ПАРОВАЯ ТУРБИНА • Большая российская энциклопедия
ПАРОВА́Я ТУРБИ́НА, турбина, в которой в качестве рабочего тела используется водяной пар; служит для преобразования тепловой энергии пара в механич. работу. В отличие от паровой машины, в П. т. используют не потенциальную, а кинетич. энергию пара. Осн. назначение П. т. – привод (первичный двигатель) для генераторов электрич. тока на тепловых и атомных электростанциях. П. т. и электрогенератор составляют турбоагрегат.
Конструкция паровых турбин
Схематический продольный разрез активной паровой турбины с тремя ступенями давления: 1 – кольцевая камера свежего пара; 2 – сопла первой ступени; 3 – лопатки первой ступени; 4 – сопла второй ступени; …
П. т. состоит из двух осн. частей – ротора с лопатками (подвижная часть турбины) и статора с соплами (неподвижная часть). Поток пара, образующийся в паровом котле, под высоким давлением поступает через направляющие (статор с соплами) на криволинейные лопатки турбины, закреплённые по окружности ротора, и, воздействуя на них, приводит ротор, закреплённый на одном валу с электрогенератором, во вращение (происходит преобразование тепловой энергии пара в механич. работу). Каждый ряд направляющих и лопаток называется ступенью турбины (как правило, П. т. имеет неск. ступеней). Корпус П. т. с несколькими ступенями давления разделяют диафрагмами на отд. камеры, в каждой из которых помещён один из дисков с лопатками (рис.). Пар может проникать из одной камеры в другую только через сопла, расположенные по окружности диафрагм. Давление пара снижается после каждой ступени, а скорости истечения пара остаются примерно одинаковыми, что достигается выбором соответствующих размеров сопел.
Роторы П. т., предназначенные для привода электрич. генераторов, работающих на электрич. сеть, имеют фиксированную частоту вращения – 3000 об/мин в России и 3600 об/мин в США и др. странах. Роторы П. т., предназначенных для др. потребителей мощности, могут иметь др. частоту вращения, соответствующую характеристикам оборудования потребителя (напр. , транспортные турбины). Давление и темп-ра пара перед турбиной определяются её назначением.
Мощные П. т. имеют сложную конструкцию и большие размеры (см. рис. к ст. Конденсационная турбина). Длина всего агрегата может достигать 30 м. П. т. располагается на фундаменте, представляющем собой многоопорную жел.-бетон. конструкцию, опирающуюся на общую фундаментную плиту. Конструкция П. т. разделяется на неск. цилиндров (частей) – высокого давления (ЦВД), среднего давления (ЦСД) и низкого давления (ЦНД). Обычно мощная П. т. имеет один ЦВД, один или два ЦСД и неск. ЦНД. Пар поступает в турбину, проходит через ЦВД последовательно все ступени, далее через ЦСД (одним или двумя параллельными потоками), затем, разветвляясь ещё на неск. параллельных потоков, проходит ЦНД и сбрасывается в конденсатор. Разветвление потоков перед конденсатором необходимо для увеличения единичной мощности турбины, т. к. однопоточная турбина может вырабатывать ограниченную мощность, которая зависит от длины рабочих лопаток последней ступени. Для обеспечения надёжной эксплуатации П. т. оснащается системой безопасности, предотвращающей возникновение и развитие аварийных ситуаций. Осн. преимущества П. т.: высокая единичная мощность, широкий диапазон мощностей, высокий ресурс работы. Недостатки П. т.: высокая инерционность (долгое время пуска и останова), дороговизна строительства и ремонта. В П. т., используемых на ТЭС, давление пара может достигать 24 МПа и более, темп-ра – 545–600 °C; мощности П. т., работающих на ТЭС, – до 1200 МВт, АЭС – до 1900 МВт. Кпд современных П. т. достигает 40–42%.
Классификация паровых турбин
По принципу действия выделяют активные турбины и реактивные турбины. По количеству ступеней П. т. подразделяют на одноступенчатые и многоступенчатые турбины. В одноступенчатой П. т. не удаётся достаточно полно использовать энергию пара, поэтому совр. П. т. строят многоступенчатыми. По направлению потока рабочего тела выделяют осевые (аксиальные) П. т. (направление потока совпадает с направлением оси ротора, наиболее распространённый тип П. т., используемых для привода электрогенераторов) и радиальные П. т. (поток осуществляется в радиальном направлении либо от оси ротора к периферии дисков, либо наоборот – от периферии к оси). В зависимости от давления пара П. т. бывают: низкого (не выше 0,9 МПа), среднего (не выше 4 МПа), высокого (9–14 МПа) и сверхкритич. давления (24 МПа и более).
В зависимости от характера теплового процесса П. т. подразделяют на 3 группы: конденсационные турбины, теплофикационные и спец. назначения.
Теплофикационные П. т. служат для одноврем. получения электрич. и тепловой энергии. Осн. конечный продукт таких П. т. – теплота. ТЭС, на которых установлены теплофикационные П. т., называются теплоэлектроцентралями. К теплофикационным П. т. относятся турбины с противодавлением, с регулируемым отбором пара, а также с отбором и противодавлением. У турбин с противодавлением отсутствует конденсатор. Отработавший пар, имеющий давление выше атмосферного, поступает в спец. сборный коллектор, откуда направляется к тепловым потребителям для технологич. целей (варка, сушка, отопление и др.). В турбинах с регулируемым отбором часть пара отводится из первой или второй промежуточных ступеней, а остальной пар идёт в конденсатор. Давление отбираемого пара на всех режимах работы турбоагрегата автоматически поддерживается постоянным или же регулируется в заданных пределах, с тем чтобы потребитель получал пар определённого качества. Существует два вида тепловых потребителей: промышленные, где требуется пар с давлением до 1,3–1,5 МПа (производств. отбор), и отопительные, с давлением 0,05–0,25 МПа (теплофикационный отбор). Если требуется пар как производственного, так и отопит. назначения, то в одной турбине могут быть осуществлены два регулируемых отбора; место отбора (ступень турбины) выбирают в зависимости от нужных параметров пара. У турбин с отбором и противодавлением часть пара отводится из первой или второй промежуточных ступеней, а весь отработавший пар направляется из выпускного патрубка в отопит. систему или к сетевым подогревателям.
П. т. специального назначения обычно работают на отбросном тепле металлургич., машиностроит. и химич. предприятий. К ним относятся П. т. «мятого пара», с промежуточным подводом пара (турбины двух давлений) и предвключённые. П. т. «мятого пара» используют отработавший пар низкого давления после технологич. процессов (пар поршневых машин, паровых молотов и прессов), который по к.-л. причинам не может быть использован для отопит. или технологич. нужд. Давление такого пара обычно несколько выше атмосферного, и он направляется в спец. конденсац. турбину (турбину «мятого пара»). П. т. двух давлений работают как на свежем, так и на отработавшем паре паровых механизмов, подводимом в одну из промежуточных ступеней. Предвключённые П. т. представляют собой турбины с высоким начальным давлением и высоким противодавлением; весь отработавший пар этих П. т. направляют далее в обычные конденсационные турбины.
Историческая справка
Первое устройство, приводимое в движение паром (эолипил), было описано Героном Александрийским. В России П. Д. Кузьминский в нач. 1890-х гг. построил и опробовал судовую П. т. собств. конструкции.
П. т. получила практич. применение лишь в кон. 19 в., когда такие отрасли, как термодинамика, машиностроение и металлургия, достигли необходимого уровня. К. Г. П. де Лаваль (1878) и Ч. А. Парсонс (1884) создали первые промышленно пригодные паровые турбины. В П. т. Парсонса использован принцип поступенчатого расширения пара, который лежит в основе конструкции совр. паровых турбин.
В Европе П. т. получили всеобщее признание в качестве привода электрогенераторов только с 1899, когда на электростанции г. Эльберфельд (Германия) впервые были применены две П. т. Парсонса мощностью по 1000 кВт каждая.
В дореволюц. России строились как стационарные, так и судовые П. т. Особенно большие успехи были достигнуты рос. конструкторами и технологами в 1910–14 в проектировании и изготовлении П. т. для крупных воен. кораблей. Впервые отеч. стационарные П. т. построили на металлич. заводе в С.-Петербурге (позднее Ленингр. металлич. завод, ЛМЗ), на котором в 1907 изготовили П. т. для привода электрогенератора мощностью 200 кВт. В 1937 на ЛМЗ выпущена первая конденсационная двухцилиндровая одновальная турбина мощностью 100 МВт; в 1977 построена и сдана в эксплуатацию самая крупная отеч. конденсационная турбина мощностью 1200 МВт. Начиная с 1964 в СССР освоен выпуск П. т. для АЭС.
Паровая и газовая турбины: преимущества и недостатки агрегатов
Промышленные колеса
Кондитерское оборудование: виды, условия эксплуатации, материалы для обслуживания
Термостойкие колеса погрузочной техники
Современные турбины
Назначение энергетических турбин
Энергетическая турбина является приводным механизмом станций по выработке тепла и электроэнергии. Она представляет собой вращающийся вал с лепестками, на которые подается рабочее тело. Вследствие попадания на лопатки вещества под давлением начинает функционировать генератор, соединенный с валом и вырабатывающий энергию.
Турбины делятся на два вида в зависимости от рабочего тела: паровые и газовые.
Отличий в конструкции этих устройств немного. Входящее вещество обеих турбин проходит через камеру сгорания, после чего продукты горения под давлением подаются на лопатки и приводят вал в движение.
Паровая турбина: преимущества и недостатки
В паровой турбине движение вала обеспечивается горячим паром. На входе в систему используется вода.
Преимущества:
- Длительный срок службы – около 20 лет
- Широкий выбор топлива
- Высокий КПД
- Широкий диапазон мощностей
- Отсутствие необходимости подготовки топлива
Рис. 1. Паровая турбина
Газовая турбина: преимущества и недостатки
Особенностью газовой турбины является отсутствие изменения агрегатного состояния рабочего тела. Благодаря этому достигается гораздо большая рабочая температура и повышение КПД.
Преимущества газовой турбины:
- Уменьшенные габариты при одинаковой мощности с паровыми
- Быстрый запуск
- Высокая маневренность
- Широкий спектр используемого топлива
- Потребность в охлаждающей жидкости снижена в 5 раз
- Низкие расходы на техобслуживание, небольшой расход смазочных материалов
- Малое количество сопряженных деталей, снижение потерь на трение
- Постоянство электрической частоты
- Снижение уровня шума и вибрации при работе, а также вредных выбросов
Рис.
Обслуживание паровой и газовой турбины
Высокие температуры и нагрузки оказывают значительное влияние на срок службы механизмов турбин. Для обеспечения нормального функционирования детали производятся из жаростойких материалов с повышенной удельной прочностью.
Однако этого бывает мало и детали нуждаются в дополнительной защите, особенно в моменты запуска и остановки агрегатов.
Для этого на этапе производства элементов турбоустановок на наиболее подверженные износу части наносят антифрикционные твердосмазочные покрытия.
Рис. 3. Лопатки турбин до и после нанесения защитного покрытия на хвостовики
Хвостовики лопаток турбин обрабатываются составом MODENGY 1001, подшипники скольжения — MODENGY 1001 и MODENGY 1002, прессовые посадки — MODENGY 1005, ходовые винты — MODENGY 1001, конденсатоотводчики — MODENGY 1001, крепежные изделия — MODENGY 1014.
Парогазовая турбина
В структуре мировой энергетики усиливается удельный вес газовых турбин и парогазовых установок. Последние представляют собой агрегаты с двумя двигателями: паросиловым и газотурбинным.
На входе имеется газ, который расширяется и подается на лопатки газовой турбины. Генератор, прикрепленный к ее валу, начинает вырабатывать электрический ток.
Горячий пар подается на вторую турбину – паровую. Она приводит в действие второй электрогенератор.
Преимущества парогазовых установок:
- Повышение КПД до 60 процентов
- Низкая стоимость единицы получаемой энергии
- Короткие сроки монтажа (до года)
- Повышение экологичности и компактности по сравнению с паровыми турбинами
- Возможность перестройки с паросиловой установки
Рис. 4. Парогазовая установка
Преимущества и недостатки паровых турбин
Преимущества
- Поскольку паровая турбина представляет собой роторный тепловой двигатель, она особенно подходит для привода электрического генератора.
- Тепловой КПД паровой турбины обычно выше, чем у поршневого двигателя.
- Очень высокая удельная мощность по сравнению с поршневыми двигателями.
- Меньше движущихся частей, чем в поршневых двигателях.
- Паровые турбины подходят для крупных тепловых электростанций. Они изготавливаются различных размеров, вплоть до турбин мощностью до 1,5 ГВт (2 000 000 л.с.), используемых для выработки электроэнергии.
- Обычно пар содержит большое количество энтальпии (особенно в виде теплоты парообразования). Это подразумевает более низкие массовые расходы по сравнению с газовыми турбинами.
- Обычно турбина движется только в одном направлении с гораздо меньшей вибрацией, чем поршневой двигатель.
- Паровые турбины более надежны, особенно в тех случаях, когда требуется устойчивая высокая выходная мощность.
Недостатки
Хотя примерно 90% всей выработки электроэнергии в мире использует паровые турбины, они тоже имеют некоторые недостатки.
- Относительно высокая стоимость за ночь.
- Паровые турбины менее эффективны, чем поршневые двигатели при частичной нагрузке.
- У них более длительный запуск, чем у газовых турбин и, конечно, у поршневых двигателей.
- Менее чувствительны к изменениям потребности в мощности по сравнению с газовыми турбинами и поршневыми двигателями.
Ссылки:
Физика реакторов и теплогидравлика:
- Дж. Р. Ламарш, Введение в теорию ядерных реакторов, 2-е изд., Addison-Wesley, Reading, MA (1983).
- Дж. Р. Ламарш, А. Дж. Баратта, Введение в ядерную технику, 3-е изд., Prentice-Hall, 2001, ISBN: 0-201-82498-1.
- WM Стейси, Физика ядерных реакторов, John Wiley & Sons, 2001, ISBN: 0-471-39127-1.
- Гласстоун, Сезонске. Разработка ядерных реакторов: разработка реакторных систем, Springer; 4-й выпуск, 1994, ISBN: 978-0412985317
- Тодреас Нил Э., Казими Муджид С. Ядерные системы, том I: Основы термогидравлики, второе издание. CRC-пресс; 2 выпуск, 2012 г., ISBN: 978-0415802871
- Зохури Б., Макдэниел П. Термодинамика в системах атомных электростанций. Спрингер; 2015 г., ISBN: 978-3-319-13419-2
- Моран Михал Дж., Шапиро Ховард Н. Основы инженерной термодинамики, пятое издание, John Wiley & Sons, 2006 г., ISBN: 978-0-470-03037-0
- Кляйнстройер К. Современная гидродинамика. Спрингер, 2010 г., ISBN 9.78-1-4020-8670-0.
- Министерство энергетики США, ТЕРМОДИНАМИКА, ТЕПЛОПЕРЕДАЧА И ПОТОК ЖИДКОСТИ. Справочник по основам Министерства энергетики, том 1, 2 и 3. Июнь 1992 г.
- NRC США. NUREG-0800, Стандартный план рассмотрения отчетов об анализе безопасности атомных электростанций: LWR Edition
Паровая турбина
Работа, типы, преимущества и недостатки
Паровые турбины доступны за последние 100 лет, и они производится и используется на различных предприятиях, таких как комбинированный цикл, ископаемое топливо, атомные электростанции. Первая паровая турбина была разработана в 1884 году сэром Чарльзом А. Парсонсом. Эта турбина просто вырабатывала 7,5 кВт энергии и использовалась в Ньюкасле, Англия, для освещения выставки. В настоящее время паровые турбины могут генерировать более 1000 МВт энергии, которая используется на крупных электростанциях. Конструкция турбины осталась прежней, но ее генерирующая мощность значительно увеличилась. Он работал по принципу второго закона термодинамики, а также по теореме Карно. В этой статье обсуждается обзор паровой турбины и ее работы.
Определение: Механическое устройство, используемое для отвода тепловой энергии от пара под давлением для преобразования его в механическую работу. Поскольку турбина производит вращательное движение, она в основном используется для привода электрических генераторов. Эти турбины вырабатывают большую часть электроэнергии в США. Эти механические устройства работают за счет пара, постоянно вращая лопасти. Таким образом, эти лопасти преобразуют большую часть потенциальной энергии пара в кинетическую энергию, а затем турбина используется для привода генератора для выработки электроэнергии.
Паровая турбина
Паровая турбина состоит из некоторых основных частей, таких как роторы и лопасти. Здесь набор лопастей называется рогом, который имеет входы и выходы для пара. Они также включают регуляторы, которые известны как независимые механизмы, используемые для обеспечения действия безопасности турбины.
Принцип работы паровой турбины
Работа паровой турбины может осуществляться с использованием источника тепла, такого как уголь, газ, солнечная энергия и атомная энергия, для нагрева воды до очень высоких температур, пока она не превратится в пар. Поскольку паровые турбины генерируют вращательное движение и связаны с генератором с помощью оси, они вырабатывают энергию через магнитное поле для выработки электрического тока.
Работа паровой турбины
Паровые турбины работают, используя пар высокого давления для активации электрических генераторов на чрезвычайно высоких скоростях. Поэтому они вращаются очень быстро по сравнению с ветряными или водяными турбинами. На электростанции скорость вращения паровой турбины составляет от 1800 до 600 об/мин (повторений в минуту). То есть в два раза быстрее, чем вращаются лопасти обычного ветряка. Они используют редуктор, чтобы заставить генератор работать для выработки электроэнергии. Эта турбина также значительно прочнее паровой машины.
Эти турбины эффективны и широко используются в нескольких приложениях с использованием источника тепловой энергии. Но эти турбины обычно приводятся в действие за счет ископаемого топлива, такого как уголь, а также они используют ядерную энергию в качестве ресурса.
Типы паровых турбин
Существует два основных типа используемых паровых турбин, а именно импульсного типа и реактивного типа, которые обсуждаются ниже.
Турбина импульсного типа
Вращающиеся лопасти этого типа аналогичны глубоким ковшам, поскольку пар высокого напряжения выбрасывается из постоянных сопел внутри корпуса. Как только пар попадает на лопасти/ковши), вал турбины начинает вращаться. Две ступени давления, такие как высокая и промежуточная турбина, обычно представляют собой турбины импульсного типа.
Турбина реактивного типа
В турбине этого типа пар постоянно расширяется как в неподвижных, так и в подвижных лопастях, когда пар проходит через них. Падение давления происходит постоянно как на неподвижных, так и на подвижных лопастях. Несмотря на то, что существуют некоторые другие типы турбин, такие как турбины с промежуточным подогревом, перекрестные соединения, однокорпусные, тандемные, выхлопные, конденсационные, радиальные и осевые турбины.
Разница между паровой турбиной и паровым двигателем
Разница между этими двумя турбинами заключается в следующем.
Паровая турбина | Паровой двигатель |
Конструкция этой турбины очень проста. | Конструкция этого двигателя сложная. |
Потери на трение меньше | Высокие потери на трение |
Простота обслуживания | Обслуживание не простое |
Балансирующие свойства хорошие | Плохие балансировочные свойства |
Используются для высокоскоростных устройств | Используются для устройств с меньшей скоростью |
Выработка электроэнергии стабильна | Генерация электроэнергии не соответствует |
Эффективность высокая | Эффективность меньше |
Используется в максимальных промышленных условиях | Используется в минимальных промышленных приложениях |
Преимущества
Преимущества паровых турбин включают следующее.
- Эти турбины работают на высокой скорости, а рабочая скорость также находится в широком диапазоне.
- В этой турбине нет проблем с балансировкой, так как нет возвратно-поступательных частей.
- Подвижных частей очень мало
- Эти турбины генерируют непрерывную выходную мощность.
- Эффективность высокая
- Они очень эффективно используют высокий вакуум
- Нет потерь из-за начальной конденсации пара
- Используются для более высокой производительности.
Недостатки
Недостатки паровых турбин включают следующее.
- Это дорого
- Менее эффективен по сравнению с реагирующими двигателями.
- Менее отзывчивый по сравнению с другими турбинами и двигателями
- Им нужны жаропрочные материалы
- Необходим редуктор
- Подшипники ротора работают в жестких температурных условиях
- Внимание специалистов обязательно при сливе, выключении или прогреве
Области применения
Применение паровых турбин варьируется от средних до крупных отраслей, как показано ниже.
- Фармацевтическая и химическая промышленность
- Системы смазочного масла
- Контроль и измерение расхода
- Конденсаторы и теплообменники
- Поковки, обработка и изготовление крупных компонентов,
- Изготовление стальных труб, катушек
- Деаэраторы
- Заводы по переработке отходов
- Газовая и нефтяная промышленность
- Сахарные заводы
Узнайте больше о газовых турбинах замкнутого цикла.
Часто задаваемые вопросы
1). Что такое КПД паровой турбины?
КПД турбины представляет собой долю фактической работы o/p, а чистая энергия i/p, подводимая к турбине в форме топлива, известна как КПД турбины.
2). Какая турбина эффективнее?
Наиболее эффективными типами турбин являются импульсные, поскольку они используются везде, где поток пара меньше, а давление на входе высокое.
3). Как повысить КПД паровой турбины?
В турбине используются три метода повышения эффективности, такие как повторный нагрев, регенеративный нагрев подачи и бинарный паровой цикл турбины
4).