Что такое апартеид? | Справка | Вопрос-Ответ
Анастасия Анушевская
Примерное время чтения: 4 минуты
64342
Категория: История
Апартеид (с языка африкаанс apartheid — «раздельность») — официальная политика расовой сегрегации, проводившаяся в Южно-Африканской Республике (ЮАР, до 1961 года — Южно-Африканский Союз, ЮАС) с 1948 по 1994 год Национальной партией. Термин был впервые использован в 1917 году Яном Смэтсом, ставшим впоследствии премьер-министром Южно-Африканского Союза.
Суть политики апартеида
Политика апартеида сводилась к тому, что все жители Южной Африки были разделены по расовой принадлежности. Для разных групп были установлены разные права.
Основные законы политики апартеида устанавливали следующие правила:
· африканцы должны были проживать в специальных резервациях (бантустанах).
· африканцам запрещалось открывать предприятия или работать в областях, обозначенных как «белая Южная Африка» (по сути, все важные города и экономические зоны), без специального разрешения. Предполагалось, что им следует переезжать в бантустаны и работать там;
· африканцы были лишены почти всех гражданских прав;
· больницы и служба скорой помощи были сегрегированы: больницы для белых обычно финансировались хорошо и предоставляли услуги высокого качества, в то время как в больницах для африканцев хронически не хватало средств и работников. Во многих бантустанах больниц не было вовсе;
· были запрещены сексуальные контакты и браки между людьми разных рас;
· африканцам запрещалось покупать крепкий алкоголь, хотя позже это требование было смягчено;
· африканцам не дозволялось присутствовать в «белых» церквях;
· детям африканцев, согласно политике апартеида, нужно было преподавать лишь основные навыки, нужные в работе на белых;
· была предусмотрена сегрегация и в высшее образование: все авторитетные университеты принимали только белых студентов. Для представителей других расовых групп создавались свои высшие учебные заведения, однако количество мест для чернокожих студентов было очень малым.
Скамейка в Кейптауне, предназначенная только для чёрных. Фото: Commons.wikimedia.orgРеакция других стран
Политика апартеида в ЮАР вызывала резкую критику со стороны мирового сообщества. По этому вопросу негативные мнения СССР и западных государств практически совпадали. Апартеид был официально осуждён ООН, признан международными соглашениями одним из преступлений против человечества.
Из-за осуждения и неприятия апартеида странами – членами Британского Содружества в 1961 году Южная Африка выходит из Содружества и становится независимой Южно-Африканской Республикой.
Конец апартеида
К началу 1990-х годов в сознании правящей элиты ЮАР стали происходить перемены. Причиной этого стало общее резкое изменение политической ситуации в мире на рубеже 80–90-х годов.
youtube.com/embed/2f2k6iDFCL4″>На открытии сессии парламента в феврале 1990 года президент ЮАР Фредерик де Клерк объявил о снятии запрета на деятельность старейшей политической организации африканского населения ЮАР Африканского национального конгресса (АНК), Панафриканского конгресса и о полном освобождении просидевшего в тюрьме 27 лет противника апартеида Нельсона Манделы.
25 июля 1993 года произошёл теракт, имевший серьёзные международные последствия. Четверо чернокожих ворвались во время богослужения в церковь Святого Иакова в Кейптауне. Применив ручные гранаты и автоматы, нападавшие убили 12 и ранили 47 человек.
В сложившейся ситуации, учитывая сильное международное давление, Фредерику де Клерку фактически не оставалось ничего другого, как согласиться на проведение всеобщих демократических выборов.
Выборы состоялись 26–29 апреля 1994 года. Победил АНК, получив 63% голосов избирателей. 9 мая 1994 года Национальная ассамблея избрала президентом ЮАР Нельсона Манделу. Продолжавшийся почти 45 лет период апартеида в ЮАР завершился. После его отмены коренное население получило реальный доступ к образованию, к государственным должностям и к занятию бизнесом.
Конвенция «О пресечении преступления апартеида и наказании за него» квалифицирует апартеид как преступление против человечества.
