- Разница схемы звезда и треугольник
- виды подключения, особенности и отличия
- Подключение звезда и треугольник в чем разница
- Подключение звезда и треугольник в чем разница
- Схемы электродвигателя звезда и треугольник: виды подключения, особенности и отличия
- Подключение двигателя
- Описание подключений
- Отличия схем подключения
- Комбинированные подключения
- Осуществление задержки времени
- Рассмотрение способа переключения
- Недостатки схемы
- Заключение
- Подключение звезда и треугольник — в чем разница
- Что представляет собой соединение обмоток звездой?
- Что представляет собой соединение обмоток в треугольник?
- Разница между соединением обмотки в треугольник и звезду
- Преимущества соединения обмоток в звезду
- Преимущества соединения обмоток в треугольник
- Оборудование с возможностью переключения типа соединения со звезды на треугольник
- Подключение звездой и треугольником на 380 вольт
Разница схемы звезда и треугольник
Специфика трехфазных электрических сетей предусматривает два варианта подключения трехфазных нагрузок – звездой и треугольником. Это касается фазных обмоток в трехфазных электродвигателях, обмоток трансформаторов или нагревательных элементов электрических котлов. При этом для звезды начала всех обмоток соединяются с фазными проводами, а концы обмоток соединены в нулевую (нейтральную) точку. В случае соединения треугольником конец предыдущей обмотки соединяется с началом последующей, образуя равносторонний треугольник, а все 3 фазы подключаются к его вершинам (точкам соединения).
Однако геометрические схемные различия не единственное, что отличает звезду от треугольника. Рассматривая на примере активной нагрузки, представленной тремя ТЕНами, видим, что в случае соединения звездой при выходе из строя одного нагревателя, двое остальных, подключенных последовательно на линейное напряжение остаются работать, а вот при поломке сразу двух перестает работать и третий. Если все три ТЕНа подключены треугольником, то каждый из них работает от линейного напряжения (380 в) и нагреватель сохраняет работоспособность даже при выходе из строя двух элементов.
Схема подключения и мощность асинхронных электродвигателей
Иначе сказываются схемы подключения обмоток статора в асинхронных двигателях. Дело в том, что при подключении их звездой или треугольником мощность двигателя меняется в три раза. То есть в случае подключения трехфазных асинхронных электродвигателей предназначенных для работы в подключении звездой при 380 вольтах трехфазного напряжения, треугольником их мощность увеличивается втрое. При таком режиме двигатель просто сгорает, но если у двигателя, рассчитанного на работу при подключении треугольником в те же 380 В обмотки статора соединены звездой, то его мощность упадет в три раза.
Последнее свойство нашло широкое применение в схемах пуска электрического двигателя. При запуске электродвигателя величина пускового тока может до 10 раз превышать номинальные значения. Влияние пусковых нагрузок негативным образом сказывается на напряжении в сети и на работе подключенного к ней оборудования.
С целью снижения пусковых токов электродвигатель включается по схеме пуска звезда-треугольник, при которой до момента разгона он подключен звездой, а при достижении номинальных оборотов на валу переключается на схему треугольника. Для возможности реализации схемы переключения звезда-треугольник большинство мощных электродвигателей имеют отдельные выводы обмоток статора, сама коммутация обеспечивается применением контакторов.
Таким образом каждая из схем включения имеет свои достоинства. Для треугольника это достижение максимальной мощности, хотя требует строгого соблюдения эксплуатационных режимов, преимуществами соединения звездой можно назвать:
- работу в номинальном режиме;
- нормальную реакцию на кратковременные перегрузки;
- оптимальные температурные режимы.
Схемы подключения обмоток генераторов
В отношении электрогенераторов схемы подключения обмоток тоже имеют свои отличия. Как и нагрузка, они также могут включаться по схеме звезды или треугольника, однако мощность генератора при этом остается неизменной. Изменения касаются выходного напряжения, так если обмотки генератора соединяют звездой, то выходное напряжение будет в √3 раз ниже, нежели при соединении треугольником, но поскольку мощность остается неизменной, то при увеличении напряжения значение тока падает на этот же множитель.
Смотрите также другие статьи :
Перекос фаз, в чем опасность
Перекосом фазных напряжений в трехфазных электрических сетях называют несовпадение величин последних, вызванное, как правило, неравномерностью распределения нагрузок.
Подробнее…УЗО и дифавтомат в чем разница
Если необходимо быстро определить, дифавтомат или УЗО перед вами, то необходимо обратить внимание на маркировку, на диф. автомате рядом с номинальным током стоит какая например буква С или В, что указывает на категорию расцепителя, если же стоит маркировка с указанием ампер (буква А), то это однозначно УЗО. Ниже на фото видно, в верхнем ряду установлены именно диф. автоматы, а в нижнем ряду УЗО.
Подробнее…Разные типы трубчатых электронагревателей (ТЭНы) могут подключаться к однофазной и трехфазной сети. Проводить подключение электронагревателя к трехфазной сети можно по одной из двух основных схем — «звезда» или «треугольник». Для равномерного распределения нагрузки на каждой фазе число ТЭНов должно быть кратным числу три.
Для трехфазных сетей используют нагреватели, у которых рабочее напряжение рассчитано на 220 и 380 Вольт.
Электроприборы с рабочим напряжением 220 Вольт подключают по схеме «звезда», а нагреватели, у которых напряжение 380 Вольт подключают к сети по схеме «звезда» и «треугольник».
Подключения по схеме «звезда».
Для примера представим схему «звезда», которая составлена из трех электронагревателей.
На второй вывод (2) каждого из нагревателей подана соответствующая фаза. Первые выводы (1) ТЭНов соединяются вместе с одновременным образованием общей точки, которую называют нулевая или нейтральная. Данный вид соединения нагрузки относится к трехпроводному.
Подключение по трехпроводному типу целесообразно использовать при рабочем напряжении 380 Вольт. Ниже предлагаем рассмотреть монтажную схему трехпроводного подключения ТЭНов в трехфазную электросеть. В данном случае подача и отключение напряжения происходит благодаря трехполюсным автоматическим выключателям.
В представленной схеме видно, что выводы расположенные с правой стороны электронагревателей подключаются к фазам А, В и С, а выводы расположенные слева соединены в нулевой точке. Между выводами, которые находятся справа и нулевой точкой рабочее напряжение равняется 220 Вольт.
Кроме описанной схемы можно использовать и четырехпроводную. При подключении по типу четырехпроводной схемы предполагается включение в сеть трехфазного типа нагрузки с напряжение в 220 Вольт. В указанном случае включение нулевой точки нагрузки соединяют с нулевой точкой источника питания.
В схеме представленной выше правые выводы трубчатых электронагревателей соединены с соответствующими фазами, а левые замкнуты в одной точке, которую подключают к нулевой шине источника питания. Между точкой нуля и выводами электронагревателей напряжение будет равняться 220 Вольт.
При необходимости полного отключения нагрузки от электросети используются автоматические выключатели «3+N» или «3Р+N». Такие автоматы включают и отключают все имеющиеся силовые контакты.
Законы, действующие при подключении нагревателей по типу «звезда»:
Между каждой фазой и нулем напряжение всегда будет составлять 220 Вольт.
К каждой ветви «звезды» можно подключить несколько нагревательных устройств, которые будут между собой соединяться в последовательном либо параллельном порядке.
Суммарная мощность соединения вычисляется из суммы мощностей трех веток
Мощность каждой отдельной ветви должна быть такой же, как и у других ветвей.
Подключение по схеме «треугольник»
При соединении по типу «треугольник» выводы электронагревателей соединяются друг с другом в последовательном порядке. По схеме включения трех трубчатых электронагревателей подключение проводится в следующем порядке: первый вывод нагревателя №1 соединяют с первым выводом ТЭНа №2; второй вывод устройства №2 подсоединяют ко второму выводу устройства №3; второй вывод нагревателя №1 присоединяют к первому выводу устройства №3. В итоге данного подключения должно получиться три плеча — «а», «б», «с».
Затем на каждое плечо подается соответствующая фаза: на плечо «а» фазу А, на плечо «в» фазу В, ну и на плечо «с» фазу С.
Законы, действующие при подключении нагревателей по типу « треугольник»:
Между любыми двумя фазами напряжение всегда равно 380 Вольт.
К каждой ветви можно подсоединить несколько трубчатых нагревателей, которые будут между собой соединяться в последовательном либо параллельном порядке.
Мощность каждой ветви должна иметь одинаковые значения.
Общая суммарная мощность складывается из показателей мощности всех трех ветвей.
Напряжение на всех схемах указано при включении в трехфазную сеть с напряжением 380 Вольт.
Компания Элемаг имеет большой опыт в производстве нагревательных систем. По всем вопросам, касающимся приобретения или подключения электронагревателей, обращайтесь к нам по телефону или по электронной почте. Наши специалисты могут проконсультировать Вас по выбору подходящего подключения ТЭНов. Подключение по типу ЗВЕЗДА и ТРЕУГОЛЬНИК используются у нас при производстве Сухих ТЭНов и традиционных электрических металлических блок ТЭНов.
виды подключения, особенности и отличия
Асинхронные электрические двигатели в настоящее время используются очень активно. У них есть определенные преимущества, благодаря которым они и стали так популярны. Для подключения к электрической сети мощных двигателей используются схемы «звезда», «треугольник». Электродвигатели, работающие на таких схемах, обладают своими достоинствами и недостатками. Сами же они отличаются надежностью в эксплуатации, возможностью получить большой крутящий момент, а также высоким показателем производительности.
Подключение двигателя
Как показывает практика, существует две оптимальных схемы — «звезда», «треугольник». Электродвигатели подключаются по одной из них. Возможно также преобразование «звезды» в «треугольник», к примеру.
Среди достоинств асинхронных двигателей выделяются следующие:
- возможность переключения обмоток во время работы;
- восстановление обмотки электрического двигателя;
- невысокая стоимость прибора по отношению к другим;
- наличие высокой стойкости к механическим повреждениям.
Основная особенность, характеризующая все асинхронные электрические двигатели, — это простота конструкции. Однако при всех своих преимуществах, есть и некоторые недостатки, возникающие во время работы:
- Отсутствует возможность контролировать частоту вращения ротора, не теряя при этом мощности.
- При увеличении нагрузки уменьшается крутящий момент.
- Высокие показатели пусковых токов.
Описание подключений
Схемы «звезда» и «треугольник» для электродвигателя имеют определенные различия в подключении. «Звезда» означает, что концы статорной обмотки оборудования собираются в одной точке. При этом напряжение сети в 380 В будет подаваться на начало каждой из обмоток. Обычно на всех схемах подключения такой способ обозначается как Y.
В случае использования схемы подключения «треугольник» статорные обмотки электродвигателя соединяются последовательно. То есть, конец первой обмотки соединяется с началом второй, она, в свою очередь, — с третьей. Последняя будет замыкать цепь, соединяясь с началом первой.
Отличия схем подключения
Схемы «звезда» и «треугольник» у электродвигателя — это единственные способы их подключения. Они отличаются между собой, обеспечивая разные режимы работы. Так, к примеру, подключение при помощи схемы Y обеспечивает более мягкую работу, если сравнивать с двигателями, соединенными в «треугольник». Данная разница играет ключевую роль при выборе мощности электрического устройства.
Более мощные двигатели эксплуатируются только на «треугольнике». Схема подключения электродвигателя «звезда-треугольник» отлично подходит для тех случаев, когда необходимо обеспечить плавный пуск. А в нужный момент переключиться между обмотками для получения максимальной мощности.
Здесь важно добавить: подключение Y гарантирует мягкую работу, но при этом двигатель не сможет набрать свою паспортную мощность.
С другой стороны, схема соединения электродвигателя «треугольник-звезда-звезда» обеспечит большую мощность, но вместе с этим значительно возрастет и значение пускового тока для оборудования.
Именно разница в мощности между подключением Y и треугольником является основным показателем. Электродвигатель со схемой звезды будет обладать мощностью примерно в 1,5 раза ниже, чем через треугольник, однако такое подключение поможет снизить значение пускового тока. Все соединения, которые имеют в своем составе два способа подключения, являются комбинированными. Обычно они применяются лишь в тех случаях, когда необходимо запустить в работу электрический двигатель с большой паспортной мощностью.
Схема пуска «звезда-треугольник» для электродвигателя отличается еще одним преимуществом. Включение осуществляется по схеме Y, что снижает значение пускового тока. Когда во время работы устройство набирает достаточные обороты, происходит переход на схему треугольника для достижения максимальной мощности.
Комбинированные подключения
Схема переключения «звезда-треугольник» электродвигателя достаточно часто применяется в случаях, когда нужно запустить двигатель с минимальным пусковым током. Но при этом всю работу осуществлять нужно на соединении «треугольник». Для создания такого переключения используются специальные контакторы на три фазы. Для обеспечения автоматического переключения между схемами необходимо выполнить два условия. Во-первых, обеспечить блокировку контактов от одновременного включения. Во-вторых, все работы обязательно должны выполняться с задержкой по времени.
Второй пункт необходим, чтобы со 100% вероятностью произошло полное отключение «звезды» перед включением «треугольника». Если этого не сделать, то во время переключения между фазами будет происходить короткое замыкание. Для выполнения нужных условий используется реле времени с задержкой от 50 до 100 миллисекунд.
Осуществление задержки времени
При использовании комбинированного метода подключения «звезда-треугольник» наличие реле времени для задержки переключения необходимо. Специалисты чаще всего выбирают один из трех способов:
- Первый вариант осуществляется при помощи нормально-разомкнутого контакта реле времени. В таком случае РВ будет отключать схему подключения треугольником во время пуска, а за переключение будет отвечать токовое реле РТ.
- Второй вариант предполагает применение современного реле времени с задержкой переключения от 6 до 10 секунд.
- Третий способ — это управление контакторами электродвигателя автоматическими приборами или вручную.
Рассмотрение способа переключения
Использование классического варианта с применением реле времени для комбинированных схем «звезда-треугольник» ранее считалось наиболее оптимальным. У него имелся лишь один недостаток, который иногда становился достаточно существенным, — габариты самого РВ. Такие типы приспособления гарантировали задержку времени переключения при помощи намагничивания сердечника. Однако на обратный процесс требовалось время.
В настоящее время такие РВ и прочие приборы были вытеснены современными приборами — частотными преобразователями. Переключение схемы электродвигателя со схемой «звезда-треугольник» при помощи ПЧ обладает большими преимуществами. Сюда относят более стабильную работу, низкие пусковые токи.
Это оборудование имеет встроенный микропроцессор, отвечающий за изменение частоты. Если рассматривать суть ПЧ для электродвигателя, то его принцип работы следующий: преобразователь вырабатывает нужную частоту переменного тока. На сегодняшний день в промышленности используются специальные или универсальные модели ПЧ для подключения асинхронных двигателей.
Специальные модели разрабатываются и используются лишь с определенными типами двигателей. Универсальные могут применяться в комплекте с любыми устройствами.
Недостатки схемы
Несмотря на то что классическая схема подключения проста и надежна, она имеет свои определенные недостатки.
Во-первых, очень важно точно определить нагрузку на вал электродвигателя. В противном случае он будет слишком долго набирать обороты, что, в свою очередь, исключит возможность быстрого переключения на схему треугольника при помощи токового реле. В этом режиме нежелательно долго эксплуатировать электрическое устройство.
Во-вторых, при такой схеме подключения возможен перегрев обмоток, из-за чего специалисты рекомендуют установить в схему дополнительное тепловое реле.
В-третьих, при использовании современных временных реле необходимо точно соблюдать паспортную нагрузку на вал электрического двигателя.
Заключение
При использовании подключения схемы «звезда-треугольник» очень важно правильно рассчитать нагрузку на вал электродвигателя. Еще один неприятный факт кроется в том, что в момент переключения с Y на треугольник, когда двигатель еще не набрал нужных оборотов, происходит самоиндукция. В этот момент в сети появляется повышенное напряжение. Это грозит выходом из строя других приборов и устройств, подключенных к этой же сети.
Подключение звезда и треугольник в чем разница
Подключение звезда и треугольник в чем разница
Произошёл тут такой случай. Принёс человек в ремонт новый двигатель, который проработал у него 10 секунд и задымил. Двигатель он подключил треугольником в обычную трехфазную сеть, а на шильдике двигателя есть схема, на которой написано: треугольник – 230 В. звезда – 400 В. В общем, подключил он неправильно, потому двигатель и сгорел.
Для тех, кто не понимает, почему нельзя делать так, как сделал сделал тот товарищ, спаливший двигатель, предназначена эта статья.
Вот всем известные схемы подключения треугольником (D) и звездой (Y):
Совершенно неважно как вы подключаете двигатель: звездой или треугольником.
Если у вас есть двигатель с номинальным напряжением обмотки 220 В и есть две разные трёхфазные сети, у одной из которых линейное напряжение 380 В (220 В на фазу), а у другой – 220 В (127 В на фазу), то к первой вы можете подключать двигатель звездой, а ко второй – треугольником, разницы для двигателя не будет никакой, отличаться будут лишь токи, протекающие в проводниках на линии, ведущей к двигателю.
Линейное напряжение трёхфазной сети – это межфазное напряжение, именно оно обозначается на шильдиках двигателей. Фазное напряжение (между фазой и нейтралью) на шильдиках не обозначается.
Условно говоря, вы можете считать, что на шильдике обозначено фазное напряжение, но только в том случае, если собираетесь подключать двигатель только к одной фазе через конденсатор.
Для сетей переменного тока 50 Гц линейное напряжение выше фазного в квадратный корень из трёх раз (т.е. примерно в 1.73 раза, т.е. 220 х 1.73 = 380).
Для такого двигателя на шильдике будет написано: D/Y 220V / 380V, 4.9А / 2.8А. Соответственно, в этих двух случаях отличаются только токи в проводниках, ведущих к двигателю (именно они указаны на шильдике, в то время как ток на обмотке будет одинаковый, что видно на рисунке сверху). Следовательно, для России (линейное напряжение 400 В) для такого двигателя надо использовать схему подключения звезда.
Номинальное напряжение обмотки большинства двигателей при частоте тока 50 Гц обычно составляет либо 127 В , либо 230 В, либо 400 В, либо 690 В. Ну, или как было раньше: 220, 380, 660 В соответственно.
Теперь логичный вопрос: если двигателю нет разницы по какой схеме он будет подключен, а важно лишь напряжение на обмотках, то зачем вообще делать двигатели с разным номинальным напряжением на этих самых обмотках?
Двигатели малой мощности
D 230V / Y 400V
Для того, чтобы двигатель можно было так подключить в однофазную сеть, его номинальное напряжение каждой обмотки должно быть равно фазному напряжению сети. Это значит, что если двигатель планируется использовать в России или Европе, то номинальное напряжение обмотки должно быть равно 230 В. В таком случае этот двигатель можно будет использовать как в трёхфазной сети с линейным напряжением 400 В (подключение звезда), так и в однофазной сети 230 В (подключение треугольником через конденсатор). Это те самые двигатели, где на шильдике написано напряжение D 220V / Y 380V.
Соответственно, если нужно такой двигатель использовать в стране с более низким линейным напряжением, например, в США (где линейной напряжение 240 В, а фазное – 120 В при частоте тока 60 Гц), то по-нормальному подключить такой двигатель в их однофазную сеть через конденсатор не получится. Однако, по крайней мере, можно использовать 3-фазное подключение треугольником. Для такого подключения потребуется немного более высокое напряжение, чем 230 В (из-за частоты тока 60 Гц), но у них там как раз 240 В, что как раз подходит.
D 115V / Y 230V
Одновременно с этим, маломощные двигатели, предназначенные для стран, где стандартное напряжение ниже, чем у нас, будут подключаться как D 127V / Y 220V. Однако, двигатели с такой надписью на шильдике вы вряд ли найдёте, потому что 127 В, 50 Гц – это очень малораспространённое напряжение в мире (см. тут). Поэтому, скорее всего, вам встретится двигатель с шильдиком, где будет указано напряжение D 115V / Y 208-230V.
Насчет заморочки с 208 вольтами можно почитать в этой статье.
Подключить такой двигатель к стандартной российской трёхфазной сети (все три фазы) можно только через преобразователь частоты переменного тока, поскольку на них есть возможность переключения линейного напряжения на выходе: 230 / 400 В.
