Шаровый кран на схеме: Графические обозначения трубопроводной арматуры | Трубопроводная арматура

Графические обозначения трубопроводной арматуры | Трубопроводная арматура

Рейтинг:   / 1

ПлохоОтлично 

Подробности
Родительская категория: Статьи
Категория: Трубопроводная арматура

 

Условные (графические) изображения трубопроводной арматуры используются при составлении деталировки сети, в которой  все узлы и составляющие водопроводной сети — трубопроводная запорная и регулирующая арматура и фасонные части и т.д. изображены схематично (без соблюдения масштабов) условными обозначениями. Обозначения трубопроводной арматуры по системе ЦКБА и другим приведены ТУТ.

Деталировка водопроводной сети используется для монтажа участков трубопроводов, фасонных частей и арматуры, прочего оборудования.

На основании деталировки составляется спецификация фасонных частей и арматуры, требуемых для устройства сети.

Ниже приведены основные условные обозначения трубопроводной арматуры:

Арматура

Обозначение

Клапан (вентиль) запорный проходной

 

 

 

Клапан (вентиль) запорный угловой 

Задвижка

Заслонка 

Кран шаровый

проходной

 

 

 

 Кран шаровый угловой

Клапан (вентиль) регулирующий проходной

 

 

 

Клапан (вентиль) регулирующий угловой

Кран трёхходовой

 

 

Клапан (вентиль) трёхходовой

Клапан предохранительный проходной

 

 

 

 

Клапан предохранительный угловой

 Регулятор давления «до себя» 

 

 

 

Регулятор давления «после себя»

Клапан обратный подъёмный проходной

 

 

 

Клапан обратный поворотный (захлопка) приёмный с сеткой

Клапан дроссельный

Клапан редукционный

Конденсатоотводчик

 

Клапан быстродействующий на открытие (НО)

 

 

 

Клапан быстродействующий на закрытие (НЗ) 

Воздухоотводчик (вантуз)

 

трубопроводная арматура

В зависимости от геометрической формы затворов краны делятся на ШАРОВЫЕ, КОНУСНЫЕ и ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ.

&…

В то же время выпускаются СУЖЕННЫЕ КРАНЫ с постепенным коническим переходом от диаметра отверстия на присоединительных концах корпуса к отверстию в шаре, которое обычно бывает уменьшенным до следующего диаметра (например, от 100 до 80) Такие краны экономически целесообразно применять на системах, где гидравлическое сопротивление арматуры не имеет существенного значения или где не требуется полнопроходность в арматуре для пропуска устройств (ершей) для очистки трубопровода.

СЕДЛА В КОРПУСЕ выполняются в виде колец из различных видов пластмасс (обычно — фторопласт), что обеспечивает надежную герметичность, легкость и плавность поворота шаровой пробки, но ограничивает применение крана для сред с температурой не более 200 °С.

Шаровые краны имеют большое разнообразие исполнений, но в основе классификации – две принципиально различные конструктивные схемы запорного органа: с плавающим шаром и с шаром в опорах. 

В первом случае шаровая пробка в положении «закрыто» может свободно перемещаться по отношению к штоку и под действием давления среды со стороны входа прижиматься к уплотнительному кольцу со стороны выхода, что способствует герметизации крана. Такие краны применяют в основном для DN не более 200. Для больших DN кран выполняют по схеме «С ШАРОМ В ОПОРАХ», где пробка устанавливается и поворачивается в опорах, а седла под действием давления прижимаются к ее сферической поверхности.

Такая конструкция существенно снижает усилия, необходимые для управления краном и позволяет применять управление при помощи электрических, пневматических и гидравлических приводных устройств меньшей мощности, чем для кранов с плавающим шаром. Конечно, такое преимущество не дается «бесплатно»: конструкция крана усложняется, стоимость увеличивается. Но для магистральных трубопроводов больших диаметров, а также для технологических трубопроводов с малыми диаметрами, но большими рабочими давлениями среды целесообразно использовать краны с шаром в опорах.

В случаях, когда по условиям эксплуатации применение электроэнергии нежелательно или невозможно, краныоснащаются приводами пневматическими или пневмогидравлическими.   При этом для работы привода используется энергия от внешнего источника сжатого воздуха или газа, транспортируемого по трубопроводу, на котором установлен кран (обычно – на магистральных газопроводах). Как правило, такие приводы — ПРЯМОХОДНЫЕ, ПОРШНЕВЫЕ Однако применяются и некоторые другие решения: поворотные лопастные или с использованием мембранных механизмов.

В пневмоприводах сжатый воздух подается в цилиндр, перемещает поршень, от которого при помощи механизма – обеспечивается поворот выходного звена привода и соответственно – шара крана для его открытия или закрытия. Такое решение применяют для кранов с небольшими DN и PN. Для кранов магистральных газопроводов используют пневмо-гидроприводы. Здесь на поршень в цилиндре воздействует жидкость (масло) под давлением газа, отбираемого из трубопровода. Такое усложнение конструкции обеспечивает плавное без ударов срабатывание привода и поворот шаровой пробки крана.

ЗАТВОР – пробка конической формы. В отличие от шаровых кранов отверстие для прохода среды, как правило, не круглое, а трапециевидное. Седлами является внутренняя коническая поверхность корпуса. Таким образом, уплотнительными поверхностями запорного органа являются конические поверхности – наружная пробки и внутренняя корпуса.

Конусные краны насчитывают довольно большое число конструктивных исполнений, что вызвано стремлением использовать этот тип арматуры в различных условиях эксплуатации. Объяснить это отчасти можно тем обстоятельством, что конусные краны издавна были традиционным типом арматуры, хотя в наше время многие из них  с успехом могут быть заменены (и практически заменяются) более универсальной конструкцией — шаровыми кранами.

Главная проблема конусных кранов состоит в том, чтобы в реальной конструкции были обеспечены два трудносочетаемых, а иногда и взаимоисключающих требования. С одной стороны – осуществить плотный контакт между коническими поверхностями пары корпус – пробка и создать удельные давления, обеспечивающие герметичность. С другой – обеспечить свободный плавный поворот пробки, не допуская ее заклинивания и возможности задирания уплотнительных поверхностей. Последнее требование, с учетом того, что финишной операцией обработки конических поверхностей является притирка, диктует необходимость изготовления корпусов и пробок из материалов, обладающих хорошими антифрикционными качествами (латунь, бронза, чугун).

Такие материалы ограничивают применение кранов конусных давлением 1,6 МПа и диаметром до 50, реже – до 100 мм. Иногда краны изготавливают также из углеродистой стали DN до 200. Но в этих случаях пробку делают из чугуна (11с7бк, 11с17бк), либо вводят систему смазки уплотнительных поверхностей (11с9бк). Эти мероприятия (о них речь ниже) существенно облегчают работу пары корпус – пробка.

В конусных кранах применяются различные способы уплотнения в запорном органе.

Простейшие по устройству – НАТЯЖНЫЕ КРАНЫ. Здесь пробка прижимается к корпусу с помощью гайки, которая навинчивается на резьбовой хвостовик пробки и опирается на шайбу, передающую усилие затяжки на нижний торец корпуса. Затяжкой гайки обеспечивается герметичность как в затворе, так и в отношении внешней среды. Примером таких кранов может служить кран 11Б1бк на PN 0,1 МПа, выпускаемый Закарпатским арматурным заводом. Описанная конструкция требует весьма качественного изготовления конических поверхностей как по углу и прямолинейности образующих конусов, так и по высокому классу шероховатости их поверхностей. Эти требования ограничивают пределы применения таких кранов по давлению до 1 МПа и диаметром до 50 мм.

Другой способ уплотнения – в сальниковом кране. Здесь усилие, прижимающее пробку к корпусу, передается через сальниковую набивку, которая предотвращает пропуск рабочей среды в среду окружающую. Уплотнение набивки производится либо накидной гайкой, либо через сальник при помощи анкерных болтов и гаек. Затяжку сальника отрегулировать непросто. Поэтому для облегчения поворота пробки при слишком сильной затяжке сальника, а также при заклинивании или «прикипании» конической пары в кранах с DN 40 и выше применяют отжимной болт, ввернутый в нижний торец корпуса. В качестве образцов таких кранов можно назвать 11Б6бк и 11ч8бк на PN 1 МПа.

И наконец, уплотнение между пробкой и корпусом может создаваться при помощи пружины, что практически осуществлено в латунных муфтовых кранах типа 11Б12бк на давления не выше 0,01 МПа, которые устанавливаются на подводках к бытовым газовым плитам в квартирах.

Для снижения усилий, необходимых для поворота пробки и предотвращения износа уплотнительных поверхностей применяются КРАНЫ СО СМАЗКОЙ.

На уплотнительных поверхностях таких кранов (обычно — на пробке) имеется система канавок, заполняемых специальной смазкой, которая подается в кран через отверстие в штоке (шпинделе) через обратный клапан. Примеры таких клапанов – КСР на PN 1,6 МПа, КТС на PN 2,5 МПа, КППС на PN 14 МПа, выпускаемые Юго-Камским заводом.

Еще один способ уменьшения крутящего момента для управления краном – подъем пробки перед поворотом и посадка ее на место после поворота. Такие краны называют КРАНЫ С ПОДЪЕМОМ ПРОБКИ. Подъем производится на небольшую величину, исключающую трение уплотнительных поверхностей и их износ. Для управления краном имеется два элемента: одинмаховик для подъема и опускания пробки, другойрукоятка для ее поворота. Для примера назовем кран чугунный трехходовой на PN 1,6 МПа типа 11ч25бк, выпускаемый Закарпатским заводом.

СИСТЕМЫ ПОДАЧИ СМАЗКИ И ПОДЪЕМА – ОПУСКАНИЯ ПРОБКИ являются конструктивными особенностями кранов. К ним примыкают краны, предназначенные для вязких и застывающих нефтепродуктов и других сред, требующих постоянного подогрева для поддержания – их в состоянии, позволяющем транспортирование по трубопроводу. Такие краны называют КРАНЫ С ОБОГРЕВОМ. Они имеют так называемую рубашку, которая создает вокруг корпуса крана пространство, куда может подаваться пар или другой теплоноситель. Такие краны на PN 1,0 МПа выпускает Златоустовский машиностроительный завод: 11с7бк (проходной) и 11с17бк (трехходовой).

Еще одной конструктивной разновидностью конусных кранов (это относится к проходным кранам) являются ПРОБНО-СПУСКНЫЕ КРАНЫ. Это, по сути, обычные сальниковые краны, но предназначенные для установки на котлы, резервуары и другие емкости для выпуска рабочей среды (контроль за ее наличием, взятие проб и т. п.). Выпускной конец этих кранов оформлен прямым 10Б8бк, 10Б19бк или изогнутым 10Б8бк. Они применяются с PN до 20 при PN 1 МПа и температуре до 225 °С.

Теперь, об управлении конусными кранами. По причинам, которые были отмечены выше, конусный кран весьма сложно изготовить и отрегулировать так, чтобы обеспечить близкую к расчетной стабильной величине усилия, необходимого для поворота пробки. Это обстоятельство, как правило, делает неприемлемым использование приводов для управления конусными кранами. Поэтому они обычно управляются вручную.

Итак, в КРАНЕ затвор имеет форму тела вращения (конус, шар, цилиндр) с отверстием для пропуска среды. При перекрытии потока затвор поворачивается вокруг своей оси в пределах одного оборота. В соответствии с формой затвора, который в кранах называют пробкой, краны подразделяются на конусные, шаровые и цилиндрические.