Смотрите также:
- «Русофобия хлещет через край». Тезисы выступления Путина на ПМЭФ →
- Что означает выражение «последнее китайское предупреждение»? →
- Что такое анахронизм? →
ЮАР
Следующий материал
Самое интересное в соцсетях
Новости СМИ2
бытовой расизм во время апартеида
Новости 15.01.2023Сборник
Северная война
Новости 14. 01.2023Умерла Инна Чурикова
Новости 29.12.2022Умер композитор Эдуард Артемьев
Апартеид с языка африкаанс переводится как «раздельность». Европейцы, проживавшие в ЮАР, в рамках этой политики пользовались широкими правами, в то время как коренное африканское население было практически бесправным.
Первые колонии в Южной Африке появились ещё в середине 17-го века. Активнее всего эту территорию осваивали голландцы, однако помимо них сюда приезжали французы, немцы, англичане, ирландцы и португальцы. Европейцы прочно обосновались на африканской земле и, став полноправными жителями Южной Африки, получили название «африканеры».
Ограничение темнокожих в правах практиковалось с тех пор, как только в Африке появились европейцы. Ещё сильнее угнетать коренное население стали, когда в 1910 году африканеры добились положения доминиона в Британской империи и создали Южно-Африканский Союз. С 1948 года власть окончательно перешла к африканерам: именно тогда в Южной Африке официально начал существовать апартеид.
Сражение у Роркс-Дрифт во время Англо-зулусской войны. Источник: wikipedia.orgНа всеобщих выборах 1948 года (в которых темнокожее население не имело права голоса) Национальная партия Южно-Африканского Союза сделала основой своей программы политику апартеида. Под этим подразумевалось продолжение и углубление той расовой сегрегации (разделения населения по какому-либо признаку), которая уже практиковалась с начала 20-го века. С этой программой Национальная партия под руководством протестантского священника Даниэля Малана одержала безоговорочную победу на выборах. Фактически к власти в ЮАС пришла тайная организация крайних националистов.
Даниэль Малан — премьер-министр Южно-Африканского Союза в 1948—1954 годах. (pinterest.com)
Стоянка такси для белых людей. 1967 год. (pinterest. com)
С приходом к власти Национальной партии появляется большое количество законопроектов, ущемляющих права темнокожего населения. С 1950 года в ЮАС принимаются законы, которые сегодня, скорее всего, назвали бы бесчеловечным.
Надписи на английском и африкаанс, 1957 год. (pinterest.com)
Так, например, с 1950 года вступил в силу один из основных законов режима апартеида о запрете смешанных браков. В то же время, надо сказать, смешанные браки тогда не одобряли практически во всём мире. Более того, этот закон, если разобраться, ущемлял не только права темнокожих, но и права белого населения, поскольку на них этот запрет распространялся точно так же. В продолжение этого закона была принята поправка, согласно которой внебрачная связь между белыми и представителями других рас считалась уголовным преступлением.
Знаки Веллингтонской ж/д станции по расовой сегментации. 1955 год. (pinterest.com)
В 1950 году был издан так называемый «Акт о групповых областях», согласно которому расовые группы разделили географически — путём создания специальных «хоумлендов» для темнокожих африканцев.
Туалет для не белокожих. 1986 год. (pinterest.com)
То есть фактически на территории ЮАС были созданы маленькие государства для темнокожих со своей властью и своими порядками. За пределы «хоумленда» можно было выезжать только при предъявлении специального удостоверения, которое подтверждало, что человек работает на территории «для белых». При этом даже те немногие африканцы, которые имели возможность покидать «хоумтаун», выполняли самую тяжёлую и грязную работу. Пойманный без особого разрешения африканец на территории «для белых» должен был быть арестован, а его дело передавалось в суд.
Документ темнокожего жителя ЮАР. (pinterest.com)На законодательном уровне было закреплено ущемление прав темнокожего населения в повседневной жизни: так, например, в автобусах практически все сидячие места были предназначены для белых, для них же существовали отдельные больницы, где работали профессиональные врачи, тогда как темнокожие часто вовсе не получали необходимой медицинской помощи. На образование одного африканца правительство тратило в 10 раз меньше, чем на образование европейца.