В однофазную сеть можно подключить звездой через конденсатор. Тогда напряжение, подаваемое на каждое обмотку, будет составлять половину фазного напряжения сети (230 В / 2 = 115 В). Выглядит это вот так:
Двигатели мощности более 5 кВт
D 400V / Y 690V
Для двигателей мощнее 5 кВт обычно не предусматривают возможность подключения в однофазную сеть, т.е. номинальное напряжение обмоток делают такое, которое соответствует линейному напряжению. Т.е. штатной схемой подключения таких двигателей в трёхфазную сеть является треугольник. В России и Европе это двигатели с номинальным напряжением обмоток 400В, т.е. где на шильдике написано D 400V / Y 690V.
Для определённых задач, где на валу двигателя находится свободная нагрузка (системы вентиляции, осевые насосы), ну, и вообще те задачи, где возможно регулирование скорости вращения вала только лишь напряжением (трансформатором), часто используют схему подключения “звезда” при старте с последующим переключением на “треугольник”. Т.е. при старте на обмотку подаётся заниженное напряжение 230В вместо номинальных 400В, а затем происходит переключение на штатный режим (т.е. на треугольник). Из-за свободной нагрузки на валу момент вращения при старте на низком напряжении также будет ниже, т.е. пусковой ток будет не столь высок, как при старте на номинальном напряжении. Поэтому такой пуск двигателя называют “щадящим”.
Следует помнить, что для нагрузок, требующих большого момента при запуске, подобный режим приведет напротив, к возрастанию тока в обмотках и последующим неприятным событиям.
Кроме того, надо иметь ввиду, что подключение двигателей даже со свободной нагрузкой на валу звездой для “щадящего старта” вовсе не означает, что если по такой схеме постоянно эксплуатировать двигатель (не переходя на треугольник), то такой режим станет “щадящим” для него. Низкий момент при старте ещё не означает, что заниженное напряжение годится для его нормальной работы, поскольку сам двигатель (со своими номинальными характеристиками) обычно как раз и подбирается под конкретную нагрузку. Поэтому постоянная эксплуатация двигателей на напряжении ниже номинального иногда приводит к их выходу из строя. Чтобы не было неприятностей двигатель всегда надо эксплуатировать на номинальном напряжении, а если требуется снизить обороты вращения вала, то тогда нужно использовать редукторы или преобразователи частоты переменного тока, а не пытаться решить вопрос самым дешёвым способом. К слову сказать, частотник тоже меняет не только частоту тока, но и напряжение, однако, он это делает с умом.
D 220V / Y 440V
Двигатели мощностью выше 5 кВт, изготовленные в США, будут иметь номинальное напряжение обмотки 220 В, т.е. на шильдике будет написано D 220V / Y 440V (для 60 Гц). Подключать такие двигатели к российской трёхфазной сети 400 В следует звездой, а к российской однофазной сети через конденсатор – треугольником. Касательно величин напряжения, есть двигатели, где более подробно расписано подключение для сетей 50 Гц и 60 Гц, например вот так:
Схемы электродвигателя звезда и треугольник: виды подключения, особенности и отличия
Асинхронные электрические двигатели в настоящее время используются очень активно. У них есть определенные преимущества, благодаря которым они и стали так популярны. Для подключения к электрической сети мощных двигателей используются схемы “звезда”, “треугольник”. Электродвигатели, работающие на таких схемах, обладают своими достоинствами и недостатками. Сами же они отличаются надежностью в эксплуатации, возможностью получить большой крутящий момент, а также высоким показателем производительности.
Подключение двигателя
Как показывает практика, существует две оптимальных схемы – “звезда”, “треугольник”. Электродвигатели подключаются по одной из них. Возможно также преобразование “звезды” в “треугольник”, к примеру.
Среди достоинств асинхронных двигателей выделяются следующие:
- возможность переключения обмоток во время работы;
- восстановление обмотки электрического двигателя;
- невысокая стоимость прибора по отношению к другим;
- наличие высокой стойкости к механическим повреждениям.
Основная особенность, характеризующая все асинхронные электрические двигатели, – это простота конструкции. Однако при всех своих преимуществах, есть и некоторые недостатки, возникающие во время работы:
- Отсутствует возможность контролировать частоту вращения ротора, не теряя при этом мощности.
- При увеличении нагрузки уменьшается крутящий момент.
- Высокие показатели пусковых токов.
Описание подключений
Схемы “звезда” и “треугольник” для электродвигателя имеют определенные различия в подключении. “Звезда” означает, что концы статорной обмотки оборудования собираются в одной точке. При этом напряжение сети в 380 В будет подаваться на начало каждой из обмоток. Обычно на всех схемах подключения такой способ обозначается как Y.
В случае использования схемы подключения “треугольник” статорные обмотки электродвигателя соединяются последовательно. То есть, конец первой обмотки соединяется с началом второй, она, в свою очередь, – с третьей. Последняя будет замыкать цепь, соединяясь с началом первой.
Отличия схем подключения
Схемы “звезда” и “треугольник” у электродвигателя – это единственные способы их подключения. Они отличаются между собой, обеспечивая разные режимы работы. Так, к примеру, подключение при помощи схемы Y обеспечивает более мягкую работу, если сравнивать с двигателями, соединенными в “треугольник”. Данная разница играет ключевую роль при выборе мощности электрического устройства.
Более мощные двигатели эксплуатируются только на “треугольнике”. Схема подключения электродвигателя “звезда-треугольник” отлично подходит для тех случаев, когда необходимо обеспечить плавный пуск. А в нужный момент переключиться между обмотками для получения максимальной мощности.
Здесь важно добавить: подключение Y гарантирует мягкую работу, но при этом двигатель не сможет набрать свою паспортную мощность.
С другой стороны, схема соединения электродвигателя “треугольник-звезда-звезда” обеспечит большую мощность, но вместе с этим значительно возрастет и значение пускового тока для оборудования.
Именно разница в мощности между подключением Y и треугольником является основным показателем. Электродвигатель со схемой звезды будет обладать мощностью примерно в 1,5 раза ниже, чем через треугольник, однако такое подключение поможет снизить значение пускового тока. Все соединения, которые имеют в своем составе два способа подключения, являются комбинированными. Обычно они применяются лишь в тех случаях, когда необходимо запустить в работу электрический двигатель с большой паспортной мощностью.
Схема пуска “звезда-треугольник” для электродвигателя отличается еще одним преимуществом. Включение осуществляется по схеме Y, что снижает значение пускового тока. Когда во время работы устройство набирает достаточные обороты, происходит переход на схему треугольника для достижения максимальной мощности.
Комбинированные подключения
Схема переключения “звезда-треугольник” электродвигателя достаточно часто применяется в случаях, когда нужно запустить двигатель с минимальным пусковым током. Но при этом всю работу осуществлять нужно на соединении “треугольник”. Для создания такого переключения используются специальные контакторы на три фазы. Для обеспечения автоматического переключения между схемами необходимо выполнить два условия. Во-первых, обеспечить блокировку контактов от одновременного включения. Во-вторых, все работы обязательно должны выполняться с задержкой по времени.
Второй пункт необходим, чтобы со 100% вероятностью произошло полное отключение “звезды” перед включением “треугольника”. Если этого не сделать, то во время переключения между фазами будет происходить короткое замыкание. Для выполнения нужных условий используется реле времени с задержкой от 50 до 100 миллисекунд.
Осуществление задержки времени
При использовании комбинированного метода подключения “звезда-треугольник” наличие реле времени для задержки переключения необходимо. Специалисты чаще всего выбирают один из трех способов:
- Первый вариант осуществляется при помощи нормально-разомкнутого контакта реле времени. В таком случае РВ будет отключать схему подключения треугольником во время пуска, а за переключение будет отвечать токовое реле РТ.
- Второй вариант предполагает применение современного реле времени с задержкой переключения от 6 до 10 секунд.
- Третий способ – это управление контакторами электродвигателя автоматическими приборами или вручную.
Рассмотрение способа переключения
Использование классического варианта с применением реле времени для комбинированных схем “звезда-треугольник” ранее считалось наиболее оптимальным. У него имелся лишь один недостаток, который иногда становился достаточно существенным, – габариты самого РВ. Такие типы приспособления гарантировали задержку времени переключения при помощи намагничивания сердечника. Однако на обратный процесс требовалось время.
В настоящее время такие РВ и прочие приборы были вытеснены современными приборами – частотными преобразователями. Переключение схемы электродвигателя со схемой “звезда-треугольник” при помощи ПЧ обладает большими преимуществами. Сюда относят более стабильную работу, низкие пусковые токи.
Это оборудование имеет встроенный микропроцессор, отвечающий за изменение частоты. Если рассматривать суть ПЧ для электродвигателя, то его принцип работы следующий: преобразователь вырабатывает нужную частоту переменного тока. На сегодняшний день в промышленности используются специальные или универсальные модели ПЧ для подключения асинхронных двигателей.
Специальные модели разрабатываются и используются лишь с определенными типами двигателей. Универсальные могут применяться в комплекте с любыми устройствами.
Недостатки схемы
Несмотря на то что классическая схема подключения проста и надежна, она имеет свои определенные недостатки.
Во-первых, очень важно точно определить нагрузку на вал электродвигателя. В противном случае он будет слишком долго набирать обороты, что, в свою очередь, исключит возможность быстрого переключения на схему треугольника при помощи токового реле. В этом режиме нежелательно долго эксплуатировать электрическое устройство.
Во-вторых, при такой схеме подключения возможен перегрев обмоток, из-за чего специалисты рекомендуют установить в схему дополнительное тепловое реле.
В-третьих, при использовании современных временных реле необходимо точно соблюдать паспортную нагрузку на вал электрического двигателя.
Заключение
При использовании подключения схемы “звезда-треугольник” очень важно правильно рассчитать нагрузку на вал электродвигателя. Еще один неприятный факт кроется в том, что в момент переключения с Y на треугольник, когда двигатель еще не набрал нужных оборотов, происходит самоиндукция. В этот момент в сети появляется повышенное напряжение. Это грозит выходом из строя других приборов и устройств, подключенных к этой же сети.
Подключение звезда и треугольник — в чем разница
Для работы электрического прибора, двигателя, трансформатора в трехфазной сети необходимо соединить обмотки по определенной схеме. Наиболее распространенными схемами соединения являются треугольник и звезда, хотя могут применяться и другие способы соединения.
Что представляет собой соединение обмоток звездой?
Трехфазный двигатель или трансформатор имеет 3 рабочих, независимых друг от друга обмоток. Каждая обмотка имеет два вывода — начало и конец. Соединение «звезда» подразумевает собой, что все концы трех обмоток соединяются в один узел, часто называемый нулевой точкой. Отсюда выходит и понятие — нулевая точка.
Начало каждой обмотки соединяются непосредственна с фазами питающей сети. Соответственно начало каждой обмотки соединяется с одной из фаз А, В, С. Между любыми двумя началами обмоток прилаживается фазное напряжение питающей сети, зачастую 380 или 660 В.
Что представляет собой соединение обмоток в треугольник?
Соединение обмоток в треугольник заключается в соединении конца каждой обмотки с началом следующей. Конец первой обмотки, соединяется с началом второй. Конец второй — с начало третей. Конец третей обмотки создает электрический контур, поскольку замыкает электрическую цепь.
При таком соединении к каждой обмотки прилаживается линейное напряжение, обычно равное 220 или 380 В. Такое соединение физически реализуется с помощью металлических перемычек, которые должны быть предусмотрены заводской комплектацией электрического оборудования.
Разница между соединением обмотки в треугольник и звезду
Основная разница заключается в том, что, используя одну питающую сеть, можно достигать разных параметров электрического напряжения и тока в приборе или аппарате. Конечно, данные способы соединения отличаются реализацией, но важна именно физическая составляющая отличия.
Применение способа соединения треугольник, зачастую используется в случаях мощных механизмов и больших пусковых нагрузок. Имея большие показатели тока, протекающего по обмотки, двигатель получает большие показатели ЕДС самоиндукции, что в свою очередь гарантирует больший вращающий момент. Имея большие пусковые нагрузки и одновременно используя схему соединения звезда, можно нанести урон двигателю. Это связано с тем, что двигатель имеет меньшие значение тока, что приводит к меньшим показателям величины вращающегося момента.
Момент пуска такого двигателя и выход его на номинальные параметры может быть продолжительным, что может привести к тепловому воздействию тока, которые во время коммутации может превышать номиналы тока в 7-10 раз.
Преимущества соединения обмоток в звезду
Основные преимущества соединения обмоток в звезду заключаются в следующем:
- Понижения мощности оборудования с целью повышения надежности.
- Устойчивый режим работы.
- Для электрического привода такое соединение дает возможность плавного пуска.
Преимущества соединения обмоток в треугольник
Основными преимуществами соединения обмоток в треугольник являются:
- Повышения мощности оборудования.
- Меньшие пусковые токи.
- Большой вращающийся момент.
- Увеличенные тяговые свойства.
Оборудование с возможностью переключения типа соединения со звезды на треугольник
Зачастую электрическое оборудование имеет возможность работать как на звезде, так и на треугольнике. Каждый пользователь должен самостоятельно определить необходимость соединения обмоток в звезду или треугольник.
В особо мощных и сложных механизмах, может применяться электрическая схема с комбинированием треугольника и звезды. В таком случае, в момент пуска, обмотки электрического двигателя соединяются в треугольник. После выхода двигателя на номинальные показатели, с помощью релейно-контакторной схемы треугольник переключается на звезду. Таким способом достигается максимальная надежность и продуктивность электрической машины, без риска нанести ей урон или вывести её из строя.
Посмотрите так-же интересное видео на эту тему:
{SOURCE}
Подключение звездой и треугольником на 380 вольт
Из всех видов электропривода наибольшее распространение получили асинхронные двигатели. Они неприхотливы в обслуживании, нет щеточно-коллекторного узла. Если их не перегружать, не мочить и периодически обслуживать или менять подшипники, то он прослужит почти вечность. Но есть одна проблема — большинство асинхронных двигателей, которые вы можете купить на ближайшей барахолке, трёхфазные, так как предназначены для использования на производстве. Несмотря на тенденцию к переходу на трёхфазное электроснабжение в нашей стране, подавляющее большинство домов до сих пор с однофазным вводом. Поэтому давайте разбираться, как выполнить подключение трехфазного двигателя к однофазной и трехфазной сети.
Что такое звезда и треугольник у электродвигателя
Для начала давайте разберемся, какими бывают схемы подключения обмоток. Известно, что у односкоростного трёхфазного асинхронного электродвигателя есть три обмотки. Они соединяются двумя способами, по схемам:
Такие способы соединения характерны для любых видов трёхфазной нагрузки, а не только для электродвигателей. Ниже изображено, как они выглядят на схеме:
Питающие провода подключаются к клеммной колодке, которая расположена в специальной коробке. Её называют брно или борно. В неё выведены провода от обмоток и закреплены на клеммниках. Сама коробка снимается с корпуса электродвигателя, как и клеммники, расположенные в ней.
В зависимости от конструкции двигателя в брно может быть 3 провода, а может быть и 6 проводов. Если там 3 провода — то обмотки уже соединены по схеме звезды или треугольника и, при необходимости, перекоммутировать их быстро не получится, для этого нужно вскрывать корпус, искать место соединения, разъединять его и делать отводы.
Если в брно 6 проводов, что встречается чаще, то вы можете в зависимости от характеристик двигателя и напряжения питающей сети (об этом читайте далее) соединить обмотки так, как посчитаете нужным. Ниже вы видите брно и клеммники, которые в него устанавливаются. Для 3-проводного варианта в клеммнике будет 3 шпильки, а для 6-проводного — 6 шпилек.
К шпилькам начала и концы обмоток подключаются не просто «как попало» или «как удобно», а в строго определенном порядке, таким образом, чтобы одним набором перемычек вы могли соединить и треугольник, и звезду. То есть начало первой обмотки над концом третьей, начало второй концом первой и начало третьей над концом второй.
Таким образом, если вы установите перемычки на нижние контакты клеммника в линию — получаете соединение обмоток звездой, а установив три перемычки вертикально параллельно друг другу — соединение треугольником. На двигателях «в заводской комплектации» в качестве перемычек используются медные шинки, что удобно использовать для подключения — не нужно гнуть проволочки.
Кстати, на крышках брна электродвигателя часто наносят соответствие расположения перемычек этим схемам.
Подключение к трёхфазной сети
Теперь, когда мы разобрались как подключаются обмотки, давайте разберемся как они подключаются к сети.
Двигатели с 6 проводами позволяют переключать обмотки для разных питающих напряжений. Так получили распространение электродвигатели с питающими напряжениями:
Причем большее напряжение для схемы подключения звездой, а меньшее — для треугольника.
Дело в том, не всегда трёхфазная сеть имеет привычное напряжение в 380В. Например, на кораблях встречается сеть с изолированной нейтралью (без нуля) на 220В, да и в старых советских постройках первой половины прошлого века и сейчас иногда встречается сеть 127/220В. В то время как сеть с линейным напряжением 660В встречается редко, чаще на производстве.
Об отличиях фазного и линейного напряжения вы можете прочитать в соответствующей статье на нашем сайте: https://samelectrik.ru/linejnoe-i-faznoe-napryazhenie.html.
Итак, если вам нужно подключить трехфазный электродвигатель к сети 380/220В, осмотрите его шильдик и найдите питающее напряжение.
Электродвигатели на шильдике которых указано 380/220 можно подключить только звездой к нашим сетям. Если вместо 380/220 написано 660/380 — подключайте обмотки треугольником. Если вам не повезло и у вас старый двигатель 220/127 — здесь нужен либо понижающий трансформатор, либо однофазный частотный преобразователь с трёхфазным выходом (3х220). Иначе подключить его к трём фазам 380/220 не получится.
Самый худший вариант — это когда номинальное напряжение двигателя с тремя проводами с неизвестной схемой соединения обмоток. В этом случае нужно вскрывать корпус и искать точку их соединения и, если это возможно, и они соединены по схеме треугольника — переделывать в схему звезды.
С подключением обмоток разобрались, теперь поговорим о том какие бывают схемы подключения трехфазного электродвигателя к сети 380В. Схемы показаны для контакторов с катушками с номинальным напряжением 380В, если у вас катушки на 220В — подключайте их между фазой и нулем, то есть второй провод к нулю, а не к фазе «B».
Электродвигатели почти всегда подключаются через магнитный пускатель (или контактор). Схему подключения без реверса и самоподхвата вы видите ниже. Она работает таким образом, что двигатель будет вращаться только тогда, когда нажата кнопка на пульте управления. При этом кнопка выбирается без фиксации, т.е. замыкает или размыкает контакты пока удерживается в нажатом положении, как те, что используются в клавиатурах, мышках и дверных звонках.
Принцип работы этой схемы: при нажатии кнопки «ПУСК» начинает протекать ток через катушку контактора КМ-1, в результате якорь контактора притягивается и силовые контакты КМ-1 замыкаются, двигатель начинает работать. Когда вы отпустите кнопку «ПУСК» — двигатель остановится. QF-1 – это автоматический выключатель, который обесточивает и силовую цепь и цепь управления.
Если вам нужно чтобы вы нажали кнопку и вал начал вращаться — вместо кнопки ставьте тумблер или кнопку с фиксацией, то есть контакты которой после нажатия остаются замкнутыми или разомкнутыми до следующего нажатия.
Но так делают нечасто. Гораздо чаще электродвигатели пускают с пультов с кнопками без фиксации. Поэтому к предыдущей схеме добавляется еще один элемент — блок-контакт пускателя (или контактора), подключенный параллельно кнопке «ПУСК». Такая схема может использоваться для подключения электровентиляторов, вытяжек, станков и любого другого оборудования, механизмы которого вращаются только в одном направлении.
Принцип работы схемы:
Когда автоматический выключатель QF-1 переводят во включенное состояние на силовых контактах контактора и цепи управления появляется напряжение. Кнопка «СТОП» — нормально замкнутая, т.е. её контакты размыкаются, когда на неё нажимают. Через «СТОП» подаётся напряжение на нормально-разомкнутую кнопку «ПУСК», блок-контакт и в конечном итоге катушку, поэтому когда вы на неё нажмёте, то цепь управления катушкой обесточится и контактор отключится.
На практике в кнопочном посте каждая кнопка имеет нормально-разомкнутую и нормально-замкнутую пару контактов, клеммы которых расположены на разных сторонах кнопки (см. фото ниже).
Когда вы нажимаете кнопку «ПУСК», ток начинает протекать через катушку контактора или пускателя КМ-1 (на современных контакторах обозначается, как A1 и A2), в результате его якорь притягивается и замыкаются силовые контакты КМ-1. КМ-1.1 – это нормально-разомкнутый (NO) блок-контакт контактора, при подаче напряжения на катушку он замыкается одновременно с силовыми контактами и шунтирует кнопку «ПУСК».
После того как вы отпустите кнопку «ПУСК» — двигатель продолжит работать, так как ток на катушку контактора теперь подаётся через блок-контакт КМ-1.1.
Это и называется «самоподхват».
Основная сложность, которая возникает у новичков в понимании этой базовой схемы, состоит в том, что не сразу становится понятно, что кнопочный пост располагается в одном месте, а контакторы в другом. При этом КМ-1.1, который подключается параллельно кнопке «ПУСК», на самом деле может находится и за десяток метров.
Если вам нужно чтобы вал электродвигателя вращался в обе стороны, например, на лебедке или другом грузоподъёмном механизме, а также разных станках (токарный и пр.) — используйте схему подключения трехфазного двигателя с реверсом.
Кстати эту схему часто называют «реверсивная схема пускателя».
Реверсивная схема подключения – это две нереверсивных схемы с некоторыми доработками. КМ-1.2 и КМ-2.2 — то нормально-замкнутые (NC) блок-контакты контакторов. Они включены в цепь управления катушкой противоположного контактора, это так называемая «защита от дурака», она нужна чтобы не произошло межфазного КЗ в силовой цепи.
Между кнопкой «ВПЕРЁД» или «НАЗАД» (их назначение такое же, что в предыдущей схеме у «ПУСК») и катушкой первого контактора (КМ-1) подключается нормально-замкнутый (NC) блок-контакт второго контактора (КМ-2). Таким образом, когда включается КМ-2 — нормально-замкнутый контакт размыкается соответственно и КМ-1 уже не включится, даже если вы нажмёте «ВПЕРЁД».
И наоборот, NC от КМ-2 установлен в цепь управления КМ-1, чтобы предотвратить одновременное их включение.
Чтобы запустить двигатель в противоположном направлении, то есть включить второй контактор, нужно отключить действующий контактор. Для этого нажимаете на кнопку «СТОП», и цепь управления двумя контакторами обесточивается, и уже после этого нажимайте на кнопку запуска в противоположном направлении вращения.
Это нужно, чтобы не допустить короткого замыкания в силовой цепи. Обратите внимание на левую часть схемы, отличия подключения силовых контактов КМ-1 и КМ-2 состоят в порядке подключения фаз. Как известно для смены направления вращения асинхронного двигателя (реверса) нужно поменять местами 2 из 3 фаз (любые), здесь поменяли местами 1 и 3 фазу.
В остальном работа схемы аналогична предыдущей.
Кстати на советских пускателях и контакторах были совмещенные блок-контакты, т.е. один из них был замкнутым, а второй разомкнутым, в большинстве современных контакторов нужно устанавливать сверху приставку блок-контактов, в которой есть 2-4 пары дополнительных контактов как раз для этих целей.
Подключение к однофазной сети
Для подключения трёхфазного электродвигателя 380В к однофазной сети 220В чаще всего используется схема с фазосдвигающими конденсаторами (пусковыми и рабочими). Без конденсаторов двигатель может и запустится, но только без нагрузки, и придется при запуске крутануть его вал от руки.
Проблема состоит в том, что для работы АД нужно вращающееся магнитное поле, которое нельзя получить от однофазной сети без дополнительных элементов. Но подключив одну из обмоток через дроссель, можно сдвинуть фазу напряжения до -90˚ а с помощью конденсатора на +90˚ относительно фазы в сети. Подробнее вопрос сдвига фаз мы рассматривали в статье: https://samelectrik.ru/chto-takoe-aktivnaya-reaktivnaya-i-polnaya-moshhnost.html.
Чаще всего для сдвига фаз используют именно конденсаторы, а не дроссели. Таким образом получают не вращающееся, а эллиптическое. В результате вы теряете около половины мощности от номинала. Однофазные АД работают при таком включении лучше, за счет того, что у них обмотки изначально рассчитаны и расположены на статоре для такого подключения.
Типовые схемы подключения двигателя без реверса для схем звезды или треугольника вы видите ниже.
Резистор на схеме ниже нужен для разрядки конденсаторов, так как после отключения питания на его выводах останется напряжение и вас может ударить током.
Ёмкость конденсатора для подключения трёхфазного двигателя к однофазной сети вы можете выбрать исходя из таблицы ниже. Если вы наблюдаете сложный и затяжной запуск — зачастую нужно увеличить пусковую (а иногда и рабочую) ёмкость.
Или посчитать по формулам:
Если двигатель мощный или запускается под нагрузкой (например, в компрессоре) — нужно подключить и пусковой конденсатор.
Чтобы упростить включение вместо кнопки «РАЗГОН» используют «ПНВС». Это кнопка для запуска двигателей с пусковым конденсатором. У неё три контакта, на два из них подключается фаза и ноль, а через третий – пусковой конденсатор. На лицевой панели расположено две клавиши — «ПУСК» и «СТОП» (как на автоматах АП-50).
Когда вы включаете двигатель и нажимаете первую клавишу до упора, замыкаются три контакта, после того как двигатель раскрутился, и вы отпускаете «ПУСК», средний контакт размыкается, а два крайних остаются замкнутыми, из цепи выводится пусковой конденсатор. При нажатии кнопки «СТОП» все контакты разомкнуться. Схема подключения при этом почти аналогична.
Подробно о том, что такое и как правильно подключить ПНВС, вы можете посмотреть в следующем видео:
Схема подключения электродвигателя 380В к однофазной сети 220В с реверсом
Асинхронные двигатели обладают многими преимуществами в работе. Это надёжность, большая мощность, хорошая производительность. Подключение электродвигателя звездой и треугольником обеспечивают его стабильную эксплуатацию.
В основе электромотора выделяют две основные части: крутящийся ротор и статичный статор. Оба имеют в структуре набор токопроводящих обмоток. Электрообмотки неподвижного элемента, расположены в пазах магнитного провода на расстоянии 120 градусов. Все окончания обмоток выводятся в электрораспределительный блок, там фиксируются. Контакты пронумерованы.
Подключения двигателей могут быть звездой, треугольником, а также всевозможные их переключения. Каждое соединение обладает своими преимуществами и недостатками. Двигатели, соединённые по схеме звезда, имеют плавную, мягкую работу, действие электродвигателя ограничено мощностью по сравнению с треугольником, так как её значение больше в полтора раза.
Объединение в одной общей точке: подключение звезда
Концы обмоток статора соединены вместе в одном пункте. Трехфазное напряжение поступает на начало обмоток. Значение пусковых токов при соединении треугольник более мощное. Соединение звезда означает сводку концов обмотки статора. Напряжение поступает на начала каждой обмотки.
Обмотки соединяются последовательно замкнутой ячейкой, образуют треугольное соединение. Ряды контактов с клеммами расположены параллельно по отношению друг к другу. Например, начало вывода 1 находится напротив конца 1. Питание сети подаётся на статорные обмотки, создавая вращения магнитного поля, приводящее к движению ротора. Крутящийся момент, возникающий после подключения трехфазного электродвигателя, является недостаточным для пуска. Увеличение вращающего элемента достигается при помощи использования дополнительного элемента. Например, трехфазного частотника, подключенного к асинхронному двигателю на рисунке ниже.
Чертеж подсоединения классического частотного преобразователя звездой
По данной схеме подсоединяются отечественные моторы 380 вольт.
Смешанный способ
Комбинированный тип подключения применим для электромоторов мощностью от 5 кВт. Схема звезда — треугольник используется при необходимости снизить пусковые токи агрегата. Принцип действия начинается со звезды, а после набора двигателем нужных оборотов, происходит автоматическое переключение на треугольник.
Схема пуска трёхфазного электродвигателя с помощью реле
Данная схема не подходит устройствам с перегрузками, так как возникает слабый крутящийся момент, что может привести к поломке.
Принцип работы
Пуск питания происходит с помощью второго и релейного контакта. Затем на статоре срабатывает третий пускатель, тем самым размыкая цепь, образованную катушкой третьего элемента, в нем происходит замыкание. Далее первая обмотка статора начинает работать. Затем происходит замыкание в магнитном пускателе, срабатывает временное термореле, которое в третьей точке замыкает. Далее наблюдается замыкание контакта временного термореле в электроцепи второй обмотки статора. После отсоединения обмоток третьего элемента, происходит замыкание контактов в цепочке третьего элемента.
К началу обмоток проходит ток на три фазы. Он поступает через силовые контакты магнита первого элемента. Контакты третьего пускателя включают его, замыкают концы обмоток, которые соединяются звездой.
Затем включается реле времени первого пускателя, третий выключается, а второй включается. Контакты К2 замыкают, напряжение поступает на концы обмоток. Это и есть включение треугольником.
Различные производители изготавливают реле пуска, необходимое для запуска электродвигателя. Они отличаются внешне, по названию, но выполняют одинаковую функцию.
Обычно подключение к сети 220 происходит фазосдвигающим конденсатором. Питание поступает от любой электросети, вращает ротор с одинаковой частотой. Конечно, мощность от трёхфазной сети будет больше, чем от однофазной. Если трёхфазный двигатель работает от однофазной сети, теряется мощность.
Некоторые виды моторов не предназначены для работы от бытовой сети. Поэтому выбирая прибор для дома, предпочтение следует отдать двигателям с короткозамкнутыми роторами.
По номинальному питанию отечественные электродвигатели делятся на два типа: мощностью 220 — 127 вольт и 380 — 220 вольт. Первый тип электромоторов небольшой мощности применяется нечасто. Вторые устройства имеют широкое распространение.
При монтаже электродвигателя любой мощности действует определенный принцип: устройства с низкой мощностью подключается по схеме треугольник, а с высокой соединяются звездой. Электропитание 220 поступает на сводку треугольником, напряжение 380 идёт на соединение звездой. Это обеспечит долгую и качественную работу механизма.
Рекомендованная схема для подключения двигателя значится в техническом документе. Значок △ означает соединение в этой же форме. Буква Y указывает на рекомендуемую схему подключения звездой. Характеристики многочисленных элементов обозначены цветами, в связи с их маленькими габаритами. По цвету читается, например, номинал, сопротивление. Если стоят оба знака, то соединение возможно переключением △ и Y. Когда стоит одна определенная маркировка, например, Y, то доступное подключение будет только по схеме звезда.
Схема △ даёт мощность на выходе до 70 процентов, значение пусковых токов доходит до максимальной величины. А это может испортить двигатель. Данная схема является единственным вариантом для работы от российских электросетей зарубежных асинхронных двигателей с мощностью 400 — 690 вольт.
Поэтому выбирать правильное соединение или переключение, необходимо учитывая особенности электрической сети, силовой мощности электродвигателя. В каждом случае следует ознакомиться с техническими характеристиками мотора и оборудования, для которого он предназначен.
Практически любое производство в наши дни не обходится без мощного асинхронного электродвигателя. При запуске такого двигателя пусковой ток в 3-8 раз превышает значение номинального тока, необходимого для работы в нормально-устойчивом режиме.
Большой пусковой ток необходим для того, чтобы раскрутить ротор из состояния покоя. Для этого необходимо приложить гораздо больше усилий, чем для дальнейшего поддержания постоянного числа оборотов в заданный промежуток времени. Значительные величины пусковых токов у асинхронных двигателей являются весьма нежелательным явлением, поскольку это может приводить к кратковременной нехватке энергии для другого подключенного к этой же сети оборудования (падению напряжения). Масса примеров такого влияния встречается как на производстве, так и в быту. Первое, что вспоминается — это «мигание» электрической лампочки при работе сварочного аппарата, но бывают случаи серьезнее: просадка напряжения может стать причиной бракованной партии товара на производстве, что ведет к большим финансовым и трудовым затратам. Большой пусковой ток также может вызвать ощутимые тепловые перегрузки обмотки электродвигателя, в результате чего происходит старение изоляции, ее повреждение и в конечном итоге может произойти сгорание двигателя.
Все это послужило мотивом для поиска решения по минимизации токов пуска. Одним из таких решений является метод запуска двигателя по схеме «звезда-треугольник». Для начала разберемся что же такое «звезда», а что — «треугольник», и чем они отличаются друг от друга. Звезда и треугольник являются самыми распространенными и применяемыми на практике схемами подключения трехфазных электродвигателей. При включении трехфазного электродвигателя «звездой» (см. Рисунок 1) концы обмоток статора соединяются вместе, соединение происходит в одной точке, называемой нулевой точкой или нейтралью. Трехфазное напряжение подается на начало обмоток.
Рисунок 1 — Схема подключения «звезда»При соединении обмоток статора «звездой», соотношение между линейным и фазным напряжениями выражается формулой:
U л = U ф ⋅ 3 U _л= U _ф cdot sqrt{3}где:
Uл — напряжение между двумя фазами;
Uф — напряжение между фазой и нейтральным проводом;
Значения линейного и фазного токов совпадают, т. е. Iл = Iф.
При включении трехфазного электродвигателя по схеме «треугольник» (см. Рисунок 2) обмотки статора электродвигателя соединяются последовательно. Таким образом, конец одной обмотки соединяется с началом следующей, напряжение в этом случае подается на точки соединения обмоток. При соединеии обмоток статора «треугольником» напряжение на фазе равно линейному напряжению между двумя проводами: Uл = Uф.
Рисунок 2 — Схема подключения «треугольник»Однако ток в линии (сети) больше, чем ток в фазе, что описывается формулой:
I л = I ф ⋅ 3 I _л=I _ф cdot sqrt{3}где:
Iл — линейный ток;
Iф — фазный ток.
Получается, что соединяя обмотки «звездой», мы уменьшаем линейный ток, чего изначально и добивались. Но есть и обратная сторона этой схемы: как мы видим из формулы, пусковой момент двигателя прямо пропорционален фазному напряжению:
M n = m ⋅ U 2 ⋅ r 2 ´ ⋅ p 2 ⋅ π ⋅ f ( ( r 1 + r 2 ´ ) 2 + ( x 1 + x 2 ´ ) 2 ) M _n = { m cdot U^2 cdot acute r_2 cdot p } over { 2 cdot %pi cdot f( ( r _1 + acute r _2 )^2 + ( x_1 + acute x_2 )^2 )}где:
U — фазное напряжение обмотки статора;
r1 — активное сопротивление фазы обмотки статора
r2 — приведенное значение активного сопротивления фазы обмотки ротора;
x1 — индуктивное сопротивление фазы обмотки статора;
x2 — приведенное значение индуктивного сопротивления фазы обмотки неподвижного ротора;
m — количество фаз;
p — число пар полюсов.
Чтобы было нагляднее, давайте рассмотрим пример: предположим, что рабочей схемой обмотки асинхронного электродвигателя является «треугольник», а линейное напряжение питающей сети равно 380 В, сопротивление обмотки статора Z = 10 Ом. Если обмотки во время пуска подключены «звездой», то уменьшатся напряжение и ток в фазах:
U ф = U л 3 = 380 3 = 220 В U _ф= {U _л} over { sqrt{3} } = {380} over {sqrt{3}} =220ВФазный ток равен линейному току и равен:
I ф = I л = U ф Z = 220 10 = 22 A I _ф=I _л= {U _ф} over {Z } = {220} over {10} =22AПосле того, как двигатель набрал необходимые обороты, т. е. разогнался, переключаем обмотки со «звезды» на «треугольник», в этом случае получаем совершенно другие значения тока и напряжения:
U ф = U л = 380 B U _ф=U _л =380B I ф = U ф Z = 380 10 = 38 A I _ф = {U _ф} over {Z} = {380} over {10}=38A I л = 3 ⋅ I ф = 3 ⋅ 38 = 65 ,8 A I _л= sqrt{3} cdot I _ф=sqrt{3} cdot38=65,8AСоответственно, при пуске двигателя по схеме «звезда», фазное напряжение в √3 раз меньше линейного, а по схеме «треугольник» — они равны. Отсюда следует, что момент при пуске по схеме «звезда» в 3 раза меньше, а значит, запуская двигатель по этой схеме, мы не сможем добиться выхода двигателя на номинальную мощность. Решая одну проблему возникает вторая, не менее острая, чем повышенные пусковые токи. Но единое решение все-таки есть: необходимо скомбинировать схемы подключения двигателя так, чтобы при пуске мощного двигателя не было больших токов в сети, а после того, как двигатель выйдет на необходимые для его работы обороты, происходит переключение на схему «треугольник», что позволяет работать со 100% нагрузкой без каких-либо проблем.
С поставленной задачей прекрасно справляется реле времени Finder 80.82. При подаче питания на реле, мгновенно замыкается контакт, который отвечает за подключение по схеме «звезда». После заданного промежутка времени, на котором обороты двигателя достигают рабочей частоты, контакт схемы «звезда» размыкается и замыкается контакт, который отвечает за подключение по схеме «треугольник». Контакты останутся в таком положении до снятия питания с реле. Наглядная диаграмма работы данного реле представлена на Рисунке 3.
Рисунок 3 — Временная диаграмма реле времени 80.82Рассмотрим более подробно реализацию данной схемы на практике. Она применима только для двигателей, у которых на шильдике указано «Δ/Y 380/660В». На Рисунке 4 представлена силовая часть схемы «звезда-треугольник», в которой используется три электромагнитных пускателя.
Рисунок 4 — Силовая часть схемы «звезда-треугольник»Как было описано ранее, для управления переключением со схемы «звезда» на схему «треугольник» необходимо воспользоваться реле Finder 80.82. На Рисунке 5 представлена схема управления с помощью данного реле.
Рисунок 5 — Управление схемой «звезда-треугольник»Разберем алгоритм работы данной схемы:
После нажатия кнопки S1.1, запитывается катушка пускателя КМ1, в результате чего, замыкаются силовые контакты КМ1 и при помощи дополнительного контакта КМ1.1 реализуется самоподхват пускателя. Одновременно подается напряжение на реле времени U1. Замыкаются контакты реле времени 17-18 и включается пускатель КМ2. Таким образом, происходит запуск двигателя по схеме «звезда». По истечении времени Т (см. Рисунок 3), контакт реле времени 17-18 мгновенно разомкнется, пройдет задержка времени Tu, и замкнется контакт 17-28. Вследствие чего, сработает пускатель КМ3, который осуществляет переключение на схему «треугольник». Нормально замкнутые контакты пускателей КМ2.2 и КМ3.2 используется для предотвращения одновременного включения пускателей КМ2 и КМ3. Чтобы защитить двигатель от перегрузки, в силовой цепи установлено тепловое реле КК1. В случае перегрузки, тепловое реле разомкнет силовую цепь и цепь управления через контакт КК1.1. Остановка двигателя происходит при нажатии кнопки S1.2, которая разрывает цепь самоподхвата и обесточит катушку пускателя КМ1.
Обобщая написанное, можно сделать вывод, что для облегчения пуска мощного электродвигателя, рекомендуется изначально запускать его по схеме «звезда», что позволяет значительно снизить пусковые токи, уменьшить просадку напряжения в сети, но не позволяет двигателю выйти на номинальный режим работы. Для выхода двигателя на номинальный режим необходимо осуществить переключение обмоток статора на схему «треугольник». Схема переключения обмоток со «звезды» в «треугольник» реализована с помощью реле времени Finder 80.82, в котором устанавливается время разгона электродвигателя.
Список использованной литературы:
- ГОСТ 11828-86 «Определение вращающих моментов и пусковых токов».
- Вешеневский С. Н. Характеристики двигателей в электроприводе. // Издание 6-е, исправленное — Москва, Издательство «Энергия», 1977
- Войнаровский П. Д. Электродвигатели // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.) — СПб., 1890—1907
Читайте также:
90000 Difference between Star and Delta Connections 90001 90002 90003 Comparison between Star and Delta Connections 90004 90005 90006 We mostly use the terms star and delta in electrical systems while discussing three phase AC circuits and electric motors. Below is a given table which compares both Star and delta connections showing the exact 90003 difference between Star (Y) and Delta (Δ) Connections 90004. 90009 90009 90011 90012 90013 90014 90015 90003 STAR Connection (Y) 90004 90018 90015 90003 DELTA Connection (Δ) 90004 90018 90023 90014 90015 In 90003 STAR Connection 90004, the starting or finishing ends (similar ends) of three coils are connected together to form the neutral point.A common wire is taken out from the neutral point which is called 90003 Neutral 90004. 90018 90015 In 90003 DELTA Connection 90004, the opposite ends of three coils are connected together. In other words, the end of each coil is connected with the starting point of another coil, and three wires are taken out from the coil joints. 90018 90023 90014 90015 There is a 90003 Neutral 90004 or 90003 Star Point 90004. 90018 90015 No Neutral Point in Delta Connection. 90018 90023 90014 90015 Three phase four wire system is derived from Star Connections 90003 (3-Phase, 4 Wires System 90004).We may Also derive 3 Phase 3 Wire System from Star Connection 90018 90015 Three phase three wire system is derived from Delta Connections 90003 (3-Phase, 3 Wires System) 90004. i.e. 3 Phase, Wire system is not possible in Delta Connection. 90018 90023 90014 90015 Line Current is Equal to the Phase Current. i.e. 90006 90003 Line Current = Phase Current 90004 90011 90006 90003 I 90064 L 90065 = I 90064 PH 90065 90004 90011 90018 90015 Line Current is 90003 √3 90004 times of Phase Current.i.e. 90006 90003 I 90064 L 90065 = √3 I 90064 PH 90065 90004 90011 90018 90023 90014 90015 Line Voltage is √3 times of Phase Voltage. i.e. 90006 90003 V 90064 L 90065 = √3 V 90064 PH 90065 90004 90011 90018 90015 Line Voltage is Equal to the Phase Voltage. i.e. 90006 90003 Line Voltage = Phase Voltage 90004 90011 90006 90003 V 90064 L 90065 = V 90064 PH 90065 90004 90011 90018 90023 90014 90015 In Star Connection, the Total Power of three Phases could be found by: 90006 P = √3 x V 90064 L 90065 x I 90064 L 90065 x COSф ….Or 90011 90006 P = 3 x V 90064 PH x 90065 I 90064 PH 90065 x COSф 90011 90006 90003 P = √3 V x 1 90004 90011 90018 90015 In Delta Connection, the Total Power of three phases could be found by: 90006 P = √3 x V 90064 L 90065 x I 90064 L 90065 x COSф … Or 90011 90006 P = 3 x V 90064 PH x 90065 I 90064 PH 90065 x COSф 90011 90006 90003 P = 3 x V (1 / √3) 90004 90011 90018 90023 90014 90015 The speeds of Star connected motors are slow as they receive 90003 1 / √3 90004 voltage. 90018 90015 The speeds of Delta connected motors are high because each phase gets the total of line voltage.90018 90023 90014 90015 In Star Connection, Smooth starting and operation with nominal power, normal operation without overheating can be achieved. 90018 90015 In Delta Connection, Motor receives highest Power output. 90018 90023 90014 90015 In Star Connection, the phase voltage is low as 1 / √3 of the line voltage. Therefore, it needs a low number of turns, hence saving in copper. 90018 90015 In Delta connection, The phase voltage is equal to the line voltage, hence it needs more number of turns which increase the total cost.90018 90023 90014 90015 Low insulation required as phase voltage is low as compared to Delta. 90018 90015 High insulation is required as Phase voltage = Line Voltage. 90018 90023 90014 90015 Star Connection is a common and general system which is used in Power transmission. 90018 90015 Delta Connection is a typical system used in Distribution system and Industries. 90018 90023 90180 90181 90006 The same table showing differences between star and delta configurations can be seen below if you face any difficulty while reading the text.90011 90006 Click image to enlarge 90011 90186 90186 Main Difference between Star and Delta Connections 90006 Related Posts: 90011.90000 Star / Delta motor connection 380V / 220V | GoHz.com 90001 90002 If the motor is designed to run in star a 380V 3-phase power supply, then it can not be connected in delta on the ‘same’ supply. That would be the equivalent of applying 380 volt to 220v windings so clearly the motor would fail. 90003 90002 Note that in star, each winding gets root3 of the applied voltage (or 380 / 1.732) connecting in delta means that each winding get the phase-phase voltage EG 380V. 90003 90002 If the motor is rated at 380V — ‘delta connected’ then it could be connected in star or delta as connecting a 380V delta rated motor in star will reduce the voltage across the windings to 220V which is OK and often used in Star / Delta starting to reduce start up current.Of Couse all 6 motor windings must be accessible. 90007 90007 As stated above, you can take a 380v, 3 phase star connected motor and run it as a 220v, three phase delta connected motor. Going back to basics it is the current driven by the voltage that creates the flux. The flux density (dependent on many things) is a function of the current and voltage. The current is controlled by the impedance of the circuit and the load on the motor. As most insulation that goes into motors is rated at 1000v plus, the voltage is not a problem until the impedance gets low enough to exceed the current limitation on the conductors to a point where the temperature will destroy the insulation.We have run 380v on 525v and vice versa in an emergency. The efficiency and power factor will NOT be as per design and you must understand this. Setting up the protection is tricky and safety first, please. 90003 90002 In summary, you can put any voltage onto a motor as long as it does not exceed the insulation level and the current limitations of that particular motor. 90003 90002 In closing, there are single phase inputs to three phase variable frequency drives (VFD). Very often I get a query that they can not get the motor up to full load without exceeding the name plate data.Small motors, for which these VFDs where designed for are generally connected in star. As the VFD can not generate a DC bus above the peak voltage of the input, you can never get 380v out of a 220v input. Thus the VFD gives out three phase 220v. The motor needs to be connected in delta to run at full load / power. 90003 .90000 3 Phase Power, Voltage & Current Values 90001 90002 90003 Three Phase Delta Connection: Line, Phase Current, Voltages & Power in Δ Configuration 90004 90005 90006 90007 90003 What is Delta Connection (Δ)? 90005 90010 90011 90003 Delta or Mesh Connection 90005 (90003 Δ 90005) System is also known as 90003 Three Phase Three Wire System 90005 (90003 3-Phase 3 Wire 90005) and it is the most preferred system for AC power transmission while for distribution, Star connection is generally used.90020 90011 In 90003 Delta 90005 (also denoted by 90003 Δ 90005) system of interconnection, the starting ends of the three phases or coils are connected to the finishing ends of the coil. Or the starting end of the first coil is connected to the finishing end of the second coil and so on (for all three coils) and it looks like a closed mesh or circuit as shown in fig (1). 90020 90011 In more clear words, all three coils are connected in series to form a close mesh or circuit. Three wires are taken out from three junctions and the all outgoing currents from junction assumed to be positive.90020 90011 In 90003 Delta connection 90005, the three windings interconnection looks like a short circuit, but this is not true, 90003 if the system is balanced, then the value of the algebraic sum of all voltages around the mesh is zero 90005 in Delta connection . 90020 90011 When a terminal is open in Δ, then there is no chance of flowing currents with basic frequency around the closed mesh. 90020 90011 Also Read: 90020 90011 90003 Good to Remember: 90005 In Delta configuration, at any instant, the EMF value of one phase is equal to the resultant of the other two phases EMF values but in the opposite direction.90020 90043 90043 Fig (1). 3 Phase Power, Voltage & Current Values in Delta Connection (Δ) 90007 90003 Voltage, Current and Power Values in Delta Connection (Δ) 90005 90010 90011 Now we will find the values of Line current, Line Voltage, Phase Current, Phase Voltages and Power in three phase Delta AC system. 90020 90051 90003 Line Voltages (V 90053 L 90054) and Phase Voltages (V 90053 Ph 90054) in Delta Connection 90005 90058 90011 It is seen in fig 2 that there is only one phase winding between two terminals (i.e. there is one phase winding between two wires). Therefore, 90003 in Delta Connection, the voltage between (any pair of) two lines is equal to the phase voltage of the phase winding 90005 which is connected between two lines. 90020 90011 Since the phase sequence is R → Y → B, therefore, the direction of voltage from R phase towards Y phase is positive (+), and the voltage of R phase is leading by 120 ° from Y phase voltage. Likewise, the voltage of Y phase is leading by 120 ° from the phase voltage of B and its direction is positive from Y towards B.90020 90011 If the line voltage between; 90020 90067 90068 Line 1 and Line 2 = V 90053 RY 90054 90071 90068 Line 2 and Line 3 = V 90053 YB 90054 90071 90068 Line 3 and Line 1 = V 90053 BR 90054 90071 90080 90011 Then, we see that V 90053 RY 90054 leads V 90053 YB 90054 by 120 ° and V 90053 YB 90054 leads V 90053 BR 90054 by 90003 120 ° 90005. 90020 90011 Let’s suppose, 90020 90011 V 90053 RY 90054 = V 90053 YB 90054 = V 90053 BR 90054 = V 90053 L 90054 …………… (Line Voltage) 90020 90011 Then 90020 90011 90003 V 90053 L 90054 = V 90053 PH 90054 90005 90020 90011 I.e. 90003 in Delta connection, the Line Voltage is equal to the Phase Voltage 90005. 90020 90051 90003 Line Currents (I 90053 L 90054) and Phase Currents (I 90053 Ph 90054) in Delta Connection 90005 90058 90011 It will be noted from the below (fig-2) that the 90003 total current of each Line is equal to the vector difference between two phase currents in Delta connection 90005 flowing through that line. i.e .; 90020 90067 90068 Current in Line 1 = I 90053 1 90054 = I 90053 R 90054 — I 90053 B 90054 90071 90068 Current in Line 2 = I 90053 2 90054 = I 90053 Y 90054 — I 90053 R 90054 90071 90068 Current in Line 3 = I 90053 3 90054 = I 90053 B 90054 — I 90053 Y 90054 90071 90080 90011 {Vector Difference} 90020 90159 90159 Fig (2).Line & Phase Current and Line & Phase Voltage in Delta (Δ) Connection 90011 The current of Line 1 can be found by determining the vector difference between I 90053 R 90054 and I 90053 B 90054 and we can do that by increasing the I 90053 B 90054 Vector in reverse, so that, I 90053 R 90054 and I 90053 B 90054 makes a parallelogram. The diagonal of that parallelogram shows the vector difference of I 90053 R 90054 and I 90053 B 90054 which is equal to current in Line 1 = I 90053 1 90054.Moreover, by reversing the vector of I 90053 B 90054, it may indicate as (-I 90053 B 90054), therefore, the angle between I 90053 R 90054 and -I 90053 B 90054 (I 90053 B 90054, when reversed = -I 90053 B 90054) is 60 °. If, 90020 90011 90003 I 90053 R 90054 = I 90053 Y 90054 = I 90053 B 90054 = I 90053 PH 90054 90005 …. The phase currents 90020 90011 Then; 90020 90011 The current flowing in Line 1 would be; 90020 90011 I 90053 L 90054 or I 90053 1 90054 = 2 x I 90053 PH 90054 x Cos (60 ° / 2) 90020 90011 = 2 x I 90053 PH 90054 x Cos 30 ° 90020 90011 = 2 x I 90053 PH 90054 x ( √3 / 2) …… Since Cos 30 ° = √3 / 2 90020 90011 90003 I 90053 L 90054 = √3 I 90053 PH 90054 90005 90020 90011 i.e. 90003 In Delta Connection, The Line current is √3 times of Phase Current. 90005 90020 90011 Similarly, we can find the reaming two Line currents as same as above. ie, 90020 90011 I 90053 2 90054 = I 90053 Y 90054 — I 90053 R 90054 … Vector Difference = √3 I 90053 PH 90054 90020 90011 I 90053 3 90054 = I 90053 B 90054 — I 90053 Y 90054 … Vector difference = √3 I 90053 PH 90054 90020 90011 As, all the Line current are equal in magnitude ie 90020 90011 90003 I 90053 1 90054 = I 90053 2 90054 = I 90053 3 90054 = I 90053 L 90054 90005 90020 90011 Hence 90020 90011 90003 IL = √3 I 90053 PH 90054 90005 90020 90011 It is seen from the fig above that; 90020 90067 90068 The Line Currents are 120 ° apart from each other 90071 90068 Line currents are lagging by 30 ° from their corresponding Phase Currents 90071 90068 The angle Ф between line currents and respective line voltages is (30 ° + Ф), i.e. each Line current is lagging by (30 ° + Ф) from the corresponding line voltage. 90071 90080 90011 Related Post: Star and Delta Connected Lighting Loads 90020 90051 90003 Power in Delta Connection 90005 90058 90011 We know that the power of each phase; 90020 90011 90003 Power / Phase = V 90053 PH x 90054 I 90053 PH 90054 x COSф 90005 90020 90011 And the total power of three phases; 90020 90011 90003 Total Power = P = 3 x V 90053 PH x 90054 I 90053 PH 90054 x COSф 90005 … .. (1) 90020 90011 We know that the values of Phase Current and Phase Voltage in Delta Connection; 90020 90011 I 90053 PH 90054 = I 90053 L 90054 / √3 ….. (From I 90053 L 90054 = √3 I 90053 PH 90054) 90020 90011 90003 V 90053 PH 90054 = V 90053 L 90054 90005 90020 90011 Putting these values in power eq ……. (1) 90020 90011 P = 3 x V 90053 L 90054 x (I 90053 L 90054 / √3) x COSф …… (I 90053 PH 90054 = I 90053 L 90054 / / √3) 90020 90011 P = √3 x√ 3 x V 90053 L 90054 x (I 90053 L 90054 / √3) x COSф … {3 = √3x√3} 90020 90011 90003 P = √3 x V 90053 L 90054 x I 90053 L 90054 x COSф 90005 … 90020 90011 Hence proved; 90020 90011 90003 Power in Delta Connection 90005, 90020 90011 90003 P = 3 x V 90053 PH x 90054 I 90053 PH 90054 x COSф 90005 ….or 90020 90011 90003 P = √3 x V 90053 L 90054 x I 90053 L 90054 x COSф 90005 90020 90011 Where Cos Φ = Power factor = the phase angle between Phase Voltage and Phase Current (not between Line current and line voltage). 90020 90011 The same is explained in 3-Phase Circuit MCQs with explanatory Answer (MCQs No.1) 90020 90011 90003 Good to Remember: 90005 90020 90011 90003 In both Star and Delta Connections, The total power on balanced load is same 90005. 90020 90011 I.e. 90003 total power in a Three Phase System = P = √3 x V 90053 L 90054 x I 90053 L 90054 x COSф 90005 90020 90011 90003 90405 Good to know: 90406 90005 90020 90011 90003 Balanced System is a system where: 90005 90020 90067 90068 All three phase voltages are equal in magnitude 90071 90068 All phase voltages are in phase by each other i.e. 360 ° / 3 = 120 ° 90071 90068 All three phase Currents are equal in magnitude 90071 90068 All phase Currents are in phase by each other i.e. 360 ° / 3 = 120 ° 90071 90068 A three phase balanced load is a system in which the load connected across three phases are identical. 90071 90080 90011 Also Read: 90020.90000 Star-Delta Transformer Connection Overview 90001 90002 90002 General Electric power transformer nameplate (50 MVA Substation Power Transformer with Load Tap Changer) 90004 Star-Delta Connection Overview 90005 90006 In this type of transformer connection, then primary is connected in star fashion while the secondary is connected in delta fashion as shown in the 90007 90008 Figure 1 90009 90010 below. 90011 90012 90012 Figure 1 — Transformer Connection — Star-Delta 90006 The voltages on primary and secondary sides can be represented on the phasor diagram as shown in the 90007 90008 Figure 2 90009 90010 below.90011 90020 90020 Figure 2 — Phasor diagram with voltages on primary and secondary sides 90022 Key points 90023 90024 90025 As Primary in Star connected 90026 90025 Line voltage on Primary side = √3 X Phase voltage on Primary side. So 90026 90025 Phase voltage on Primary side = Line voltage on Primary side / √3 90026 90025 Now Transformation Ration (K) = Secondary Phase Voltage / Primary Phase Voltage 90026 90025 Secondary Phase Voltage = K X Primary Phase Voltage. 90026 90025 As Secondary in delta connected: 90026 90025 Line voltage on Secondary side = Phase voltage on Secondary side.90026 90025 Secondary Phase Voltage = K X Primary Phase Voltage. = K X (Line voltage on Primary side / √3) 90026 90025 90008 90007 Secondary Phase Voltage = (K / √3) X Line voltage on Primary side. 90010 90009 90026 90025 90008 90007 There is s +30 Degree or -30 Degree Phase Shift between Secondary Phase Voltage to Primary Phase Voltage 90010 90009 90026 90053 90054 90022 Advantages of Star Delta Connection 90023 90024 90025 The primary side is star connected. Hence fewer numbers of turns are required.This makes the connection economical for large high voltage step down power transformers. 90026 90025 The neutral available on the primary can be earthed to avoid distortion. 90026 90025 The neutral point allows both types of loads (single phase or three phases) to be met. 90026 90025 Large unbalanced loads can be handled satisfactory. 90026 90025 The Y-D connection has no problem with third harmonic components due to circulating currents inD. It is also more stable to unbalanced loads since the D partially redistributes any imbalance that occurs.90026 90025 The delta connected winding carries third harmonic current due to which potential of neutral point is stabilized. Some saving in cost of insulation is achieved if HV side is star connected. But in practice the HV side is normally connected in delta so that the three phase loads like motors and single phase loads like lighting loads can be supplied by LV side using three phase four wire system. 90026 90025 As Grounding Transformer: In Power System Mostly grounded Y- Δ transformer is used for no other purpose than to provide a good ground source in ungrounded Delta system.Take, for example, a distribution system supplied by 90008 Δ 90009 connected (i.e., ungrounded) power source. 90054. 90054 If it is required to connect phase-to-ground loads to this system a grounding bank is connected to the system, as shown in 90007 90008 Figure 3 90009 90010 below: 90079 90079 Figure 3 — Y-D Grounding transformer 90026 90025 This system a grounding bank is connected to the system, as shown in 90007 90008 Figure 3 90009 90010. Note that the connected winding is not connected to any external circuit in 90007 90008 Figure 3 90009 90010.90026 90025 With a load current equal to 3 times i, each phase of the grounded Y winding provides the same current i, with the -connected secondary winding of the grounding bank providing the ampere-turns required to cancel the ampere-turns of the primary winding . Note that the grounding bank does not supply any real power to the load; it is there merely to provide a ground path. All the power required by the load is supplied by two phases of the ungrounded supply. 90026 90053 90054 90022 Disadvantages of Star-Delta Connection 90023 90006 In this type of connection, the secondary voltage is not in phase with the primary.Hence it is not possible to operate this connection in parallel with star-star or delta-delta connected transformer. 90011 90006 One problem associated with this connection is that the secondary voltage is shifted by 30 90101 0 90102 with respect to the primary voltage. This can cause problems when paralleling 3-phase transformers since transformers secondary voltages must be in-phase to be paralleled. Therefore, we must pay attention to these shifts. 90011 90006 If secondary of this transformer should be paralleled with secondary of another transformer without phase shift, there would be a problem.90011 90054 90022 Application 90023 90006 90008 It is commonly employed for power supply transformers. 90009 This type of connection is commonly employed at the substation end of the transmission line. The main use with this connection is to step down the voltage. The neutral available on the primary side is grounded. It can be seen that there is phase difference of 30 ° between primary and secondary line voltages. 90011 90006 Commonly used in a 90008 step-down transformer 90009, Y connection on the HV side reduces insulation costs the neutral point on the HV side can be grounded, stable with respect to unbalanced loads.As for example, at the end of a transmission line. The neutral of the primary winding is earthed. 90011 90006 In this system, line voltage ratio is 1 / √3 Times of transformer turn-ratio and secondary voltage lags behind primary voltage by 30 °. Also third harmonic currents flow in the to give a sinusoidal flux. 90011 .