вязкий, примерно на 40 %. Как следствие, приобретать придётся более мощный насос для циркуляции теплоносителя, трубы диаметра побольше.
- С нагреванием антифриз становится больше на 35 %. Поэтому приобретать нужно будет расширительный бак в пару раз больше по объёму.
- Незамерзающая жидкость не имеет поверхностного натяжения. Она более текуча. В даже небольших неточностях в герметичности стыков незамерзайка может начать протекать. Особенно в тех случаях, когда система уже остывает и диаметры трубопроводных элементов становятся меньше. Поэтому в отопительной системе необходимо минимальное количество стыков. Кроме того, они всегда должны быть на виду.
Теперь вам должно быть понятно, почему система отопления, выполненная под воду, не может подойти под антифриз. Если в планах применять незамерзайку для системы отопления, необходимые корректировки нужно проводить заранее.
Виды незамерзающей жидкости
Антифриз в системе отопления частного загородного дома может быть изготовлен на основе одной из двух видов жидкостей:
- этиленгликоля;
- пропиленгликоля.
Антифриз на основе этиленгликоля можно описать как токсичный, но в то же время дешёвый, в то время как антифриз пропиленгликоль не несёт вреда для здоровья человека, но отличается дороговизной.
Антифриз для системы отопления
Продавцы делают упор на продажу второго вида теплоносителя, основываясь на его нетоксичности. Ходят даже такие слухи, будто небольшое количество вредной жидкости может попасть в питьевую воду через систему горячего водоснабжения и отравить проживающих, если в произойдёт протечка.
Не стоит беспокоиться, ведь правильно проведённый монтаж отопительной системы ни за что не пропустит антифриз в воду. В то время как протечки бывают настолько малы, что не могут быть столь опасны. К тому же антифриз на этиленгликоле производители окрашивают в красный цвет, а на основе пропиленгликоля – в зелёный, поэтому если вдруг и случится протечка, то её с лёгкостью можно будет заметить.
Если вы полностью уверены в качественной сборке отопительной системы и не имеете больших средств, чтобы тратиться на дорогую жидкость, то не бойтесь и заливайте этиленгликолевую незамерзайку, внимательно следя за процессом и не отходя от инструкции. Если же вы хотите лишний раз подстраховаться и не волноваться, то просто заплатите необходимую сумму и купите антифриз на основе пропиленгликоля.
Часто антифриз можно приобрести как концентрат. Его требуется разбавлять строго, как гласит инструкция. Не стоит делать «антизамерзайку» очень концентрированной, так как из-за этого в теплообменнике могут возникнуть отложения. Менять антифриз лучше каждые пять лет.
Подробная информация про теплоноситель пропиленгликоль здесь.Как залить незамерзайку в открытую и закрытую системы отопления
Есть некоторые различия заливки незамерзайки в закрытую либо открытую систему отопления.
Для начала разберёмся, как заливать антифриз в систему отопления открытого типа. Это будет именно тот случай, когда стоит приобрести безвредный пропиленгликоль. Расширительный бак в такой системе открытый, и так как обычно он располагается на чердаке дома, то в жилое помещение может, пусть и не в значительных количествах, но попадать испарение. Да и вообще пользоваться незамерзайкой в системе открытого типа немного нелогично. Хорошо будет переделать систему в закрытую, откуда не будут выходить пары.
Заполняем систему отопления антифризом
Концентрат нужно разбавить и понемногу при помощи насоса заливать в расширительный бак либо подпиточный вентиль. Все воздушные краны Маевского на батареях должны быть открыты, а по мере заполнения закрываться. Степень заполнения должна быть до 1/3 расширительного бака.
Про устройство и принцип работа крана Маевского можете прочитать на этой странице.Помните, что перед закачкой антифриза нужно проверить систему отопления на открытие всех запорно-регулирующих элементов.
Уже после включения котла и его прогрева, стоит ещё раз развоздушить батареи. В случае падения уровня нагретого теплоносителя в расширительном бачке, антифриз нужно долить где-то до его половины.
Теперь перейдём к вопросу, как заполнить систему отопления закрытого типа антифризом. Скорее всего, что удобнее, вам потребуется использовать насос для закачки антифриза в систему отопления. Его нужно присоединить к штуцеру.
Если же насос для подпитки системы отопления незамерзайкой отсутствует, то вас ждёт нелёгкая работа по заливу жидкости через самую высокую точку, открыв автоматический воздуховой отводчик. Лучше, чтобы у вас был напарник, в задачи которого будет входить выпускание воздуха из батарей во время вашей закачки антифриза в котёл.
О том, как и чем можно промыть радиаторы отопления, можете прочитать тут.Перед тем, как начать работу, стоит убедиться в следующем:
- что все запорные элементы находятся в открытом положении;
- что краны, перекрывающие котёл, закрыты;
- что вы разбавили концентрат незамерзайки в правильном соотношении согласно инструкции;
- что краны Маевского перекрыты;
- что вентили, которые перекрывают мембранный расширительный бак, в открытом положении.
Работа начинается с закачивания незамерзающей жидкости до уровня, пока манометр не укажет значение давления 1,4-1,5 Бар. После сигнала нужно сказать напарнику, чтобы он плавно стал выпускать воздух из батарей, сначала с самых нижних. Вам же требуется следить за тем, чтобы показатель давления на приборе не падал и, если что, подкачивать теплоноситель.
Хорошо, если в системах закрытого типа на подпиточной врезке стоит обратный пружинистый клапан. В случае его отсутствия закачать туда «незамерзайку» или воду было бы очень сложно.
Воздух весь спущен. Теперь пора снова закачать антифриз до давления 1,5 Бар. Затем по очереди нужно открывать краны, которые отсекают котёл, – изначально на обратной, а потом на подающей сети. Второй кран стоит открывать не спеша. Так, чтобы воздух успевал уйти через автоматический воздуховой отводчик, что стоит на группе безопасности котла. Давление опять начнёт падать и придётся быстро подкачивать незамерзающую жидкость.
В момент запуска котла и прогрева теплоносителя необходимо внимательно следить за цифрами манометра, которые не должны быть больше 1,8 Бар в работе. Последним этапом будет сброс воздуха из приборов отопления и настройка давления.
Будьте предельно внимательны при работе с кранами Маевского, не обожгитесь и не пролейте антифриз.
Теперь вы знаете, зачем нужен антифриз в системе отопления, плюсы и минусы этой жидкости по сравнению с водой. Знаете, как провести заливку незамерзающей жидкости и что это будет намного легче сделать, если иметь помощника. Наполнить отопительную систему можно при помощи любого насоса, который есть в хозяйстве.
Содержание статьи:
Антифриз именуют незамерзайкой, подчеркивая основное свойство – сохранение текучести при низких минусовых температурах. Автомобилисты используют незамерзайку в системе охлаждения. Еще одна сфера ее применения – системы отопления загородных домов. Антифриз для системы отопления позволяет предотвратить промерзание, которое возникает при долговременном отключении электроэнергии или продолжительном отъезде из загородного дома зимой.
Виды и особенности антифриза
В системе отопления используется специальный антифриз, безопасный для резиновых деталей и металла
Антифризы классифицируются по типу основы:
- пропиленгликолевые;
- этиленгликолевые;
- растворы на основе спирта и глицерина.
Разновидности отличаются между собой физико-техническими характеристиками. Выбирая одну из них, следует принять во внимание особенности системы отопления и условия, в которых она функционирует. Для заполнения систем производят специальные составы. Автомобильные антифризы, например тосол, для отопления не подходят. Они содержат массу токсичных веществ и негативно воздействуют на резиновые и металлические элементы магистрали, служат 1, максимум 2 года.
Пропиленгликолевые
Главное положительное свойство пропиленгликолевого состава – безвредность. Он не токсичен, может использоваться в открытых системах отопления и двухконтурных котлах, где осуществляется подогрев воды для водоснабжения. Даже при утечке пропиленгликоля в воду значительный вред здоровью не будет нанесен.
Антифриз на основе пропиленгликоля не ядовит, быстрее разлагается в окружающей среде
Технические свойства пропиленгликолевых антифризов также хороши. Они не оказывают агрессивного воздействия на внутреннюю поверхность элементов системы.
Недостатки тоже имеются:
- высокая вязкость, которая в два раза превышает по значению вязкость этиленгликоля;
- взаимодействие с цинком: происходит реакция с образованием белых нерастворимых хлопьев, металл разрушается;
- высокая стоимость.
Отличить пропиленгликолевый теплоноситель от этиленгликолевого легко: первый окрашен в зелёный цвет и часто имеет маркировку ЭКО. Вместо пропиленгликолевого антифриза можно приобрести глицериновый контрафакт.
Этиленгликолевые
Этиленгликоль после использования необходимо утилизировать особым образом, так как вещество ядовитое
Этиленгликолевые составы высокотоксичны. Это их главный недостаток. Об опасности этиленгликоля сигнализирует красный или желтый цвет жидкости. Благодаря яркой окраске легче обнаружить утечку теплоносителя. Он может нанести вред при попадании в легкие или на кожу. Смертельная концентрация при употреблении внутрь – 2 мг на 1 кг веса. В связи с этим утилизация антифриза этого типа составляет определенную проблему. В целях безопасности этиленгликолевый теплоноситель используют только в одноконтурных системах, где нет риска попадания в контур водоснабжения. Технические свойства этиленгликоля позволяют использовать жидкости на его основе при температурах до –65°C.
В некоторых странах этиленгликолевый теплоноситель запрещен к использованию.
Растворы на основе спирта и глицерина
Глицериновые составы для устранения вязкости разбавляют спиртом
По поводу глицериновых теплоносителей сложилось неоднозначное мнение. Одни говорят о том, что глицерин – лучший бытовой антифриз для отопительной системы, другие указывают на множество его недостатков:
- высокая вязкость вещества, из-за которой ускоряется износ оборудования – чтобы компенсировать высокую вязкость глицерина, состав разбавляют спиртом;
- более высокая плотность по сравнению с другими антифризами;
- превращение в яд при температуре выше 90°C;
- риск вспенивания;
- сравнительно низкая теплоемкость;
- химическое взаимодействие с резиной и пластмассой;
- после выпаривания воды становится твёрдым или желеобразным.
Однако у глицериновых теплоносителей много положительных свойств:
- пожаро- и взрывобезопасность;
- экологичность;
- химическая инертность к цинку;
- широкий разброс рабочих температур: от –30°C до 105°C;
- низкая стоимость;
- долгий срок службы – 10 лет;
- не расширяются при замораживании.
Глицериновые составы производят согласно ТУ, и это еще один недостаток, потому что производители сами устанавливают стандарты.
Производство глицериновых антифризов в отдельных странах не осуществляется.
Можно также использовать в качестве теплоносителя растворы с содержанием 40-55% этилового спирта. Они экологичны, кристаллизуются при –30°C. Однако их применение ограничено герметичными закрытыми системами, потому что они отличаются повышенной летучестью. Температура кипения – 90°C, что является минимальным показателем среди всех типов теплоносителей.
Достоинства и недостатки
В качестве теплоносителя заливают и дистиллированную воду, но если в зимний период возможно продолжительное отсутствие хозяев в доме или периодически отключают электричество, теплоноситель в радиаторах может замерзнуть. В таких случаях рекомендуется заполнять систему антифризом для отопления.
Преимущества:
- трубы из-за расширения замерзшей воды не лопнут;
- не нужно сливать воду из системы на время отсутствия;
- антифриз имеет низкую температуру замерзания – до –65°C, и даже при более низкой не превращается в лёд, а становится желеобразным, расширяясь в значительно меньшей степени, чем вода;
- при повышении температуры замерзший теплоноситель сохраняет свои свойства;
- состав содержит присадки, которые препятствуют образованию накипи и реакции с металлами.
Требуется более тщательная герметизация из-за повышенной текучести антифриза
Недостатки:
- некачественные антифризы разрушают элементы системы отопления, так как в них выпадает твердый осадок, который выводит из строя фитинги и приборы;
- пониженный уровень теплоемкости по сравнению с водой (меньше на 15%), чтобы компенсировать этот недостаток, нужно увеличивать скорость циркуляции теплоносителя ровно на столько же;
- повышенная вязкость (на 30-50% выше по сравнению с водой) и более высокая плотность (на 5-10%), из-за чего необходимо устанавливать более мощное насосное оборудование;
- токсичность;
- образование осадка со временем;
- высокая цена;
- необходимость тщательной герметизации соединений, из-за повышенной текучести (на 50% выше, чем у воды).
Несмотря на недостатки, антифриз используют в системах отопления, поскольку он практически не замерзает и не расширяется, приводя к порче труб и оборудования.
Особенности использования антифриза в системе отопления
При замене антифриза старая жидкость полностью сливается из системы отопления
Поскольку гликолевые составы небезопасны, при их использовании соблюдают меры предосторожности. Кроме того, есть определенные особенности применения антифриза в системе отопления:
- Гликолевый теплоноситель не следует заливать в открытую систему, где жидкость в расширительном бачке контактирует с атмосферой, потому что в воздух могут попасть токсичные вещества. Допускается это только при применении пропиленгликолевого теплоносителя, если есть уверенность в его качестве.
- Приобретая теплоноситель другого производителя, чтобы долить его в систему, нужно выполнить проверку на совместимость со старым антифризом, потому что присадки могут нейтрализовать друг друга, что приводит к исчезновению антикоррозийных свойств. Если неизвестно, какой теплоноситель использовался раньше, необходимо полностью слить жидкость.
- Для работы в системе с антифризом потребуется насос на 60% мощнее, чем для воды.
- Радиаторы необходимо подбирать с большей степенью теплоотдачи, например алюминиевые или биметаллические. Кроме того, желательно выбрать модель с большим внутренним диаметром и объемом.
- Система не работает с автоматическими отводчиками воздуха, поэтому устанавливают краны Маевского.
- Система должна быть снабжена точным регулятором температуры, поскольку превышение определенных границ приводит к распаду теплоносителя. Реакция сопровождается выпадением осадка, что впоследствии становится причиной образования нагара, коррозии, кислоты, пены и завоздушивания системы.
Только при грамотной эксплуатации и соблюдении всех рекомендации по подбору оборудования использование антифриза в системе отопления будет выгодным.
Заливка теплоносителя в отопительную систему своими руками
После спуска антифриза систему промывают чистой водой
Антифриз для отопления со временем стареет, снижается его теплоемкость и антикоррозийные свойства, поэтому его периодически меняют. Средняя периодичность – 5 лет. Перед заливкой теплоносителя необходимо слить старый антифриз из системы.
Порядок выполнения работ:
- Обязательно разогревают котел отопления, невзирая на температуру окружающей среды.
- Открывают батареи и переводят систему в самотечный режим.
- Отключают от электросети котел и другие приборы системы.
- Подготавливают ведра, тазы для слива старого теплоносителя.
- С помощью отсекающего крана отсоединяют насос, поскольку без теплоносителя он моментально выходит из строя. Внутри останется старый антифриз, но его объем будет небольшим, поэтому на работу системы это не повлияет.
- Открывают вентиль и наполняют емкости. Предпочтительнее сливать систему через заливочный вентиль, расположенный недалеко от котла, в самой нижней точке. Если сливное отверстие не предусмотрено, подсоединяют один конец шланга к сливному отверстию батареи или к крану Маевского, другой конец вставляют в тару.
- После слива теплоносителя систему промывают чистой водой или специально предназначенными для этой цели растворами.
- В соответствии с инструкцией производителя разбавляют жидкость, согласно необходимой температуре замерзания. Температура замерзания имеет нелинейную зависимость от количества залитой воды – при разбавлении 20 л антифриза с температурой замерзания –65°C на 50% водой температура замерзания составит –20°C, а не –32,5°C, как можно было бы предположить.
- Очищают грязевой фильтр.
- При помощи насоса, подключенного к отверстию для закачки, наполняют систему свежим составом.
- В процессе работы необходимо спускать воздух, контролируя давление по показателям манометра.
Для разбавления теплоносителя используют только дистиллированную воду, не содержащую солей кальция и магния, в противном случае выпадет осадок. В крайнем случае следует проверить реакцию, отдельно смешав водопроводную воду с малым количеством антифриза в нужных пропорциях. В обязательном порядке соединяют состав с водой в отдельной емкости, чтобы обеспечить равномерное перемешивание. Заливать сначала антифриз, а затем воду, в систему нельзя. Это приводит к неравномерному прогреву радиаторов, выходу из строя насосного оборудования, вспениванию. Если по незнанию система была заполнена именно таким образом, насос включают на минимальную мощность и стравливают постепенно воздух. Смешивание через какое-то время произойдет, но гарантии, что оно будет равномерным, нет.
Если в систему заливается этиленгликолевый теплоноситель, емкости, использованные в процессе, следует утилизировать, а насос необходимо промыть горячей водой с моющими средствами.
Производители теплоносителей
Покупать жидкость необходимо в проверенных магазинах, чтобы не повредить свою систему отопления
Антифризы состоят на 30-65% из гликоля, на 30-50% из дистиллированной воды, на 3-4% из присадок, которые препятствуют вспениванию, коррозии металла, выпадению осадка. На рынке представлен широкий ассортимент антифризов, предназначенных для системы отопления загородного дома. Они изготавливаются преимущественно из импортного сырья и продаются по примерно одинаковой цене. Если продукт стоит слишком дешево, следует усомниться в его качестве. Проверить состав можно с помощью соды. Так как контрафактные антифризы имеют в большинстве своем кислотную среду, можно смешать щепотку соды с небольшим количеством теплоносителя. Если при этом наблюдается шипение и образуется пена – продукт некачественный, если реакции не произойдет – антифриз хороший.
Лучшими антифризами являются следующие:
- Dixis-65. Теплоноситель с лучшими показателями кристаллизации. Этот антифриз подходит для газовых и электрических котлов отопления, систем с элементами из чугуна, меди, пластика, алюминия, латуни. Температура окружающей среды от –65°C до +95°C. Возможно использование для обогрева домов на Крайнем Севере. При применении в более мягких климатических условиях можно разбавить теплоноситель водой 1:1. Преимущества: срок службы – не менее 5 лет, пожаробезопасность.
- Теплый дом Эко. Пропиленгликолевый теплоноситель с температурой кристаллизации –31°C. Срок службы – 5 лет и более. Температура кипения составляет 106°C, а разрушение происходит только при +170°C. Он сочетается с герметиками и не расширяется.
- Thermagent-65. Антифриз отечественного производства, произведенный из немецкого сырья. Возможно использование в системах с резиновыми прокладками, герметиком. Сохраняет свойства до 10 лет и имеет низкую температуру замерзания. Может использоваться при температуре окружающей среды до –65°C.
Антифриз является теплоносителем, который обладает меньшим коэффициентом расширения по сравнению с водой. Это свойство имеет первоочередное значение. По остальным физико-техническим параметрам вода превосходит антифриз. Использование незамерзаек должно быть грамотным. Тогда срок службы системы увеличится.
Антифриз в отоплении в частном доме-применение
Основная опасность для отопления частного дома – это возможность перемерзания системы отопления. Для того, чтобы предотвратить подобные моменты используют антифриз. Антифризы для отопления дома имеют множество марок, по составу они напоминают антифризы для автомобилей.
На основании этого у многих возникает вопрос – можно ли использовать автомобильные антифризы для дома? Не приведет ли это к непоправимым последствиям для системы отопления и насколько это будет выгодно с финансовой точки зрения? Познакомимся поближе со свойствами антифризов и ответим на все возникающие вопросы.
Обычно систему отопления заполняют водой, но при перемерзании труба или батарея может лопнуть, а при использовании антифриза в качестве заполнителя для системы отопления этого бояться не стоит, поскольку даже при значительном понижении температуры антифриз не кристаллизуется, а становится желеобразной консистенции.
Что из себя представляет антифриз
С антифризом знакомы все автомобилисты. Основное качество – это его свойство не замерзать при низких температурах. В принципе, замерзать он конечно может, но при температуре, которая навряд ли когда-нибудь может быть на улице – минус 60-70 градусов.
Антифриз не замерзает по причине того, что в его составе есть специальные компоненты. Более того, состав замечательно смешивается с водой, что позволяет использовать антифриз с разной концентрацией указанных компонентов для разных низких температур.
Вода имеет один важный недостаток – это воздействие на металл. При долгосрочном использовании воды в отопительной системе под действием химической реакции возникает коррозия.
В процессе нагревания образуется накипь, которая оседает на стенки трубопроводов и приводит к их повреждению. Компоненты в составе антифриза предотвращают появление накипи и, следовательно, не происходит разрушение элементов системы отопления.
Принцип работы антифриза
Как мы все знаем из школьной программы, что вода замерзает при ноле градусов и принимает форму льда. При этом происходит расширение, и сосуды (в нашем случае трубы) могут просто напросто не выдержать. При возникновении такой ситуации приходится менять элементы системы отоплении (трубы или батареи).
Однако, если использовать антифриз, то этого можно избежать. Он очень хорошо смешивается с водой и даже при очень маленькой концентрации температура замерзания становится другой. Расширение, несомненно, будет происходить, но не резкое, и никаких повреждений оно не повлечет.
Виды антифризов для отопления
На рынке представлено множество разных видов антифризов, которые отличаются друг от друга видом и количеством примесей (присадок), что и придает им определенные свойства.
Главное на что нужно обращать внимание, когда выбираете антифриз для отопления в доме – это:
- уровень воздействия на внутреннюю поверхность элементов системы;
- возможность растворять вещества, возникающие при нагреве;
- защищать синтетические прокладки для долгого срока их службы.
И в целом, необходимо учитывать все характеристики имеющегося оборудования, а также возможность использования антифризов в том или ином случае.
По основной классификации антифризы бывают нескольких видов: этиленгликолевые, пропиленгликолевые и глицериновые. Вид зависит от вещества, на основе которого антифриз сделан.
Для частного дома антифриз всегда используется только в разбавленном виде, но выпускаться он может в чистом. Этиленгликолевый антифриз имеет красный цвет, а пропиленгликолевый антифриз – зеленый.
Этиленгликолевые средства
Этиленгликоль имеет немного маслянистую текстуру, имеет несколько цветов, без запаха. Недостатком этого вида антифриза является его высокая токсичность. Нельзя допускать прямого вдыхания или попадания на незащищенный участок кожи. Это может привести к серьезным последствиям, вплоть до летального исхода.
По этой причине использование его для системы отопления ограничено – нельзя использовать, если есть риск того, что теплоноситель может попасть в трубопровод горячего водоснабжения.
В антифриз добавляют краситель красного цвета для предупреждения людей о свойствах продукта и возможности мгновенно увидеть утечку. Такие антифризы используются до температуры минус 65 градусов. Примечательно, что антифризы на этиленгликолевой основе запрещены к использованию в некоторых странах.
Пропиленгликолевые средства
По внешнему виду пропиленгликоль невозможно отличить от этиленгликоля многие физические свойства у них одинаковые. Но пропиленгликоль обладает текучестью и если вовремя не заметить протечку, то он может полностью вытечь.
Антифризы на основе пропиленгликоля имеют зеленый цвет по наличию в нем пищевой добавки, что позволяет сделать вывод о том, что он не токсичен. Более того, эта добавка всесторонне используется при производстве различных косметических средств и пищевой промышленности. И если вдруг возникнет утечка, то никакого страшного вреда это не принесет.
Температура, при которой он замерзает (а точнее, меняет консистенцию) выше, чем этиленгликолевый антифриз, и составляет около минус 50 градусов. Пропиленгликолевые антифризы не повреждают внутреннюю поверхность систем, а наоборот, оказывают противоположное воздействие. Что несет такие положительные качества как меньшее сопротивление и меньшие потери энергии.
Такой вид антифриза более дорогой и используется тогда, когда важна экологичность. Дороговизна обуславливается тем, что при производстве используются качественные импортные материалы.
Глицериновые средства
Антифриз на основе глицерина имеет место быть, но специалисты не рекомендуют использовать его для системы отопления. Он обладает такими характеристиками, которые могут привести к очень плачевным последствиям.
Основное – это вязкость вещества при низких температурах, что в принципе исключает любую возможность использования такого теплоносителя из-за больших потерь давления.
Кроме того, если все-таки использовать антифриз такого типа, то частички глицерина будут прилепляться к поверхностям трубопроводов и к поверхности котла. Что в довольно короткие сроки просто выведет его из строя из-за большого нагрева.
Глицериновый антифриз может вспениться, что приведет к образованию воздушных пробок в системе отопление и потребуется развоздушивание. Однако не все специалисты согласны с этим, ведь как ни крути, преимущества у таких антифризов есть, и о них не стоит забывать:
- экологичность;
- не расширяется при замораживании;
- может без проблем контактировать с оцинкованными элементами;
- система отопления не нуждается в очистке при сливе;
- большой срок службы;
- большая теплоотдача;
- температуры для работы от минус 30 до минус 100 градусов.
Какой антифриз лучше для отопления дома
Если в целом сравнивать множество антифризов для всех отопительных систем, то разница их не так велика. Основная разница — температура, при которой происходит замерзание, она зависит от количества в антифризе этиленгликоля или пропиленгликоля.
Так какой же антифриз подойдет для применения в частном доме? Основное, от чего нужно отталкиваться при принятии решения – это конечно же безопасность.
Исходя из того, что мы уже знаем выбор однозначно за тем антифризом, который сделан на основе пропиленгликоля. Такие антифризы давно уже используются и в загородных домах, и в коттеджах – везде, где может быть много людей.
Антифризы на основе этиленгликоля применять для системы отопления можно, но нужно учитывать его токсичные свойства. Лучше использовать его для отопления, к примеру, гаражного бокса, промышленного склада и т.п.
Глицериновые антифризы для использования в системах отопления дома нельзя использовать ни при каких обстоятельствах по причинам, о которых мы уже сказали.
Что касается всех других антифризов, например, тосола, то его использовать для отопления также не следует. Поскольку в своем составе он не содержит тех примесей (присадок), которые необходимы для предотвращения коррозии.
Этим и обуславливается немаленькая цена для домовой системы отопления в них именно такое количество присадок, которое позволит использовать антифриз в течение 7-10 лет. Конечно, с течением лет, происходят реакции, которые могут привести к разрушениям соединительных соединений на батареях. Поэтому важно своевременно производить замену антифриза в системе.
Как заменить антифриз в системе отопления дома
Несмотря не время года начинать нужно с разогрева котла. Нужно открыть все задвижки на приборах отопления, подготовить пустую тару для слива. Непосредственно перед опорожнением системы котел и все другие системы, участвующие в общей системе, необходимо отключить.
Важно учесть, что циркуляционные насосы нельзя оставлять без теплоносителя – это может их вывести из строя. Для этого нужно перекрыть задвижки, которые находятся в непосредственной близости к насосу и тем самым отсоединить насос от общей системы. Затем начинаем сливать антифриз в заранее подготовленные емкости.
После того, как весь теплоноситель слит, нужно подготовить новый. Для этого нужно четко следуя инструкции разбавить антифриз и при помощи насоса наполнить систему свежим теплоносителем.
Периодически нужно проверять не скопился ли воздух, спускать его и постепенно доливать антифриз, пока система не будет заполнена. При самостоятельной замене антифриза необходимо учесть, что не все производители используют одинаковые добавки (присадки).
Поэтому смешивать для использования разные продукты не нужно, поскольку присадки могут нейтрализоваться и пропадут все необходимые нам свойства. Более того, не рекомендуется использовать антифриз при открытой системе, так как туда могут попасть различные ненужные примеси из атмосферы.
Заключение
Антифриз, несомненно, имеет свои неоспоримые преимущества, но если разобраться в этом вопросе, у него есть и свои недостатки, пусть и не критичные. Во-первых, это плотность, из-за которой требуется установка специального насоса.
Во-вторых, это меньшая теплоотдача по сравнению с использованием обычной воды. Еще сюда можно отнести денежные расходы, токсичность веществ, находящихся в составе антифризов, а также необходимость в более тщательной герметизации стыковых соединений.
Основное достоинство использования антифриза в отоплении в частном доме – это сохранность отопительной системы при отрицательных температурах окружающего воздуха, поэтому вам решать на что обратить большее внимание – на минусы или на плюсы.
Бытовая незамерзающая жидкость — теплоноситель, который используется вместо воды в холодное время года без риска замерзания и простоя системы отопления при отключении основного источника энергии.
Существует не один вид такой смеси, в их основе различные вещества: спирты, соли, этиленгликоль и многое другое. В специальный тосол для систем отопления часто добавляют присадки, которые добавляют раствору полезный функционал: растворение и вывод накипи и коррозионная защита.
С одной стороны стоит использовать, ведь такая жидкость не только оберегает от поломки системы отопления, но и приносит профилактическую пользу, однако дело в том, что многие производители котлов не рекомендуют применять антифриз в отоплении.
Причина в том, что материалы, из которых изготавливаются котлы не предназначены для взаимодействия с незамерзающей жидкостью.
Стоит также учитывать то, что у воды и тосола разные физические показатели, при проектировании отопления изначально учитывается использование воды, если выбирается антифриз, то нужно изменить некоторые параметры котла, мощность радиаторов и объем расширительного бака увеличить на 50%, и напор циркуляционного насоса на 60%.
Незамерзающая жидкость на основе этиленгликоля плохо переносит перегрев в системе отопления. Если в какой-то из точек будет превышена температура может произойти разложение состава из-за чего образовываются осадки и кислоты. Это чревато появлением нагара на котле и снижением теплообмена. Разложение также может привести к появлению протечек в местах соединения из-за коррозии. При перегреве также возникает повышенное пенообразование, что ведёт к завоздушиванию системы. Чтобы не было таких последствий нужно пристально следить за отоплением. Так как производителям котлов не до конца известны физические свойства теплоносителей (кроме воды) они не рекомендуют применение антифриза на основе этиленгликоля.
Незамерзающая жидкость очень токсична, ее нельзя использовать для нагрева воды, иначе эта смесь может попасть в точки разбора горячей воды, что представляет опасность для жителей дома.
На данным момент появился качественный антифриз на основе пищевого пропиленгликоля. Он отличается высокой стоимостью, и не вреден для человека. По характеристикам он сопоставим с жидкостью на основе этиленгликоля, но при этом от производителей котлов нет категоричного запрета на его использование.
Прежде чем принимать решение по применению тосола, стоит рассмотреть возможность подключения генераторов к энергозависимой системе отопления — это поможет избежать остановки работы и замерзания воды в случае отключения электроэнергии. Также, если электричество в вашем районе не отключают на длительное время, то возможно смена теплоносителя не будет оправдана. Ещё стоит помнить, что ни в коем случае нельзя применять тосол при наличии оцинкованных частей в отоплении (чревато образованием осадка, который будет блокировать работу системы).
Если в зимнее время бывают сильные морозы и частое отключение электричества без возможности использования генератора, то стоит применить незамерзающую жидкость — лучше брать современную, разрешенную для использования в отоплении, ни в коем случае не автомобильную. Однако учитывайте, что антифриз имеет свойство стареть и его нужно менять раз в пять лет.
Перед принятием решения по использованию теплоносителя обязательно проконсультируйтесь со специалистами по системам отопления, чтобы избежать вреда своему здоровью и аварийных ситуаций.
Как правильно добавить антифриз
Если вы испытываете холодную, ледяную зиму или живете в более умеренном регионе страны, антифриз является незаменимой жидкостью для вашего автомобиля. Большинство современных двигателей используют воду для предотвращения перегрева двигателя. В то время как обычная вода работает в крайнем случае, смесь воды и охлаждающей жидкости двигателя, или антифриза, намного безопаснее для вашего автомобиля. Подобно замене жидкости стеклоочистителя, добавлению моторного масла и накачиванию шин, добавление антифриза — это простой проект технического обслуживания, который большинство водителей могут выполнить с легкостью.
11 шагов по добавлению антифриза самостоятельно
1
Антифриз ядовит для людей и животных. Держите домашних животных и маленьких детей вне зоны, когда вы работаете с антифризом. Удостоверьтесь, чтобы должным образом убрать любые разливы. Если человек или животное случайно проглотили антифриз, немедленно позвоните по горячей линии токсикологической службы или по номеру 911.
Налейте подстилку для кошек или другой абсорбент, который у вас есть на разливе, очистите область с помощью перчаток и салфеток, а затем промойте область с мылом.2
Антифриз необходимо заменять примерно каждые двенадцать месяцев.Замена антифриза — это недорогой и простой проект по техническому обслуживанию автомобиля, поэтому на самом деле нет причин больше ждать между заменами.
3
Убедитесь, что ваш двигатель полностью остыл, прежде чем начинать процесс замены антифриза. Работа с горячим антифризом может вызвать сильные ожоги.
4
Откройте капот и найдите радиатор вашего автомобиля. Радиаторы обычно расположены непосредственно под двигателем. Обратитесь к руководству по эксплуатации вашего автомобиля для точного расположения радиатора в этой модели.
Обычно на крышке охлаждающей жидкости появляется предупреждение, которое напоминает вам дать двигателю остыть.5
Найдите сливной кран радиатора, пробка длиной примерно один дюйм, которая начнет откручиваться при повороте против часовой стрелки.
6
Слейте старый антифриз в масляный поддон, одноразовую емкость или ведро, которое вы используете только для этой цели.
7
Замените сливной кран, повернув его по часовой стрелке.
8
Вернитесь к верхней части автомобиля и снова найдите радиатор. Снимите крышку радиатора, повернув ее против часовой стрелки.
Крышка также может быть круглой и пластиковой, если в вашем радиаторе имеется выносной резервуар для охлаждающей жидкости.9
Существует два варианта наполнения радиатора. Первый вариант — использовать предварительно приготовленный раствор антифриза. Они легко доступны в магазинах автозапчастей или больших магазинах.Второй вариант — смешать раствор антифриза из одной части воды с одной частью антифриза. Конкретные инструкции относительно смешивания будут находиться на задней части бутылки. Заменить крышку радиатора.
q
Запустите двигатель автомобиля и дайте ему поработать, пока датчик нагрева / охлаждения на панели приборов не достигнет нормальной температуры.
Нормальная рабочая температура обычно отмечается посередине между холодными и горячими краями датчика.w
После того, как в двигателе начнет циркулировать какая-то новая антифризная смесь, появится место для еще немного внутри радиатора.Выключите автомобиль, откройте крышку радиатора и добавьте достаточно той же смеси, которую вы использовали на девятом шаге, чтобы покрыть радиатор. Заменить крышку радиатора.
Вот видео-руководство для вас, которое включает в себя всю процедуру:
Опять же, антифриз очень вреден для людей и животных. Некоторые марки антифриза имеют сладкий вкус и поэтому еще более опасны для домашних животных и диких животных. Это должно быть правильно утилизировано. Если ваш дом подключен к муниципальной системе канализации или канализации, то очистная установка, скорее всего, сможет обработать антифриз, если его вылить в раковину или промыть.Свяжитесь с местным отделом водоснабжения, чтобы быть уверенным. Если это не относится к вашему дому, вы можете связаться с мэрией или местным магазином автозапчастей для предложений по утилизации. Также убедитесь, что вы правильно утилизировали тряпки, ведра или воронки, которые вы использовали во время этого проекта.
- Для дома и сада
- Ремонт автомобилей
- Система отопления и охлаждения
- Как проверить качество охлаждающей жидкости / антифриза двигателя
By Deanna Sclar
Следует заменить охлаждающую жидкость в вашем автомобиле, если вы не меняли ее в течение года или за последние 20 000 миль; если ваш автомобиль постоянно теряет жидкость в системе и легко перегревается; или если вы часто добавляете простую воду в свою систему охлаждения до такой степени, что она, вероятно, снизила долю охлаждающей жидкости до менее чем половины требуемой смеси 50/50.
Даже если ничего из вышеперечисленного не соответствует действительности, вашей охлаждающей жидкости может потребоваться замена.
тестеры охлаждающей жидкости, подобные показанным здесь, дешевы и просты в использовании; они сообщают вам, является ли уровень защиты охлаждающей жидкости в вашей системе адекватным. Они обычно включают в себя открытие крышки давления и вытягивание небольшого количества жидкости из системы в тестер. Маленькие шарики или поплавок в тестере подскажут, нужно ли вам добавлять охлаждающую жидкость (инструкции на упаковке). (Пока вы это делаете, вы также можете проверить жидкость в тестере на наличие ржавчины.) Вы можете купить тест-полоски, которые делают то же самое, что и тестер, изменив цвет.
Используйте тестер уровня защиты охлаждающей жидкости.
Вот несколько моментов, которые следует учитывать при принятии решения о порядке изменения:
Качество жидкости в системе: Открутите крышку давления и посмотрите на жидкость внутри резервуара или радиатора, в зависимости от типа вашей системы. Охлаждающая жидкость может быть зеленой, зеленовато-желтой, оранжевой, красной или синей, но жидкость прозрачная или в ней витает вещество? Это выглядит ржавым? (Не путайте красную охлаждающую жидкость с ржавчиной; в ржавой воде есть частицы, плавающие вокруг.)
Как часто вы добавляли воду и сколько добавили: Если вы добавляете простую воду каждые пару дней или недель, ваш уровень защиты охлаждающей жидкости, вероятно, низкий.
В каком климате вы живете: Если температура зимой очень низкая или очень высокая летом, убедитесь, что в вашей системе достаточно охлаждающей жидкости / антифриза, прежде чем наступит экстремальная погода. В большинстве районов Раствор 50/50 рекомендуется для круглогодичного использования.Если погода становится чрезвычайно холодной, , вы можете добавить немного большую пропорцию антифриза, не повреждая вашу систему охлаждения.
Никогда не превышайте смесь антифриза 70/30 с водой. Защита от замерзания на самом деле ухудшается при слишком большом количестве антифриза и недостатке воды. Если погода очень жаркая, превышение рекомендуемых пропорций воды и охлаждающей жидкости не поможет предотвратить перегрев вашего автомобиля; на самом деле это может привести к более быстрому перегреву.
Как часто вы используете кондиционер своего автомобиля: Хотя кондиционер прекрасно справляется с охраной салона автомобиля, он повышает температуру вашего двигателя.Поэтому убедитесь, что у вас есть хорошая смесь охлаждающей жидкости и воды в теплые месяцы, когда вы чаще всего используете кондиционер.
Если уровень охлаждающей жидкости очень низкий или уровень защиты слабый, то, возможно, самое время промыть систему охлаждения. Если вы не промываете систему, проверьте уровень в конце осени, чтобы узнать, следует ли промывать его до наступления холодной погоды.
,Солнечные энергетические системы нуждаются в периодических проверках и текущем обслуживании, чтобы обеспечить их эффективную работу. Кроме того, время от времени компоненты могут нуждаться в ремонте или замене. Вы также должны принять меры для предотвращения образования накипи, коррозии и замерзания.
Возможно, вам удастся справиться с некоторыми задачами по проверке и техническому обслуживанию самостоятельно, но для выполнения других задач может потребоваться квалифицированный специалист. Запросите смету в письменном виде, прежде чем выполнять какую-либо работу.Для некоторых систем замена, отключение или удаление солнечной системы может быть более рентабельной, чем ее ремонт.
Список периодических проверок
Вот некоторые рекомендуемые проверки компонентов солнечной системы. Также ознакомьтесь с руководством по эксплуатации, чтобы узнать график технического обслуживания.
- Затенение коллектора
Ежегодно визуально проверяйте затенение коллекторов в течение дня (полдень, полдень и полдень). Затенение может сильно повлиять на производительность солнечных коллекторов.Рост растительности с течением времени или новое строительство в вашем доме или собственности вашего соседа может привести к затенению, которого не было, когда были установлены коллекторы.
- Загрязнение коллектора
Пыльные или загрязненные коллекторы будут работать плохо. Периодическая очистка может быть необходимой в сухом, пыльном климате.
- Остекление и уплотнения коллектора
Проверьте наличие трещин в остеклении коллектора и проверьте, в хорошем ли состоянии уплотнения.Пластиковое остекление, если оно сильно пожелтело, может потребоваться заменить.
- Сантехнические, воздуховоды и соединения проводов
Проверьте наличие утечек жидкости в трубных соединениях. Проверьте соединения воздуховодов и уплотнения. Протоки должны быть закрыты мастичным составом. Все проводные соединения должны быть герметичными.
- Изоляция трубопроводов, каналов и электропроводки
Проверьте, не повреждены ли или не повреждены ли изоляционные покрытия труб, каналов и электропроводки.
- Проходы через крышу
Промывка и герметик вокруг проемов должны быть в хорошем состоянии.
- Опорные конструкции
Проверьте все гайки и болты, крепящие коллекторы к любым опорным конструкциям на герметичность.
- Предохранительный клапан (на жидкостных солнечных коллекторах)
Убедитесь, что клапан не заблокирован открытым или закрытым.
- Заслонки (в системах солнечного воздушного отопления)
Если возможно, убедитесь, что заслонки открываются и закрываются правильно.
- Насосы или воздуходувки
Убедитесь, что распределительные насосы или воздуходувки (вентиляторы) работают.Послушайте, чтобы увидеть, появляются ли они, когда солнце светит на коллекционеров после полудня. Если вы не слышите, как работает насос или воздуходувка, значит, либо контроллер неисправен, либо насос или воздуходувка неисправны.
- Жидкости для теплообмена
Растворы антифриза в жидкостных (гидравлических) солнечных коллекторах необходимо периодически заменять. Эту задачу лучше оставить квалифицированному специалисту. Если в коллекторах циркулирует вода с высоким содержанием минералов (то есть жесткая вода), накопление минералов в трубопроводе может потребоваться удалить, добавляя в воду раствор для удаления накипи или мягкий кислотный раствор каждые несколько лет.
- Системы хранения
Проверьте резервуары и т. Д. На наличие трещин, утечек, ржавчины или других признаков коррозии.
Предотвращение образования накипи и коррозии
Два основных фактора, влияющих на производительность правильно расположенных и установленных солнечных водонагревательных систем, включают накипь (в жидкостных или гидронных системах) и коррозию (в гидравлических и воздушных системах).
Масштабирование
Бытовая вода с высоким содержанием минералов (или «жесткой водой») может вызвать накопление или образование отложений минералов (кальция) в гидравлических системах солнечного отопления.Увеличение масштабов снижает производительность системы несколькими способами. Если ваша система использует воду в качестве теплоносителя, в коллекторе, распределительном трубопроводе и теплообменнике может образоваться накипь. В системах, в которых используются другие типы теплоносителей (например, гликоль, антифриз), на поверхности теплообменника может образовываться накипь, которая передает тепло от солнечного коллектора к бытовой воде. Масштабирование также может привести к выходу из строя клапанов и насосов в контуре питьевой воды.
Можно избежать образования накипи с помощью умягчителей воды или путем циркуляции мягкого кислотного раствора (такого как уксус) через коллектор или контур горячей воды для бытового потребления каждые 3–5 лет или по мере необходимости в зависимости от состояния воды.Возможно, вам потребуется тщательно очистить поверхности теплообменника наждачной бумагой среднего размера. Внешний теплообменник с обмоткой является альтернативой теплообменнику, расположенному внутри резервуара.
Коррозия
Большинство хорошо спроектированных солнечных систем испытывают минимальную коррозию. Когда они это делают, это обычно гальваническая коррозия , электролитический процесс, вызванный двумя разнородными металлами, вступающими в контакт друг с другом. Один металл имеет более сильный положительный электрический заряд и вытягивает электроны из другого, вызывая коррозию одного из металлов.Теплоноситель в некоторых системах солнечной энергии иногда обеспечивает мост, по которому происходит этот обмен электронов.
Кислород, попадающий в гидронную солнечную систему с разомкнутым контуром, вызывает ржавчину в любом железном или стальном компоненте. Такие системы должны иметь медные, бронзовые, латунные, нержавеющие стали, пластмассы, резиновые компоненты в водопроводной петле и резервуары с пластиковой или стеклянной облицовкой.
Защита от замерзания
Солнечные водонагревательные системы, в которых в качестве теплоносителя используются жидкости, нуждаются в защите от замерзания в климатических условиях, где температура опускается ниже 42ºF (6ºC).
Не полагайтесь на изоляцию коллектора и трубопровода (петли коллектора), чтобы они не замерзли. Основным назначением изоляции является снижение потерь тепла и повышение производительности. Для защиты коллектора и трубопровода от повреждений, вызванных температурами замерзания, у вас есть два основных варианта:
- В качестве теплоносителя используйте раствор антифриза.
- Опорожните коллектор (ы) и трубопровод (петлю коллектора) вручную или автоматически, если есть вероятность, что температура может упасть ниже точки замерзания жидкости.
Использование раствора антифриза
Солнечные водонагревательные системы, в которых в качестве теплоносителя используется раствор антифриза (пропиленгликоль или этиленгликоль), имеют эффективную защиту от замерзания, если поддерживается соответствующая концентрация антифриза. Жидкости антифриза со временем разлагаются и обычно должны заменяться каждые 3–5 лет. Поскольку эти системы находятся под давлением, рядовой домовладелец не может проверить состояние раствора антифриза. Если у вас есть такой тип системы, попросите специалиста по солнечному отоплению периодически проверять его.
Осушение коллектора и трубопроводов
Солнечные водонагревательные системы, использующие только воду в качестве теплоносителя, являются наиболее уязвимыми для повреждения от замерзания. Системы «откачки» или «откачки» обычно используют контроллер для автоматического слива из контура коллектора. Датчики на коллекторе и накопительном баке сообщают контроллеру, когда следует отключить циркуляционный насос, чтобы слить воду из контура коллектора, а когда снова запустить насос.
Неправильное размещение или использование некачественных датчиков может привести к невозможности определения условий замерзания.Контроллер может не истощить систему, и это может привести к дорогостоящему повреждению замораживанием. Убедитесь, что датчики установлены в соответствии с рекомендациями производителя, и проверяйте контроллер не реже одного раза в год, чтобы убедиться в его правильной работе.
Для обеспечения полного слива контура коллектора также должны быть предусмотрены средства предотвращения образования вакуума внутри контура коллектора по мере слива жидкости. Обычно вентиляционное отверстие устанавливается в самой высокой точке в контуре коллектора.Рекомендуется изолировать вентиляционные отверстия, чтобы они не замерзали. Также убедитесь, что ничто не блокирует поток воздуха в систему при активном цикле слива.
Коллекторы и трубопроводы должны иметь наклон, чтобы вода полностью стекала. Все коллекторы и трубопроводы должны иметь минимальный уклон 0,25 дюйма на фут (2,1 сантиметра на метр).
В системах хранения со встроенным коллектором или в «периодических» системах коллектор также является резервуаром для хранения. Размещение большого количества изоляции вокруг неглазурованных частей коллектора и покрытие остекления ночью или в пасмурные дни поможет защитить коллектор от низких температур.Однако вода в коллекторе может замерзнуть в течение длительных периодов очень холодной погоды. Трубы подачи и возврата коллектора также подвержены замерзанию, особенно если они проходят через неотапливаемое пространство или снаружи. Это может произойти, даже когда трубы хорошо изолированы. Лучше всего слить воду из всей системы до того, как температура замерзнет, чтобы избежать возможных повреждений от замерзания.
В Prestone UK мы рекомендуем проверять охлаждающую жидкость / антифриз не реже одного раза в две недели , в зависимости от того, сколько вы путешествуете. Функциональная система охлаждения имеет решающее значение для текущей работы и исправности двигателя вашего автомобиля, поэтому важно убедиться, что уровень охлаждающей жидкости никогда не опускается ниже линии минимального уровня, отмеченной на бачке охлаждающей жидкости / антифриза.
Здесь мы отвечаем на некоторые из наиболее распространенных вопросов, которые задают те, кто впервые заправляет охлаждающую жидкость / антифриз, в том числе:
- Что делает система охлаждения?
- Как определить бак охлаждающей жидкости / антифриза автомобиля?
- Как проверить уровень системы охлаждения?
- Как пополнить резервуар охлаждающей жидкости моей машины?
- Можно ли добавить охлаждающую жидкость / антифриз в горячую машину?
- Что делать, если моя машина перегревается?
- Можно ли залить воду в радиатор автомобиля?
- Сколько времени занимает охлаждение радиатора?
Нужно купить охлаждающую жидкость / антифриз сегодня? Найти его онлайн легко по ссылкам ниже:
Если вам нужно доливать охлаждающую жидкость при каждой проверке, это может указывать на утечку.Утечки могут возникать во всей системе охлаждения и могут вызвать серьезные проблемы, если оставить их без присмотра. Если вы думаете, что в системе охлаждения вашего автомобиля образовалась дыра, трещина или трещина, отнесите ее профессиональному механику, и он сможет диагностировать проблему для вас.
Что делает система охлаждения?
Система охлаждения предназначена для отвода тепла от двигателя и поддержания его работы при оптимальной температуре. Система состоит из радиатора, вентилятора и шлангов, которые расположены вокруг блока двигателя, позволяя охлаждающей жидкости / антифризу поглощать тепло из каждой части двигателя.Это тепло затем рассеивается в радиаторе благодаря объему холодного воздуха, поступающего через переднюю решетку и вентилятор, и рециркуляции жидкости для поглощения большего количества тепла. Поскольку процесс непрерывный, это гарантирует, что двигатель всегда работает при правильной температуре.
Как определить резервуар охлаждающей жидкости / антифриза вашего автомобиля?
Резервуар охлаждающей жидкости / антифриза вашего автомобиля должен легко распознаваться по его цветной крышке, а во многих автомобилях желтая крышка охлаждающей жидкости / антифриза.Вы, вероятно, обнаружите, что на крышке также есть предупреждающий символ, который подчеркивает опасность откручивания крышки при работающем или горячем двигателе. Сам резервуар обычно изготавливается из толстого полупрозрачного белого пластика, и вы должны видеть цветную охлаждающую жидкость / антифриз (часто розовый, желтый или зеленый) через боковую стенку резервуара.
Если вы изо всех сил пытаетесь найти резервуар охлаждающей жидкости вашего автомобиля, лучше всего обратиться к руководству производителя, которое почти наверняка будет иметь схему, показывающую различные детали и компоненты под капотом.Если у вас больше нет руководства, зайдите в онлайн и посетите форумы, посвященные марке и модели вашего автомобиля — один из автомобилистов должен быть в состоянии указать вам в направлении бачка с охлаждающей жидкостью для вашего конкретного типа автомобиля.
Как проверить уровень системы охлаждения?
Проверка уровня охлаждающей жидкости / антифриза — это простой процесс, который занимает всего пару минут каждые две недели. При добавлении Prestone важно убедиться, что двигатель остыл, прежде чем откручивать крышку расширительного бачка, поскольку охлаждающая жидкость работает при температуре около 90 ° C.После заполнения Prestone убедитесь, что крышка расширительного бачка заменена и затянута. Начните с определения местоположения резервуара охлаждающей жидкости / антифриза; обычно это видно по обе стороны отсека двигателя под капотом и определяется по ярко окрашенной жидкости внутри. Затем проверьте охлаждающую жидкость по отметкам максимального и минимального уровня на боковой поверхности бачка. Поскольку бак для охлаждающей жидкости / антифриза является полупрозрачным, вы сможете легко проверить уровень, не отвинчивая крышку, что значительно упростит весь процесс.
Если уровень охлаждающей жидкости ниже максимальной линии, это может быть связано с естественными потерями, и вы можете просто пополнить его с помощью Prestone. Если уровень ниже минимальной линии, увеличьте ее до максимальной линии и следите за ней ежедневно.
Если вам необходимо пополнять резервуар охлаждающей жидкости при каждой проверке, это может указывать на утечку. Утечки могут возникать во всей системе охлаждения и могут вызвать серьезные проблемы, такие как перегрев и повреждение двигателя, если их оставить без присмотра. Если вы думаете, что в системе охлаждения вашего автомобиля образовалась дыра, трещина или трещина, отнесите ее профессиональному механику, и он сможет диагностировать проблему для вас.
Как пополнить резервуар охлаждающей жидкости вашего автомобиля?
Пополнение резервуара охлаждающей жидкости вашего автомобиля является простым процессом. Вот пошаговое руководство о том, как это сделать:
- Выберите подходящую охлаждающую жидкость / антифриз — Большинство охлаждающих жидкостей / антифризов скажут, что их можно смешивать только с таким же типом / цветом охлаждающей жидкости, но Престон можно добавить к любому другому цвету, марке или типу охлаждающей жидкости / антифриза. Это означает, что независимо от того, что в настоящее время находится в вашей системе охлаждения, вы можете использовать Prestone без проблем.Он также обеспечивает защиту на срок до 10 лет — больше, чем большинство других продуктов.
- Убедитесь, что двигатель остыл — Если вам нужно долить бачок с охлаждающей жидкостью, убедитесь, что двигатель выключен и остыл, прежде чем открывать бак. Давление в системе может вызвать серьезные ожоги, если снять крышку резервуара охлаждающей жидкости при горячем двигателе.
- Смешать охлаждающую жидкость с водой (при использовании из концентрата) — Концентрированные охлаждающие жидкости двигателя необходимо смешать с водой перед использованием.Мы рекомендуем смесь 50/50, хотя важно проверить этикетку и руководство по эксплуатации вашего автомобиля, чтобы найти правильную смесь. «Готовые к использованию» охлаждающие жидкости можно добавлять непосредственно в резервуар для охлаждающей жидкости.
- Открутите крышку резервуара и добавьте охлаждающую жидкость. — Открутите крышку резервуара и, при необходимости, используя воронку, добавьте новую охлаждающую жидкость / антифриз в резервуар, пока она не достигнет максимальной отметки. Будьте осторожны, чтобы не переполнить резервуар, так как система использует пространство над жидкостью в качестве расширительного бачка.
- Замените крышку — Убедитесь, что крышка бачка охлаждающей жидкости надежно затянута, иначе производительность системы охлаждения может быть нарушена.
Можно ли добавить охлаждающую жидкость / антифриз в горячую машину?
В случаях, когда двигатель перегрелся, что привело к поломке, может возникнуть необходимость в добавлении свежей охлаждающей жидкости / антифриза в систему охлаждения. Тем не менее, вы никогда не должны добавлять охлаждающую жидкость / антифриз, когда двигатель горячий, и вместо этого подождите, пока он остынет.Зачем? Системы охлаждения находятся под давлением, и, сняв крышку заливной горловины при горячем двигателе, вы рискуете получить серьезный ожог. Не только это, но и сама заливная крышка может быть очень горячей на ощупь, поэтому для вашей собственной безопасности важно подождать, пока все остынет.
Существует еще одна причина, по которой вы никогда не должны добавлять охлаждающую жидкость / антифриз в горячую машину, и это катастрофическое повреждение двигателя. Добавление холодной охлаждающей жидкости / антифриза в горячий двигатель может привести к появлению трещин из-за внезапного изменения температуры, поэтому, даже если вы спешите, вам все равно следует подождать, пока двигатель остынет, или столкнуться с потенциально серьезным ремонтом. законопроект.
Что делать, если моя машина перегревается?
Нет ничего более нервозного для водителя, чем видеть, как пар поднимается из-под капота, особенно когда вы сидите в пробке. Но что именно вы должны сделать, когда датчик температуры начинает подниматься в направлении красного, указывая на то, что двигатель перегревается? Эти пять советов дают рекомендации о том, что делать, когда ваш автомобиль начинает перегреваться во время вождения.
- 1. Выключите кондиционер
Если вы заметили, что указатель температуры начинает мигать красным, первое, что нужно сделать, — это отключить кондиционер.Блоки кондиционирования воздуха создают дополнительную нагрузку на двигатель, заставляя его выделять больше тепла. Отключение снижает нагрузку на двигатель, поэтому все остывает быстрее — это абсолютно необходимо летом.
Включение нагревателей приведет к передаче тепла от двигателя в кабину, что может быть не очень удобно для вас, но двигатель поблагодарит вас. Если сейчас разгар лета, откройте окна, чтобы не стало слишком душно, и включите вентиляционные отверстия на полную мощность для лучшего отвода тепла от горячего моторного отсека.
- 3. Переключитесь в нейтральное положение в состоянии покоя и включите двигатель
Обороты двигателя могут показаться нелогичными, чтобы помочь им остыть, но легкое выполнение этого приведет к увеличению количества воздуха и более быстрому охлаждению радиатора — при условии, что проблема не в охлаждающем вентиляторе. Переключитесь в нейтральное положение и обороты двигателя примерно при 1500 об / мин, чтобы включить охлаждающий вентилятор.
Стоп-стартовый трафик — это наихудшая ситуация, когда ваш автомобиль перегревается.Это потому, что торможение создает торможение в моторном отсеке, нагревая вещи, а не охлаждая их. Выключение также является плохой новостью для горячего двигателя, поскольку автомобиль вынужден работать против инерции и требует больше мощности. Вместо этого старайтесь держать машину в движении, читая трафик, и избегайте слишком большого количества остановок и пусков.
- 5. Потяните и наденьте капот
Иногда лучшее, что вы можете сделать, когда заметите изменение в датчике температуры, — это остановиться и подождать, пока все остынет.Вождение с горячим двигателем может принести больше вреда, чем пользы, поэтому мы всегда рекомендуем дать вещам остыть перед проверкой резервуара охлаждающей жидкости / антифриза. Если он пуст, это может привести к утечке, и вам придется долить его, чтобы продолжить путешествие.
Можно ли залить воду в радиатор автомобиля?
Вода может быть добавлена в систему охлаждения, но только в крайнем случае, чтобы помочь вам добраться домой, если двигатель перегревается. В воде отсутствуют антифриз и антикоррозионные свойства специально разработанной охлаждающей жидкости / антифриза, поэтому вам не следует ездить только с водой в системе охлаждения дольше, чем это необходимо, особенно если вы живете в холодном климате, где вода может замерзнуть в система, вызывающая целый ряд проблем.
Сколько времени занимает охлаждение радиатора?
Это зависит от того, как долго вы ездите и на какой скорости. Если вы остановились только на короткой дороге в городе, радиатор вообще не будет таким горячим и должен остыть в течение 20-30 минут. Однако, если вы стреляли по автомагистрали, вы можете подождать около часа, пока радиатор остынет настолько, чтобы с ним можно было безопасно обращаться. Очевидно, что это время будет отличаться в зависимости от температуры снаружи, так как радиаторам требуется больше времени для охлаждения летом, чем зимой.
Если вам необходимо полностью заменить охлаждающую жидкость, вы также можете использовать для этого охлаждающую жидкость / антифриз Prestone. Читайте как здесь
Все наши продукты проверены в крайности, чтобы убедиться, что они работают для вас каждый день. Чтобы узнать больше о Prestone, посетите нашу домашнюю страницу.
Читать далееПоделиться:
,