Предупреждающий знак: Внимание, остерегайтесь аборигенов! 1956 год, Йоханнесбург. (pinterest.com)
Расовая сегрегация коснулась даже пляжей: лучшие из них европейцы зарезервировали для себя. Также африканцы практически не имели возможности посещать кинотеатры, гостиницы, театры и рестораны. Не только потому, что у них не хватило бы на это денег, но ещё и потому, что вход в эти заведения им был запрещён.
Белые дети в пруду только для белых детей, 1956 год. (pinterest.com)
Очевидно, что такое положение дел не устраивало темнокожее население. Поначалу сопротивление силовым структурам режима оказывали гангстерские группировки африканской молодёжи, которые иногда даже совершали вооружённые набеги на белые поселения. В 1960 году полиция расстреляла мирных демонстрантов в посёлке Шарпевиль: тогда погибли 69 человек. После этого лидеры движения против апартеида создали боевую организацию «Копьё нации».
Полиция избивает темнокожих демонстрантов. (pinterest.com)
В 1976 году полицейские снова открыли огонь по мирной демонстрации: теперь под ударом оказались немногочисленные африканские студенты, недовольные принудительным обучением на языке африкаанс. Согласно официальным данным, были убиты 26 человек.
Жертва разгона демонстрации в Соуэто, 1976 год. (pinterest.com)
Темнокожий юноша в знак протеста против политики апартеида садится в автобус «только для белых». (pinterest.com)
К началу 1990-х правящим силам ЮАР стало ясно, что сохранять и далее существующую систему апартеида уже невозможно. Были освобождены политзаключённые, амнистированы диссиденты. Правительство начало диалог с оппозицией.
Нельсон Мандела. Источник: karsh.orgЕго результатом стало проведение в 1994 году всеобщих выборов, на которых победил Африканский национальный конгресс. 9 мая 1994-го Национальная ассамблея избрала президентом ЮАР активного борца с режимом апартеида Нельсона Манделу.
Сборник: Апартеид в ЮАР
Политика расовой сегрегации проводилась в стране с 1948-го по 1994 год и была завершена после избрания президентом ЮАР Нельсона Манделы.
- Статьи
- Африка
- XX-XXI вв.
«Непокорённый» Нельсон Мандела
«Непокорённый» Нельсон Мандела
«Мы должны использовать время мудро и помнить: правое дело можно начать в любую минуту», — говорил человек, ставший первым темнокожим президентом ЮАР.
- Статьи
- Африка
- XX век
Полвека ненависти: бытовой расизм во время апартеида
Полвека ненависти: бытовой расизм во время апартеида
Политика апартеида в Южно-Африканской Республике предполагала чёткое разделение людей по расовому признаку.
- Статьи
- Африка
- XX-XXI вв.
Винни Мандела: национальный герой, аферистка и уголовница
Винни Мандела: национальный герой, аферистка и уголовница
Она поддерживала Нельсона Манделу все 27 лет его тюремного заключения. Пока муж отсиживал срок, Винни с головой окунулась в политику.
- ЕГЭ
- Африка
- XX век
Апартеид в ЮАР
Апартеид в ЮАР
Что ты знаешь о расовой сегрегации в Африке?
- Статьи
- Африка
- XX-XXI вв.
«Непокорённый» Нельсон Мандела
«Мы должны использовать время мудро и помнить: правое дело можно начать в любую минуту», — говорил человек, ставший первым темнокожим президентом ЮАР.
- Статьи
- Африка
- XX век
Полвека ненависти: бытовой расизм во время апартеида
Политика апартеида в Южно-Африканской Республике предполагала чёткое разделение людей по расовому признаку.
- Статьи
- Африка
- XX-XXI вв.
Винни Мандела: национальный герой, аферистка и уголовница
Она поддерживала Нельсона Манделу все 27 лет его тюремного заключения. Пока муж отсиживал срок, Винни с головой окунулась в политику.
- ЕГЭ
- Африка
- XX век
Апартеид в ЮАР
Что ты знаешь о расовой сегрегации в Африке?
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- XX век
«Жизнь за жизнь». История Рут Эллис
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Ненасытная Виктория
- Статьи
- Европа
- XIX век
Дуэль Лермонтова с Мартыновым
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором
- Статьи
- Европа
- XX век
Махно и его команда в эмиграции
- Статьи
- Европа
- V-XV вв.
Как вступали в брак в Средневековье
- Статьи
- Азия
- XX век
«Ты здесь посажена советскими»
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Мальчик на троне
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
«Сатурн, пожирающий своего сына»
- Статьи
- Азия
- XIV-XV вв.
Ангорская битва
- Статьи
- Европа
- XX век
«Жизнь за жизнь». История Рут Эллис
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Ненасытная Виктория
- Статьи
- Европа
- XIX век
Дуэль Лермонтова с Мартыновым
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором
- Статьи
- Европа
- XX век
Махно и его команда в эмиграции
- ЕГЭ
- Европа
- XX век
«Морозко». Очень сложный тест
- Статьи
- Европа
- V-XV вв.
Как вступали в брак в Средневековье
- Статьи
- Европа
- V до н.э. -XIX вв.
5 самых известных распутниц
- Статьи
- Европа
- XI-XV вв.
Преступление и наказание в средневековой Европе
- Статьи
- Европа
- III век до н. э.
Сын Геракла против греков
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 4999123
- 📚 Статьи
- 👀 808796
- 📚 Статьи
- 👀 430825
- 📚 Статьи
- 👀 379117
- 📚 Статьи
- 👀 334370
- 📚 Статьи
- 👀 227587
- 📚 Статьи
- 👀 86454
- 📚 Статьи
- 👀 86223
- 📚 Статьи
- 👀 84855
- 📚 Статьи
- 👀 83317
- 📚 Статьи
- 👀 4999123
- 📚 Статьи
- 👀 808796
- 📚 Статьи
- 👀 430825
- 📚 Статьи
- 👀 379117
- 📚 Статьи
- 👀 334370
- 📚 Тесты
- 👀 252652
- 📚 Статьи
- 👀 227587
- 📚 Статьи
- 👀 199695
- 📚 Статьи
- 👀 132993
- 📚 Статьи
- 👀 132678
Апартеид | Южная Африка, определение, факты, начало и конец
пляж в Южной Африке эпохи апартеида
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Дэниел Ф. Малан Хендрик Фервурд Йоханнес Герхардус Стрейдом
- Похожие темы:
- Южная Африка расовая сегрегация принять закон
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Что такое апартеид?
Апартеид (африкаанс: «обособленность») — это название политики, которая регулировала отношения между белым меньшинством и небелым большинством в Южной Африке в 20 веке. Хотя расовая сегрегация существовала там уже давно, название апартеид впервые было использовано примерно в 1948 году для описания политики расовой сегрегации, проводимой правительством белого меньшинства. Апартеид диктовал, где южноафриканцы в зависимости от их расы могли жить и работать, какое образование они могли получить и могли ли они голосовать. События начала 1990-е годы ознаменовали конец узаконенного апартеида, но его социальные и экономические последствия остались глубоко укоренившимися.
Южная Африка: Вторая мировая война
Узнайте больше об апартеиде в контексте более широкой истории Южной Африки.Когда начался апартеид?
Расовая сегрегация долгое время существовала в Южной Африке, управляемой белым меньшинством, но эта практика была распространена при правительстве, возглавляемом Национальной партией (1948–1994 гг.), и партия назвала свою политику расовой сегрегации апартеид (африкаанс: «обособленность»). В Законе о регистрации населения 1950 года южноафриканцы классифицировались как банту (черные африканцы), цветные (лица смешанной расы) или белые; позже была добавлена азиатская (индийская и пакистанская) категория. Другие акты апартеида диктовали, где южноафриканцы, на основе их расовой принадлежности, могли жить и работать, тип образования, которое они могли получить, могли ли они голосовать, с кем они могли объединяться и какие сегрегированные общественные объекты они могли использовать.
Национальная партия
Узнайте больше о Национальной партии.гонки
Узнайте больше о концепции гонки.Как закончился апартеид?
При администрации президента ЮАР Ф. В. де Клерка в начале 1990-х гг. было отменено законодательство в поддержку апартеида, а в 1993 г. была принята новая конституция, предоставившая избирательные права чернокожим и другим расовым группам. в 1994 году привело к созданию правительства черного большинства во главе с видным активистом борьбы с апартеидом Нельсоном Манделой из партии Африканский национальный конгресс. Хотя эти события ознаменовали конец узаконенного апартеида, социальные и экономические последствия апартеида глубоко укоренились в южноафриканском обществе.
F.W. de Klerk
Узнайте больше о F.W. de Klerk.Нельсон Мандела
Узнайте больше о Нельсоне Манделе.Что такое эпоха апартеида в истории Южной Африки?
Эпоха апартеида в истории Южной Африки относится к тому времени, когда Национальная партия возглавляла правительство белого меньшинства страны, с 1948 по 1994 год. политика сегрегации, основанная на истории расовой сегрегации страны между правящим белым меньшинством и небелым большинством. В течение этого времени политика апартеида определяла, где южноафриканцы в зависимости от их расы могли жить и работать, тип образования, которое они могли получить, могли ли они голосовать, с кем они могли общаться и какие отдельные общественные объекты они могли использовать. .
Южная Африка: Вторая мировая война
Узнайте больше об апартеиде в контексте более широкой истории Южной Африки.Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
апартеид , (африкаанс: «обособленность») политика, которая регулировала отношения между белым меньшинством Южной Африки и небелым большинством на протяжении большей части второй половины 20-го века, санкционируя расовую сегрегацию и политическую и экономическую дискриминацию небелых. Хотя законодательство, легшее в основу апартеида, было отменено к началу XIX в.90-х, социальные и экономические последствия дискриминационной политики сохранились и в 21 веке.
Расовая сегрегация, санкционированная законом, широко практиковалась в Южной Африке до 1948 года. Но когда в том же году к власти пришла Национальная партия во главе с Дэниелом Ф. Маланом, она расширила политику и дала ей название апартеид . Реализация апартеида, часто называемого «раздельным развитием» с 1960-х годов, стала возможной благодаря Закону о регистрации населения 1950, в котором все южноафриканцы классифицируются как банту (все чернокожие африканцы), цветные (лица смешанной расы) или белые. Позднее была добавлена четвертая категория — азиатская (индийская и пакистанская). Одним из других наиболее значительных актов с точки зрения формирования основы системы апартеида был Закон о групповых территориях 1950 года. Он устанавливал жилые и деловые районы в городских районах для каждой расы, а представителям других рас запрещалось жить, вести бизнес. , или владения землей в них, что привело к тому, что тысячи цветных, чернокожих и индейцев были изгнаны из районов, классифицированных для занятия белыми. На практике этот акт и два других в 19Законы № 54 и 1955 г., которые стали известны под общим названием «Законы о земле», завершили процесс, начатый аналогичными законами о земле, принятыми в 1913 и 1936 гг. : конечным результатом стало выделение более 80 процентов земель Южной Африки для белого меньшинства. Чтобы усилить сегрегацию рас и предотвратить вторжение чернокожих в белые районы, правительство ужесточило существующие законы о «пропусках», которые требовали от небелых иметь при себе документы, разрешающие их пребывание в запретных зонах.
Другие действия также привели к физическому разделению рас. В соответствии с Законом об органах власти банту 19 г.51 правительство восстановило племенные организации для чернокожих африканцев, а Закон о содействии самоуправлению банту 1959 г. создал 8 (позже расширенных до 10) африканских хоумлендов, или бантустанов. Закон о гражданстве родины банту 1970 года сделал каждого чернокожего южноафриканца, независимо от фактического проживания, гражданином одного из бантустанов, которые были организованы на основе этнических и языковых групп, определенных белыми этнографами. Чернокожие были лишены южноафриканского гражданства и, таким образом, исключены из южноафриканской политической системы. Правительство Южной Африки манипулировало внутренней политикой, так что уступчивые вожди контролировали администрацию большинства этих территорий. Четыре из бантустанов — Транскей, Бопутатсвана, Венда и Сискей — позже получили независимость как республики, хотя ни один из них никогда не был признан иностранным правительством, а остальные бантустаны имели разную степень самоуправления. Независимо от их независимости или статуса самоуправления, все бантустаны оставались зависимыми как в политическом, так и в экономическом плане от Южной Африки. Однако зависимость южноафриканской экономики от небелой рабочей силы мешала правительству проводить эту политику раздельного развития.
Отдельные образовательные стандарты были установлены для небелых. Закон об образовании банту (1953 г.) предусматривал создание государственных школ, которые должны были посещать чернокожие дети, с целью обучения детей ручному труду и черной работе, которую правительство считало подходящей для представителей их расы. Закон о расширении университетского образования (1959 г.) в значительной степени запрещал установленным университетам принимать небелых студентов. Правительство создало новые этнические университетские колледжи — по одному для цветных, индейцев и зулусов и по одному для студентов сото, тсвана и венда, а также медицинскую школу для чернокожих.
Также были приняты другие законы для легализации и институционализации системы апартеида. Закон о запрещении смешанных браков (1949 г.) и Закон о внесении поправок в Закон о безнравственности (1950 г.) запрещают межрасовые браки или секс. Закон о подавлении коммунизма (1950 г.) определил коммунизм и его цели в широком смысле, включая любую оппозицию правительству, и уполномочил правительство задерживать любого, кто, по его мнению, мог способствовать «коммунистическим» целям. Закон о возмещении убытков (1961 г.) разрешил сотрудникам полиции совершать акты насилия, пытать или убивать при исполнении служебных обязанностей.
Политика, диктующая физическое и политическое разделение расовых групп, называлась «великим апартеидом», а законы и постановления, разделявшие южноафриканцев в повседневной жизни, назывались «мелким апартеидом». , отдых или рестораны, которые можно использовать в зависимости от расы.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Мартин Лютер Кинг, младший, Исследовательский и образовательный институт
Мартин Лютер Кинг считал, что Южная Африка является родиной «самого ужасного расизма в мире», и проводил параллели между борьбой против апартеида в Южной Африке и борьбой против «местных правительств и правительств штатов, приверженных« превосходству белых »» на юге Соединенных Штатов ( Papers 5:401). В заявлении, сделанном на конференции американских негритянских лидеров 1962 года, Кинг заявил: «Колониализм и сегрегация — почти синонимы… потому что их общая цель — экономическая эксплуатация, политическое господство и унижение человеческой личности» (пресс-релиз, 28 ноября 1919 г.).62).
Апартеид (что на африкаанс означает «обособленность») был правовой системой расового разделения в Южной Африке с 1948 по 1994 год. Закон о народной регистрации 1950 года делил всех южноафриканцев на три категории: банту (черные), цветные (смешанные раса) и белый. Позже была добавлена четвертая категория «азиаты». На протяжении 1950-х годов правила создавали отдельные жилые районы, категории должностей, общественные объекты, транспорт, системы образования и здравоохранения, при этом социальные контакты между расами строго запрещались.
Ненасильственное сопротивление демонстрантов против апартеида часто сталкивалось с жестокостью правительства, включая расправу над 72 демонстрантами в Шарпевиле в 1960 году. также служат предупредительным сигналом для Соединенных Штатов, где студенческие группы также проводят мирные демонстрации. Пока сегрегация продолжает существовать; пока чиновники южных общин используют тактику гестапо; и пока есть губернаторы и сенаторы Соединенных Штатов, [которые] высокомерно бросают вызов законам страны, Соединенные Штаты сталкиваются с потенциальным господством террора, более варварского, чем все, что мы видим в Южной Африке» (9). 0027 Документы 5:399–400).
Вскоре после резни в Шарпевиле Африканский национальный конгресс (АНК) отказался от своей приверженности ненасилию и создал вооруженное крыло, проводившее акты саботажа против режима апартеида. Несмотря на свою приверженность ненасилию, Кинг признал, что «в Южной Африке даже самая мягкая форма ненасильственного сопротивления [была встречена] годами тюремного заключения» или хуже (Кинг, 7 декабря 1964 г.). Он считал, что единственным ненасильственным решением проблемы апартеида является международный экономический и политический бойкот Южной Африки, и призвал правительства продемонстрировать «международный потенциал ненасилия» с помощью экономических санкций (Кинг, «Отпустите мой народ», 19 декабря65).
Хотя борьба с апартеидом длилась более четырех десятилетий, США и Великобритания все-таки одобрили экономические санкции против ЮАР в 1985 году. Демонтаж апартеида начался в начале 1990-х годов, когда президент ЮАР Ф. В.