Водяным – Водяной дедушка в славянской мифологии

Содержание

Водяной дедушка в славянской мифологии

В славянской мифологии водяной — часто встречающийся персонаж. Кто он таков? Чем дедушка водяной отличается от других духов?

 

Водяной в славянской мифологии — это дух воды?

Водяной — в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод.

Дедушка водяной в мифологии славян — настоящий повелитель дна речного или озерного. У него есть собственное хозяйство, скотина, состоящие из рыб и водоплавающих птиц, а его подданными считаются русалки и прочие жители. Хотя водяной и не слишком злобен, но он не упустит шанс заманить неосторожных купальщиков на дно, чтобы они развлекали там его. Оттого-то в мифологии славян водяной не считается персонажем положительным. Его образ олицетворяет саму стихию воды: опасную, непредсказуемую.

 

Облик водяного в славянской мифологии

Водяного дедушку в мифологии описывают по-разному. Обычно считали, что он всем подобен рыбе: выпученные глаза, хвост, покрыт тиной. Впрочем, облик водяного изменчив, это один из духов, способный к оборотничеству:

Он па всякаму бывает. Высунет голову на сушу и наложит. Цветам бывает синий или как налим, цвятной… У няго есть два уса толька. Он пахож на рыбу с хвастом. Снизу у няго два крыла.

Водяной способен становиться рыбой, человеком, лошадью, корягой:

Вересина плывет по середине, под мост. Вдруг засмеется, захохочет, не поймешь… Он всяко прикидывается.

Описывали еще славяне, что Водяной олицетворяет саму реку. Объясняли, что тина — это его волосы, а пена на поверхности воды — слюни, которые текут у него изо рта.

Водяной живет в глубоких местах, особенно около водяной мельницы. Могли жить водяные дедушки и в родниках, причем они считались особо сильными.

Водяные очень любят скотину, время от времени выпускают свое стадо погулять по берегу реки. Ходили поверья, что ловкий человек мог завладеть коровами и лошадями водяного дедушки с помощью особых ритуалов. Но вообще-то лучше к стаду не подходить, чтобы Водяного дедушку не прогневать.

 

Чем опасен Водяной для людей и как от него защититься?

Раньше каждый купающийся знал об опасности утонуть. Перед купанием или поездкой на лодке надо было спросить разрешение Водяного. Также нельзя было ходить по воду ночью, а если иначе нельзя, то надо было тоже обратиться к духу. Также надо было купаться только в урочный час, не снимать с себя при купании оберегов. Не любит Водяной, когда шумят, поминают зайца, медведя, его самого, вообще много болтают. Есть периоды, когда Водяной особенно опасен. Это период Купалина дня, время цветения ржи, полночь, полдень, особенно ночь. Тогда опасались даже проходить мимо берегов рек или озер.

 

Отношения водяного и мельника в славянской мифологии

Мельники, которые постоянно работали близ воды, особо почитали водяных дедушек. Из-за этого их часто считали ведунами, знающимися с потусторонним миром. Когда водяную мельницу только строили, то приносили различные жертвы,например, лошадиные черепа, съестные припасы, и читали заговоры. Мифология славян говорит о том, что Водяные очень любят черных животных, поэтому таких всегда держали на мельницах. Любые прорывы плотины и поломки жерновов связывались с проказами Водяного.

 

Дни почитания водяного в мифологии славян

Чтобы Водяной не нападал на человека, раз в году, по весне, его чествовали: приносили ему съестное, делали жертвы для того, чтобы никто из села не утонул.

Третьего апреля носили подарки водяному: «Храни, спасай нашу семью». Прямо в речку бросали муку: «Храни, паси нашу семью».

Осенью, четвёртого октября, прощались с Водяным — несли требу и желали спокойной зимы.

Водяной — олицетворение могучей стихии, поэтому наши предки верили, что он есть.. Многое с тех пор позабылось, но мы стараемся возродить дух старины, показать все многообразие мифологии славян. Это настоящая сокровищница!

 

Подробнее о славянской мифологии:

Славянские Боги

Мифические существа славян

Славянские мифы

xn--80aejvmu5h.xn--80aswg

Водяной — Существа — Славянская мифология

Водяного нельзя назвать ни злым, ни добрым — это своевольный дух, охраняющий свой водоем, который, впрочем, не против подшутить над теми, кто туда пришел. Выглядит водяной как старик с большой бородой и рыбьим хвостом вместо ног, волосы старика имеют зеленый оттенок, а глаза похожи на рыбьи. Днем водяной предпочитает оставаться на дне водоема, а с восходом луны поднимается на поверхность. По водоему дух предпочитает перемещаться верхом, в основном плавая на соме.

Дух обитает в крупных пресноводных водоемах: реках, озерах, болотах. Впрочем, иногда он выходит на сушу и появляется в ближайших селениях. На водоемах для жилища водяной предпочитает выбирать наиболее глубокие места или места с сильным круговым течением (водовороты, места возле водяных мельниц).

Водяной ревностно охраняет свой водоем и не прощает тех, кто непочтительно к нему относится: провинившегося дух способен утопить или сильно покалечить. Впрочем, водяной также может и вознаграждать людей: считается, что водяной может даровать хороший улов, но также он способен оставить рыбака вообще без единой рыбки. Любит дух и попроказничать: пугает людей по ночам странными криками, может прикинуться утопленником или младенцем, а когда его втянут в лодку или вытащат на берег, он откроет свои глаза, рассмеется и плюхнется обратно в воду.

Водяные живут семьями, обычно водяной имеет множество жен – русалок. Утянутые духом на дно люди остаются у водяного в услужении, всячески развлекая хозяина водоема и выполняя различные поручения, впрочем, от него можно откупиться, но цена будет соизмеримая — придется отдать своего первенца.

Способности

Водяной – хозяин водоема, в котором обитает, он имеет полную власть над ним. Так дух способен управлять водой: поднимать волны, выводить водоем из берегов и создавать сильное течение, также водяному подчиняются все обитатели водоема: рыбы, русалки, утопленницы и т.д.

Способен водяной менять свой облик, оборачиваться рыбой, животными и даже деревьями. Хотя возможно облик меняется лишь в сознании наблюдателя, так как водяные искусно воздействуют на человеческую психику, заставляя поверить во все что угодно.

Враги

В родной стихии у водяного нет врагов, а вот, когда дух выходит на сушу и, особенно, когда проникает в селения людей, то здесь ему противостоят домовые и лешие. На суше водяной практически не имеет шансов на победу, но, все же, часто вступает в схватки, исход которых заранее известен: дух убегает в свой водоем.

Как бороться?

Бороться с водяным в его родной стихии практически невозможно, однако его можно отпугнуть от себя железом или медью, что в итоге лишь сильнее его разозлит. Поэтому в древности предпочитали не злить водяного, а если уж он рассердился, то духа пытались задобрить, бросая в воду хлеб, или принося в жертву животное черного цвета (курицу, кошку). На суше сила водяного значительно уменьшается и в открытый бой он старается ни с кем не вступать, а хитростью заманивает жертву в воду, и тут главное устоять перед чарами, не войти в водоем. Чтобы пробудиться от колдовства водяного можно кольнуть себя железной иголкой, тогда ты на мгновенье увидишь его истинный облик и сможешь вырваться из чар духа.

bestiaria.ru

ВОДЯНОЙ. Водяной — дух воды

Водяной – хозяин воды. Вид у водяного не совсем привлекателен. Его описывают как толстого старика с усами ярко-зеленого цвета, весь опутанный ряской и водорослями. Вместо ног имеет рыбий хвост. Водяной может превратиться в лошадь, ребенка, большую рыбу. Но распознать его можно по капающей с полы воде.

Ареал обитания водяного – это омуты, озера. Любит спать под колесом мельницы – там особо глубокое место.

Считается, что водяной управляет всеми остальными обитателями подводного царства. Любит разъезжать на соме. Сом является своеобразным помощником в поиске утопленников. Не зря же его называют «чертов конь». Водяной пасет рыбу.

Водяной любит расчесывать свои волосы. У него есть гребень. Если гребень этот попадется какому-либо человеку, то стоит его сразу вернуть. В противном случае, беды не избежать.

Водяной не стремиться напакостить людям. Но если, же человек его обидит, то он может и отомстить. Чаще всего, месть проявляется в разгоне рыбы или порче мельницы.

Бывали случаи, что Водяные старались утащить на дно купающихся. Если Водяной утопит человека, то он становится его слугой.

У Водяных могут быть жены. Ими становятся молодые утопленницы, прошедшие обряд крещения. Их называют водяницами. Они вместе с Водяными спят под колесами мельниц. Но могут сильно расшалиться и сломать его, запутать сети рыбаков.

Никогда и никому еще не удавалось распутать сети, которые запутывала водяница – жена Водяного. Женой водяного может стать девушка, которую родители долго не могут отдать замуж. После такой свадьбы, девушка живет с Водяным и умирает после родов. Водяной может ходить к вдовам, которые рожают ему детей. Он забирает их с собой.

Иногда, рыбаки могут выловить сетью ребенка Водяного. Распознать его легко. Он весел в воде и плохо переносит сушу.

В зимнее время Водяной спит. Река сковывается льдами. А в апреле он просыпается и начинает ломать лед, наводить волны.

Водяной есть в каждом озере, реке, море и даже в болоте. Чаще всего, поселяется глубоко под водой.

В старину, девушки часто использовали Водяного при святочных гаданиях. Девушки приносили к проруби кожу теленка, садились на нее и очерчивали крест вокруг. В определенное время, из проруби появлялись черти и несли кожу вместе с сидящей на ней девушкой в дом будущего жениха. Потом со страшной скоростью неслись назад. Если девушка не успевала сказать специальные слова, то черти топили ее и, она попадало в царство Водяного.

От Водяного зависит улов рыбаков, участь людей, которые находятся в воде или около нее, пчеловодов.

Водяного модно задобрить. Для этого люди кидали в воду хлеб, выливали вино, крошили табак. При ловле рыбы, выпускали назад самую первую рыбу.

Чтобы весной не случилось наводнения, люди кидали в реку сдохших лошадей, головы баранов, петухов, мед или масло.

Водяной наказывает людей, которые не следуют правилам у воды. Не любит он кричащих, поминающих Бога и попа, людей.

Водяной мог порвать сети рыбаков, если они были неправильно сплетены или сделаны в святой праздник.

Перед тем, как построить мельницу, Водяного задабривали, чтобы он не ломал колесо.

Люди, которые заходили в воду пьяными, платили своей жизнью. Водяной таких людей не любит, поэтому топит.

tradicii.com

Водяной — Википедия

Водяной с открытки (рисунок Владимирова В. В.)

Водяно́й (также водяник, водяной дедушка, водяной шут, водовик; чеш. vodník; в.-луж. wodby muž, wodnykus; словен. povodnj, vodni mož) — в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала[2].

Народные представления

Хотя водяной имеет отдельный образ, представления о нём часто сливались с русалками и чёртом

[3][4][5][6].

Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной или одет в красную рубаху, имеет большую окладистую бороду и зелёные усы. Имеет звериные или рыбьи черты — рыбий или коровий хвост, гусиные лапы с перепонками или коровьи копыта, кожа, как у налима, рог на голове. Мог обернуться крупной рыбой, зверем, птицей, сомом, щукой, карпом, большой чёрной рыбой или рыбой с крыльями, гусём, уткой, петухом, бревном, утопленником, ребёнком или лошадью[7].

Считается, что водяной живёт в омутах, водоворотах, в полыньях, на заброшенных водяных мельницах[8], под мельницами или шлюзами, на дне реки, где у него есть свой дворец.

Украинцы рассказывают вот что. Водяной не всё время живёт в воде, так как его гоняет Бог: до Крещенья водяной сидит в воде, а потом переходит в лозу, отчего зовется «лозовиком», потом он переходит на сушу, в прибрежную траву и только после Спаса снова попадает в воду.

Белорусы верят, что накануне Крещенья водяной приходит к крестьянам и просит у них сани, чтобы вывезти своих детей из воды перед её освящением. И вот перед Крещеньем сани и телеги переворачивали вверх ногами, чтобы водяной не мог ими воспользоваться. У русских считалось, что зимой водяной спит на дне реки, просыпается 1 апреля голодным и злым и потому ведёт себя очень бурно — ломает лёд и мучает рыбу.

На Русском Севере считают, что у водяных есть водяной царь — старик с палицей, который может подниматься к небу в чёрной туче и творить новые реки и озера. Его называют царь Водяник или Водян царь[9]. Славянские поверья о водяном сопоставимы с легендой о морском царе[2].

Водяные пасут на дне рек и озёр стада своих коров — сомов, карпов, лещей и прочей рыбы.

От водяных чертей доводится терпеть и всего больше страдать, конечно, мельникам. Привычные всю свою жизнь иметь дело с водой, мельники достигают таких удобств, что не только не боятся этих злых духов, но вступают с ними в дружеские отношения. Они живут между собой согласно, на обоюдных угождениях, руководясь установленными приёмами и условленными правилами. Осторожные и запасливые хозяева, при постройке мельницы, под бревно, где будет дверь, зарывали живым чёрного петуха и три «супорыжки», то есть стебля ржи, случайно выросших с двумя колосьями; теперь с таким же успехом обходятся лошадиным черепом, брошенным в воду с приговором. В тех же целях, на мельницах все ещё бережно воспитываются все животные чёрной шерсти (в особенности петухи и кошки). Это — на тот случай, когда водяной начнет озлобленно срывать свой гнев на хозяев, прорывая запруды, и приводя в негодность жернова: пойдёт жёрнов, застучит, зашепчет да и остановится, словно за что-нибудь задевает Пословица говорит, что «водой мельница стоит, да от воды и погибает», а потому-то все помыслы и хлопоты мельника сосредоточены на плотине, которую размывает и прорывает не иначе, как по воле и силами водяного черта. Оттого всякий день мельник, хоть дела нет, а из рук топора не выпускает и, сверх того, старается всякими способами ублажить водяного по заветам прадедов. Так, например, упорно держится повсюду слух, что водяной требует жертв живыми существами, особенно от тех, которые строят новые мельницы. С этой целью, в недалекую старину, сталкивали в омут какого-нибудь запоздалого путника, а в настоящее время бросают дохлых животных (непременно в шкуре)

[10].

Удачи рыболовов также находятся во власти водяных. Старики до сих пор держатся двух главных правил: навязывают себе на шейный крест траву Петров крест, чтобы не «изурочилось», то есть не появился бы злой дух и не испортил всего дела, и из первого улова часть его, или первую рыбу кидают обратно в воду, как дань и жертву. Идя на ловлю, бывалый рыбак никогда не ответит на вопрос встречного, что он идет ловить рыбу, так как водяной любит секреты и уважает тех людей, которые умеют хранить тайны. Некоторые старики-рыболовы доводят свои угождения водному хозяину до того, что бросают ему щепотки табака («на тебе, водяной, табаку: давай мне рыбку») и, с тою же целью подкупа, подкуривают снасть богородской травкой и т. д.[10]

У пасечников водяные считались покровителями пчёл[11]. Повсеместно известен обычай ставить пасеку у реки. В ночь на Яблочный Спас некоторые пчеловоды приносили водяному жертву — бросали в пруд или болото свежий мёд и воск, понемногу из каждого улья, топили в мешке первый рой или лучший улей. По поверьям, в награду за это водяной оберегал пчёл. Позже роль покровителя пчёл унаследовали русские святые Зосима и Савватий[12].

Водяной находится в непримиримо враждебных отношениях с дедушкой домовым, с которым, при случайных встречах, неукоснительно вступает в драку. С добряками-домовыми водяные не схожи характером, оставаясь злобными духами, а потому всеми и повсюду причисляются к настоящим чертям. Недоброжелательство водяного к людям и злобный характер этого беса выражается в том, что он неустанно сторожит за каждым человеком, являющимся, по разным надобностям, в его сырых и мокрых владениях. Он уносит в свои подземные комнаты, на безвозвратное житье, всех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озёрах, после солнечного заката, или в самый полдень, или в самую полночь. (Эти «дневные уповоды» считает он преимущественно любимыми и удобными для проявления своей недоброй и мощной силы.) Кроме того, на всем пространстве громадной Великороссии, он хватает цепкими лапами и с быстротой молнии увлекает вглубь всех забывших, при погружении в воду, осенить себя крестным знамением. С особенным торжеством и удовольствием он топит таких, которые вовсе не носят тельных крестов, забывают их дома или снимают с шеи перед купанием. Под водой он обращает эту добычу в кабальных рабочих, заставляет их переливать воду, таскать и перемывать песок и т. д. Сверх того, водяной замучивает и производит свои злые шутки с проходящими, забывшими перекреститься во время прохода нечистых мест, где он имеет обычай селиться и из водных глубин зорко следить за оплошавшими. Людям приносят они один лишь вред и радостно встречают в своих владениях всех оплошавших, случайных и намеренных утопленников (самоубийц). На утопленницах они женятся, а ещё охотнее на тех девицах, которые прокляты родителями, Кровоподтеки, в виде синяков на теле, раны и царапины, замечаемые на трупах вынутых из воды утопленников, служат наглядным свидетельством, что эти несчастные побывали в лапах водяного. Трупы людей он возвращает не всегда, руководясь личными капризами и соображениями, но трупы животных почти всегда оставляет для семейного продовольствия[10]

Максимов С. В., Нечистая, неведомая и крестная сила

В. Малышев. Водяной, 1910

Спутники

  • Водяницы — водяные девы — бывают жёнами водяных.

Водяница — утопленница из крещённых, а потому и не принадлежит к нежити. Считается, что водяницы предпочитают лесные и мельничные омуты, но больше всего любят пади под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы. Под мельничными колёсами они будто бы обыкновенно собираются на ночлег вместе с водяными. Водяницы вредничают: когда они плещутся в воде и играют с бегущими волнами или прыгают на мельничные колеса и вертятся вместе с ними — рвут сети, портят жернова[13].

  • Болотник — родич водяного и лешего
  • Блудички — в словацкой и чешской мифологии болотные и водяные духи, которые появляются поблизости воды в виде блуждающих огоньков.

В культуре

  • Водяной является одним из самых известных персонажей советских мультфильмов. В мультфильме «Летучий корабль» (1979) он поёт о своём одиночестве и необходимости поговорить с кем-нибудь. Там же болото, где он живёт, находится как минимум на 20 км дальше от города, где был царский дворец, и за лесом. У Водяного 13 сестёр (это Бабки-Ёжки), и они живут в избушке на курьих ножках.

См. также

Примечания

  1. ↑ Мадлевская и др., 2007, с. 328.
  2. 1 2 Иванов, Топоров, 1990, с. 127.
  3. Виноградова Л. Н. Полесская народная демонология на фоне восточнославянских данных // Восточнославянский этнолингвистический сборник. Исследования и материалы. — М.: «Индрик», 2001. — С. 23, 34-39, 42-43.
  4. ↑ Чорт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  5. ↑ Чёрт // Мифы народов мира / Гл. редактор С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — Т. 1 А–К. — С. 228.
  6. Померанцева Э. В. Образ чёрта в русской устной прозе // Мифологические персонажи в русском фольклоре / Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая, Академия наук СССР. — М.: Наука, 1975. — С. 118-149, 177-181.
  7. ↑ Левкиевская, 2000, с. 340–341.
  8. Седакова И. А. Мельница Архивная копия от 3 апреля 2015 на Wayback Machine // Славянская мифология
  9. 1 2 Левкиевская, 2000, с. 342.
  10. 1 2 3 Максимов, 1903.
  11. ↑ Левкиевская, 2000, с. 348.
  12. ↑ Мадлевская и др., 2007.
  13. ↑ «Женские персонажи славянской мифологии» (на основе Кононенко А. А., Кононенко С. А. «Персонажи славянской мифологии», Виноградова Л. Н. «Славянская народная демонология: проблемы сравнительного изучения»)

Литература

  • Даль В. И. Водяной // О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. — 2-е изд. — СПб.: М.О. Вольф, 1880.
  • Иванов В. В., Топоров В. Н. Водяной // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 127–128. — ISBN 5-85270-032-0.
  • Левкиевская Е. Е. Водяной // Мифы русского народа. — М.: Астрель, Аст, 2000. — С. 340–349. — 527 с. — ISBN 5-271-00676-X.
  • Мадлевская Е., Эриашвили Н., Павловский В. Русская мифология. Энциклопедия. — М.: Эксмо, Мидгард, 2007. — С. 340–349. — 527 с. — (Тайны древних цивилизаций). — ISBN 5-699-13535-9.
  • Максимов С. В. Водяной // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 81—99.
  • Никифоровский Н. Я. Водяники // Нечистики : Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе. — Вильна: Н. Мац и Ко, 1907. — С. 75—80.
  • Л. В. Беловинский. Водяной // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 95—96. — 784 с.: — ил. с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.

wikipedia.green

Водяной | Древнерусский словарик

ВОДЯНОЙ — хозяин вод, водяной дедушка, хранитель рек, озер и рыбных запасов. Пасет на водных просторах, особенно в омутах, стада лещей, сомов, налимов и другой водной живности. Покровительствует и птицам, обитающим на воде. Подчинен, как и все водяные духи, богу Beлесу.

 

В дальнейшем водяные изображаются как водяная нежить, полудухи, власть которых распространялась над водами. Нечистая сила, живущая в омутах, в водоворотах, под мельницами, в речных ямах, где она имеет роскошные Хоромы и куда затаскивает купающихся, особенно мальчиков, и готовит из них своих преемников. Других превращает в кабальных рабочих: заставляет их переливать воду, перетаскивать и перемывать речной песок.

Водяного называют и бесом, и водяным дедушкой. Представляется он раздутым, нагим, косматым, с зеленой бородой, опутанным речной тиной. Лапы у него с перепонками, хвост — рыбий, а глаза горят, как уголья. Ездит на соме или на коряге. Может показаться в виде заросшей мхом щуки, а может предстать и в собственном виде. Когда луна молодая, водяной выглядит молодо, при старой луне — старо.

С другими водяными он нередко враждует. Чаща всего из-за того, что стараются рыбьи стада друг у друга угнать. А бывает, что пытаются и территорию соседа захватить. Иногда, враждуя друг с другом, даже мужиков деревенских себе на помощь зовут.

Водяной считается злее и опаснее леших полевых (водная среда для человека более опасна), но все же является их товарищем, а во домовому он недруг.

«Раньше, говорят, Водяной с Лешим бы. очень близкими друзьями. Часто встречались беседовали. А однажды медведь — подопечный Лешего — забрался в озеро, ну и понятно дело, как медведь, устроил шум, гам и тарарам. Воду взбаламутил, рыбу гоняет-ловит. И приключилось тут быть сому из свиты Водяного. Не стерпел он такого безобразия и вцепился всеми своими зубами в пасть медведя.

Взревел медведь от боли, на берег выскочил, а сом так на морде у него и висит. Содрал он его с себя лапами, разорвал на куски да и сам сдох. С тех пор Леший с Водяным не то чтобы рассорились, но и такими близкими друзьями перестали быть: Леший на всякий случай стал леса от берегов рек и озер отодвигать».

Жена водяного — водяница, женщина-утопленница. Любит шутить над рыбаками — рвать их сети. Когда водяница рожает, водяной принимает вид обыкновенного человека и идет к людям приглашать к себе повивальную бабку, которую потом за услуги хорошо награждает.

Всю зиму водяной спит крепким сном в своих подводных хоромах, а после первого апреля просыпается голодным и сердитым и начинает со злости лед ломать да рыбу гонять. Чтобы задобрить водяного дедушку, рыбаки приносили ему в жертву весной, во время половодья, лошадь. По некоторым данным, этот обряд совершался 16 апреля (по новому стилю).

У цыган, не торгуясь, покупалась самая дохлая лошаденка. Три дня ее откармливали хлебом. В последний вечер лошадь украшали лентами, голову смазывали медом и посыпали солью, ноги спутывали веревками, а к шее привязывали старые жернова. Ровно в полночь отправлялись на реку и топили лошадь, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».

Осенью, пятнадцатого сентября, водяному жертвовали гуся, поскольку считалось, что все лето он их пасет и охраняет. Гусю отрывали голову и бросали туловище в воду. Голову же полагалось вернуть на двор: домовой считает скотину по головам и не заметит недостачи. Иначе он может догадаться о причине убыли и сильно осерчать на хозяев, потому как постоянно враждует с водяным.

Водяной (водяник, водяной дедушка, водяной шут, водовик) — дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала.

Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду (по некоторым источникам до пояса), зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, бревном, утопленником, ребенком или лошадью, ягненком, собакой, селезнем, лебедем и стариком.

Кроме того, выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове) или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелеными усами. С левой ягодицы водяного постоянно капает вода.

Водяному приписывают то же значение, что и домовому. Это доказывает пословица — «Дедушка водяной, начальник над водой». Ему также приписывают власть над русалками и прочими водяными жителями, которые поэтому не составляют самобытного божества.

Особой силой наделеляись родниковые водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна — самого сильного божества. Такие ключи назывались «гремячими», и это сохранилось в названии многих источников.

Из воды водяной выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, да притом около водяных мельниц. Любит ночевать под мельничным колесом, где струя воды вымывает глубокие омуты. По ночам он, случается, вылезает на берег и чешет волосы, то же может делать и его супруга, безобразная водяниха (водяница).

Водяниху отчасти напоминает русалка, образ которой, впрочем, весьма варьируется по регионам. В значительной части северных районов вовсе не знают такого образа, а если знают, то представляют ее старой безобразной женщиной с отвислыми грудями, напоминающей лихачиху и не связанной с водной стихией. Более известный нам тип речной или лесной красавицы, чешущей волосы, чарующей мужчин и губящей девиц, распространен в Южной и Центральной России, а также на Украине.

Водяному приносили жертвы самого разного рода — от животных (например, черной свиньи или ворованной лошади) до табака, который поморы на Русском Севере бросали в воду с бранью: староверы считали, что «табак и ругань как порождение „нечистого» должны были служить угодным ему подношением». Поморы, кстати, верили, что и в море живет враждебный человеку дух — «морской сотан», мешающий промыслу и губящий рыбаков. Водяной, как леший, женолюбив и вообще склонен похищать людей, которые навсегда остаются в его подводных хрустальных чертогах.

Водяной пасет на дне рек и озер стада своих коров — сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Вообще-то он добрый, но иногда любит водяной побаловаться: затащить на дно какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники, кстати, тоже ходят в услужении у водяного.

Водяные утаскивали людей себе на дно, пугали и топили купающихся. Эти поверья о водяных сопоставимы с легендой о морском (водяном, поддонном) царе, отразившейся в русских былинах о Садко. В волшебных сказках водяной схватывает свою жертву, когда она пьет из ручья или колодца, требует у захваченного царя или купца сына в залог и т. п.

Водяной часто пытается перевернуть, затопить лодку с людьми. Об этом говорится в севернорусском «Житии Иова Ущельского» (XVII в.): «Ехали через Мезень-реку в лодке Фока с братьями, Петровы дети, на пашню свою и переправляли лошадь, и выехали до половины реки, и нашел на них дух нечистый, водный и начал лошадь топить. Они же лошадь держали, а нечистый дух въяве ходил волнами, как большая рыба, и нападал на лошадь и за лодку хватал, потопить хотя. Они же веслами его отогнали…»

По словам С. Максимова, кровоподтеки, раны и царапины, замечаемые на телах вынутых из воды утопленников служат наглядным свидетельством, что эти несчастные побывали в лапах водяного. Трупы людей он возвращает не всегда, руководясь личными капризами и соображениями, но трупы животных почти всегда оставляет для семейного продовольствия.

Хорошо осведомленные люди не едят раков и голых рыб (налимов и угрей), так как это любимые блюда на столе водяного, а также и сомовину за то, что на сомах, вместо лошади, ездят под водой водяные.

«Приходит водяной к попу и просит одной вещи, а какой — выговорить не может, обещает только шапку золота. Поп догадался, что у него просят, взял крест и отправился к озеру. Пришли на самую середину озера и стали спускаться в водяное царство. Тут водяной указал попу на крест и велел выпустить его из рук. Лишь только тот выпустил, поднялся крик, шум, визг. Загорелось все водяное царство и сгорело дотла. Разбежались все тамошние жители. Водяной велел опять взять крест, дал попу шапку золота и сказал: „Ну, спасибо, поп. Сюда переселился водяной из соседнего озера и совсем выгнал меня из моего жилища. Сжег ты его водяное царство, а я вновь его построю. Если тебе что понадобится — приходи. Я буду твоим вечным слугой»».

Водяной тоже требует к себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда, говорят, он посягает и на жизнь человека.

Удачи рыболовов также находятся во власти водяных. Старики до сих пор из первого улова часть или первую рыбу кидают обратно в воду, как дань и жертву. Идучи на ловлю, бывалый рыбак никогда не ответит на вопрос встречного, что он идет ловить рыбу, так как водяной любит секреты и уважает тех людей, которые умеют хранить тайны.

Плотогоны и рыбаки почитали и боялись водяного: проплывая над местом, где могло быть его жилище, они снимали шапки. Полагали, что почитающих его рыбаков и моряков водяной оберегает: спасает во время бури, помогает при ловле рыбы. Чтобы задобрить водяного, рыбаки бросали в воду соль, табак и лапти с портянками и кричали: «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу!»

С водяными делились собственной едой и даже чаем, отливали немного в воду. Рыбак мог заключить договор с водяным, и тот обязывался доставлять человеку много рыбы и вообще служить ему. Но условия были жестокими: рыбак должен был бросить в воду нательный крест и отречься от родни. Такой рыбак рано или поздно тонул, а его душа поступала в распоряжение нечистой силы.

С водяным старались дружить и пасечники: они считали его покровителем пчел. Согласно легенде, первый рой пчел отроился от лошади, заезженной водяным. Поскольку недовольный водяной мог затопить ульи, которые часто ставили на прибрежных лугах, или же наслать на пчел сырость и этим погубить их, то когда начинали вынимать соты с новым медом, пасечники «кормили» водяного медом и дарили воском понемногу от каждого улья.

Считалось, что если пасечник заключит договор с водяным, тот даст ему кукушку, которую следует посадить в отдельный улей. Пока такая кукушка живет у пасечника, у него пчелы дают много меда, но стоит ее выпустить, как следом за ней улетит весь рой. Однако мед от таких пчел не слишком хорош и вкусен, а отличить его можно по тому, что обычные пчелы строят соты крестиками, а пчелы водяного — кружочками.

drevnerus.ru

Кто такие водяные и к какому разряду мифологии они относятся?

Любой человек может ответить на вопрос «кто такой водяной?». Каждый смотрел мультфильмы и читал сказки в детстве, изучал мифы и легенды на уроках истории в школе. Но ответ на этот вопрос не так прост, потому что это спорный и сложный персонаж нечистой силы. Относится к древним языческим сверхсуществам.

Кто это такие в славянских поверьях?

Водяной – один из главных представителей славянской мифологии, хозяин водных пространств, своевольный дух, который живёт в воде. Он не любит суматоху и ссоры, очень мудр, имеет размеренный характер. Водяной обладает властью над всеми живыми существами, которые обитают в водоёме.

К водяным часто обращались за советом. Считалось, что они владеют великим знанием о таинственных законах мироздания, непостижимых другим существам. И неслучайно вода могла, как дать жизнь, так и забрать её.

Водяной проживает в крупных водоёмах с пресной водой — в:

  • болотах;
  • реках;
  • озёрах.

Иногда его замечали и на суше, в образе пожилого старца. Для проживания выбирает самое глубокое место, где есть круговое течение.

Ревностно охраняет свои владения и не прощает тех, кто неуважительно к нему относится. Виновного дух способен покалечить или утопить. Водяной может вознаграждать людей. Рыбаку может подарить хороший улов, но также способен оставить без единой рыбы. Дух любит проказничать, пугать людей.

Водяного уважали и почитали, приносили хлеб и другую еду, выращенную на земле. К людям, которые уважительно относились к природе, не загрязняли водоёмы, очищали их, дух относился доброжелательно. Иногда даже делал подарки – мог оставить на берегу жемчужины или драгоценные камни.

К какому разряду существ относятся такие духи?

В славянской мифологии отсутствует какая-либо классификация существ. Водяного нельзя назвать ни добрым, ни злым существом.

Если верить народным суевериям водяной это не просто природный дух, появившийся из ниоткуда, а человек, который умер не своей смертью.

Существует предположение, что в водяных превращаются дети, проклятые родителями или дети чёрта. Есть предание, что водяные – это дети, спрятанные Адамом от Всевышнего. Встречаются мифы, говорящие о том, что водяные – это камни, которые Бог использовал для высечения искр при создании человека и мира. Распространена и вера в то, что духи воды – это сброшенные с небес ангелы.

Справка! Часто описание облика водяного сравнивают с образом черта. У него есть все признаки, типичные для водяного духа: черт появляется возле водных источников и исчезает в воде, переворачивает лодку с рыбаками, заманивает людей в воду, топит их, устраивает водовороты.

По большей части водяного считают опасным духом. В его имени нередко встречаются приставки:

  • водяной чёрт;
  • водяной бес;
  • морской водяной дьявол.

Они указывают на отношение к нечистой силе.

Описание внешнего вида

Водяного воображают как мужчину, чаще как старика с огромной бородой. Вместо ног рыбий хвост, волосы зелёного цвета, глаза как у рыбы.

Возраст хозяина воды зависит от того, в какой фазе находится луна. При растущей луне выглядит как молодой человек, со свежим взглядом и с шевелюрой похожей на длинные водоросли. На убывающую луну превращается в пожилого старика.

Внешний вид духа совмещал в себе черты людей и зверей. Вместо рук были лапы, кривые длинные пальцы, между ними перепонки, на голове рога, тело покрыто чешуёй. Всё тело было опутано тиной.

Например, в японской мифологии тоже есть водяной – каппа. Самый известный облик его представляет собой что-то между лягушкой и черепахой: лягушачья кожа, клюв вместо носа, пальцы соединены перепонками, на спине может быть черепаший панцирь, от тела исходит запах рыбы.

Чем опасен для людей и как от него защититься?

Изначально водяной враждебен человеку. Он может специально топить лодки, утаскивать людей на дно, шутить над ними и не всегда по-доброму. Многие считали, что дух воды ночью выбирается на сушу и наносит вред домашней скотине. Может покататься на ней или утащить к себе. Тщательно следили за животными, которые паслись рядом с жилищем водяного. Ведь они находились в зоне повышенного риска.

Иногда водяной помогал человеку, например, не утонуть и даже защищать. Как правило, водяной относился доброжелательно к:

  • пчеловодам;
  • мельникам;
  • рыбакам.

Дары ему приносили зачастую при постройке плотины, с началом рыболовного сезона. В роли даров выступали:

  • лапти;
  • рыба;
  • тушки гусей;
  • масло;
  • сало;
  • лошадиный череп;
  • петушиные головы;
  • щепотку табака;
  • мыло и другое.
  1. Мельники, при постройке новой мельницы, хотели угодить хозяину вод – зарывали в землю живого чёрного петуха.
  2. Пчеловоды верили, что водяной может наслать на улей дождь и затопить его. Поэтому одаривали его свежим мёдом и воском.
  3. Люди, живущие рядом с водоёмом, тоже зависели от поведения духа. Самым эффективным считалось жертвоприношение лошади. Её топили в воде. Применяли этот способ, когда люди часто тонули.

Дни почитания у древних славян

Славяне издревле почитают водяного, устраивают праздники в его честь. Основные из них – самые важные и нужные дни в году:

  1. Водопол – 3 апреля. День пробуждения водяного и праздник рыболовов.
  2. Проводы водяного – 4 октября. Водяной готовится к зимней спячке.
  3. Малый водокрес – 6 по 7 января.
  4. Большой водокрес – с 18 на 19 января.

День дедушки-водяного важен для славян тем, что от него зависит, будет ли в водоёмах рыба водиться и хорошо ловиться, а мельницы – зерно молоть. Говорят, и пасечникам помогает, поэтому ульи ставят возле реки. В такие дни люди старались порадовать водяного гостинцами и добрыми словами.

Справка! В каждой местности особенности почитания водяного были свои. Например, на Севере к нему особое уважительное отношение. У них многие промыслы зависят от милости его.

Задабривали водяного:

  • выливая в реку растопленное масло;
  • кормили хлебом;
  • первую пойманную рыбу отпускали обратно.

Все природные пространства охраняют духи древних славян. Каждую реку, озеро, водоём сторожит водяной. Верить в это или нет, решать вам. Если отправитесь на отдых или рыбную ловлю, вспомните старинные традиции. Окажите внимание хозяину вод гостинцем.

Видео по теме

Предлагаем посмотреть полезное видео о водяном:

slav-rus.com

Водяной — это… Что такое Водяной?

Водяной с открытки (рисунок Владимирова В.В.)

Водяно́й (также водяник, водяной дедушка, водяной шут, водовик; чеш. vodník; в.-луж. wodby muž, wodnykus; словен. povodnj, vodni mož) — в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды, как отрицательного и опасного начала.

Облик

Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду и зелёные усы. Мог обернуться крупной рыбой, бревном, утопленником, ребёнком или лошадью.

Кроме того, выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове), или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелёными усами.

С левой ягодицы водяного постоянно капает вода (это можно сравнить с особым значением левой стороны у лешего).

Власть

Водяному приписывают то же значение, что и домовому, чему служит доказательством пословица: «дедушка водяной, начальник над водой». Ему также приписывают власть над русалками, ундинами и прочими водяными жителями, которые поэтому не составляют самобытного божества.

Водяные пасут на дне рек и озёр стада своих коров — сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными жителями. Вообще он добрый, но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного.

Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна — самого сильного божества. Такие ключи назывались «гремячими», и это сохранилось в названии многих источников.

Поведение

В. Малышев. Водяной, 1910

Из воды выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, да притом около водяных мельниц. Любит ночевать под мельничным колесом, где струя воды вымывает глубокие омуты.

Водяной тоже требует к себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда, говорят, он посягает и на жизнь человека. Ему приписывают сома, как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников. За это сома в народе называют «чёртова лошадь».

Водяные утаскивали людей себе на дно, пугали и топили купающихся. Эти поверья о водяных сопоставимы с легендой о морском (водяном, поддонном) царе, отразившейся в русских былинах о Садко. В волшебных сказках водяной схватывает свою жертву, когда она пьёт из ручья или колодца, требует у захваченного царя или купца сына в залог, и т. п. В славянских поверьях о водяном и морском царе можно видеть отражение на более низком уровне мифологической системы представлений, некогда относившихся к особому богу моря и вод (ср. Аутримпса в прусской мифологии, Нептуна в римской и т.п).

Спутники

  • Водяницы — водяные девы — бывают жёнами водяных.

Водяница — утопленница из крещённых, а потому и не принадлежит к нежити. Считается, что водяницы предпочитают лесные и мельничные омуты, но больше всего любят пади под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы. Под мельничными колёсами они будто бы обыкновенно собираются на ночлег вместе с водяными. Водяницы вредничают: когда они плещутся в воде и играют с бегущими волнами или прыгают на мельничные колеса и вертятся вместе с ними — рвут сети, портят жернова[1].

  • Блудички — в словацкой и чешской мифологии болотные и водяные духи, которые появляются поблизости воды в виде блуждающих огоньков.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *