Печи Кузнецова — Строительство и разработка печей по авторским решениям
Строительство печей. Семинар печников д.Нижние таволги. г.Невьянск 18-30.07.2018
Опубликовано: 26.07.2018 11:42
Семинар, строительство печей
Подробнее…
Что такое «Правильные печи»?
Опубликовано: 07.05.2018 03:32
Интернет заполнен рекламой печей, под названием «Правильные печи». Что это такое? Есть теория? Ничего нет. Восхищает мастерство «специалистов от печей» на пустом месте раскрутить пустое название. Печей с таким названием нет в мировой литературе. Их не существует в природе. Это хорошо раскрученный обман заказчиков и вред людям, недобросовестная конкуренция, некорректное сравнение, дискредитация конкурентов и введение в заблуждение/обман заказчиков. Такие действия запрещены и попадают под действия ФЗ от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ «О защите конкуренции», распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации.
Подробнее…
Семинар 18-30 июля в деревне Нижние Таволги 2018. Невьянский район. 90 км от Екатеринбурга
Опубликовано: 19.03.2018 11:17
Уважаемые профессионалы, производители материалов и фурнитуры для печного дела, торговые представители, начинающие печники и все желающие из России и других стран.
Некоммерческое партнерство «Развитие Системы Печей Кузнецова» с 18 по 30 июля 2018 г. проводит в деревне Нижние Таволги (между Екатеринбургом и Нижним Тагилом, рядом г. Невянск) совместно с «Мастерская Гончар из Таволг» очередной ежегодный практический семинар с участием Кузнецова И.В. по его системе печей свободного движения газов (СДГ)
Цель: Изготовление запланированных на семинар печей наряду с удовлетворением интереса и спроса участников-учеников в получении практики строительства печей Кузнецова разного функционального назначения по системе СДГ.
ПОДРОБНЕЕ…
Семинар печников в Польше 2017
Опубликовано: 15.08.2017 21:12
Будни семинара и итоги
ПОДРОБНЕЕ…
Семинар печников в Омске. АзъГрадъ — 2017
Опубликовано: 03.07.2017 17:18
На семинары, проводимые Кузнецовым И.В. по системе СДГ в печах его конструкций, приезжают печники и новички из разных уголков Земли. Перспективы и возможности печей огромные, чего невозможно достичь в печах традиционного ряда, как предшествующего уровня печного развития.
Времени для отдыха нет. Спонсорскую помощь семинару оказали ОАО «Сухоложский огнеупорный завод», росийско-германская фирмы Plitonit, Челябинский кирпичный завода «Кема», Рубцовский литейный завод. И печникам, и ученикам важно получить конечный результат в печном деле.
ПОДРОБНЕЕ…
Содержание и результаты семинара в Италии
Опубликовано: 08.05.2017 10:43
Как показывает практика семинаров, проводимых Кузнецовым И.В. в странах, где ранее подобные семинары по системе Печей Кузнецова не проводились, многие участники этих стран стремятся постигнуть кладку популярных печей этой системы небольших, но эффективных конструкций, с высоким коэффициентом полезного действия, минимальными затратами на топливо и экологически перспективными.
ПОДРОБНЕЕ…
Ещё статьи…
- Семинары 2017 года
- Испытание тепловизором печи в Польше
- Международный семинар печников в Польше с участием И.В.Кузнецова
- Лабораторные испытания новой системы СДГ 2015-2016
- Практический семинар «Европа-Азия — 2015»
- Печное дело востребовано
- Отчет с 4 сессии Академии РАЗУМ. Омск (Азъ Град)
- Обучающие семинары от НП «РСПК» с участием И.В. Кузнецова
- Практический семинар КУЗНЕЦОВА в Euskalerria GAZTAINUZKETA 19-28.09.14 г.
- Практический семинар в Омске 2014 (Азъ Градъ)
- Практический семинар в Словакии 2014
- Итоги собрания и теоретического семинара 16-18 марта 2014г. Москва. Санаторий Светлана.
- Отзывы
- Отчет о результатах практического семинара “Центр компетенции, осень 2013”
- Практический семинар в Кирове. Лето 2013
- Практический семинар — «Лето в Литве — 2013». Часть 2
- Практический семинар — «Лето в Литве — 2013». Часть 1
- Благодарность иностранцев
- Практический семинар — «Азъ Градъ, осень 2012»
- Практический семинар — «Вятская Весна 2012»
- Слава кирпичных печей
дневник блога «Печи Кузнецова своими руками»
дневник блога «Печи Кузнецова своими руками»Какие бывают задвижки
Сегодня поговорим про задвижки для печи. Задвижки — один из важнейших элементов печи и их грамотное расположение и использование во многом определяет эффективность печи в целом и, в конечном счёте, уют в доме. Мой опыт кладки и проектирования печей говорит о том, что тема задвижек весьма актуальна и мало кто из заказчиков понимает все подробности и правила обращения с ними. Проясним сегодня основные их особенности.Прочитать остальную часть записи »
Печь буржуйкаМы уже говорили о правильном печном отоплении. Рассказывали как правильно топить печь. Однако нередко у хозяев, эксплуатирующих кирпичную печь, хоть канальную, хоть колпаковую, возникает вопрос: что делать если при одноразовой топке печь не нагрелась? Разберём подробнее эту ситуацию. Самый распространённый вариант это дача в выходные. Приехали в пятницу к вечеру. Дом остыл за неделю, печь холодная. Затопили. Хочется, чтобы поскорее в доме тепло стало. Закладка прогорела — холодно. Подложили вторую. Опять мало. Давай третью закладывать.
Читать далее
В двух словах о подовой печи
В последнее время всё чаще заказчики просят сделать им подовую печь. Надо сказать, что это поветрие буквально последних лет — раньше как-то об этом разговора не было. И вот: хочу подовую! Давайте разберёмся в подробностях.
Прежде всего определим, что такое подовая печь. Подовой называют печь, в которой топка лишена зольника и колосниковой решётки. Другими словами, в подовой печи топливо горит подобно тому, как горят дрова в костре, или в очаге. Топливо горит просто на дне топочной камеры, или просто топки.
Самый яркий пример — русская печь. Есть дно просторной топки, или под, и на нём складывают поленья. Прочитать остальную часть записи »Печник не пропадёт
В непростое время мы живём. Экономические подробности нашей российской действительности рассказывать не буду — многие, думаю, и так их знают, а некоторые даже, наверное, и понимают. Но в любом случае уверенного благополучия и надёжности завтрашнего дня недостаёт многим. А жить-то надо! И как быть? Когда сокращают на работе, задерживают зарплату, а если платят, то крохи. Многим приходится искать подработку на стороне, осваивать новые возможности и овладевать новыми профессиями. Например профессию печника. Прочитать остальную часть записи »
Когда мы планируем отопление в своём загородном доме, возникает резонный вопрос: какую печь выбрать. Вариантов несколько — об этом чуть ниже. Я вкратце опишу основные, но в сегодняшней статье хочу поговорить более детально только про одну из возможных печей: печь с хлебной камерой. И мы будем сравнивать её с самым обычным и наиболее распространённым типом: печью с варочной плитой.
Печи, которые ставятся в жилом помещении подразделяются на:
- отопительные
- отопительно-варочные
- котлы
Прочитать остальную часть записи »
Смонтировал второй фильм о кладке колпаковых печей: «Колпаковые печи в подробностях». Всё чаще эти печи привлекают внимание тех, кто решил обустроиться за пределами города или давно живёт в сельской местности. И не удивительно. Колпаковые печи, или Печи Кузнецова, безусловно, имеют к тому все основания, поскольку обладают несомненными преимуществами перед традиционными канальными, или оборотными печами. Подробнее об этом смотрим здесь. Прочитать остальную часть записи »
Врезаем дополнительный регистр в РТИК-5
Продолжаем рубрику ремонт кирпичных печей. Сегодня разговор о том, как можно в готовую печь врезать дополнительный регистр.
Довольно часто в отопительную колпаковую печь встраивают регистр отопления, то есть снабжают печь внешним отопительным контуром, на который вешают батареи, увеличивая тем самым площадь обогрева помещения. Прочитать остальную часть записи »
Ремонт кирпичной печи. Врезаем задвижкуВ работе печника возникают иногда ситуации, когда нужно дать ремонт кирпичной печи, внести изменения в уже существующую конструкцию, что-то исправить или переделать. В некоторых случаях такие изменения, исправления или добавления вполне возможны, какими бы невыполнимыми они не казались на первый взгляд. Громоздкие и трудновыполнимые вначале, они доступны начинающему печнику, если знать алгоритм и правильный подход. Прочитать остальную часть записи »
Довелось мне в этом году класть Печь древних ариев (сокращённо ПДА). Заказчик очень хотел именно её. А от Кузнецовских вариантов колпаковой печи с хлебной камерой наотрез отказался. Он долго рылся в инете и нашёл её, родимую. Так она ему понравилась, что ни о какой другой и слышать не хотел. Ну, хорошо, договорились. Сложил ему эту печку. Слышал и читал про них раньше, но вот класть не доводилось.
Печь как печь, двуколпаковая, подовая, то есть без зольника и поддувала. Воздух в топку подаётся через топочную дверцу. Подовые печки встречаются в жизни. У них более спокойное горение, и дрова в них горят дольше. И хотя сам я больше сторонник печей с зольником, но и на эти смотрю с уважением. В русской-то печи, прототипе колпаковых печей, тоже подовое горение. Правда, приходится время от времени ворошить горящие поленья, чтобы равномернее прогорали, но это не очень обременительно. Прочитать остальную часть записи »
Когда мы планируем кладку печи, одним из главных пунктов на стадии подготовки проекта остаётся вопрос как правильно устроить фундамент под печь. Поскольку грамотное его устройство обеспечивает полноценную активность самой печи на протяжении всего срока её эксплуатации, и, напротив, если мы ошиблись с его устройством, тогда и благополучие печи оказывается под угрозой.
При устройстве фундамента под печь основная задача сводится к тому, чтобы его подвижки (деформации осадок или пучения) не сильно разнились с дозволительными деформациями фундамента дома. Прочитать остальную часть записи »
Большая сервировочная тарелка КУЗНЕЦОВ Императорский русский фарфор 1900-х годов
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Нажмите, чтобы увеличить
452 продажи |
5 из 5 звезд€23,51
Загрузка
Доступен только 1
Включены местные налоги (где применимо) плюс стоимость доставки
Редкая находка — этот предмет трудно найти.
Исследуйте связанные категории и поиски
Внесен в список 18 августа 2022 г.
23 избранных
Сообщить об этом элементе в Etsy
Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…
Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.
Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.
Сообщить о проблеме с заказом
Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.
Если вы хотите подать заявление о нарушении авторских прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.
Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы
Посмотреть список запрещенных предметов и материалов
Ознакомьтесь с нашей политикой в отношении контента для взрослых
Товар на продажу…не ручной работы
не винтаж (20+ лет)
не ремесленные принадлежности
запрещены или используют запрещенные материалы
неправильно помечен как содержимое для взрослых
Пожалуйста, выберите причину
Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.
Керамика и фарфор — русский
Фарфор
Русский фарфор, будучи малоизвестным или собранным на Западе, часто ошибочно считался низшей имитацией фарфора более известных немецких, французских и австрийских фабрик, предшествовавших ему, и поэтому вряд ли заслуживал изучения как керамическое искусство. со своим характером, художественным качеством и собственной историей. Однако более близкое знакомство обнаруживает много отчетливых и индивидуальных качеств, которые в лучшем своем проявлении могут соперничать с эталоном, установленным лучшими западноевропейскими продуктами, хотя первая русская фабрика возникла позже и только после ряда бедствий начала процветать.
г. Петр Великий отправил в Пекин ученых-экспертов по русским торговым караванам со строгим поручением выяснить у скрытных китайцев, каким именно способом они делают свой фарфор. Но его эмиссары вернулись домой ничуть не мудренее. Лишь в 1744 году его буйная дочь, императрица Елизавета, доверила бродячему немцу С. К. Голодному, работавшему в то время в Стокгольме, письменный контракт на «основание в Санкт-Петербурге фабрики по изготовлению голландских тарелок и чистого фарфора, поскольку это сделано в Саксонии». Голод начал свою жизнь в качестве подмастерья у ювелира, позже разыскал Бёттгера, известного директора первой мейсенской фабрики по производству твердой пасты, и в 1727 году работал там позолотчиком. Он писал императрице Елизавете, что отвечал за организацию Керамический завод Rrstrand в Швеции [откуда он был фактически уволен].
Он принадлежал к тому знакомому классу беспокойных международных авантюристов, которыми изобиловал даже восемнадцатый век. Щедрый на обещания, он умел рекламировать свои весьма скудные таланты и тем завоевать доверие высокопоставленных людей. С самого начала его поведение в России вызывало подозрение. Его первый обжиг в печи закончился полным провалом, но он всегда находил правдоподобные оправдания. В конце концов он истощил терпение директора барона Черкасова, который жаловался, что за три года «Голод» выдал едва ли дюжину чашек, да и те кривые и обесцвеченные.
Сыну русского священника Дмитрию Виноградову, изучавшему химию в Марбурге, было приказано [с. 472] вытянуть из Голода все секреты фарфорового производства, присматривать за ним и ни на мгновение не оставлять его одного. В 1747 году он заменил Голода, который был отправлен в отставку. Несомненно, Виноградов всей душой отдавался экспериментальной работе и научным методам обжига в печи. У него были хорошие, хотя и ограниченные результаты, но он страдал от приступов опьянения, которые делали его жестоким и ненадежным. В 1752 году барон Черкасов, серьезно относившийся к фарфору, велел приковать Виноградова к железной цепи, беспрестанно наблюдать и, в свою очередь, заставить записывать все известные ему технические рецепты. Он умер в 1758 году в возрасте тридцати девяти лет.
После этого мучительного посвящения Императорский завод вступил в свои права в царствование Екатерины II [1762-96]. В 1763 году она произвела тщательный личный осмотр фабрики и сразу же приказала нанять высококвалифицированных художников, моделистов и мастеров, независимо от расходов, из Германии, Австрии и Франции. У Екатерины была страсть к строительству и к тому, чтобы наполнять все, что она строила, красивыми и великолепными предметами, без всякого предубеждения об их национальном происхождении. Для своего нового Императорского Эрмитажа и Царского Села она собирала картины, скульптуры и фарфор со всей Европы.
Выступая против пышного и безвкусного барокко, поощряемого ее предшественником, она пропагандировала более строгий классический нрав в архитектуре и восхищалась архитектурным достоинством в декоративно-прикладном искусстве. Ее лучшими и любимыми архитекторами были итальянцы. «Мне нужны итальянцы, — сказала она своему агенту Гримму, — потому что у нас уже достаточно французов, которые слишком много знают и проектируют уродливые здания». Она скупила все портфолио рисунков и акватинт Клериссо, сделанных во время тура по Италии, с мельчайшими изображениями итальянской декоративной штукатурки, арабесок, конструкции ваз и помпейских деталей. Этот декоративный итальянский оттенок, часто ностальгически отражающийся в северных темпераментах, нашел выражение и в русском фарфоре, где он повторялся на протяжении всего следующего столетия. В то же время сама Екатерина, будучи чистокровной немкой и узурпаторшей, изо всех сил старалась олицетворять какие-то более идеальные стороны своей приемной страны, стремилась дать простор исконно русской тематике в искусстве.
Многие западноевропейские фарфоровые фабрики начинали с того, что работали по схеме, инициированной либо китайцами, либо их непосредственными предшественниками. Не стала исключением и первая русская фабрика, откровенно подражавшая Мейсену как лучшему и ведущему европейскому представителю керамического искусства. Екатерина заказала из Мейсена известный обеденный сервиз («Охотничий сервиз», потому что он был украшен разнообразными охотничьими сценами). Но характерно, что как только некоторые тарелки и блюда разбивались, она настаивала на том, чтобы все замены производил Императорский завод. И они оказались почти не уступающими оригиналам, хотя паста была менее равномерно белой, с голубоватым оттенком русского каолина, а роспись была узнаваемо свободнее и наивнее.
Китайская империя, будучи неудобно близкой, казалась русским менее романтичной, чем тогдашняя Западная Европа. Да и западная мода на фантастически прихотливые шинуазри нашла там меньше благосклонности. К тому же в России любую тягу к экзотике можно было полностью удовлетворить дома. Книга немецкого путешественника Я. Георгия [перевод на русский язык 1776 г.] под названием «Описание рас, населяющих Российскую империю » привлекла внимание главным образом своими живыми цветными иллюстрациями. Они послужили отправной точкой для совершенно новой серии фарфоровых фигурок, демонстрирующих множество характерных типов, одетых в живописные национальные или региональные костюмы.
Возможно, они были частично вдохновлены более ранними расовыми фигурами мейсенского моделиста Кендлера, но [стр. 473] они опирались на оригинальное и местное сырье. Их поразительный успех привел к созданию еще одной серии, изображающей русских крестьян, торговцев, ремесленников и т. д., одетых в профессиональную одежду и несущих эмблемы своего труда. Это восхитительно идеализированные жанровые исследования русской жизни конца восемнадцатого и начала девятнадцатого веков.
Жан Рашетт, сын французского скульптора, родившийся в Копенгагене, пришел на Императорскую фабрику в качестве моделиста в 1779 году. их чистое и чувственное моделирование и красочный блеск. Талантливая интерпретация этим иностранцем исконно русских сюжетов положила начало новой традиции, которая была развита и расширена более поздними русскими фарфоровыми заводами на протяжении девятнадцатого века. Рашетт оставался активным до 1804 года, когда ему было присвоено звание статского советника в знак признания его больших заслуг перед искусством. Как ни парадоксально это звучит, иностранные художники, приехавшие работать в Россию, часто больше вдохновлялись исконно русскими сюжетами и окружающей средой, чем местные художники, которые изо всех сил старались подражать последним западным модам, плохим они или хорошим.
Еще одна линия, разработанная в это время на Императорском заводе, прославляла Екатерину и достижения ее царствования. На многих вазах ее голова изображена в виде медальона со шлемом Минервы. На другом Амур венчает лавровым венком ее переплетенные инициалы, а двуглавый орел протягивает оливковую ветвь мира. На вазе в Гатчине ее встречает целая группа аллегорических женских фигур: Изобилие, Человечество, Наука, Справедливость и Промышленность 9.0106 , а Целомудрие , скромно опустив глаза, держит зеркало перед Императрицей. Так называемый «Арабесковый сервиз», хотя его декоративное оформление вдохновлено фресками, раскопанными в Геркулануме, также служило иллюстрацией морских побед русского флота.
Но величественные обеденные сервизы и вазы, заказанные Екатериной, уже отличались и по расцветке, и по форме от мейсенского фарфора того времени. Они были более строгими, более компактными по линии, менее вычурными и манерными в исполнении. В «Кабинетном сервизе» [впервые заказанном в подарок ее фавориту графу Безбородко] художественная роскошь пышного итальянского орнамента преобладала над национальным самовосхвалением. Наряду с изысканной деталью, подобной той, что имеется в арабском сервизе, его отличает широкая золотая полоса, окруженная гирляндами нежных цветов, с овальными медальонами в центре, изображающими итальянские архитектурные сцены, иногда с человеческими фигурами.
Освоив керамическую технику и форму в восемнадцатом веке, искусство лепки, росписи и золочения фарфора достигло своего расцвета и наиболее смелой самобытности в первой половине следующего века при Александре I и Николае I. В то же время озабоченность новыми экспериментами с цветовым контрастом сопровождалась уменьшением заботы о чистоте формы. Это привело к более слабой связи между скульптурным дизайном и расписным декором. Последние, как правило, преобладали. Интенсивный малахитовый и изумрудно-зеленый, насыщенный синий лазурит, нежные розовато-лиловые и желтовато-коричневые и темно-бордовые цвета все больше и больше заменяли чистый и ослепительно белый цвет в качестве излюбленных фоновых цветов. Но изысканная миниатюрная живопись, часто обрамленная белыми панелями, была сделана так, чтобы эффектно сочетаться с этим цветным фоном.
Сын Екатерины, император Павел [1796-1801], хотя и был признанным манией величия и ненавидел свою властную мать, унаследовал ее страсть к хорошему фарфору. Ему особенно нравились медальоны с изображением пейзажей и красивых зданий, и он открыл филиал Императорского завода недалеко от своего дворца в Гатчине. Записано, что за день до убийства он получил заказанный им новый сервиз, расписанный русскими архитектурными сюжетами, и, любуясь им вместе с членами своей семьи, объявил этот день самым счастливым во всей своей жизни. .
Александр I [1801-25], несмотря на наполеоновские войны, сбившие его царствование, не оставил без внимания фабрику, которая продолжала набирать первоклассных художников-мастеров, независимо от национальности. Как правило, каждый новый иностранный мастер [весьма разумно] заключался в том, чтобы обучать двух русских подмастерьев. Самый важный иностранный художник, Швебах, проработавший двенадцать лет в Севре, был известен тем, что запустил новый жанр декораций, изображая солдат в батальных сценах и азиатские фигуры на фоне русских пейзажей.
В 1806 г. Александра уговорили издать указ о запретительном тарифе на ввоз в Россию иностранного фарфора. Стимулируя внутреннюю конкуренцию, эта мера привела к размножению частных фарфоровых заводов. Некоторые из них были простыми коммерческими предприятиями, которыми руководили предприимчивые торговцы. Другие, как тот, которым управлял князь Юсупов в своем дворце в Архангельском, предназначались для удовлетворения вкусов богатых знатоков и преподнесения уникальных подарков их личным друзьям. Завод Миклашевского, основанный помещиком, нашедшим в своем имении фарфоровую глину, со своими крепостными, получил золотую медаль на выставке в Петербурге в 1849 г.. Самым ярким его произведением был огромный фарфоровый иконостас с голубыми и золотыми колоннами, изготовленный для хозяйской деревенской церкви в Волохитине. Один щедрый помещик, обнаруживший в молодом крепостном Кудинове природную склонность к лепке и резьбе, устроил ему все условия для открытия в 1818 году собственного фарфорового завода, а позднее дал ему вольную. Эта фабрика управлялась семьей Кудиновых, чье имя она носила, до 1881 года, просуществовав дольше, чем многие другие, основанные в тот же период, не пережившие освобождение 1861 года.
Основное различие между русским и европейским фарфором в это время зависело не столько от стиля [который был везде неоклассическим], сколько от выбора темы и способа художественной интерпретации. В то время как Севрская фабрика сосредоточилась на прославлении Наполеона и его деяний, Императорская фабрика стала специализироваться на величественных и изящных вазах с поразительным разнообразием форм и украшений. События Отечественной войны 1812 года также спровоцировали моду на батальные сцены с солдатами и офицерами в пышно-пестрых мундирах.
В 1814 году русские научились у французского военнопленного процессу изготовления трансферных отпечатков цветных блоков на фарфоре. Позже эта практика была принята частными коммерческими предприятиями; но директора Императорской фабрики отвергли его как полумеханическое устройство, годное для быстрой продажности, требуемой западным буржуазным массовым производством, но недостойное русского двора и аристократии, требовавших и ценивших первоклассную ручную роспись.
Николай I [1825-55] был требовательнее своего предшественника. Он требовал великолепного и достойного фарфора для украшения королевского дворца, лично осматривал каждое изделие и мало поощрял план своего директора заставить Императорскую фабрику оплачивать свои расходы, продавая излишки продукции населению. В его царствование вазы были великолепно расписаны, хотя на них стало слишком много сцен, прямо скопированных с картин старых мастеров в Эрмитаже. Но некоторые из самых живых и изысканных картин изображали цветы, фрукты или экзотических птиц и были сделаны на плоских центрах или краях тарелок и блюд. Один из русских живописцев, Павел Иванов, преуспел в лепке фарфоровых цветов и листвы в горельефе. На выставке Хрустального дворца 1851 года в Лондоне Императорский завод был награжден медалью за свой экспонат.
В царствование Александра I [1855-81] заказы для дворцов и членов императорской фамилии резко сократились. Освобождение крепостных в 1861 г. привело также к закрытию многочисленных частных фабрик, которые зависели от крепостных мастеров, ранее обучавшихся у своих мастеров и иностранных художников. Вкус стал более стереотипным и несвежим, а важность искусства для его покровителей стала затмеваться модной концентрацией на социальных реформах.
В 1871 году императрица сказала директору фабрики, что он должен бороться с академическим застоем, стремиться к большей жизненности, разнообразию форм, живописи и стиля. Она предложила ему взять несколько полезных образцов из английского фарфора. После этого главного скульптора Шписса отправили в Англию, откуда он привез много образцов с английских фабрик. Несмотря на упадок интереса среди своих покровителей, на Императорском заводе по-прежнему работали превосходные художники, а цветочная роспись на некоторых вазах оставалась столь же совершенной, как и в более ранний период, напоминая самый роскошный голландский стиль «натюрморта» XVII века.
Александр III [1881-94] при вступлении на престол приказал предоставить Императорскому заводу наилучшие технические и художественные возможности. Проведенное в то время обследование показало, что совершенно несоразмерное количество административных чиновников деморализовало лучших мастеров и что многие некомпетентные рабочие были наняты или наняты только потому, что они оказались детьми или родственниками членов персонала. Регулярно раз в год Александр давал указания по представленным ему проектам. Далекий от того, чтобы быть душным обывателем, его собственный вкус был определенным. Он поощрял достойную и массивную простоту. Однако к концу своего правления он отдавал предпочтение бледным, холодным голубым и серым оттенкам позднего копенгагенского стиля. Он заказал для двора один важный и искусно расписанный обеденный сервиз. Он был назван «Сервизом Рафаэля», потому что мотивы в нем были взяты из ватиканских украшений Рафаэля, которые были скопированы в XVIII веке для Эрмитажа в Петербурге.
При Николае II [1894-1917], у которого был плохой личный вкус и не было любви к искусству, эталон быстро пошел на спад. Во время его правления было сделано мало оригинальных работ, за исключением, возможно, пасхальных яиц, а лучший фарфор состоял из замен или дополнений к сервизам, ранее заказанным его более культурными предшественниками.
Первым знаком Императорского завода в царствование Елизаветы и Петра III был черный или чеканный двуглавый орел, реже чеканный якорь. Со времен Екатерины II и при всех последующих императорах клеймо состояло из инициалов царствующего государя, написанных под глазурью, обычно синим, но иногда черным или зеленым цветом. За исключением царствования Екатерины, эти инициалы увенчаны Императорской короной. На некоторых изделиях, изготовленных в царствование Александра II, инициал императора окружен круглым венком. Многие предметы промаркированы, так как маркировка впервые стала обязательной при Николае I.
Хотя Императорский завод обычно задавал стиль и темы для других российских фарфоровых производств, за ним последовали и часто превзошли по качеству несколько частных заводов. Наиболее заметный из них был начат около 1756 г. англичанином [стр. 475] Фрэнсиса Гарднера, впервые поселившегося в России, по-видимому, в 1746 году. Его потомки успешно продолжали дело до 1891 года, когда оно было продано гигантскому фарфоро-фаянсовому комбинату Кузнецова. Фабрика располагалась в подмосковном Гьельском районе, где можно было использовать местную глину, пригодную для изготовления фарфора. Гарднер начал с немецкого менеджера по имени Гаттенберг, который позже присоединился к Imperial Factory, и он нанял известного немецкого художника Кестнера. Но эти и другие иностранцы учили многих русских мастеров, главным образом крепостных, которые постепенно заменяли их, как только они овладевали различными техниками; так что количество иностранцев, занятых на ключевых должностях, с течением времени неуклонно уменьшалось.
Группы Гарднера восемнадцатого века и фигуры сентиментального пасторального характера все еще близки к мейсенским прототипам, как и его редкие фигуры, представляющие персонажей из итальянской Commedia del’Arte . Академик Г. Миллер, посетивший фабрику Гарднера в 1779 г., отмечал, что «ее качество не уступает ни одной заграничной фабрике». Он нашел только один недостаток: «его глазурь менее белая, чем саксонская». Но они пытаются это исправить и довольно далеко продвинулись в достижении успеха». [А. Селиванов: Фарфор и Файонс Российской Империи [Владимер, 1903, с. 22]. Мало того, что Гарднер уже конкурировал с Императорским заводом, он даже получал заказы от двора Екатерины II на специально оформленные услуги.
Миллер с восхищением отметил красоту одного из них, украшенного архитектурными сценами и классическим орнаментом. Гарднер также изготовил для Двора четыре отдельных обеденных сервиза, украшенных гербами русских рыцарских орденов.
К началу девятнадцатого века работа фабрики Гарднера освободилась от подражания зарубежным образцам. В частности, его фигуры русских крестьянских типов и ремесленников обнаруживают величавую простоту, далекую от растущей сложности севрских и мейсенских фигурок, которые делались в то время. Лучшие из них также демонстрируют мастерство тонкой лепки и скульптурной уравновешенности, сопровождаемые смелым и блестящим диапазоном цветовых сочетаний, а часто и искусными контрастами между матовой и глазурованной росписью, используемыми на одной и той же фигуре. Все эти нововведения и уточнения показали, как русские моделисты и живописцы были свеже и независимо вдохновлены этим новым искусством и вышли за рамки того, чему они научились у иностранных мастеров, вводя при этом родные темы и декоративный колорит, взятый из их традиционного русского фона.
Фабрика Гарднера не могла избежать общего упадка изобразительного искусства, который угнетал всю Европу во второй половине девятнадцатого века. Но в ряде своих отдельных изделий она по-прежнему придерживалась строгих стандартов более ранней эпохи. Некоторые из его фигур национальных типов, особенно азиатских, смоделированы с необычайной тонкостью даже в 1880-х годах, хотя раскраска была более грубой, чем в предыдущие десятилетия. Но многие крестьянские фигуры этого позднего периода манерны и «литературны». Некоторые до боли грубы и неуклюжи и кажутся пьяными карикатурами на своих безмятежных и очаровательных предшественников. В этот период Гарднер также приступил к массовому производству чайных сервизов, весело раскрашенных розами в белых медальонах на темно-синем, красном или зеленом фоне. Многие из них предназначались для экспорта в Турецкую империю или Среднюю Азию и имели арабские буквы под заводской маркой Гарднера. Они достаточно широко распространены, чтобы быть знакомыми многим людям, которые никогда не видели более редких и изысканных видов русского фарфора.
За 140 лет своего существования фарфор Gardner имел множество марок. Различные формы латинской буквы G, окрашенные под глазурью в синий или черный цвет, наиболее часто встречались в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков. Иногда клеймо похоже на мейсенские скрещенные мечи со звездой. В первой четверти девятнадцатого века все чаще встречается полное название фабрики, отпечатанное либо кириллицей, либо латинскими буквами. Во второй половине XIX века клеймом обычно является московский герб «Святой Георгий и Змей», окруженный кругом с полным названием завода, сначала тисненый, а затем окрашенный в зеленый или красный цвет. В последние десятилетия существования фабрики к дизайну добавился двуглавый орел, и этот сложный знак сохранился и после поглощения фирмы Гарднера Кузнецовым.
Одна из важнейших фабрик, стимулированная покровительственным тарифом 1806 г., была пущена в том же году в подмосковном селе Горбунове неким [с. 476] Карл Милли. В 1811 году его перешел к московскому купцу А. Попову, давшему свое имя фабрике, которую он вместе со своим сыном Дмитрием лично построил и руководил до своей смерти в 1850-х годах. Десять лет спустя он был продан семьей Поповых и быстро переходил от одного нового владельца к другому. В 1870-х годах оно принадлежало армянину, а затем русскому купцу, ликвидировавшему все предприятие.
Эта фабрика больше всего зарабатывала на фарфоровых сервизах, предназначенных для загородных гостиниц. Но он также специализировался на небольшом выпуске чрезвычайно прекрасных художественных произведений. Высоко ценимый коллекционерами поповский фарфор состоит из фигурок русских типов, пляшущих крестьян и искусной посуды с изображением цветов или фруктов в горельефе, которые по качеству лепки и росписи не уступают лучшим изделиям заводов Гарднера и Императора. В севрском музее есть замечательная фигура негра, иллюстрирующая роман Бернадина де Сен-Пьера «9».0105 Пол и Виржини . Еще одним фирменным блюдом Попова были пышные парадные хлеба-солянки с блестящей цветочной каймой. Знак этой фабрики на протяжении всего периода ее существования состоял из тисненого или подглазурного синего вензеля с инициалами основателя.
Корниловская фабрика, основанная в 1835 году двумя братьями из купеческой семьи в Петербурге, нанимала искусных художников и мастеров Императорского, Гарднеровского и Поповского заводов. Он быстро приобрел репутацию художественного совершенства, и уже в 1839 г.завоевал золотую медаль на Московской керамической выставке. Владельцы не жалели средств и хлопот, чтобы довести свои изделия до совершенства, и для этого заказывали оригинальные рисунки у ведущих художников того времени. Великолепный колорит, богатая позолота и декоративное изящество корнеловских изделий вскоре стали широко известны и пользовались спросом у коллекционеров. Но они оставались значительно дороже соответствующего фарфора Гарднера.
В последние десятилетия девятнадцатого века этот завод начал массовое производство дешевых фарфоровых изделий на экспорт. Знатоки могут заметить разницу с первого взгляда. Различие еще более облегчается тем, что весь корниковский фарфор после 1861 года маркируется полным названием фирмы подглазурным синим цветом, тогда как до этой даты подобные клейма всегда были красным цветом.
В 1817 году в России было около сорока пяти фарфоровых заводов, многие из них очень маленькие. В 1870-х годах их число возросло до семидесяти, а к концу века упало до пятидесяти. Со временем крупные фабрики поглотили мелкие или вытеснили их из бизнеса. К началу ХХ века гигантский комбинат М. Кузнецова устранил столько конкурентов, что на его долю приходилось около двух третей всего количества гончарных изделий и фарфора, производимого по всей Российской империи.
Только Императорский завод, остававшийся вне коммерческой конкуренции, избежал вырождения периода, когда дешевизна и преходящая народная новизна стремительно побеждали чистое художественное качество. Работая исключительно для двора, он сохранял удивительно высокий уровень мастерства и декоративного блеска вплоть до самого конца девятнадцатого века и даже во время скучного правления Николая II.