В КОНУСНЫХ КРАНАХ необходимо создавать определенное усилие прижатия конусных поверхностей пробки и корпуса. Это осуществляется двумя путями. Один из способов – с использованием резьбовой пары (гайка навёрнута на резьбовой хвостовик пробки) или пружины. Такие краны называют НАТЯЖНЫМИ. Другой способ – при помощи затяжки сальника, создающей прижатие пробки к конусной поверхности корпуса и одновременно перекрывающей выход рабочей среды в атмосферу. Такой кран называют САЛЬНИКОВЫМ или ПРОБКО-САЛЬНИКОВЫМ. По форме проточной части можно выделить краны ПРОХОДНЫЕ и ТРЕХХОДОВЫЕ.

 Дополнительная информация представлена в следующих видеороликах:

 

Символы клапанов в P&ID — шаровой клапан, предохранительный клапан и др.

В этой статье вы узнаете о различных типах символов клапанов, используемых в P&ID. В технологических трубопроводах используется множество типов клапанов, каждый из которых имеет свой символ. Это делает клапан одной из сложных частей чтения P&ID. Но со временем вы сможете легко запомнить эти символы и эффективно читать P&ID.

Существует два типа символов клапана — первый, общие символы, и второй, символ с модификатором. Общие символы подскажут вам, что в линии есть клапан, но не расскажут о типах клапана. Принимая во внимание, что символ клапана с модификатором сообщит вам тип клапана, используемого в трубопроводе.

Общие символы клапанов

Здесь на изображении выше вы можете увидеть часто используемые символы для клапанов. Эти символы носят общий характер — например, первый символ клапана.

Теперь, когда вы смотрите на символ на чертеже, он просто указывает на то, что используется какой-то клапан, но не дает информации о типе клапана, будь то вентиль, шаровой или клапан пробкового типа. Существуют специальные символы для затвора, глобуса, пробки и шарового крана, которые я объясню вам через несколько минут.

Аналогично, следующие два символа относятся к трехходовому и четырехходовому клапанам. Это может быть пробка или шаровой кран. Следующие два символа — это обратный клапан и запорный обратный клапан. Эти обратные клапаны могут быть поворотными обратными или подъемными обратными клапанами.

Следующий символ — перепускной клапан. Вы можете видеть, что это то же самое, что и обратный клапан, единственное отличие состоит в написанном тексте под символом клапана. Вы должны быть очень осторожны при чтении этого типа символов, так как их легко не заметить.

Последний символ — автоматический рециркуляционный клапан. Этот тип клапана используется в линии нагнетания насоса, чтобы гарантировать, что насос не будет страдать от низкого входного давления, что приводит к кавитации.

Посмотрите это видео, которое объяснит вам все аспекты, затронутые в этой статье.

Тест P&ID – Проверьте себя, пройдите этот тест

Символы предохранительного клапана

На приведенном выше изображении первым символом является угловой клапан. В большинстве случаев в качестве углового клапана используется шаровой кран. Следующий символ — предохранительный клапан, используемый для защиты трубопроводной системы или оборудования от избыточного давления.

Теперь на резервуаре с конической крышей используется дыхательный клапан. Этот клапан выполняет функцию предохранительного клапана и вакуумного клапана. В случае избыточного давления этот клапан сбрасывает давление, а в случае создания вакуума в баке этот клапан пропускает воздух в бак. Так же, как вдыхать и выдыхать воздух.

Вакуумный клапан предотвращает повреждение оборудования от отрицательного давления. Предохранительные клапаны с пилотным управлением работают только как предохранительные клапаны, но используются для трубопроводов большого диаметра. В этом типе используется небольшой предохранительный клапан для управления основным предохранительным клапаном. Эта схема экономически эффективна при крупномасштабных операциях по оказанию помощи.

Теперь я объясню вам особый символ клапана, который используется в P&ID и изометрических чертежах.

Если вы хотите подробно узнать о более чем 18 типах клапанов, вы можете купить мой курс, как стать экспертом в области трубопроводной арматуры.

Символ задвижки

На изображении выше вы можете видеть задвижку. Теперь посмотрите на символ P&ID для задвижки. Это модификация общего символа клапана путем вставки вертикальной линии между двумя треугольниками. Три символа, показанные ниже, представляют собой символы задвижек, используемые на изометрических чертежах. Первый предназначен для концов под приварку встык, второй — для фланцевого концевого клапана, а третий — для торцевого соединения.

Символ шарового клапана

Для шарового клапана символ изменяется путем добавления небольшого темного круга между треугольниками. Вы можете видеть, что P&ID и изометрические символы почти одинаковы, с единственным изменением в типах концов.

Символ шарового крана

Как видите, шаровой кран имеет два символа P&ID. Причина в том, что символы P&ID и изометрических чертежей меняются от компании к компании. Так что, если вы меняете компанию, вы должны знать об этом. Точно так же вы можете увидеть символы ISO для шаровых кранов с торцевыми, фланцевыми и раструбными концами.

Символ игольчатого клапана

Как и шаровой клапан, игольчатый клапан также имеет несколько символов P&ID. Если вы видите, что, несмотря на то, что эти символы различны, вы все равно можете легко их интерпретировать. Если вы используете вторые символы P&ID, ваш изометрический символ будет соответствующим образом изменен.

Символ пробкового клапана

Для пробкового клапана первый символ немного сбивает с толку с шаровым клапаном. Если вы помните символ шарового клапана, у него есть темный круг между треугольниками, тогда как здесь есть только контур круга. Поэтому, когда вы видите этот тип символа, лучше перепроверьте рисунок.

Символ дроссельной заслонки

Символ дроссельной заслонки — единственный символ, в котором не используется полный треугольник. Если обратиться к первому символу, то он похож на шаровой клапан, но треугольник не полный. В этом случае альтернативный символ более понятен. Для изометрических символов вы можете видеть, что дроссельная заслонка на конце раструба отсутствует.

Символ мембранного клапана

Вот мембранный клапан. Мембранный клапан со сваркой встык отсутствует. Большинство мембранных клапанов являются фланцевыми и используются для работы с технологическими средами, содержащими твердые частицы.

Специальный символ клапана

Вы можете видеть символы на изображении выше со специальным примечанием. Первый символ – это специальный клапан. Слово NC return под вторым символом является более важным. Это указывает на то, что этот клапан остается закрытым во время нормальной работы. Теперь следующие два символа также используются попеременно для обозначения положения клапана при нормальной работе.

Последний символ используется для обозначения напорной стороны клапана. Заштрихованная сторона показывает сторону нагнетания клапана.

Это все о P&ID и изометрических символах клапанов. Если вы хотите узнать об обозначениях оборудования, которые используются на чертежах, ознакомьтесь с этой статьей.

Вы мастер по компонентам трубопроводов?

Понимание того, как читать их в FD и P&ID

Электростанции и технологические установки имеют миллионы движущихся частей, и диаграммы показывают, как они работают. Немногие детали важнее клапанов. Клапан регулирует поток воздуха или жидкости через трубопровод. Таким образом, чтобы понять систему, показанную на блок-схеме процесса (FD) или схеме трубопроводов и приборов (P&ID), вы должны понимать символы клапанов. Символы клапанов могут показать вам тип, принцип их работы и многое другое.

Символы клапанов для различных типов

Клапаны используются в различных отраслях промышленности, но в этой статье мы обсудим наиболее часто используемые клапаны на электростанциях и в технологических установках.

В алфавитном порядке (графические примеры не представляют все конфигурации):

Шар

В шаровом кране используется полый вращающийся шар с отверстием, проходящим через шар. Отверстие совпадает с входным/выходным отверстием, когда оно открыто. И твердые стороны шара выровнены с входом/выходом, когда клапан закрыт.

КЛАПАН

СИМВОЛЫ КЛАПАНА

ДИАГРАММА

Этот тип символа клапана похож на шаровой клапан. Символ шарового клапана имеет больший круг, указывающий на шар внутри клапана.

Дроссельная заслонка

Дроссельная заслонка вращает плоский диск, чтобы блокировать или разблокировать поток через систему.

КЛАПАН

СИМВОЛЫ КЛАПАНА

ДИАГРАММА

Эти клапаны являются демпферами (не все демпферы являются дисковыми). Заслонка представляет собой клапан или пластину, которая останавливает или регулирует поток. Таким образом, вы можете найти заслонку на FD или P&ID, показывающую одну или несколько дроссельных заслонок.

Чек

Обратный клапан регулирует поток жидкости или воздуха, пропуская их только в одном направлении. Также известен как обратный клапан или односторонний клапан.

КЛАПАН

ОБОЗНАЧЕНИЯ КЛАПАНА

СХЕМА

Существует несколько вариантов расположения обратных клапанов, как показано на схеме ниже. Главный показатель этого символа – это то, что поток однонаправленный.

Задвижка

Задвижка является одним из наиболее часто используемых типов задвижек на электростанции. Эти клапаны работают, поднимая затвор вверх и вниз, чтобы открывать или закрывать клапан, тем самым контролируя поток через систему.

КЛАПАН

Символы клапана

Схема

Шаровой клапан

Запорный клапан работает с помощью барьера, такого как заглушка, которая перемещается вверх или вниз для уплотнения неподвижного кольца.

Клапан

Символы клапана

Диаграмма

Точно так же, как и шаровой кран, этот символ показывает круг. Символ шарового клапана имеет кружок меньшего размера, указывающий на форму корпуса клапана, а не на наличие шара внутри клапана.

Дополнительные типы символов клапанов

Ниже показаны дополнительные символы клапанов, которые могут встречаться в FD или P&ID.

Символы открытого или закрытого клапана

Клапан обычно находится в открытом или закрытом состоянии. На FD или P&ID символы клапанов окрашены в белый цвет, чтобы показать, что они нормально открыты, а полностью черные символы показывают, что они нормально закрыты.

Символы работы клапана

Кроме того, символы могут обозначать работу клапана. Работа клапанов может быть автоматической, ручной, пневматической (мембранной), моторной, гидравлической, соленоидной, пневматической (роторно-поршневой), балансировочной и т. д. Символы операций показаны на рисунке ниже.

Автоматические клапаны — это специальные клапаны, оснащенные приводами, которые часто управляются датчиками температуры или расхода. Эти клапаны могут также включать датчики давления или температуры.

Клапаны с ручным управлением открываются/закрываются вручную, поэтому многие операторы называют их ручными клапанами. Это происходит, когда оператор вращает маховик клапана по часовой стрелке или против часовой стрелки, чтобы установить клапан в нужное положение.

Клапаны с электроприводом открываются/закрываются с помощью электродвигателей. Обычно это связано с размером клапана или критическим положением клапана, например, клапана управления потоком.

Клапаны с гидравлическим приводом открываются/закрываются за счет давления гидравлической жидкости. Эти типы клапанов используются, когда требуется большое усилие для изменения положения клапана.

Электромагнитные клапаны используют электромагнитную электромагнитную катушку для открытия или закрытия клапана. Между тем, соленоидные катушки активируются при подаче электрического питания (чтобы остановить поток) или обесточены (чтобы разрешить поток) или наоборот.

Клапаны балансировочные отрегулировать давление и расход для достижения гидравлического баланса в системе.

Мембранные клапаны с пневматическим приводом используют сжатый воздух для вертикального перемещения клапана путем подачи сжатого воздуха на мембрану, которая перемещает клапан. Таким образом, эти клапаны используют комбинацию сжатого воздуха, диафрагмы, пружин и электромагнитных клапанов для достижения правильного положения клапана и соответствующего потока через систему.

Пневматические поворотные клапаны используют сжатый воздух для создания линейного или вращательного движения для работы определенных типов клапанов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *