Байпас на батарее: Байпас (перемычка) на радиаторе отопления

Содержание

Последствия установки крана на байпасе, о которых стоит вам знать

Байпас — боковая труба или обвод, служащий для нормальной работы теплоносителя в обход обогревательных приборов, установленных в изолированной квартире. Один конец подключается к отводу горячей воды, другой к вводу теплоносителя. Байпас позволяет заменять радиаторы во время отопительного сезона в комнатах, проводить техническое обслуживание отопительных приборов и не только. Очень часто на байпас свят кран, что вызывает противоречивые споры. Можно это делать или нет, разберемся в статье.

Три вида байпасов

Существует три вида байпасов:

  • Нерегулируемые – простая труба;
  • С ручным управлением – вентиль с делениями;
  • Автоматический – с датчиками;

 

Последний вариант устанавливается в обвязке с насосом. Обычно автоматику используют при циркулирование теплового носителя по контуру. Насос, работающий от электричества, позволяет увеличить скорость движения потока, что способствует снижению теплопотерь. Чаще всего такую систему используют в частных домах или при подключении теплого пола к системе отопление в многоквартирных домах. В случае отключения электроэнергии поток теплоносителя проходит через обвод. Крыльчатка ограничивает поток движения воды. Поставляется на рынок в двух вариациях: инжекторный и клапанный. Самый большой недостаток автоматического байпаса: при содержании в воде накипи, окалины, ржавчины и других загрязняющих элементов, быстро выходит из строя. Обвод обязательно устанавливается в однотрубную систему, если необходимо сделать коллекторную разводку, перемычка позволяет разделить потоки на две части, обеспечив оба радиатора теплоносителем в равных пропорциях. При горизонтальной разводке, байпас устанавливается параллельно основной магистрали ниже обычный развод. При монтаже стандартных труб на три четверти дюйма, рекомендуется устанавливать байпас на одну вторую. При этом трубы входящего и исходящего потока теплоносителя должны иметь диаметр 1 дюйм.

Схема подключения

 Стандартная схема подключения байпаса в квартире выглядит следующим образом:

  • Труба с входящим потоком теплоносителя;
  • Байпас;
  • Труба с исходящим потоком теплоносителя;
  • Запорные вентили на вход и выход.

В этом кратком описании мы рассмотрим схему работы радиатора с байпасом. На вход и выход из радиатора монтируются два вентиля. Теплоноситель подается снизу или сверху. Для большинства систем отопления верен второй вариант. При подаче горячей воды сверху, жидкость доходит до байпаса и разделяется на два потока. Теплоноситель направляется в секции отопительного прибора, разогревая его. Другой поток по отводной трубке — байпасу, минуя радиатор, уходит вниз, и дальше продолжает свое движение по стояку. Вентиль, установленной на входе радиатора, позволяет управлять потоком, увеличивая или уменьшая подачу теплоносителя. Снизу на радиатор устанавливается запорный вентиль, позволяющий отводить тепло. Во время отопительного сезона отводной кран открывается до упора.

Почему устанавливают байпас

Через дополнительную трубку, связующую входящие и исходящие потоки, проходит больше горячей воды, соответственно меньшее ее количество попадает в радиатор. Это нормально и полностью соответствует жилищно-эксплуатационным нормам, если обеспечена хорошая циркуляция горячей воды и соблюдается нормативы по нагреву помещения. На практике, в многоквартирных домах на верхних и нижних этажах (зависит от типа подачи теплоносителя), наблюдается значительное снижение температуры в батареях из-за естественного остывания теплоносителя. Дополнительные потери через байпас в таком случае оказывают влияние на скорость нагрева помещения. Поставляемая в квартиру из общей системы горячая вода, как правило, плохо циркулирует из-за накопившейся ржавчины и накипи. В некоторых случаях осуществляется неправильная инсталляция труб, с зауженным диаметра входного потока.

Какие проблемы решает кран на байпасе

Учитывая стоимость работ, не имеет смысла демонтировать байпас. Решить проблему со снижением теплопроводности поможет установка дополнительного вентиля. После закрытия крана на обводной трубе, весь теплоноситель попадает в радиатор, в результате максимальное количество тепла проходит через обогревательный прибор. Если на улице потеплело или температура воды в радиаторе слишком высокая, кран на байпасе можно снова открыть, и тогда в квартире станет чуть прохладнее.

Конструкция вентиля

Стандартный вентиль три четверти дюйма рассчитана на то, чтобы обеспечивать приемлемый напор и скорость потока теплоносителя для одного радиатора. Если взять трубу стандартного размера и сравнить ее с диаметром вентиля, можно увидеть значительное сужение диаметра последнего. Кран с меньшим диаметром устанавливается для увеличения давления. Суженое отверстие мешает нормальной циркуляции теплоносителя, нарушая при этом теплоснабжение на одном или нескольких стояках. Небольшой сужение диаметра приведет к тому, что у всех соседей температура в помещениях понизится. К тому же в соседних комнатах квартиры батареи начнут остывать быстрее.

Об ответственности за установку вентиля на байпасе

Получив десяток жалоб, представителя жилищно-эксплуатационной службы придут с проверкой, и быстро обнаружат проблему. Собственника квартиры обяжут устранить неполадки в системе за свой счет. Вполне возможно, что вина за низкую температуру в батареях лежит на самой ЖЭКе или компании, обеспечивающей технический ремонт. Но все обвинения будут направлены в сторону человека, установившего кран на байпасе, нарушающий тепловой баланс. Если несколько человек установят такие краны, это приведет к отопительному коллапсу.  Пострадать может весь дом. Конструкция некоторых многоэтажных домов предполагает следующие: теплоноситель может подниматься в одном стояке, проходить по техническому этажу, и опускаться в другом, таким образом, непрерывно циркулируя. Поставив заслон в одной точке системы, жилец нарушает тепловой баланс сразу в двух стояках. Другой стояк вполне может находиться в той же квартире. В результате получится следующая ситуация: одна батарея, расположенная в гостиной, греет лучше, другая, находящаяся в соседней комнате или на кухню, хуже.

Вывод

Установка крана на байпас крайне не рекомендуется, небольшой приток тепла к одному радиатору вызовет снижение мощности теплоносителя в одном или нескольких строках. Такой дисбаланс принесет дискомфорт вам и вашим соседям.

 Альтернативные способы повысить температуру

Самым верным решением является увеличение количества секций радиатора. Чем длиннее прибор отопления, тем больше объем тепла он сможет отдать в помещение. Второй способ: вентиляторы, установленные на входе в батарею теплового потока, заменить стандартными шаровыми кранами. Шаровые краны позволяют проходить всему потолку воды без ограничения. К сожалению, с помощи такого крана нельзя делать регулировку потока теплоносителя. Плюсом является хорошая циркуляция воды во всех направлениях. Еще один минус шаровых кранов, эффект прилипания внутренних частей. После длительного простое кран перестаёт перекрывать поток воды. Шаровые краны требуют периодического технического обслуживания. Их необходимо периодически открывать и закрывать.

Как решить проблему без вентиля на байпасе

Чтобы байпас не отбирал драгоценное тепло, нужно установить переходную трубку с диаметром меньшим, чем входная и выходная труба. Жидкость всегда идет по пути наименьшего сопротивления, чем ниже диаметр трубы, тем давление больше и наоборот. Вода, попадающая в квартиру, сразу же разделяется на два потока, первый уходит вниз, второй проходит через батарею. Поэтому правилами использования тепловых приборов рекомендуется установить диаметр перемычки на одну единицу меньше, чем у прямоточной трубы. Например, если диаметр трубы 1 дюйм, необходимо установить перемычку на три четверти. Это позволит избавиться от эффекта слишком горячих первых и довольно холодных последних секций радиатора. Поскольку в водоотвод жидкость двигается с некоторым сопротивлением, усиливается давление на вход в батареи, и все секции получают равное количество тепла. Зауженные байпаса предусмотрено нормами, у местного ТСЖ или ЖСК претензий не будет претензии.

Что делать, если вентиль на байпас уже установлен

В таком случае остается только два варианта: держать его все время в открытом состоянии, в таком случае нет никакой разницы, установлен он или нет; Заменить краны на исходящие и входящие потоки шаровыми. 

Можно ли демонтировать байпас?

Перемычку между двумя трубами не рекомендуется убирать. В нормативах строительства жилых помещений еще в семидесятых годах было принято решение устанавливать такие перемычки для батарей центрального отопления. Байпас помогает обеспечить беспрепятственное движение теплоносителя через вашу квартиру вне зависимости от того, поступает в радиатор тепло или нет. Зачем это нужно: без перекрытия батареи нет возможности предотвратить утечку. В случае затора обогревательного прибора придется отключать систему и оставить без теплоносителя целый стояк или два.

Читайте так же:

Для чего нужен байпас в системе отопления

Байпас для отопления

Ранее мы уже рассказывали о схемах разводки обогрева. Сегодня мы посветим статью однотрубным контурам, а точнее, важности байпаса для отопления. Будем разбираться, что это такое и для чего он вообще нужен. Мы рассмотрим несколько вариантов установки байпаса в однотрубной системе отопления отдельно, так как в каждом из них предъявляются разные требования. При этом его функции остаются неизменными, что нельзя сказать о расположении в пространстве и относительно другого оборудования, а также его диаметре.

Зачем нужен байпас

Байпас – это обвод, обыкновенный отрезок магистрали, который должен быть установлен в необходимых ключевых точках контура. Сразу стоит отметить, что байпас для отопления применяется только в однотрубных схемах. Отличие однотрубного контура обогрева от двухтрубного заключается в том, что в первом циркуляция теплоносителя осуществляется по одной магистрали. Она начинается от котельной и там же заканчивается, при этом вода проходит через цепь радиаторов, в каждом из которых отдавая часть своего тепла.

Ключевым моментом, который отличает двухтрубную схему, является факт разделения потоков подачи и обратки. Поэтому байпас в двухтрубной системе отопления просто не нужен. В то время как в однотрубном контуре подача и обратка неразделимы и являются единым потоком. Обвод устанавливается в однотрубных контурах, которые могут быть расположены в разных плоскостях:

  • вертикальной;
  • горизонтальной.

Исходя из этого, установка байпаса в системе отопления также отличается. Вертикальные контуры монтируются в зданиях, высота которых более одного этажа. Горизонтальные – в одноэтажных домах и в квартирах. Чтобы понимать принцип работы обвода рассмотрим его действие в разных точках установки. Где же может быть установлен обводной путь:

  • на насосе, который нагнетает поток теплоносителя;
  • на радиаторах.

В обоих случаях обводной путь служит для того, чтобы циркуляция в контуре обогрева не останавливалась даже в случае поломки вышеуказанного оборудования. Для чего нужен байпас в системе отопления? Это резервный канал, по которому теплоноситель продолжает свою циркуляцию по контуру и тем самым предотвращает скачки давления в системе отопления. Давайте рассмотрим принцип действия обвода для каждого из вышеуказанных вариантов установки отдельно.

Установка на насосе

Байпас для циркуляционного насоса с шаровым краном

Для чего нужен байпас в системе отопления на участке, где установлен электрический насос? Точнее будет сказать, что насос устанавливается прямо на нем. Такое практикуется, когда в гравитационный контур, тот в котором циркуляция осуществляется самотеком, ставится электрический нагнетатель. Он увеличивает скорость потока и тем самым КПД контура становится выше. Это связано с тем, что при более высокой скорости теплоноситель доходит до крайнего радиатора с меньшими теплопотерями.

Вариантов установки байпаса для циркуляционного насоса два:

  • на новый контур;
  • на уже имеющийся контур.

Разницы в монтаже нет никакой. На что нужно обратить внимание, так это на наличие запорной арматуры на центральной магистрали между патрубками обвода. Это нужно для того чтобы теплоноситель проходил через байпас для циркуляционного насоса, а также чтобы не создавался обратный поток.

Обязательно нужно устанавливать именно шаровой кран, а не обратный клапан, как делают некоторые сантехники.

Чтобы понять почему, рассмотрим поэтапно, как это работает:

  • когда работает насос, то он придает теплоносителю ускорение;
  • вода из обвода попадает в магистраль и начинает двигаться в обоих направлениях;
  • в одну сторону (нужную) она уходит беспрепятственно, а во второй стороне наталкивается на обратный клапан;
  • клапан закрывается и тем самым препятствует циркуляции в обоих направлениях.

То есть вода после насоса давит на тарелку клапана сильнее, чем до него, так как скорость теплоносителя за насосом будет выше. По задумке при отключении насоса теплоноситель перестает давить на обратный клапан и не перекрывает его. Это позволяет воде циркулировать самотеком по магистрали, не заходя в обвод.На практике байпас для отопления с обратным клапаном работает не так, как от него требуется.

Дело в том, что тарелка обратного клапана создает сильное гидравлическое сопротивление, равное одному метру. В гравитационном контуре теплоноситель просто не сможет противостоять такому сопротивлению клапана и циркуляция остановится.

Поэтому перед тем как установить байпас в систему отопления с обратным клапаном нужно понимать, что по факту, установка насоса на обводе не будет иметь никакого смысла. С таким успехом его можно было бы ставить прямо на магистраль, при этом сознательно отказаться от возможности использования контура обогрева автономно. Нужен ли байпас в системе отопления в таком случае? Получается что, нет.

Если же вместо обратного клапана поставить обыкновенный шаровый кран, то вы сами сможете управлять вектором циркуляции воды по контуру. Давайте рассмотрим, как сделать байпас в систему отопления, на котором будет установлен насос. В такой схеме он состоит из отдельных элементов:

  • патрубки с резьбой, которые ввариваются в магистраль;
  • шаровые краны – устанавливаются с обеих сторон;
  • уголки;
  • фильтр грубой очистки – ставиться перед насосом;
  • две американки, благодаря которым насос можно снять для проверки или ремонта.

Если вы делаете байпас в системе отопления своими руками, важно соблюдать правильное расположение на нем насоса. Ось крыльчатки должна находиться горизонтально, а крышка клеммной коробки смотреть вверх. Если при правильной установке крышка клеммной коробки смотрит вниз, то ее расположение можно изменить, открутив четыре болта на корпусе. Такое расположение необходимо чтобы был свободный доступ к клеммам, отвечающим за подсоединения питания, а также чтобы исключить попадание на них теплоносителя в случае появления утечки.

Установка на радиаторе

Байпас на радиаторе отопления

На участке где стоит батарея, байпас в однотрубной системе отопления устанавливается для того, чтобы в случае прекращения циркуляции в радиаторе, вода могла беспрепятственно течь дальше по контуру. В вертикальной схеме радиатор подключен к стояку двумя патрубками. Байпас на радиаторе отопления соединяет эти патрубки между собой и устанавливается перед батареей. Между центральной магистралью и обводом не должно быть запорной арматуры, чтобы исключить человеческий фактор или возможность перекрытия циркуляции в случае поломки крана.

Функции обвода, установленного перед радиатором:

  • обеспечение беспрерывной циркуляции по основному кольцу контура;
  • регулирование температуры теплоносителя.

В однотрубных контурах теплоноситель проходит по радиаторам, отдавая часть тепла, и вовлекается в дальнейший поток. Соответственно, в каждый последующий радиатор теплоноситель доходит немного холоднее.

Установка байпаса на отопление дает возможность смешивать теплоноситель из центральной магистрали с тем, который прошел по батарее, тем самым повышая его температуру.

Получается, если у нас до первой батареи вода была 80 градусов, то уже после нее она остынет примерно до 70 градусов. Тот теплоноситель, который проходит через обвод, не несет таких теплопотерь, поэтому при смешивании жидкостей температура общего потока повышается примерно до 75 градусов.

По такому же принципу работает и горизонтальная однотрубная схема обогрева, только обвод в ней находится в горизонтальном положении на участке под батареей. При этом для правильной циркуляции необходимо подобрать нужный диаметр байпаса в системе отопления.

Диаметр байпаса

Схема размера труб в системе с байпасом на радиаторе

Итак, мы уже знаем, зачем нужен байпас в системе отопления и где он устанавливается. Осталось разобраться какого диаметра он должен быть. Мы должны рассмотреть варианты монтажа байпаса системы отопления на батарее и насосе отдельно, так как его диаметр в каждом случае будет разным, что обусловливается различными требованиями к нему.

Обвод на насосе будет иметь меньший или такой же диаметр, как и у основной магистрали. Как правильно сделать байпас на отоплении принципиальной разницы в этом случае нет. Ведь он устанавливается только для того, чтобы в случае отключения насоса циркуляция могла продолжаться самотеком.

Соответственно, заужать саму магистраль нельзя, при этом диаметр патрубков, которые отходят от контура, не имеет ключевого значения. При остановке насоса циркуляция через него будет невозможной, поэтому даже при равном диаметре с общей магистралью обвод не будет менять вектор движения теплоносителя. А когда нам нужно чтобы вода текла через насос, то мы просто перекрываем путь теплоносителю шаровым краном, установленным на магистрали.

А вот при установке байпаса в системе отопления частного дома на радиаторах его диаметр имеет большое значение. Он должен быть на один размер меньше, чем патрубки, соединяющие радиаторы с центральной магистралью. При этом отводы к батареям также должны быть на размер меньше основного контура. Как это работает:

  • вода течет по контуру и доходит до участка, на котором установлены батареи;
  • наталкиваясь на разветвление, теплоноситель меняет вектор движения в ту сторону, где меньше сопротивление;
  • часть теплоносителя продолжает движение по прежнему вектору.

Если диаметр патрубков будет таким же, как и обвод, то в батареи попадёт малое количество воды, соответственно, температура радиаторов упадет. В случае если диаметр патрубков будет меньше диаметра обвода, то циркуляция в батарее прекратится вовсе.

Уменьшение диаметра патрубков по отношению к основной магистрали увеличивает скорость теплоносителя, что позволяет ему более интенсивно двигаться по радиатору. При этом вода циркулирует по всей батарее, в результате чего она прогревается равномерно.

Для примера рассмотрим устройство байпаса в системе отопления из полипропилена. Если диаметр основной магистрали составляет 32 мм, то сечение патрубков, через которые вода попадает в батареи, должно быть 25 мм. Диаметр обвода в такой схеме, соответственно, должен быть 20 мм. В таком случае до крайней батареи теплоноситель будет проходить по нужному нам пути с минимальными теплопотерями. При этом сбалансировать систему будет проще.

Что такое байпас

Байпас (байпасный обвод) – это резервный трубопровод, служащий для перенаправления протока теплоносителя в обход (либо параллельно) определенного участка отопительной магистрали.

Как правило, на участке с байпасом устанавливается определенное оборудование. В данном обзоре рассмотрена комбинация из батареи отопления и байпаса в однотрубной системе отопления.

Принцип работы и функции байпаса

Принцип работы байпасного узла заключается в следующем:

  • Как только температура воздуха в помещении поднимается до комфортного уровня и в дальнейшем перегреве нет необходимости, вы перекрываете вентили на входе и выходе из батареи (терморегулятор, запорный кран), и горячая вода по байпасу проходит мимо радиатора, давая возможность лучше прогреться последующим радиаторам в доме.

Установка байпаса целесообразна только при однотрубной системе. Здесь он выполняет следующие функции:

  • В связке с терморегулятором, который замедляет движение теплоносителя, байпас позволяет избыточную часть теплоносителя быстро и беспрепятственно перенаправить обратно в стояк системы, и далее — к следующим радиаторам отопления.
  • В связке с отсечными кранами позволяет демонтировать радиатор без остановки потока в системе.
  • Функция балансировки заключается в отводе излишнего теплоносителя, и дальнейшем его эффективном перераспределении по всей системе.

Рекомендации по монтажу байпаса

При установке байпаса необходимо соблюдать определенные правила:

  • Диаметр байпаса должен быть меньше основной трубы на один калибр. Иначе по законам гидравлики весь теплоноситель будет течь по пути наименьшего сопротивления мимо радиатора отопления. К примеру, если подводка имеет ∅ ¾ дюйма, то для байпаса нужно применить ∅ ½ дюйма.
  • Устанавливать байпас нужно как можно ближе к батарее отопления и, соответственно, дальше от стояка.
  • На стадии проектирования решите, насколько автоматизированным должен быть процесс управления радиатором отопления. В соответствии с этим в дальнейшем используйте запорные краны или терморегуляторы.
  • Нужно учитывать, что после установки байпаса теплоносителя в радиатор будет поступать на 30-35% меньше, а теплоотдача снизится на 10 — 15%. С учетом этого нужно подбирать типоразмер нового радиатора.
  • Не рекомендуется устанавливать запорный кран на самом байпасе. Это особенно актуально в многоквартирных домах, когда по неосмотрительности, перекрыв этот кран и краны на радиаторе, вы останавливаете поток теплоносителя во всей системе.

Схемы монтажа байпаса в системе отопления

Установка байпаса на батарею отопления должна производиться с выполнением условий по диаметрам труб в узле, подбором оптимального места и правильной компоновки. С учетом возможности случайного перекрытия основного контура отопления, не допустимо наличие запорной арматуры на участке от стояка до самого байпаса и на самом байпасе. Для сбалансированной работы системы, перемычку байпаса необходимо монтировать на максимальном удалении от магистральной трубы и на минимальном от самой батареи.

Схематически узел байпаса в системе однотрубного отопления представлен в следующей таблице:

Схема монтажа байпаса при диагональном, нижнем и боковом подключении в однотрубной системе отопления. ДУ1 – диаметр условного прохода трубы стояка отопления.  ДУ2 – диаметр труб подводки к радиатору (от тройника до радиатора отопления). Данный диаметр должен быть на один размер меньше диаметра трубы стояка. ДУ3 – диаметр байпаса. Он на один размер меньше труб подводки и на два размера меньше трубы стояка.

Более детально все компоненты, входящие в узел байпаса, рассмотрены в двух следующих схемах. Они являются распространенными, но стоит отметить о наличие иных вариантов исполнения — с использованием металлопластиковой трубы с опрессовкой фитингов или готового байпаса, с уже нанесенными резьбовыми участками.

Первая схема — байпасный узел радиатора, выполненный из полипропиленовых труб с напаянными фитингами:

1) Труба контура отопления (стояк).
2) Резьбовой фитинг для перехода с металлической трубы на полипропиленовую.
3) Участок трубы, которым будет задаваться расстояние от оси стояка до байпаса.
4) Тройники, разделяющие поток на трубу подводки и на байпас.
5) Участок подводки к радиатору.
6) Перемычка-байпас.
7) Фитинги для перехода со сварных соединений полипропилена на резьбовые (металлические).
8) Штуцеры, вкручиваемые в радиатор, для соединения с накидными гайками (американками).
9) Накидная гайка (американка)
10) Терморегулятор.
11) Запорный кран.

Используя металлические трубы, монтаж байпаса можно производить как при помощи сварки, так и с применением деталей с резьбовыми соединениями (краны, тройники, переходники).

Сантехнический комплект металлических изделий для обвязки радиатора с установкой байпаса.

Выбор варианта исполнения байпаса в связке с радиатором отопления зависит конкретной системы и наличия требуемых расходников. Так, если вся система смонтирована с использованием полипропиленовых труб, то разумным и простым решением будет выполнить байпас из тех же материалов. В случае же с металлическим стояком можно для байпаса использовать как металлические трубы, так и полипропиленовые, металлопластиковые (при желании).

Видео по теме

Краткий итог: устанавливая байпас, отнесите его от стояка ближе к радиатору отопления; исключите наличие запорного крана на байпасе; подбирайте нужные фитинги и диаметры для труб в узле.

Перемычка на системе отопления. Можно, нельзя и, что за это будет.

В системах отопления многоэтажных домов, часто перед радиатором отопления можно увидеть перемычку, которая соединяет трубы подачи и отвода теплоносителя. Казалось бы, зачем усложнять конструкцию и дополнительно ставить перемычку, соединяющую трубы? Это не дает ни экономии, не удешевляет стоимость проекта. Но на практике байпас на радиатор отопления ставится в строгом соответствии с проектом системы отопления и при этом и с соблюдением технических условий для таких перемычек. Так что разобраться в этом вопросе стоит основательно.

Что такое перемычка на батареи и для чего она нужна

Прежде всего, чтобы определить для чего нужен байпас на радиатор отопления стоит сказать, что он устанавливается не на всех системах отопления. Дело в том, что в многоквартирном доме, оснащенном двухтрубной системой отопления такие устройства не устанавливаются. Теплоноситель в двухтрубной системе поступает в батарею из трубы подачи горячей воды, а отводится сразу в трубу обратки, так что в случае необходимости отключить батарею на одном из этажей ничего страшного для системы не произойдет, просто будут перекрыты краны на одной точке, а теплоноситель продолжит циркулировать в системе.

Другое дело, когда здание оснащено однотрубной системой отопления. Здесь вопрос решается сложнее – по трубам теплоноситель поступает в самую верхнюю точку, где делается разводка по стоякам. Труба стояка подводится к батарее, теплоноситель, проходя через регистры радиатора на выходе, поступает в другой отрезок трубы, который опускается на этаж ниже. Дальше схема повторяется, и так до подвального помещения. Все казалось бы, просто – меньше труб, проще теплоносителю двигаться по системе. Но, как известно, нет совершенных систем, есть изъяны и у этой, простой, на первый взгляд, схемы. Прежде всего, это скорость охлаждения теплоносителя – получается с каждой батареей, он становится все холоднее и холоднее.  Второй момент, заключается в том, что в случае поломки одной батареи придется перекрывать весь стояк, ведь перекрыв кран подачи и отвода воды из радиатора, прерывается вся цепочка и стояк перестает работать. Выход из этой ситуации был найден – перемычка на батарее отопления. Просто и рационально.

Какие требования предъявляются к перемычке

Боковая перемычка к радиатору отопления как уже говорилось, устанавливается в однотрубных системах отопления. Согласно требований к монтажу систем отопления, такие устройства должны устанавливаться ближе к батарее. Второе требование заключается в том, чтобы байпас изготавливался из того же материала, что и основная труба магистрали. Если в здании применены стальные трубы, то и перемычка также изготавливается из стальной трубы. Если от магистральной трубы к батарее подведены металлопластиковые трубы или из полипропилена, то и перемычка устраивается из этого материала.

Третье требование к установке перемычек перед батареей заключается в том, что такое устройство устанавливается с учетом размеров труб основного трубопровода. Перемычка всегда устанавливается меньшего диаметра чем подводящая и отводная трубы. Чаще всего разница берется в 1 размер. Например, если основная труба имеет диаметр ¾ дюйма, то байпас должен быть ½ дюйма.

Как работает байпас в нормальных условиях

Итак, если отбросить тонкости расчетов и формул представить работу этого узла системы отопления можно следующим образом. С верхнего этажа через подающую трубу подается теплоноситель к точке установки байпаса. Как известно из курса физики, и электрический ток и жидкость всегда движутся в направлении наименьшего сопротивления. Попадая из трубы диаметром 3/4 дюйма в отрезок, ведущий к батарее, вода легче будет проникать в трубу большего диаметра. Поэтому лишь небольшая часть теплоносителя попадает в байпас диаметром ½ дюйма, остальной напор движется в батарею по трубе диаметром ¾ дюйма, дальше она проходит через краны и терморегулятор и уходит в регистры батареи. После прохождения и частичного остывания вода по трубе ¾ дюйма снова выходит в магистраль, и проходя через запорный кран, соединяется с потоком из байпаса, движется дальше в общем потоке.

При нормальном напоре и высокой температуре потеря температуры на этом участке будет незначительной, разве что владелец квартиры не установил дополнительно трехметровою батарею с воздушным обдувом.

В случае возникновения нештатной ситуации, например, разгерметизации радиатора для проведения ремонтных работ делается аварийное перекрытие ответвления на батарею – закрываются краны на трубе подачи и отвода. Вот здесь и вступает в работу байпас. Теплоноситель, поступая с верхнего этажа, движется по единственно возможному маршруту – через перемычку и дальше по трубе на нижний этаж. Таким образом, перемычка позволяет не отключать от подачи теплоносителя весь стояк, что позволяет исправить ситуацию с наименьшими потерями и в самые короткие сроки.

Каких видов бывают байпасы

Теплотехника предлагает три вида перемычек, устанавливаемых в однотрубных системах отопления. Каждый из видов применяется в зависимости от назначения системы и оснащенности дополнительным оборудованием. Так, различают следующие виды перемычек:

  • Простые нерегулируемые;
  • Перемычки с ручным регулированием;
  • Байпасы с автоматическим регулированием потока.

Первый тип представляет собой простой отрезок трубы, подключенный перед батареей к подающей и отводящей трубам отопления. Это самый простой и одновременно надежный вид байпаса.

Перемычка с ручным регулированием потока представляет собой отрезок трубы с установленным посередине краном-регулятором. Установка такого приспособления в системах отопления многоэтажных домов до сих пор остается спорной. Дело в том, что регулировка потока теплоносителя осуществляется вручную, поворотом крана на определенное количество делений, вплоть до полного перекрытия потока. В обычном состоянии это позволяет направить весь поток теплоносителя через батарею, но в случае аварийной ситуации можно забыть открыть кран и стояк останется в лучшем случае просто без тепла, в худшем случае придется чинить весь стояк и менять разорвавшиеся батареи на всех этажах здания.

Автоматический байпас представляет собой устройство инжекторного или клапанного типа, устанавливаемое в автономных системах отопления. Суть этого устройства заключается в следующем – для увеличения скорости потока теплоносителя в системах с естественной циркуляцией теплоносителя часто применяется нагнетающий насос. Это устройство обычно устанавливается на отрезке теплого пола. При отключении электричества теплоноситель движется в обход крыльчатки насоса, через перемычку, обеспечивая, таким образом, работоспособность системы. Большим минусом автоматического байпаса выступает его зависимость от качества теплоносителя. Вода в системе должна быть максимально чистой, не содержать известковых отложений, примесей и окалины. Именно поэтому при установке автоматического байпаса применяются дополнительные сетчатые фильтры.

Схема установки перемычки в систему

Правильным вариантом установки перемычки в систему считается монтаж байпаса в обязательной связке с запорными кранами на входе и выходе теплоносителя из батареи. Практика показывает, что вполне резонно, кроме кранов после байпаса устанавливать регулятор температуры. Но здесь нужно сделать акцент на то, что такой регулятор разумно устанавливать в новых системах, в которых нет необходимости вызывать специалистов для очистки батарей, а сам отопительный сезон проходит без осложнений и аварий.

Другое дело, когда батареи греют слабо, котельная не справляется с подачей теплоносителя. В таких случаях появляется соблазн установить кран на байпас, сделав его регулируемым, и просто перекрыв перемычку, направить весь поток в батарею, сделав ее на 2-3 градуса горячее. Для опытного теплотехника сделать это обычно не представляется делом большого труда – летом обычно отключается стояк, спускается вода и врезается кран. Но с этого момента, необходимо помнить, что уже при включении подачи тепла в квартирах на нижних этажах разница в температуре будет ощущаться намного острее. В этом случае необходимо быть готовым к тому, что при первом обходе коммунальщики обнаружат врезку крана и потребуют убрать его. Официальной причиной такого требования будет нарушение теплового баланса здания, даже если и до этого котельная работала плохо, а батареи были чуть теплыми. Но закон будет на стороне коммунальщиков, так что такое усовершенствование придется не только демонтировать, но и, скорее всего, заплатить за восстановление системы здания.

Как видно, правильная установка байпаса в системе многоквартирного дома дело весьма хлопотное. Конечно, если есть опыт работы с газосварочным оборудованием и знание расположения запорной арматуры отопления во всем доме, то перекрыть стояк и установить батарею может быть делом обыденным, но даже в этом случае, рекомендуется обратиться к профессионалам, отвечающим за систему отопления дома.

Байпас в системе отопления. Байпас на батарее: фото

В процессе работы систем отопления довольно часто возникает потребность в установке циркуляционного насоса. В результате такого усовершенствования параллельно с контуром насоса устанавливается байпас в системе отопления. Прежде чем его поставить, необходимо знать, зачем нужен байпас в отопительной системе. Кроме того, данное приспособление может использоваться при ремонтных работах.

Байпас и его функции

Трубопровод с запорным клапаном или параллельный контур, который соединяется с выходом и входом насоса, радиатора или другого устройства в системе, называется обходной трубой или байпасом. В общем-то, байпас в системе отопления – это обход рабочего элемента. В процессе его работы в радиатор перестанет поступать теплоноситель, так как он потечет мимо него.

Как правило, байпас применяют для регулирования подачи тепла в различных помещениях. При комбинации с температурным датчиком он будет срабатывать в нужное время. В случае замены радиаторов система отопления подключается к котлу или любому другому источнику горячей воды через байпас.

Характеристики

Устанавливая байпас в системе отопления, важно придерживаться некоторых параметров. К примеру, пропускная способность должна быть не менее, чем трубопровода на входе. Другими словами, недопустимо уменьшение диаметра. Но это только в том случае, если на самом байпасе отсутствует кран.

Важно, чтобы установленные краны были одинакового типа, к примеру, шаровые. В зависимости от места установки байпас может работать в разных режимах. Управление постоянным режимом осуществляется посредством терморегуляторов. Помимо этого, он может функционировать лишь при запуске отопительной системы для обеспечения быстрого прогрева радиаторов.

Разновидности

В зависимости от системы отопления, в которой планируется использовать обходную трубу, различают несколько видов:

  • Обратный клапан, байпас. Подобная схема применяется для циркуляционных насосов и периодически функционирует, когда это требуется. После запуска насоса от переизбытка давления открывается клапан и пропускает теплоноситель. В случае отключения насоса клапан автоматически закрывается. Здесь главное — помнить, что клапан может выйти из строя в результате попадания в него ржавчины или окалины.
  • Байпас без клапана. Благодаря такому устройству можно осуществлять на участке ремонт без отключения отопительной системы. Кроме того, байпас позволит подключиться к отопительной системе в помещении, где ранее не было радиаторов.

Монтаж

Как было сказано выше, при установке байпаса нужно соблюдать определенные требования. Диаметр трубы байпаса должен быть несколько меньше, чем размер подающего и обратного трубопровода. В результате поток воды по законам гидравлики пойдет на пути наименьшего сопротивления, в обход отопительного прибора. Устанавливать байпас в системе отопления следует как можно ближе к отопительному прибору и на максимально возможном расстоянии от стояка.

При наличии инструментов и некоторых навыков байпас можно собрать самостоятельно или просто приобрести в специализированном магазине уже готовый. При установке байпаса допускается заменить шаровые краны на более удобные терморегуляторы, чтобы регулирование температуры осуществлялось в автоматическом режиме. Чтобы добиться максимально эффекта, в середину байпаса следует врезать классический шаровой регулировочный кран.

Байпас при однотрубной системе

В отопительной системе байпас является обыкновенной перемычкой, используемой для регулирования расхода теплоносителя. Максимальную актуальность он приобретает при однотрубной отопительной системе, где сглаживает все имеющиеся недостатки. Конструктивно схема байпаса представляет собой трубное соединение (перемычка), сообщающее между собой подающий трубопровод с горячей водой, который входит в отопительный прибор, с линией, выходящей из радиатора (обратный трубопровод).

Шаровые краны ставятся на линии подающего трубопровода в радиатор, на линии его выхода из отопительного прибора, а также на линии байпаса. Краны необходимы для возможного отключения радиатора в случае проведения на нем ремонтных или иных работ, без остановки работы отопительной системы, которая в данный период времени переходит на работу через байпас на батарее, минуя сам прибор.

Байпас на линии сетевого насоса

Применение байпаса в отопительной системе на линии сетевого циркуляционного насоса позволяет работать всей системе как с принудительной циркуляцией теплоносителя, так и при естественной циркуляции, например, в случае аварийного отключение в доме электроэнергии.

Если на отопительной системе предусмотрен байпас для циркуляционного насоса, то как, правило, на основной линии системы параллельно насосу вместо шарового крана может устанавливаться специальный обратный клапан. Его нормальным состоянием является открытое, в случае аварийного отключения электрической энергии он моментально закрывается, таким образом, работа отопительной системы переключается на естественную циркуляцию.

Байпас возле котла

В данном случае байпас устанавливают рядом с котлом – непосредственно на обратном трубопроводе системы отопления. Устанавливать его следует на месте с наименьшей температурой в системе. Подобное расположение обратного трубопровода не допускает того, чтобы перегревался радиатор, байпас, сетевой циркуляционный насос, а также предотвращает возможное образование воздушной пробки. Конструктивно этот байпас устанавливают на горизонтальной плоскости, при этом его диаметр должен соответствовать диаметру обратного трубопровода.

Автоматический байпас

Байпасы данного типа активизируются в случае сбоя отопительной системы, без вмешательства человека. К примеру, при прекращении функционирования сетевого циркуляционного насоса, в случае внезапного отключения электрической энергии перекрываются запорные устройства, расположенные на байпасе, открывается вентиль трубопровода, который расположен между выходным и входным патрубками.

В результате теплоноситель начинает двигаться по основной магистрали, а отопительная система переключается на естественную циркуляцию жидкости. Естественно, что в такой ситуации предпочтительней использовать автоматический байпас для циркуляционного насоса.

Диаметр байпаса

В случае если при подключении отопительного прибора будет использоваться байпас аналогичного диаметра, что и трубопроводы основной магистрали, в него будет поступать теплоноситель с небольшой интенсивностью. В связи с этим в данном случае применяется конструкция меньшего диаметра. К примеру, при подводке 3/4″ устанавливают обводной трубопровод 1/2″.

Заключение

Байпас в отопительной системе, в особенности в случае применения сетевого циркуляционного насоса, можно назвать одним из наиболее важных элементов. Его монтаж должен осуществляться при соблюдении всех предусмотренных технологией правил.

В современных системах отопления байпас играет существенную функцию для обеспечения их нормального действия, именно поэтому его установка должна быть правильной и спланированной.

Что такое байпас в системе отопления

Автор DearHouse На чтение 3 мин Просмотров 114 Обновлено

Байпасом (от англ. bypass) называют трубопровод, который располагают в обход определенного участка в системе отопления. Необходимость в нем появляется тогда, когда нужно предусмотреть возможность отключения каких-то участков отопительной системы, не выключая всю ее целиком. Также с помощью этого устройства можно регулировать температуру на разных участках сети, снижая тем самым общие расходы на отопление. Для этого на байпасе устанавливают регулирующую арматуру.

Для чего применяют байпас?

Байпасы обычно используют для установки на них отопительных приборов:

Циркуляционные насосы помогают решить несколько проблем в системе отопления:

  • распределять температуру по всем участкам отопительной системы более равномерно, что особенно важно при большом количестве радиаторов, а также в домах с несколькими этажами;
  • эффективно удалять из системы воздух;
  • обеспечить циркуляцию воды при неправильном расположении уклонов труб;
  • увеличить КПД отопительной системы, а значит, существенно экономить на газе, угле или других видах топлива.

Установка на байпасах радиаторов отопления позволяет регулировать температуру в разных помещениях. Например, в спальне можно держать более высокую температуру, в кухне – поменьше, а в гостевой комнате в отсутствие гостей поддерживать минимальную температуру. В этом случае байпас представляет собой отрезок трубы, соединяющий две трубы радиатора: подающую воду и обратную. На этих трубах в промежутке между байпасом и радиатором устанавливаются шаровые краны. Если их закрыть, вода пойдет  из подающей трубы в обратку, минуя батарею. Таким образом и производится регулировка температуры.

Как правильно установить байпас?

Монтаж для циркуляционного насоса проводят на обратке недалеко от котла (но не слишком близко), на отрезке, где вода имеет самую низкую температуру. На основной трубе и байпасе с двух сторон от насоса устанавливают три шаровых крана. Когда на основной линии вентиль закрыт, вода двигается через байпас и насос. При необходимости отключения насоса, закрываются оба крана на байпасе и открывается на основной магистрали. Вода начинает циркулировать по основной трубе. При необходимости ставят фильтр грубой очистки, но только перед насосом, учитывая направление движения воды.

Если байпас устанавливается для регулировки температуры радиатора отопления, то диаметр его трубы должен быть на один размер меньше подающей и обратной труб радиатора. При этом он должен находиться по возможности ближе к батарее и как можно дальше от стояка.

Итак, мы убедились в необходимости такого простого, на первый взгляд, элемента в системе отопления, как байпас. Его можно купить в магазине в готовом виде или собрать самому из необходимых элементов, в число которых входят трубы с резьбой на обоих концах, вентили, уплотнительные гайки, соединительные муфты, фильтр механической очистки. Байпас поможет вам сделать отопительную систему более эффективной и экономичной.

Что такое байпас в системе отопления, и для чего нужна эта перемычка?

Байпас установлен

Сегодня многие способны перебраться за город и жить в большом красивом доме. Но чтобы чувствовать себя в нем комфортно, необходимо тщательно продумать все инженерные коммуникации. Первоочередная задача — установка эффективной системы отопления. Она должна создавать зимой благоприятный микроклимат, чтобы было достаточно тепло, но не слишком жарко и душно. Для этих целей инженерами разработано специальное устройство — байпас. Информация о том, что такое байпас, и как он используется в системе отопления, интересна многим. Поэтому предлагаем детальный разбор этого вопроса.

Любой специалист с техническим образованием знает, что такое байпас, и как он работает в системе отопления. А вот простой обыватель не понимает, для чего нужна описываемая установка, что она собой представляет, и каков принцип ее действия.

По сути, байпас — это обычная перемычка, небольшой отрезок трубы. Он устанавливается между двумя трубами — подачи и обратки. Диаметр этой трубы на порядок меньше диаметра магистральной разводки отопления.

Это нужно для нескольких целей:

  1. Для регулировки количества горячей воды в батареях.
  2. Обеспечения функционирования энергозависимых систем.
  3. Повышения эффективности самой простой однотрубной системы отопления.

Как работает байпас в конкретном варианте?

Регулировка горячей воды в батареях

При помощи перемычки можно организовать быстрый возврат переизбытка горячей воды из батареи в вертикальный стояк. Процесс этот осуществляется и ручным, и автоматическим способом.

Описываемая установка в случае возникновения аварийной ситуации, например, протечки батареи, выступает в роли запорной арматуры. Если установлен байпас, очень легко провести ремонт радиатора без аварийного отключения замкнутой системы отопления. А это очень важно, особенно зимой.

Обеспечение функционирования отопления при возникновении перебоев с электричеством

Для увеличения теплоотдачи батарей в автономных системах отопления приветствуется монтаж циркуляционного насоса. Но его применение делает систему энергозависимой. Поэтому многие обыватели, выбирая тепловое оборудование и обращаясь к специалистам, задают вопрос: «Что делать в случае частого отключения света в доме?»

Спасти положение сможет именно байпас. В такие моменты он позволит просто перекрыть краны, подающие горячую воду в сторону насоса, и открыть затворный механизм на центральной магистральной трубе. Дальше отопление будет работать по принципу естественной циркуляции.

Обратите внимание! Если в сеть отопления вмонтировать байпас, имеющий клапан, то переключение системы произойдет без участия человека, то есть в автоматическом режиме. Если необходимо установить на перемычке дополнительные приборы, например, очистной фильтр или обратный клапан, они монтируются по направлению к теплоносителю.

Правильная установка байпаса рядом со стояком, в который врезан циркуляционный насос, подразумевает использование надежной затворной арматуры. Саму перемычку лучше поставить горизонтально — так она защитит магистраль отопления от формирования воздушных пробок.

Восстановление однотрубного отопления

Модуль с краном

Сегодня редко кто использует для обогрева частного дома однотрубную систему отопления. Но ее до сих пор можно увидеть в еще советских постройках. Бывает и так, что подобная установка демонстрирует неплохую эффективность, и в домах бывает довольно жарко зимой. Правильно установленная перемычка и здесь поможет соблюсти необходимый баланс.

Установить ее на однотрубную разводку тоже можно, но для этого необходимо соблюдать следующие правила:

  • Монтировать байпас в описываемом случае придется как можно дальше от вертикального стояка и как можно ближе к самой батарее.
  • Обводная труба при этом устанавливается непосредственно на месте монтажа. Для этого нужен тройник и труба, диаметр которой на порядок ниже диаметра однотрубного трубопровода. Присоединить все это к системе поможет парочка сварных стыков. В специализированных магазинах продаются готовые конструкции байпаса, которые монтируются при помощи обычных резьбовых соединений.
  • Между входным отверстием радиатора и байпасом необходимо установить регулировочный вентиль.

Обратите внимание! Установка устройства в однотрубную сеть позволяет получить банальный терморегулятор. Но он поможет самостоятельно контролировать и создавать благоприятный микроклимат.

Как установка байпаса влияет на энергозатраты

Тот, кто пожелает установить у себя байпас, сделав его частью отопительной системы, увидит, что расходы на работу энергоносителя заметно уменьшатся.

На что обратить внимание

В системе автономного отопления описываемое устройство помогает контролировать объем теплоносителя, уменьшать или увеличивать его эффективность на треть. А это, в свою очередь, увеличивает или снижает эффективность теплоотдачи установленных приборов отопления примерно на 10%. В реальной жизни подобные цифры довольно ощутимы. А все потому, что никогда нет переизбытка тепла.

Если параметры отопительных приборов подобраны с учетом существующих нормативов, то запас их эффективности с использованием байпаса увеличивается на 15%. Как видите, байпас становится универсальным рычагом, позволяющим создавать комфортные условия в зимнее время. При этом счета на коммунальные услуги заметно уменьшаются.

Заключение по теме

К сожалению, не все обыватели устанавливают байпасы, когда проводят монтаж отопления своими руками. Многие считают, что это не самая необходимая часть. Но нередко приходится сталкиваться с проблемой неожиданного ремонта радиаторов. И вот тут-то байпас очень пригодится. Если его нет, то приходится отключать отопительный котел, сливать весь теплоноситель и только после этого проводить ремонт. После окончания всех работ и установки отремонтированного радиатора надо заполнить систему теплоносителем и довести его до необходимой температуры.

Это слишком долго, поэтому дом быстро остынет. С байпасом этого бы не произошло. Надо только открыть шаровой кран на нем и закрыть два отсекающих вентиля на отопительной батарее. Теперь радиатор можно снимать и ремонтировать, а отопление так и будет работать в штатном режиме.

проводка — безопасно ли шунтировать аккумулятор?

проводка — безопасно ли шунтировать аккумулятор? — Обмен электротехнического стека
Сеть обмена стеков

Сеть Stack Exchange состоит из 178 сообществ вопросов и ответов, включая Stack Overflow, крупнейшее и пользующееся наибольшим доверием онлайн-сообщество, где разработчики могут учиться, делиться своими знаниями и строить свою карьеру.

Посетить Stack Exchange
  1. 0
  2. +0
  3. Авторизоваться Подписаться

Electrical Engineering Stack Exchange — это сайт вопросов и ответов для профессионалов в области электроники и электротехники, студентов и энтузиастов.Регистрация займет всего минуту.

Зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к этому сообществу

Кто угодно может задать вопрос

Кто угодно может ответить

Лучшие ответы голосуются и поднимаются наверх

Спросил

Просмотрено 720 раз

\ $ \ begingroup \ $

У меня есть старая камера, с которой я возился, и когда я открыл ее, я обнаружил, что батарея (liPo) опухшая.Поскольку у меня нет запасного, я не могу его заменить, и я начинаю сомневаться в том, что вместо этого просто протянуть туда провод безопасно. Я буду подключать его к usb 5v.

TL; DR: Можно ли поставить провод вместо батареи?

Edit: он имеет встроенный USB-порт 5 В, который я собираюсь использовать для питания устройства. Я хотел бы знать, как безопасно извлечь аккумулятор, чтобы он работал только после подключения к сети.

Скачок напряжения ♦

59.6k2929 золотых знаков6262 серебряных знака165165 бронзовых знаков

\ $ \ endgroup \ $ 5 \ $ \ begingroup \ $

Вы пробовали просто запустить устройство от USB без батареи? возможно с электролитическим колпачком вместо аккумулятора?

Если это не сработает, когда я хотел иметь проводной wii mote, я просто припаял LDO 5V к 3V SOT-223 к контактам батареи (и некоторым керамическим крышкам) и подключил его к USB-кабелю.По сути, это то, о чем говорит @Passerby со своим Battery Eliminator.

Также, как сказал @Elliot Alderson, не закорачивайте клеммы аккумулятора проводом. Если устройство не работает, потому что оно отключает питание USB, если нет батареи, вы можете смоделировать нагрузку с помощью резистора через отверстие 1 кОм, чтобы это выглядело так, как будто батарея заряжается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *