Теплоноситель для чугунных батарей: Чем залить систему отопления в частном доме советы и рекомендации

Сравнение радиаторов по типу теплоносителя

Продолжительность эксплуатации и эффективность системы отопления зависит от многих факторов. Один из них — вид используемого теплоносителя, с помощью которого происходит передача тепловой энергии от источников тепла к приборам обогрева.

Особенности выбора теплоносителя

Если для обогрева жилых, производственных и офисных помещений служат централизованные сети, то выбор батарей осуществляют в соответствии с показателями рабочей среды. Для автономных систем частных домов и загородных коттеджей теплоноситель для радиаторов подбирают с учетом его совместимости с отопительными приборами и эффективности функционирования. При этом нужно обращать внимание на следующие параметры рабочей среды, циркулирующей по трубопроводу:

  • уровень вязкости;
  • температуру замерзания;
  • показатели теплоотдачи и теплоемкости;
  • безопасность в применении.

Важным фактором является и активность теплоносителя по отношению к материалу батарей, которая определяется его составом.

Варианты рабочей среды

В водяных системах в качестве рабочей среды может служить вода или антифриз. Они отличаются химическими свойствами, имеют свои преимущества и недостатки. В таблице указаны вязкость, температура замерзания и другие показатели теплоносителей.

Сравнение параметров рабочей среды разных типов

Характеристики

Единица

изм

Вода

Антифризы

Теплоемкость

кДж/(кг*К)

4,19

3,5-3,7

Теплопроводность при 20 °C

Вт/м*К

0,605

0,433

Плотность


г/см3


0,998

1,04-1,075

Склонность к коррозии


Есть активность

Активность отсутствует

Класс опасности


5

безопасна

3-4

умеренно опасное вещество

Вязкость

мм2/c

1,002

5,8-7,1

Температура замерзания

° С

0

-35…-65

Температура кипения

° С

100

104-108

Уровень pH


7

7,5-9

Вода и ее свойства

Популярность применения воды в сетях отопления обусловлена техническими параметрами и потребительскими свойствами жидкости. Она доступна, безопасна в использовании и отличается низкой ценой и хорошими показателями теплопроводности и теплоотдачи. При снижении уровня воды в системе ее объем легко восполняется, а устранение протечек не требует особых навыков. Среди недостатков можно выделить:

  • Склонность к появлению накипи. Она образуется на внутренней поверхности приборов отопления из-за растворенных в воде солей и приводит к снижению проходного диаметра. В результате ухудшается циркуляция в сети и уменьшается теплоотдача.
  • Вероятность замерзания. При температуре ниже 0 °C вода переходит в твердое состояние и, расширяясь, способствует повреждению батарей и трубопроводов.

Какой должна быть система отопления, где функции рабочей среды выполняет вода? Во-первых, ее нельзя оставлять заполненной и отключенной от источника тепла. Такая ситуация может возникнуть в частом доме из-за поломки отопительного котла, а в центральной сети — из-за крупной аварии на тепловом распределительном пункте. Кроме того, необходимо обеспечить подготовку воды перед заполнением системы, в процессе которой изменяют химический состав жидкости.

Параметры антифризов

Антифризы — водные растворы различных веществ, которые представлены многообразием вариантов. В них добавляют присадки, помогающие скорректировать физические свойства полученных жидкостей. Самыми востребованными являются антифризы на основе:

  • Этиленгликоля. Для него характерна доступная цена и хорошие теплофизические показатели. Однако этиленгликоль является токсином и относится к третьему классу опасности, поэтому его нельзя применять в бытовой сети отопления.
  • Полипропиленгликоля. Такой раствор безвреден для организма человека и экологически безопасен. Он отличается хорошими теплофизическими свойствами и способствует снижению гидродинамического сопротивления. Рабочая среда на основе полипропиленгликоля обладает меньшей плотностью, благодаря чему тепловая энергия быстрее распространяется по сети.

Применение антифриза благоприятно сказывается на состоянии уплотнителей и прокладок, продлевая срок их службы. Поскольку температура замерзания в среднем составляет -65 °C, то его можно использовать в частном доме с периодическим проживанием или при отсутствии блока аварийного питания, если источником тепла является электрический котел. Однако при заливке антифриза в сеть требуется постоянный контроль его кислотности. Превышение уровня pH, рекомендованного для радиаторов, может привести к появлению коррозии.

Необходимо обеспечить и герметичность сетей, исключив вероятность утечки антифриза. Этого можно достичь, используя межсекционные прокладки и уплотнители из силикона и паронита.

Воду можно выбрать для тех сетей обогрева, которые функционируют непрерывно в течение отопительного сезона. Ее слив из системы на время отсутствия владельцев загородной недвижимости приводит к ускорению коррозионных процессов.

Совместимость радиаторов и теплоносителей

Батареи отопления современного образца могут использоваться в сетях отопления, где функции теплоносителя может выполнять как вода, так и антифриз. Однако выбирая рабочую среду, нужно учитывать некоторые особенности, которые определяются материалом изготовления радиаторов.

Стальные

Стальные приборы отопления чувствительны к составу теплоносителя и к содержанию растворенного в нем кислорода. Чтобы уменьшить вероятность возникновения коррозионных процессов, необходимо на батареях устанавливать воздухоотводчики для стравливания воздуха. Причиной появления ржавчины в стальных радиаторах может служить и пониженная кислотность рабочей среды. Поэтому для заливки в систему обогрева с такими радиаторами нужно использовать антифриз с присадками или вода с уровнем pH не менее 7. В этом случае с течением времени на внутренней поверхности металла образуется плотный защитный слой, замедляющий появление коррозии.

Алюминиевые

Алюминиевые радиаторы также чувствительны к составу рабочей среды. Если ее функции выполняет вода, то в системе со временем скапливается кислород и повышается риск появления коррозии. Установка специального клапана или крана Маевского позволяет своевременно удалять излишки воздуха из сети и предохраняет батареи от повреждения.

При использовании антифриза нужно учитывать его вязкость, которая выше, чем у воды. Она способствует увеличению нагрузки на циркуляционный насос и повышению максимального рабочего давления в сети. Чтобы избежать повреждения батарей из-за гидравлических ударов и обеспечить бесперебойное функционирование оборудования, нужно контролировать давление в системе. Оно не должно превышать уровень, допустимый для радиаторов из алюминия и указанный в паспорте изделий.

Чугунные

Благодаря толщине металла чугунные батареи не склонны к появлению ржавчины и не требовательны к составу теплоносителя. Риск образования коррозии может возникнуть только при значительном превышении допустимого уровня pH, который рекомендуется производителем и обычно составляет 7-8. Кроме того, радиаторы из чугуна отличаются высокой тепловой инерцией и долго не остывают, поэтому для них можно использовать любые теплоносители.

Однако выбор рабочей среды ограничивается из-за габаритных размеров приборов отопления. Объем секции чугунной батареи составляет до 1,5 л и применять антифриз в качестве теплоносителя невыгодно с экономической точки зрения. Радиаторы часто устанавливают в квартирах многоэтажных домов и сколько они прослужат, зависит от качества подготовки воды для центральных сетей отопления.

Биметаллические

Биметаллические отопительные приборы — универсальное оборудование. Они способны выдерживать высокое рабочее давление и устойчивы к появлению коррозии. Благодаря отсутствию ярко выраженной зависимости срока эксплуатации от состава теплоносителя биметаллические радиаторы можно использовать и с антифризом, и с водой. Главное, чтобы уровень pH теплоносителя оставался в пределах 6,5-9,5. Для заполнения биметаллических приборов отопления потребуется больше антифриза, чем для алюминиевых моделей, но меньше, чем для батарей из чугуна.

Компания Lammin предлагает алюминиевые и биметаллические радиаторы собственного производства, представленные сериями Premium и Eco. Они соответствуют требованиям ГОСТ Р 31311-2005 и рассчитаны на продолжительный срок эксплуатации. Устойчивость к появлению коррозии и низкая чувствительность к качеству теплоносителя достигается благодаря технологии изготовления.

Конструкция биметаллических радиаторов исключает контакт алюминия с рабочей средой. Защитные свойства алюминиевых батарей обусловлены использованием сплава с оптимальным соотношением меди, железа, кремния, цинка и магния. Внутренняя поверхность приборов отопления покрыта цирконием, который образует плотный слой и препятствует оседанию частиц, содержащихся в воде.

Радиаторы отопления как выбирать?

Чугунные радиаторы обладают хорошей теплопроводностью, способны выдерживать высокое давление и нейтральны к выбору теплоносителя. По этой причине чугунные радиаторы применяются в системах отопления с плохой подготовкой теплоносителя (повышенная агрессивность, загрязненность и т.д.).

Достоинства чугунных радиаторов:

  • Для чугунных радиаторов подходит любой теплоноситель;
  • Чугунная батарея не ржавеет изнутри;
  • Чугунные батареи способны выдерживать высокое рабочее давление — 9 и больше атмосфер, что будет зависеть от модели и производителя. Такие радиаторы отлично переносят гидроудары, из-за чего часто применяются в системах централизованного отопления;
  • Чугунные радиаторы долговечны, они могут проработать 50 лет и больше;
  • Чугунные радиаторы имеют низкую стоимость;

Недостатки чугунных батарей:

  • Длительное нагревание;
  • Медленная отдача тепла в помещение;
  • Тяжелый вес;

Алюминиевые радиаторы имеют привлекательный внешний вид, секционная конструкция, небольшой вес, большая теплоотдача может привлечь внимание, покупателей к алюминиевым радиаторам.

Достоинства радиаторов из алюминия:

  • Имеют небольшой вес, по этой причине их легко монтировать;
  • Легко чистить и мыть любыми специальными, а так же обычными моющими средствами;
  • Радиаторы имеют качественное покрытие, которое с годами не шелушится и не выцветает;
  • Есть возможность оборудовать алюминиевый радиатор специальным регулятором тепла;
  • Конструкция батарей задействует одновременно большое количество воздушных потоков, тем самым уменьшая сроки прогрева помещения.

 

Недостатки радиаторов из алюминия:

  • На межсекционных стыках иногда происходит утечка воды;
  • Распределение тепла происходит крайне неравномерно, в основном все тепло аккумулируется на ребристой поверхности секций;
  • Конвекционная отдача тепла сравнительно невысока;

Возможное образование газов.

Биметаллический радиатор способен выдерживать высокое давление в системе, а так же противостоять гидроударам. Так же данный тип радиатора не зависит от выбранного теплоносителя.

Достоинства биметаллических радиаторов:

  • Среднее значение теплоотдачи биметаллических батарей – от 170 до 190 ватт.
  • Давление, которое могут выдерживать биметаллические радиаторы, составляет от 16 до 35 атм.
  • Предельная температура теплоносителя до 90 °C, но не более.
  • Надежность и срок эксплуатации.
  • Простота установки.

Биметаллические радиаторы отлично подойдут для квартир, где системы отопления работают под большим рабочим давлением и имеют неудовлетворительное качеством воды.

Устранение путаницы с охлаждающей жидкостью – UnderhoodService

Вы когда-нибудь видели внутреннюю часть алюминиевого водяного насоса, который не был должным образом защищен ингибиторами коррозии в охлаждающей жидкости? Или радиатор или сердцевина отопителя вышли из строя изнутри из-за внутренней коррозии? Такого рода отказы деталей слишком распространены. Тем не менее, их можно легко предотвратить, используя «правильную» охлаждающую жидкость и меняя охлаждающую жидкость до того, как проблема начнет нагреваться.

Все типы антифризов содержат химические вещества, замедляющие коррозию, для защиты оголенных металлических поверхностей от электролитического воздействия. Хотя автопроизводители расходятся во мнениях относительно того, какие химические добавки лучше всего работают в их автомобилях, практически любой антифриз подойдет для любого автомобиля. Но насколько хорошо он защитит систему охлаждения? И как долго? И не аннулирует ли это гарантию OEM? Это важные вопросы, на которые необходимо ответить, прежде чем выбрать антифриз для конкретного автомобиля?

Конечно, всегда обращайтесь к руководству по ремонту, прежде чем выполнять обслуживание охлаждающей жидкости или даже дозаправлять автомобили ваших клиентов. Но эта информация не всегда доступна.

Создание путаницы
Что делает выбор правильной охлаждающей жидкости таким запутанным сегодня, так это то, что сами автопроизводители не могут договориться о том, какой тип охлаждающей жидкости лучше всего подходит для их автомобилей. Некоторые производители транспортных средств предпочитают один тип ингибиторов коррозии в своих охлаждающих жидкостях, в то время как другие производители транспортных средств могут настаивать на использовании другого типа. Дело в том, что все виды антифризов содержат присадки для защиты системы охлаждения от коррозии.

Таким образом, вы не думаете, что есть какая-то разница, какой из них на самом деле решил использовать клиент. Но некоторые ингибиторы коррозии несовместимы с другими, и если химический состав слишком сильно отличается, это может снизить способность охлаждающей жидкости предотвращать коррозию по мере старения охлаждающей жидкости.

ПРИМЕЧАНИЕ. Добавление обычного зеленого антифриза в систему охлаждения, которая содержит охлаждающую жидкость оранжевого или желтого цвета с длительным сроком службы, сократит срок службы охлаждающей жидкости до срока службы обычного антифриза (который для большинства автомобилей обычно составляет два-три года или 30 000 миль). . Для сравнения, большинство охлаждающих жидкостей с длительным сроком службы рассчитаны на пять лет или 150 000 миль пробега.

Чтобы отличить один тип охлаждающей жидкости от другого, производители транспортных средств добавляют в свои охлаждающие жидкости цветные красители. К сожалению, цвета, которые они используют, не обязательно стандартизированы и не всегда соответствуют одним и тем же химическим спецификациям. Из-за этого в двух разных хладагентах может использоваться краситель одного цвета, или в двух одинаковых хладагентах могут использоваться красители разного цвета. Большинство антифризов со стандартной формулой окрашены в зеленый цвет, но есть и охлаждающие жидкости со стандартной формулой, окрашенные в желтый цвет. Охлаждающие жидкости с длительным сроком службы обычно имеют оранжевый или желтый цвет, но некоторые из них также могут быть красными, розовыми, синими, фиолетовыми или даже зелеными. Иди разберись. Следовательно, идея совпадения цветов при выборе охлаждающей жидкости не всегда гарантирует успех.

Стандартный зеленый
Стандартный зеленый антифриз — это тип, который использовался в большинстве североамериканских автомобилей до появления охлаждающих жидкостей с увеличенным сроком службы в середине 1990-х годов. Этот тип охлаждающей жидкости содержит быстродействующие силикатные и фосфатные ингибиторы коррозии, которые защищают чугунные двигатели, биметаллические (чугун/алюминий) двигатели и медно-латунные и алюминиевые радиаторы.

«IAT» (Inorganic Acid Technology) — антифриз с традиционной «зеленой» формулой. Это то, что General Motors использовала до 1996, Chrysler использовал до 2001 г., а Ford использовал до 2002 г. в своих грузовиках и 2003 г. в своих легковых автомобилях. Зеленый пакет присадок содержит фосфаты и силикаты и обеспечивает хорошую защиту чугунных и алюминиевых деталей двигателя, а также медно-латунных радиаторов в старых автомобилях и алюминиевых радиаторов в новых автомобилях. Химикаты для борьбы с коррозией быстро действуют, но изнашиваются через два-три года или 36 000 миль среднего использования, поэтому зеленую охлаждающую жидкость необходимо периодически менять, чтобы свести к минимуму риск повреждения коррозией.

Хотя этот тип антифриза в первую очередь предназначен для старых автомобилей (до 1996 г.), его также можно использовать практически в любом транспортном средстве (отечественном, азиатском или европейском) независимо от года выпуска при условии полной промывки и замены всей старой охлаждающей жидкости.

с новым.

Формула OAT с увеличенным сроком службы
Антифризы, окрашенные в оранжевый цвет, обычно содержат ингибиторы коррозии «Технологии органических кислот» (OAT), такие как себацинат, 2-этилгексановая кислота (2-ЭГК) и другие органические кислоты, но не силикаты или фосфаты. Наиболее известным продуктом на основе OAT является Dex-Cool, который General Motors использует с 19 года.96. Охлаждающая жидкость с оранжевой формулой также используется в Mercury Cougar и Saab 2003 года и выше. Аналогичные формулы включают охлаждающую жидкость розового цвета в автомобилях Audi и Volkswagen последних моделей и охлаждающую жидкость темно-зеленого цвета в автомобилях Honda.

Ингибиторы коррозии в охлаждающих жидкостях OAT действуют медленнее, чем стандартные охлаждающие жидкости с зеленой формулой, но действуют гораздо дольше. Срок службы охлаждающей жидкости этого типа составляет пять лет или 150 000 миль , что кажется долгим сроком, но это не пожизненная охлаждающая жидкость.

Со временем ингибиторы коррозии изнашиваются, и охлаждающую жидкость необходимо менять. Многие люди не знают этого и ошибочно полагают, что им никогда не придется менять охлаждающую жидкость. Так что они этого не делают, и через шесть или семь лет радиатор или сердцевина отопителя сгниют из-за внутренней коррозии.

Гибридные охлаждающие жидкости с увеличенным сроком службы
Антифризы на основе силиконовой гибридной органической кислоты (HOAT), которые иногда называют охлаждающими жидкостями с формулой «G-05», содержат органические кислоты в сочетании с одним или несколькими неорганическими ингибиторами. Наиболее распространенным ингибитором является силикатный. Добавление силикатов повышает защиту от коррозии алюминиевых двигателей, радиаторов и радиаторов отопителя, а также помогает защитить водяной насос от эрозионного износа. Силикатные гибридные охлаждающие жидкости OAT предназначены для автомобилей DaimlerChrysler 2001 г. и новее, грузовиков и внедорожников Ford 2002 г. и новее, легковых автомобилей Ford 2003 г. и новее и 1985 и выше Mercedes, BMW, Volvo и Mini Coopers. Фосфатированные охлаждающие жидкости HOAT используются в азиатских автомобилях (Toyota, Honda, Nissan, Kia и Hyundai), потому что азиатские производители автомобилей предпочитают охлаждающие жидкости на основе фосфатных органических кислот и не любят охлаждающие жидкости на основе силикатных органических кислот. С другой стороны, европейские производители транспортных средств обычно рекомендуют охлаждающие жидкости с силикатом HOAT и не любят охлаждающие жидкости с фосфатными органическими кислотами. Вот почему некоторые поставщики антифризов предлагают разные формулы HOAT для этих применений.

Поток охлаждающей жидкости
Согласно исследованию рынка в 2006 году на дорогах было зарегистрировано около 224 миллионов легковых и легких грузовиков. Из них 56% или 125 миллионов изначально были оснащены антифризом IAT (зеленая формула), 34% или 76 миллионов были заправлены на заводе антифризом OAT (оранжевый) и 10% или 23 миллиона были заправлены на заводе HOAT (желтый или G-05). ) антифриз.

Универсальные составы
Антифризы с универсальным составом продаются как подходящие для всех легковых автомобилей и легких грузовиков, независимо от года выпуска, марки или модели или типа охлаждающей жидкости, которая уже находится в системе охлаждения. Некоторые из этих претензий были оспорены в суде на том основании, что ни один пакет присадок не может соответствовать противоречивым требованиям различных охлаждающих жидкостей OEM. Тем не менее, производители универсальной охлаждающей жидкости заявляют, что их продукция может использоваться в любом автомобиле, независимо от того, соответствует ли она оригинальному химическому составу охлаждающей жидкости или нет. В универсальных охлаждающих жидкостях используются ингибиторы коррозии на основе OAT с запатентованными органическими кислотами для обеспечения защиты широкого спектра. Охлаждающая жидкость может быть окрашена в желтый или янтарный (желто-оранжевый) цвет.

Срок службы большинства продуктов универсальной формулы обычно составляет пять лет или 150 000 миль за одним исключением. При использовании для дозаправки системы охлаждения в старом автомобиле, который содержит охлаждающую жидкость стандартной зеленой формулы, срок службы продукта сокращается до срока службы оригинальной охлаждающей жидкости, который составляет два-три года или 30 000 миль.

Основные преимущества универсальной охлаждающей жидкости заключаются в том, что она упрощает процесс выбора одного продукта и устраняет необходимость использования трех различных типов охлаждающей жидкости (зеленой, оранжевой и желтой гибридной) для охвата рынка.

Те, кто выступает против универсальных охлаждающих жидкостей, говорят, что один продукт не может соответствовать противоречащим друг другу требованиям к охлаждающим средствам всех производителей транспортных средств, и что безопаснее предлагать три разных типа охлаждающих жидкостей, соответствующих этим спецификациям. Следовательно, многие магазины запасных частей продают не только только что описанные три основных типа охлаждающей жидкости (часто нескольких разных марок), но и универсальную охлаждающую жидкость для клиентов, предпочитающих этот тип продукта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *