Русская народная печка: от Емели до наших дней

«Русская печка – всему дому кормилица»

методическая разработка музейно-педагогического занятия для детей 6-7 лет

Действующие лица: Василиса Премудрая, Домовой, кот Мурлыка.

Оборудование и материалы: костюмы для участников пред­ставления, экспонаты музея «Русская изба».

Цель: Формирование патриотических чувств и духовности у детей посредством приобщения их к истокам русской народной культуры.

Задачи:

  • Обобщить знания детей об истории русского народа: быта, обычая, гостеприимства.
  • Упражнять в умении передавать колорит русских народных текстов.
  • Воспитывать у детей интерес к народному творчеству через игровую деятельность и фольклор.
  • Создать у детей радостное настроение.

Ход мероприятия:

Звучит плавная приглушенная народная музыка. Пританцовывая и подбоченясь, входит Василиса Премудрая.

Василиса. Добрый день, дорогие друзья. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых бревен, воздух в ней всегда пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном дедка Морозко да бабушка Вьюга снеж­ные бураны крутят, а в избе тепло и радостно. Ох, хорошо! Прижмутся дети к теплой печке да рассказывают друг другу волшебные сказки. От печки теплый жар струится, вкусным да сдобным калачом тянет, угольки светятся да горницу освещают. Печка – деревенс­кая кормилица. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Ставят в печку три больших чугуна. Первый – для щей, второй — для каши, а третий – для всех остальных надобностей. 

Музыка сменяется на народную плясовую. Василиса бойко проходит танцевальным шагом вдоль печки.

Ой, печи, печи, печи,

Всем на радость калачи!

От жаркой соломы

Тепло по всему дому.

Весь день печка пыхтит-старается. Хлеб печет для всей семьи, сдобные калачики – для малых детушек. Печь избу согревает и освещает.

А совсем маленьких ребятишек даже иногда купают в печке. Да, да, не удивляйтесь — в печке настоящую баню устраивают. Настелет хозяйка в печь чистой соломы, поставит чугунок с горячей водой — и лезут в печку наперегонки детишки, каж­дому охота поплескаться в печном пару да потереть друг другу спинку липовой мочалкой.

Голос (из-за печки ворчливо). Сама-то печка добрая, всем найдет кусок пирога да куриную ножку. А вот люди норовят сами все съесть, мне ничего не оставить.

Василиса. Кто это из-за печки со мной разговаривает?

Голос. Это я – запечный житель.

Василиса. Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь да с нами поговоришь?

Голос. Зовут меня известно как. Зовусь я Домовой. Слы­хали, небось, такое имя?

Василиса. Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты но ночам любишь пугать стонами да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это, а?

Голос (обиженно). Вот уж напраслина, хозяюшка. Так я совсем обидеться могу.

Василиса. Обижаться не надо — уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята, хочется вам увидеть настоя­щего Домового?

Ребята. Да.

Василиса. Да? Тогда давайте дружно позовем его все вместе. Запоминайте, какими словами мы будем его звать. «Домовой, Домовой, приходи к нам домой». А ну, повторяйте вместе со мной, да подружнее!

Василиса вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз.

Наконец появляется Домовой — мужичок, тепло и по-домашнему одетый. На нем валенки, подпоясанный тулупчик или телогрейка, на голове – шапка-ушанка.

Домовой (неуверенно). Здра-а-асте, это вы меня звали?

Василиса. Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Наверное, каждый из нас впервые в жизни видит самого настоящего живого Домового. Проходи, Домовой, садись к печке. Здесь тебе будет уютнее.

Домовой. Спасибо. Добрая ты, видать, хозяюшка. А как тебя зовут?

Василиса. Я – Василиса Премудрая, героиня многих русских народных сказок. (Поет.)

Я — премудрая девица,

На все руки мастерица,

Все я знаю там и тут – Василисою зовут.

Много ль знаете вы, дети?

На загадки мне ответьте:

Кто из вас их отгадает,

Как и я — премудрым станет.

Домовой. И правда – Премудрая. И меня в гости пригла­сила, и всех ребят научила, как это сделать. И сама какая кра­савица. (Торжественно.) Василиса Премудрая – ты хозяюшка чудная!

Василиса. Спасибо, спасибо. Да ты, видать, стихи писать умеешь?

Домовой. Да, умею.

Василиса. Вот будет славно, если ты нам прочитаешь твои стихи.

Домовой. Ну так и быть – слушайте. (Поет.)

Дед хозяйственный такой —

Старый добрый Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой.

Чтобы мир был и лады –

Охраняю от беды.

Василиса. Прекрасная песня. Давайте, ребята, еще раз похлопаем в ладоши, поблагодарим Домового. (аплодирует вместе с детьми.) А ведь наши ребята, Домовой, тоже песни петь мастера. Как, ребята, порадуем Домового, споем ему нашу песню? (Идет исполнение любой русской народной песни.) Скажи, пожалуйста, Домовой, значит, ты – запечный житель?

Домовой. Да, в каждом доме, где есть печка, должен обя­зательно быть Домовой. Он за печкой ухаживает, сковородки серебрит, да ночью, когда все спят, сладкие сны навевает.

Василиса. А я слышала, что Домовые проказники. Оставит хозяйка с вечера в чугунке кусок мяса, утром проснется – все съе­дено. Говорят — Домовой доел. Потеряется в доме какая-нибудь вещь, опять говорят – Домовой утащил. Правда это?

Домовой. Да не проказники мы, а помощники. Поищет-поищет человек потерянную вещь, а когда найдет – вспомнит, что сам ее, когда разозлился, вчера вечером в угол бросил. Вoт и запомнит – у каждой вещи в доме свое место должно быть.

Василиса. Зато, говорят, никто лучше Домового не знает домашнего хозяйства.

Домовой. Это верно. Что посуда, что веники, что скатерти всякие – никто лучше нас в этом не разбирается.

Василиса. Домовой, а как ты думаешь: хорошо ли знают домашнее хозяйство наши гости — ребята?

Домовой. А вот мы сейчас это проверим. Хотите, ребята, принять участие в конкурсе загадок? Тогда — вот вам первая загадка.

Мать пузата,

сын горяч,

а внук кучеряв.

Что это такое?

Василиса. Ладно, договорились. Загадывай свои загадки, а мы с ребятами будем их слушать внимательно, да, ребята? Чур – не ошибаться!

Домовой. Итак, ребята, выбирайте один правильный ответ из трех.

1. Как называется посуда, в которой варят кашу в печке? Сковорода «тефаль», чайник, чугунок. (Чугунок)

2. Как называется предмет, которым мешают дрова в печке? Кочерга, веник или полено. (Кочерга) 

3. Как называлась на Руси обувь, сплетенная из коры деревьев? Сапоги, лапти, валенки. (Лапти)

4. Про какой предмет в крестьянском доме была сложена загадка «Курочка с носком — всякому поклон»? Про вешалку, рукомойник, бочку. (Рукомойник)

5. В одной русской народной сказке солдат варил щи. Из чего он их варил? Из дубинки, пилы, топора. (Из топора)

6. А эта загадка про что: по сеням и так, и сяк, а в избу никак? Дверь, собака, солнечный свет? (Дверь)

7. И последняя загадка: «Веду я внучка по всем комнатам за ручку»? Утюг, пылесос, веник. (Веник)

Василиса (награждает отгадчиков загадок сувенирами).

Молодцы, ребята, хорошо знаете домашнее хозяйство, не хуже Домового. Правда, Домовой?

Домовой.  Что правда, то правда. Молодцы! Но похвалите и меня.

Василиса. И тебя похвалим — уж больно твои загадки всем понравились, правда, ребята? И веселые они, и смешные, и ум­ные были.

Голос (из-за печки обиженно и растянуто).

Бы-ы-ли, бы­ли, а про меня-то забыли.

Василиса (удивленно). Кто это опять к нам в гости при­шел? Домовой, может быть, ты знаешь?

Домовой. Конечно знаю, это мой ближайший сосед. Он тоже печку любит, спать на печке — его самое любимое занятие. Про него даже поговорка есть. Почему он гладок — поел и набок.

Василиса. Я думаю, ребята уже догадались, о ком идет речь. Это самое популярное домашнее животное. Любит тепло, молочко. А когда в доме печку ставят, для него специальный уголок в печке выкладывают. Называется он «печурка». А живет в этой печурке кто?

Выходит кот Мурлыка.

Кот. А живет в этой печурке кошурка. Это я — домашний кот Мурлыка.

Василиса. Вот это кто. Выходи, выходи, кот Мурлыка, про вас, добрых да ласковых котов, много песен да прибауток сло­жено. Сейчас мы тебе некоторые из них расскажем да споем.

Котя, котенька, коток,

Котя, серенький хвосток.

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж как я тому коту

За работу заплачу.

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

Идет исполнение русской народной песни «Ходит Васька серенький».

Кот. Слышу, больно разговор у вас приятный идет – о печ­ке, о тепле, о домашнем уюте. А кто больше нас, котов, любит тепло да ласку. Погладили котика – он замурлыкал, дали ему молочка – снова песенку запел. Но, как говорится, для доброго обеда нужна и добрая беседа.

Василиса. Кот Мурлыка, расскажи сказку.

Кот (ворчливо). Вот еще. Приходил дед Овес, он и сказки унес.

Домовой. Правда, Кот, расскажи.

Кот. Ладно уж, так и быть — усаживайтесь поудобнее да слу­шайте. Я расскажу вам старинную сказку про то, как жадный поп работницу нанимал. (Рассказывая, говорит за попа густым басом и «окает».) Вот как-то раз пришла к попу наниматься на работу девушка. Поклонилась она ему в пояс и спрашивает:

– Скажи, батюшка, не нужна ль тебе работница?

– Нужна, нужна, – отвечает поп. – Правда, работы у меня мало будет. Все только будешь спать и отдыхать.

– Спать да отдыхать? – спрашивает девушка. – А я слышала прежнюю работницу ты так замучил, что она от тебя сбежала.

– От кого ты это слыхала? – спрашивает поп.

– Да люди говорят.

– Да мало ли что люди твои болтают. Говорю – работы мало, стало быть, так оно и есть.

– Ну, а сколь мало-то, расскажи.

– Ну вот слушай. Утром встанешь, как подобает по свету. Избу вымоешь, двор уберешь, коров подоишь, на луг выпустишь, в хлеву приберешь – и спи-отдыхай! Завтрак-утренник состряпаешь, самовар согреешь, семью мою завтраком накормишь – и спи-отдыхай! Потом с утра в поле поработаешь, в огороде пополешь, коли зима – за дровами и за сеном съездишь – и спи-отдыхай! Обед сваришь, пирогов напечешь, мы все обедать сядем, а ты – спи-отдыхай! После обеда посуду вымоешь, избу приберешь – и спи-отдыхай. Коли время летнее, так в лес по ягоды и по грибы сходишь, а коли по делам надо будет в город сбегать – сбегаешь, тут близко, и восьми километров не будет, а потом – спи-отдыхай! Из города прибежишь, самовар поста­вишь, мы чай сядем пить, а ты – спи-отдыхай! Вечером коров встретишь, подоишь, корму им дашь – и спи-отдыхай! Ужин сваришь, мы его съедим, а ты – спи-отдыхай! Воды принесешь, дров к завтраку наколешь – и спи-отдыхай! Мы спать ляжем. А ты, весь день проспишь-проотдыхаешь, ночью-то поработа­ешь – пропрядешь, поткешь, поешь – и спи-отдыхай! Ну, под утро белье постираешь, какое порвалось – зашьешь – и спи-отдыхай! Да ведь работать ты будешь не даром. Я тебе деньги большие платить стану. Каждый год – по рублю. Сама подумай: сто годов – сто рублев! Богатейкой станешь!

Василиса. Ой, какой жадный поп! Как вы думаете, ребята, удалось ему нанять работницу? Конечно, нет, видно, девушка от него тут же сбежала.

Домовой. Он хотел, чтобы бедная девушка день и ночь задаром на него спину гнула.

Василиса. Хорошую сказку рассказал нам кот Мурлыка, спасибо.

Кот. Я доволен, доволен. (Мурлычет.)

Кот Мурлыка – толстый, ладный,

Щедрый и совсем не жадный.

Мышку вам могу словить,

Молочком всех угостить.

Я люблю в окно смотреть,

Около печи сидеть.

Позовете – кис-кис-кис,

Сказку расскажу «на бис».

Домовой. Как быстро время возле печки пролетело.

Кот. Потому что беседа приятная и компания хорошая.

Василиса. Я думаю, что возле нашей печки – символа до­машнего тепла и уюта – мы встретимся еще не раз. А пока – до свидания, ребята!

Домовой и Кот (вместе). До новых встреч!

Список используемых источников

1. Бердникова Н.В. «Веселая ярмарка». – Ярославль. – Академия развития. – 2005.

2. Гаврилова И.Г. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – Ст.-Петербург – ДЕТСТВО-ПРЕСС. – 2008.

3. Гербова В.В., Ильчук Н.П. «Книга для чтения в детском саду и дома». – Москва. – ОНИКС-ЛИТ. – 2014

Русская печь и ее применение

Для наших предков, русская печь значила намного больше чем просто сооружение, применяемое только для обогрева помещения и приготовления пищи. Для них она являлась основой жилья, выполняющая на те времена жизненно необходимые функции. В горниле русской печи варили пищу, выпекали хлеб, пряники и пироги.

Русская печь сохраняла тепло на протяжении долгого времени и согревала дом, на ней сушили ягоды и грибы, также, в ней люди могли коптить рыбу, обжигать глиняную посуду и игрушки, отливать украшения и домашнюю утварь. Русские печи с лежанкой использовали не только для сна, но и для лечения различных болезней. А что самое удивительное, так это то, что в топливнике русской печи люди мылись и парились, как в настоящей бане. Люди использовали золу, чтобы варить щелок для отбеливания белья, а угли от недогоревшей древесины, использовали в народной медицине.

История русской печи

 По данным археологов, прообраз современной печи возник около четырех тысяч лет назад — тогда человек и догадался “загнать” огонь под глиняный свод. Исстари в России на высоком уровне находилась кладка печей, свидетельством этого является конструкция печи без дымовой трубы, так называемые курные либо черные печи; они широко применялись в Древней Руси. Именно черная печь стала прообразом совершенного и универсального в применении устройства, всем известного под названием “русская печь”.Чуть позже, курные печи стали сооружать с дымовой трубой, которую называли дымница, ее выполняли из древесины в виде толстого теса, что являлось пожароопасным. По данным истории по причине черных печей возникало множество пожаров; со временем их запретили в применении, после чего появился уже современный образ русской (белой) печи. Уже до середины 18века, техника печного отопления  во многом развилась и усовершенствовалась на основе многовековой практики народных умельцев.

  Лечебные свойства русской печи

В древние времена, люди ценили русскую печь не только потому что она могла обогреть дом в зимние дни, когда был суровый мороз или благодаря своему теплу предотвратить возникновение сырости в дождливые осенние, весенние, летние дни; не только потому что с ее помощью можно было накормить семью свежим испеченным хлебом, приготовленной под сводом топки придающую силы кашу или напоить топленым молоком… В древние времена, люди ценили русскую печь еще и потому что, она способствовала исцелению в различных заболеваниях.                 

  Множественные лечебные процедуры, проводились перед устьем печи, так как в древние времена люди были в глубоком убеждении того, что огонь пылающий в печи обладает очистительной силой, которая помогает человеку справится с недугом. Также, можно было исцелять больных и в жарком горниле, но одним из самых распространенных способов, это было лечение на печке — на дышащей жаром лежанке. Целебную силу таил в себе не только огонь и исходившее от него тепло, но и все, что имело непосредственное отношение к печи — кирпичи, скрепляющий кирпичи раствор, печная зола, древесный уголь и т.д. И даже обычная повседневная еда приготовленная в русской печи, обладала целебными свойствами не говоря уж об различных настоях и отварах.

 В древние времена у людей было куда меньше возможностей для того, чтобы заботится о своем здоровье, им нужно было много физически трудится и питаться, как говорится “тем, что Бог послал”, но тем не менее, все они были крепкого здоровья и часто проживая нелегкую жизнь в деревне, они доживали ее до ста лет. И все это от того, что они много проводили времени на свежем воздухе, а как заболеют, так сразу чай с травами да на печку взбирались.

       Были такие недуги, которые могли привести человека на печь порой даже в неурочный час. Такими являлись различные простудные заболевания, также ревматические боли в суставах и пояснице. От простудных заболеваний на печке можно было вылечится за один или два дня. А вот для лечения ревматизма и радикулита, требовалось более длительное время. При легких простудных заболеваниях, больной пил отвар из сухой малины с медом, после чего, ложился на печку прижимая пятки к горячим кирпичам так долго, сколько мог вытерпеть.После такой процедуры, на следующий день простуда отступала и человек был здоров. При более сильных простудных заболеваниях, уже приходилось прибегать к иным, более радикальным способам лечения. В избе набивали двух или трех-ведерную кадушку охапкой сена, затем кипятили воду в большом чугуне и заливали  его крутым кипятком. Когда вода в кадушке остывала так, что рукам можно было терпеть, распаренное сено отжималось и равномерным слоем выкладывалось на жаркой печи. Больной тут же выпивал отвар из различных листьев и трав, после чего размещался прямо на сено и под теплым одеялом лежал до тех пор, пока как следует не пропотеет. После этого, сено убирали, больного обтирали и он ложился уже на сухую постель, все на той же печи.

   Радикулит в народе лекари лечили на печи, прибегая к помощи маленьких глиняных горшочков, также лечили и простуду. Больной принимал парную баню, после чего его клали животом вниз на печь. Далее, лекарь разрезал несколько картофелин на пополам и втыкал в каждую по три спички или небольшие березовые лучинки, которые поджигал и ставил подготовленную половинку картофеля на больное место, накрывая сверху глиняным горшочком. Глиняный горшочек плотно присасывался к коже, будто стеклянные медицинские банки. Спустя несколько минут такой процедуры, горшочки отваливались и картофелины убирали, больного поили малиновым отваром и накрывали теплым одеялом оставляя выспаться на печи до утра. Иногда перед тем, как залезть на печь, больной принимал ванну из снеговой воды. Для принятия такой ванны на огороде собирали снег и разогревали его в печи в больших чугунах одновременно нагревая в топливнике несколько песчаных камней. Далее, снеговую воду выливали в большую бочку, которую ставили у печи и бросали в воду нагретые на огне камни. Больной опускался в нагретую от камня воду и сидел в ней до тех пор, пока не прольется пот. После этого больного обтирали, давали выпить малиновый отвар и ложили на жарко топленную печь.

   Считалось, что на лежанке печи, можно было прогреть все тело, ну а для того, чтобы прогреть отдельные его части, использовали обычный печной кирпич, который заранее нагревали в печи и заворачивали в ткань, после чего прикладывали к больному месту. Грелка сделанная из кирпича, оставалась теплой до самого утра. Плотный кирпич, не имеющий трещин более всего подходит для такого применения. В отличии от современной резиновой грелки, нагретый кирпич источает ровное сухое тепло, именно потому, лучше использовать старый метод для прогревания.

     Также считалось действенным способом при лечении самых разных болезней, это мытье в печи. Именно русская печь была наиболее пригодна для этих целей потому как имела достаточно большой топливник. Кое где, в глухих губерниях обычай парится в печи существует и по сей день. Раньше, для этих целей, печь специально строили более просторной с широким устьем и высоким сводом, потому в ней свободно мог сидеть человек даже высокого роста.

 

Как проводили банный день

 

  Как и в любой день, печь использовали по назначению — в ней также варили пищу, но при этом, на под ставили дополнительно несколько чугунов. И так, в одних грелась вода, а в других варился щелок, для варки которого в чугун опускали холщовый мешочек наполненный древесной золой. После того, как печь была протоплена, из нее выгребали золу и древесные угли. Под печи всегда тщательно выметали с помощью метелки или веника, после чего в печь бросали щепоть муки. Когда мука переставала загоратся, печь считалась пригодна для устройства в ней бани, так как это означало, что сильный жар спал. На под печи укладывали специальные доски из ольхи, липы и осины, либо размещали на него влажную солому, после чего в печь ставили бадейку с щелоком, который в те времена часто использовали вместо мыла и ушат с горячей водой. В воду опускали веник  из различных древесных веток и лекарственных душистых трав. Ветки для веника использовали дубовые, березовые, липовые либо же комбинировали все сразу; что касается трав, это были: тысячелистник, мята, крапива и душица. Для поддержания в печи горячего пара, время от времени из горячей воды вынимали веник и брызгали на свод и стены топливника. Вся эта процедура происходила таким образом — парящийся хлестал себя веником, после чего  мыл тело и голову щелоком, а затем вылезал из печи и поспешно шел во двор или сени, чтоб облится заранее подготовленной холодной водой, пролив на себя один ушат холодной воды, он обтирался сухим полотенцем. Так могли делать не по одному разу, процедура могла повторяться неоднократно: попарится в печи, облится холодной водой, залезть в печь и сново облится и так по кругу.  

  

Несмотря на то, что в обычной бане парится гораздо удобнее, когда возникала необходимость, печь вполне могла заменить ее. К тому же печь в домах топили ежедневно, а чтоб попарится в бане, ее нужно было специально топить для этих целей. Так что удобство в печной бане состояло в первую очередь в том, что в любой момент ее можно было использовать вместо бани не истратив предварительного времени и дров для ее отопления.

Лечение печной золой

    В древние времена, когда не было столько лекарств, как в современном мире, люди использовали народную медицину. Печная зола издревле также применялась в народной медицине, одной из лучших, считалась зола дуба. Золой дуба можно было останавливать кровь, а если просеять ее через тюль и выпивать ежедневно утром по два драма с яблочным сиропом, она помогала при болях в желудке, к тому же зола дуба на те времена помогала вывести вшей…

Что касается золы виноградной лозы, она хорошо помогала при язвах кишечника, а если в смеси с уксусом положить на селезенку, тоже помогала. Если у человека болела голова, ему достаточно было сделать себе примочку из золы виноградной лозы, а если ей вымыть волосы, они становились красными… Зола тростника могла помочь при сыпи в глазах…  А если у кого-то возникала болезнь седалищного нерва, зола смоковницы в этом случае была очень полезна. Если же взять любую золу из очага и приложить ее вместе с оливковым маслом и черным дегтем к опухоли, эта смесь вскрывала ее. Можно сказать, что печная зола на те времена была востребована и очень полезна в народной медицине.

Лечение дымом

   Раньше дым применяли при лечении: зоба, насморка, ангины, а также при наличии более сложных заболеваний; в некоторых случаях лечение проводилось под присмотром врача. Для лечения дымом применяли кирпич-ингалятор, который можно было использовать в период, когда топилась печь. Кирпич-ингалятор отличался от других кирпичей тем, что в середине он имел маленькую лунку в которую можно было засыпать измельченные лечебные травы. Для проведения такой процедуры, кирпич-ингалятор клали на под горящей печи и раскаляли почти до красна. После этого кирпич-ингалятор осторожно вынимали и ложили на два холодных кирпича поставленных ребром на стол либо на скамью. Когда на раскаленный кирпич сыпали измельченную траву, которая моментально начинала тлеть источая густой ароматный дым, больной наклонялся и начинал втягивать в себя этот дым. Для того, чтобы дым быстро не рассеивался, поверх головы накрывали плотную ткань или полотенце. Для лечения легких заболеваний методом ингаляции можно было использовать не только травы, для этого могла подойти простая луковая шелуха. В современном мире люди до сих пор прибегают к методу лечения путем ингаляции, только вместо трав  уже используют эфирные масла, а вместо раскаленного кирпича — пар от горячей воды.

Обряды к свадьбе

Русскую печь, не могли оставить без внимания во время совершения брачных обрядов. На момент сватовства, именно русская печь являлась будущим символом домашнего очага жениха и невесты. Зачастую все свадьбы играли осенью, когда новый урожай был собран и крестьяне были свободны от полевых работ. В некоторых губерниях, во время появления свахи либо сватов, невеста забиралась на печь будто прося у нее защиты. В случае если объявленный жених был ей не люб, она сидела на печи до тех пор, пока сваты не покидали ее дом. Но если невеста присаживалась у печи и начинала ковырять облупившуюся глину, родителям, сватам и жениху становилось ясно, что она согласна вступить в брачный союз. Важную роль печь играла и после свадьбы; когда молодожены переступали порог дома, невеста сразу же забиралась на печь, чтобы в новом доме она служила ей защитой. А перед свадьбой, жениху и невесте обязательно полагалось попарится каждому в своей бане либо печи. Перед тем, как нужно было залезать в баню или печь, жениху ставили в ней кружку пива, а невесте ставили жбан квасу, это делали  для того, чтобы с помощью веничков, брызгать на стены свода, это создавало густой и душистый пар. Благодаря такому пару, очищалась кожа и при этом становилась белой, мягкой, здоровой и благоухала свежестью. Помимо мытья в печи, для невесты такая процедура означала еще и прощание с очагом своего родного дома и получение от него, так называемого благословения на будущую семейную жизнь. В этот день в доме не жалели дров, так как считалось, что чем жарче воспламеняется огонь, тем сильнее будет любовь и прочнее семейное счастье.

 

Немного о суевериях

  Если спящий человек во сне видел печную трубу, люди считали это знаком того, что впереди его ожидает хороший заработок; а если к тому же из трубы валил черный и густой дым, тогда ожидаемый достаток должен был сопровождаться на протяжении многих лет. Также, если человек увидит во сне печной горшок, этот сон предвещал ему преумножение имущества; а тому, кому во сне приходилось самому класть печь — в старости ожидали приятные неожиданности.  

У славянского народа был обычай задобрить огонь горящий в топке печи, для этого каждая хозяйка дома, старалась от каждого горшка приготовленной в печи пищи, первую ложку отдать огню. Также, от заготовленного теста для хлебов, отщипывали небольшой кусочек, чтобы бросить в огонь. А для предохранения дома от пожара, хозяйки время от времени  отдавали огню маленькие кусочки сала.

  Часто в период беременности, о здоровье ожидаемого ребенка судили по тому, каким образом горел огонь в печи. Считалось, что родившийся, непременно будет крепкого здоровья, умный и работящий — это в том случае если дрова горели ярко и одинаково. Обратное же, предвещали слабо горящие дрова; ну а если дрова уж совсем гасли, это считалось признаком того, что ожидаемый ребенок не жилец на этом свете. Что касается уже родившегося ребенка, в случае если он родился на печи, в народе считали, что в будущем такого малыша ожидает интересная и счастливая жизнь. Говорили, что печь наделяла его жизненной силой.

 

 


Емеля и Щука. Русская народная сказка

бесплатные онлайн-иллюстрированные книги для детей

Популярный Андерсен Сказки Истории о животных Поэзия для детей Короткие истории Список категорий



Русская сказка

Перевод Бернарда Айзекса
freebooksforkids.net
Иллюстрации Н.Кочергина

Жил-был старик, у которого было трое сыновей, двое из них умные юноши, а третий, Емеля, дурак.

Два старших брата всегда были на работе, а Емеля целыми днями лежал на подоконнике без всяких забот.

Ехали как-то два брата на базар, а жены говорят:

«Иди, Емеля, за водой».

И Емеля, лежа на печном выступе, ответил:

«Не я. Не хочу».

«Иди, Емеля, а то твои братья не привезут тебе подарков с базара. »

«О, тогда ладно.»

Слез Емеля с печки, надел сапоги и кафтан и, взяв с собой два ведра и топор, пошел к реке.

Он прорубил топором во льду прорубь, зачерпнул два ведра воды, поставил ведра и сам нагнулся, чтобы посмотреть в прорубь. Он смотрел, смотрел, и что же он увидел, кроме щуки, плавающей в воде. Прострелил ему руку, а в руках у него была Щука.

«Сегодня на ужин будет вкусный суп из щуки!» — воскликнул он в восторге.

Но Щука вдруг заговорила человеческим голосом и сказала:

«Отпусти меня, Емеля, и я тебя когда-нибудь тоже сослужу».

Емеля только смеялся.

«Чем ты мне можешь помочь? Нет, думай, я отвезу тебя домой и скажу своим невесткам сварить уху. Я так люблю уху из щуки.»

Но Щука опять принялся его умолять и сказал:

«Отпусти меня, Емеля, и я сделаю все, что ты захочешь.»

— Ладно, — ответил Емеля, — только ты сначала докажи, что не пытаешься меня одурачить.

Щука сказала: «Скажи, что хочешь, Емеля».

«Я хочу, чтобы мои ведра сами пошли домой, не пролив ни капли воды.»

— Ну хорошо, Емеля, — сказала Щука, — когда чего пожелаешь, только скажи:

«По воле Щуки, делай, как я хочу», и все сразу будет.

И Емеля, ничего не брезгая, сказал:

«По воле Щуки, делайте, что я хочу! Идите домой, ведра, сами!»

И, о чудо! ведра повернулись и пошли вверх по холму.

Емеля поставил Щуку обратно в прорубь, а сам пошел за ведром.

Ведра шли по деревенской улице, а селяне стояли кругом и дивились, а Емеля шел за ведрами, посмеиваясь. Ведра прошли прямо в избушку Емели и вскочили на лавку, а Емеля опять взобрался на печной полочек.

Прошло много времени и немного времени, и невестки его говорят Емеле:

«Что ты лежишь, Емеля? Иди, наруби нам дров».

— Не я. Не хочу, — сказал Емеля.

«Если ты не будешь делать то, что мы говорим, твои братья не принесут тебе подарков с рынка.»

Емеле не хотелось вставать с полки. Вспомнил Щуку и сказал себе под нос:

«По воле Щуки, делай, что хочу! Иди дрова наруби, топор, а ты, дрова, заходи в дом и прыгай в печку».0013

И вот! топор выскочил из-под лавки на двор и стал дрова колоть, а поленья сами собой в избу ввалились и в печку прыгнули.

Прошло много времени и немного времени, и невестки его говорят Емеле:

«У нас нет больше дров, Емеля. Иди в лес и наруби».

А Емеля, валяясь на печке, ответил:

«А ты чего здесь?»

«Что ты хочешь этим сказать, Емеля?» женщины сказали: «Не наше ли дело ходить в лес за дровами».

— А мне не очень хочется, — сказал Емеля.

«Ну, тогда ты не получишь подарков», — сказали ему.

Ничего не поделаешь, и Емеля слез с печки, надел сапоги и кафтан. Он взял отрезок веревки и топор, вышел на двор и, садясь в сани, крикнул:

«Отворите ворота, бабы!»

И сказали ему невестки:

«Что ты делаешь в санях, дурак? Ты еще не запряг лошадь».

«Я могу обойтись без лошади», — ответил Емеля.

Невестки открыли калитку, и Емеля сказал себе под нос:

«По воле Щуки, делай, как я хочу! Иди в лес, санки!»

И, о чудо! сани вылетели за ворота так быстро, что едва ли можно было догнать их даже верхом.

Теперь путь в лес лежал через город, и сани сбили много людей. Горожане кричали: «Держите его! Ловите его!» Но Емеля не обращал внимания и только погонял сани побыстрее.

Он пришел в лес, остановил сани и сказал:

«По воле Щуки, делайте, что я хочу! Нарубите сухого дерева, топор, а вы, педики, лезьте в сани и связывайтесь .»

И, о чудо! топор стал рубить и колоть сухое дерево, и хворост один за другим валился в сани и связывался между собой. Тогда Емеля приказал топору разрубить ему дубину, такую ​​тяжелую, что ее едва можно было поднять. Он встал на свой груз и сказал:

«По воле Щуки, делай, что хочу! Иди домой, санки!»

И действительно, сани поехали очень быстро. Емеля опять прошел через город, где он столько людей повалил, и там все были готовы и ждали его. Его схватили, вытащили из саней и стали ругать и бить.

Увидев, что ему плохо, Емеля сказал себе под нос:

«По воле Щуки, делай, как я хочу! Ну, дубина, дай им хорошенько взбучку!»

И дубина вскочила и ударила направо и налево. Горожане разбежались, а Емеля пошел домой и снова залез на печку.

Прошло много времени и немного времени, и царь услышал о делах Емели и послал одного из своих офицеров, чтобы найти его и привести во дворец.

Офицер приехал в деревню Емеля, вошел в его хату и спросил его:

«Ты что, Емеля-дурак?»

А Емеля с полки ответил:

«Что, если я?»

«Одевайся скорее, и я отведу тебя в царский дворец.»

— О нет. Я не хочу идти, — сказал Емеля.

Офицер рассердился и ударил Емелю по лицу. И сказал Емеля вполголоса:

«По воле Щуки, делай, что хочу! Давай, дубина, дай ему хорошенькую взбучку».

И дубина выскочила и так била офицера, что он только и мог, что тащиться обратно во дворец.

Царь очень удивился, узнав, что его офицер не смог взять верх над Емелей, и послал за величайшим из своих вельмож.

«Найди Емелю и приведи его ко мне во дворец, или я отрублю тебе голову», — сказал он.

Великий дворянин купил в магазине изюма, и чернослива, и медовиков, а потом пришел в ту же деревню и в ту же избу и спросил у невесток Емели, что Емеля больше всего любит.

«Емеля любит, чтобы с ним разговаривали ласково», — говорили они. «Он сделает все, что вы хотите, если только вы будете ласковы с ним и пообещаете ему красный кафтан в подарок».

Тогда великий дворянин дал Емеле изюм, чернослив и медовые лепешки, которые он принес, и сказал:

«Пожалуйста, Емеля, почему ты лежишь на подоконнике? Пойдем со мной в царский дворец».

— Мне там хорошо, — ответил Емеля.

«Ах, Емеля, царь угостит тебя сладостями и вином. Пойдем-ка во дворец.»

— Не я. Не хочу, — ответил Емеля.

«Но, Емеля, царь даст тебе в подарок прекрасный красный кафтан, и шапку, и сапоги».

Емеля подумал немного, а потом сказал:

«Хорошо, тогда я приду. Только ты один должен идти, а я пойду за тобой».

Дворянин уехал, а Емеля еще немного полежал на печи и сказал:

«По щучьему велению, делай, что хочу! Ступай в царский дворец, печь!»

И вот! углы избы затрещали, крыша закачалась, стена рухнула, и печь сама собой рванулась на улицу и на дорогу и прямо к государеву дворцу.

Царь смотрел в окно и дивился.

«Что это?» он спросил.

И ответил великий вельможа:

«Это Емеля едет на своей печке к вам во дворец».

Царь вышел на свое крыльцо и сказал:

«У меня было много жалоб на тебя, Емеля. Ты, кажется, многих сбил с ног».

«Почему они помешали моим саням?» — сказал Емеля.

Так вот, царевна дочь царевна Марья как раз смотрела из окна дворца, и когда Емеля увидел ее, он сказал себе под нос:

«По воле Щуки, делай, что хочу! Пусть царская дочь полюбит меня.»

И добавил:

«Иди домой, печка!»

Печка развернулась и пошла прямо к деревне Емели. Он влетел в избу и вернулся на свое место, а Емеля по-прежнему лежал на печном своде.

Тем временем во дворце были слезы и причитания. Царевна Марья плакала о Емеле. Она говорила отцу, что не может жить без него, и умоляла его отдать ее замуж за Емелю. Царь сильно смутился и огорчился и сказал великому вельможе:

«Иди и приведи сюда Емелю, живого или мертвого. Не промахнись, а то я тебе голову отрублю.»

Великий вельможа накупил много всяких деликатесов и сладких вин и снова отправился в деревню Емеля. Вошел он в ту же избу и стал Емелю по-царски пировать.

Емеля насытился хорошей едой и вином, и голова у него закружилась, лег и заснул. И дворянин посадил спящего Емеля в свою карету и поехал с ним в царский дворец.

Царь тотчас велел принести большую бочку, окованную железными обручами. В нее посадили Емеля и царевну Марью, бочку просмолили и бросили в море.

Прошло много времени и немного времени, и Емеля проснулся. Оказавшись во тьме и тесноте, он сказал:

«Где я?»

А Царевна Марья ответила:

«Грустна и тосклива наша участь, Емеля мой любимый! Нас посадили в смоляную бочку и бросили в синее море».

«А ты кто?» — спросил Емеля.

«Я царевна Марья».

Сказал Емеля:

«По воле Щуки, делай, что хочу! Ну, буйные ветры, брось бочку на берег сухой и пусть покоится на желтом песке!»

И, о чудо! подули дикие ветры, море взволновалось, и бочку бросили на сухой берег, и она остановилась на желтом Вышли Емеля и Марья-царевна, и Марья-царевна сказала:

«Где мы будем жить, Емеля, любовь моя? Построй нам избушку какую-нибудь».

— Не я. Не хочу, — ответил Емеля.

Но она просила, просила и наконец он сказал:

«По воле Щуки, делай что хочу! Пусть дворец каменный с золотой крышей строиться!»

И едва только слова слетели с его уст, как перед ними встал каменный дворец с золотой крышей. Вокруг него раскинулся зеленый сад, где цвели цветы и пели птицы. Пришли царевна Марья и Емеля во дворец и сел у окна.0013

 

Сказала Марья-царевна:

«Ой, Емеля, нельзя ли стать чуточку красивее?»

И Емеля, не долго думая, сказал:

«По воле Щуки, делай, как я хочу! Преврати меня в высокого и красивого мужчину».

И вот! Емеля превратился в юношу, прекрасного, как небо на заре, самого красивого юношу, который когда-либо рождался.

Вот примерно в это время Царь пошел на охоту и увидел дворец, где раньше не видывали.

«Какой болван посмел построить дворец на моей земле?» — спросил он и послал своих гонцов узнать, кто виноват.

Посланцы царя прибежали во дворец, стали под окном и окликнули Емеля, прося его сказать, кто он такой.

«Скажи царю, чтобы пришел ко мне в гости, и он услышит из моих уст, кто я такой», — ответил Емеля.

Царь сделал, как велел Емеля, и Емеля встретил его у дворцовых ворот, ввел во дворец, усадил за стол и угостил по-царски. Царь ел, пил и дивился.

«Кто ты, мой хороший?» — спросил он наконец.

«Помнишь дурака Емеля, который пришел к тебе на печку в гости?» — сказал Емеля. — Помнишь, как ты его вместе с дочерью твоей-царевной Марьей в просмоленную бочку посадил и в море бросил? Ну, я тот самый Емеля. земля.»

Царь очень испугался и умолял Емелю простить его.

— Ты можешь взять мою дочь замуж и мое царство, только пощади меня, Емеля, — сказал он.

Затем был устроен такой грандиозный праздник, какого мир еще не видел. Емеля женился на царевне Марье и стал править государством, и жили они оба долго и счастливо.

Вот и конец моей верной сказки, а тот, кто слушал, мой верный друг.

Автор: Русская народная сказка; иллюстрировано Кочергиной Н.

Рекомендую к прочтению:


«Квадратные часы картонные»
Яхнин Л.


«Как Ионике Фет-Фрумос освободил Солнце»
Молдавская народная сказка


«Сказка и принцесса»
Шотландская народная сказка


«Иван-царь и белый воин равнин»
Русская сказка

Все книги по тегу «Сказка»


Пожалуйста, поддержите нас
PayPal: anfiskinamama@gmail. com
Свяжитесь с нами, если у вас есть какие-либо вопросы или вы видите какие-либо ошибки

© 2019-2023 Freebooksforkids.net

Русские сказки — Сестрица Аленушка

Сказки
французская версия

Жил-был фермер, у которого было трое сыновей, которые жил с ним на ферме. Два старших брата были умны; они женились на разумных женах и много работали. Но третий брат, Емельян, был тугодум, и тратил весь день лежал у печки. Он никогда не хотел ничего делать!
Однажды его братья поехали на рынок, и пока они их жены подумали, что неплохо было бы заставить Емельяна поработай немного. Так ему сказали:
— Емельян, пойди, принеси нам воды из реки.
Он не сделал попытки пошевелиться, а лег на печь и ответил:
. ‘Я не хочу.’
— Поди-ка принеси, Емельян, — заворчали обе жены, — или твой братья не принесут тебе с базара сладостей».
— О, хорошо, — проворчал он. Он сполз с печки, оделся, взял два ведра и пошел к реке. Там он пробил прорубь во льду, наполнил ведра воды и поставил их, а сам смотрел в дыру. Он увидел в проруби щуку, и каким-то образом ему удалось поймать рыба своими руками. Ибо он думал: «Икра будет приготовить вкусный ужин.
Но щука заговорила с ним человеческим голосом: «Емельян,» он сказал: «Опусти меня обратно в воду, я окажу тебе услугу».
«Какую услугу вы можете мне оказать?» — со смехом сказал Емельян. ‘Не я! Я отнесу тебя домой и скажу женщинам готовить твоя икра. У нас будет вкусный ужин.
А щука взмолилась: «Емельян, Емельян, верни меня в вода; Я сделаю все, что ты пожелаешь.
— Хорошо, — сказал Емельян, — но сначала докажи, что ты не обманешь меня, тогда я тебя отпущу».
Вот щука и спросила его: «Емельян, Емельян, скажи мне, что ты вы хотели бы в этот самый момент.
«Хотелось бы, чтобы ведра сами унеслись домой без проливая воду, — сказал он.
Тогда щука сказала ему: «Помни, что я говорю: когда ты чего-то хочешь, достаточно сказать: «Как щука приказы, И как я желаю ..» ‘
И сказал Емельян: «Как щука прикажет, И как пожелаю… Ведра, возвращайтесь домой!
И как только он произнес эти слова, ведра рванули вверх. холм, все сами по себе. Вот и щуку обратно в прорубь засунул, и пошли за ведрами. Они прошли прямо через деревню, и люди были поражены при виде. А Емельян шел за ведрами, смеющийся. Они вошли в избу и уселись на скамейку, а потом вернулся к печке.


С. Чистов «Емелия»
Коробка. 1990    Федоскино

    Когда-нибудь потом женщины говорили ему: «Емельян, что ты лежать там для? Почему бы не пойти и не нарубить дров ?
— Не хочу, — сказал Емельян.
«Если ты не нарубишь дров, твои братья не будут принеси тебе какие-нибудь сладости с базара, — сказали они. ему. Поэтому он нехотя отошел от печи. Потом он вспомнил щуку и сказал очень тихо:
«Как щука прикажет, И как пожелаю… Топор, иди и рубить дрова; и дрова, иди на кухню и Накорми печь!
Топор выскочил из-под лавки, запрыгнул в двор, и начал рубить дрова. И нарезанный дрова пошли в избу и в печку.
Через несколько дней женщины снова сказали:
. — Емельян, у нас больше нет дров для рубки. Водить машину в лес и срубить дерево».
Но он ответил с верха печи: «Почему бы и нет пойти самому?
— Что вы имеете в виду: наша работа — въезжать в лес за дрова? — возразили они.
‘Но я не хочу.’
«Ну, твои братья не принесут тебе подарков, затем.’
Ничего другого для этого не было! Он соскользнул с печь, надел сапоги и оделся. Он поднял топор и веревку, пошел во двор и попал в сани. Затем он обратился к женщинам: «Женщины, откройте дворовые ворота.
Но они ответили: «Дурак, зачем ты влез в сани, когда вы не запрягли лошадей?
— Мне не нужны лошади, — ответил он. Итак, женщины отворил ворота, и Емельян сказал очень тихо: щука велит, И как желаю… Сани, гони в лес!
Сани укатили в ворота сами, и он ехал так быстро, что ни одна лошадь не могла не отставали от него. Но для того, чтобы добраться до леса надо было пройти через город, а там сани наехал и раздавил довольно много людей. Все крикнул ему вслед: «Держи его! Схватить его! Но он только заставил сани ехать быстрее. Когда он достиг лесу он сказал: «Как щука велит, И как я желаю…» Топор, нарубить немного сухого дерева; и дрова, наваливайся сани и привяжи себя веревкой!
Топор начал рубить сухое дерево, и куски дров по мере того, как они рубились, громоздились на санях и в конце концов крепко привязали себя к санки с веревкой. Потом он приказал топору рубить ему дубину, такую ​​большую и тяжелую, что он едва мог подними это. Он сел на вершину дерева, и сказал: «Как щука прикажет, и как я пожелаю… Сани, езжай домой!
И сани умчались домой. Ему снова пришлось пройти через город, где он проехал и раздавил некоторые люди, и он нашел людей, ожидающих его там. Его схватили и стащили с саней, ругаясь на него и избивая его. Он понял, что дело шло ему плохо, поэтому он очень тихо сказал: щука велит, и как желаю.. Дубина, бей их вверх!’
Дубина спрыгнула с саней и стала лупить вокруг. Народ разбежался во все стороны, а Емельян залез обратно на сани и поехал домой. Конечно, вскоре царь услышал о Емельяне маленькие хитрости, и он послал офицера, чтобы найти его и привести его во дворец. Офицер подъехал к деревни Емельяна, вошла в избу и спросила его: — Ты Емельян-дурак?
Емельян ответил с верха печи:
— Ну, чего ты хочешь?
«Немедленно оденься; Я веду тебя к царю. — сказал ему офицер.
— Но я не хочу идти!
Офицер очень рассердился и ударил его по лицо. Так сказал Емельян очень тихо, чтобы никто мог слышать: «Как щука велит, и как пожелаю… Дубина, спрячь его хорошенько!
Дубина подпрыгнула и избила офицера до он бежал спасая свою жизнь.


Л.Фалалеева «Емелия на печи»
1967.   Дымково

    Царь был поражен, узнав, что его офицер не смог разобраться с Емельяном, и он обратился к своему камергеру и сказал ему:
«Приведите ко мне во дворец Емельяна дурака, или я оторву тебе голову.
Камергер пошел на базар и купил изюма, сахарные сливы и имбирные пряники. Потом он поехал к Емельяну. деревне, вошел в избу и спросил у баб, что Емельян любил.
«Наш Емельян любит, чтобы с ним хорошо говорили, и поднести ему малиновую тунику с поясом. Затем он сделает все, что вы хотите.
Камергер дал Емельяну изюм, сахарные сливы, и пряники, и сказал:
«Емельян, Емельян, что ты лежишь у печки? ? Поедем к царю.
— Мне и здесь так же тепло, — ответил Емельян.
— Емельян, Емельян, царь даст тебе много есть и пить; пожалуйста, приходите.’
— Но я не хочу идти!
«Емельян, Емельян, царь даст вам малиновый туника, фуражка и сапоги, — пообещал камергер.
Емельян подумал и наконец сказал: Я приеду. Ты иди, а я пойду сразу за тобой.
Камергер отправился обратно во дворец; а Емельян так и остался лежать на печи, и только сказал:
«Как щука велит, так и пожелаю… Ну, печка, иди к царю!
В тот момент, когда он сказал это, хижина начала трескаться. углы, крыша дрожала и тряслась, одна стена вылетела, а печка сама поехала по улице, по шоссе, прямо к царь, с Емельяном наверху. Царь выглянул из своего окна и увидел приближающуюся печку. Он был поражен, и спросил:
— Что это за чудо?
Камергер ответил: «Это Емельян едет к ты на его плите
Итак, царь подошел к парадной и сказал Емельяну:
— Послушайте, вы, Емельян, — сказал он, — у нас много жалоб на вас. Вы раздавили много люди.’
— Хорошо, но зачем им было лезть под сани? Емельян ответил.
В это время посмотрела царевна дочь, княгиня Мария. в окно, чтобы увидеть, что происходит. Емельян увидел ее у окна и очень тихо сказал: щучий велел, и как желаю… Царскую сделай дочь влюбиться в меня! Потом добавил: «Печка, отвези меня домой.
Печка повернулась и пошла назад, вошла в хижина и стояла на прежнем месте. Емельян лег, и продолжал лежать на печи. Но царский дворец был полон стонов и плача. принцесса Мария так ужасно тосковала по Емельяну, что она клялась, что не может жить без него. И она просил царя позволить ей выйти за него замуж. Царь был раздосадованный самой мыслью, и сказал своему камергеру:
«Иди и приведи ко мне Емельяна живым или мертвым, или я оторви голову.
Камергер купил сладких вин и всякой всячины. вкусненького покушать, доехал до деревни, въехал избу и угостили Емельяна едой и напиток. Емельян столько ел и пил, что стал немного навеселе и прилег отоспаться. Затем камергер посадил его в карету и повез его к царю. Царь отдал приказ о большом бочку с железными обручами принести и велел своему мужчин, чтобы посадить в него Емельяна и княжну Марию. Они просмолил бочку и закатил ее в море. Когда Проснувшись, Емельян увидел, что находится в темном и тесном этакая тюрьма.
‘Где я ?’ он спросил. И кто-то очень близкий ему ответил:
— Скучно и душно здесь, дражайший Емельян. Нас посадили в бочку и бросили в голубое море.’
‘Но кто ты?’ он хотел знать.
— Я принцесса Мария, — ответила она.
Однако вскоре Емельян оправился от своей тревоги в находясь в бочке, и сказал: «Как щука прикажет, И как я желаю. . .
«Бурные ветры, выдуйте эту бочку на сушу, на желтый песчаный берег. Сразу начались штормовые ветры дуя и воя, море сделалось очень бурным, и выкатил бочку на сушу, на желтый песок. Емельян и княжна вылезли этого.
— Это хорошо, дражайший Емельян, — сказала княгиня. «Но где мы будем жить? Построить маленькую хижину какой-то.
— А я не хочу, — сказал Емельян.
Она начала пилить его, чтобы он что-то с этим сделал, так он сказал:
«Как щука прикажет, И как пожелаю я». . .
«Постройте нам каменный дворец с золотой крышей!»
Не успел он заговорить, как каменный дворец с возникла золотая крыша. Он был окружен зеленым садом, где цвели цветы и пели птицы. Княгиня Мария и Емельян вошли во дворец и сел у окна. И принцесса сказала ему: — Емельян, милый, нельзя ли тебе превратиться в красивого молодого человека?
Над этим Емельян долго не думал. Он сказал сразу:
«Как щука прикажет, и как я пожелаю… меня в красивого молодого человека, прекрасного, как картинка». И он стал таким красивым, что словами не описать ему. Впрочем, как раз в это время царь отправился на охоту, и он увидел дворец, стоящий там, где прежде ничего не было. И он потребовал знать:
«Какой хам построил дворец на моей земле, не спрашивая мое разрешение?
И послал узнать, кто живет во дворце. Посланцы побежали и стали под окном, чтобы сделать их расспросы, Емельян сказал им:
«Пригласите царя к нам в гости, и я скажи ему сам.
Вот и подъехал царь во дворец в гости дочери и Емельяна. Емельян встретил его, провожал его во дворец, усадил за стол и они начали пировать. Царь ел и пил, и мог не сдержать своего удивления. Он спросил: «Но кто ты, мой прекрасный молодой человек!
Емельян сказал ему: «Ты помнишь Емельяна-дурака, который скакал к тебе на печке, а ты приказал ему и собственную дочь посадить в бочку и бросить в море ? Я тот самый Емельян. И если я чувствую подобно этому я сожгу и уничтожу все твое царство».
При этой угрозе царь очень испугался, и он умолял о прощении.
— Милый Емельян, — сказал он, — женись на моей дочери, возьми царство мое, только не убивай меня».
— О, хорошо, — сказал Емельян.
И они устроили пир для всего мира. После чего Емельян женился на княгине Марии и стал правитель царства вместо царя.

© 2004   Artrusse Электронная почта



Лаковые миниатюры
— Федоскино
— Палех
— Мстера
— Холуй
Жостово
Гжель

Русские игрушки
— Богородское
— Дымково
— Игрушка современного народного творчества
Ростовская эмаль
Хохлома
Вологодское кружево
Павловопосадские платки

Сказки
Сестричка Аленушка
Мария Моревна
Жар-птица
Красивая Василиса
Принцесса-лягушка
Сивка-Бурка (индекс
) По щучьему велению
Финист Белый Сокол
Морозко

в стадии строительства

   Там он пробил дыру в льда, наполнил ведра водой и поставил их на он заглянул в дыру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *