- Минские коммунальники рассказали, как можно самостоятельно убрать воздушные пробки в батареях
- «Все они хотят тепла»: жители Высокогорного жалуются на низкие температуры в квартирах
- Объяснитель: почему ваш телефон и другие гаджеты могут терять до половины своего заряда батареи в холодную погоду
- Уменьшить наполовину аккумулятор 12 В и сохранить холодный завод?
- Оптимизация аккумуляторной батареи 12 В для новых требований к мощности
- Проблемы с упаковкой аккумуляторной батареи 12 В
- Минимизация 12-вольтовой батареи для максимального увеличения мощности сети
- Более легкая виртуальная батарея меньшего размера для резервного питания и стандартных функций запуска
- Силовые модули Vicor открывают новые возможности для оптимизации систем питания электромобилей
Минские коммунальники рассказали, как можно самостоятельно убрать воздушные пробки в батареях
Комсомольская правда
Общество
Алла ВЕТРОВА
30 сентября 2022 16:57
И что за приспособление поможет это сделать
Можно мерзнуть и при вроде бы подключенному к теплу дому.Фото: Олег Укладов
Завоздушивание системы теплоснабжения в жилых домах — главная причина холодных батарей при том, что дом подключен к теплу. Бывает так, что в одной комнате квартиры батареи теплые, а в другой — ледяные, а бывает, что половина батареи горячая, а вторая половина — холодная. Коммунальники Минска в своем телеграм-канале «ЖКХ Минск Официально» доходчиво объяснили, откуда берутся воздушные пробки и как их устраняют.
— Воздух в том или ином количестве присутствует в системе теплоснабжения любого дома. Главное — своевременно его выгнать. В домах-новостройках и прошедших капитальный ремонт установлены специальные устройства, которые автоматически отводят воздух, — говорится в их сообщении.
А помочь с развоздушиванием тем, чьи квартиры расположены в старых домах, должен сантехник ЖЭУ. И сделать он должен это даже не дожидаясь жалоб жильцов. Для этого в техническом помещении дома сантехник открывает специальные «спускники».
Самостоятельно устранить завоздушивание могут жильцы квартир, в торце радиаторов отопления которых установлены краны Маевского или ручные воздухоотводчики, которые открываются с помощью отвертки или специального ключа.
— Их нужно повернуть, чтобы спустить воздух, с которым выливается и немного сетевой воды. Знающие жильцы делают это сами, — отметили в ЖКХ.
Но предупредили, что вмешательство в систему теплоснабжения может обернуться залитием квартиры, включая расположенную ниже.
— Лучше подать заявку, придет специалист и выполнит необходимую процедуру, — дали совет коммунальники.
Кстати, они объяснили, почему в квартирах минчан вначале батареи жарят, а потом остывают (здесь подробности), какие дома прогреть тяжелее всего, и почему не повезло жителям первых и последних подъездов, первых и последних этажей (здесь все нюансы), а также когда в октябре 2022-го подключат к отоплению последние жилые дома в Минске (об этом здесь с датой).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Вот как Борис Моисеев спустя годы отблагодарил однокурсницу из Минска, которой писал письма: «Если ты мне настоящая подруга, вышли палочку колбасы и баночку майонеза»
Студентом Борис Моисеев «крутил любовь» с однокурсницей из Минска ради пирожков (читать далее)
В Беларуси поменяли порядок отнесения граждан к не занятым в экономике
Порядок отнесения трудоспособным граждан к не занятым в экономике уточнили в Беларуси (читать далее)
Белорусский врач рассказала, можно ли самостоятельно отличить ОРВИ от COVID-19
Обе болезни ведут себя в организме человека практически одинаково (читать далее)
Сергей Гайдукевич объяснил, зачем три раза участвовал в выборах президента, поддерживая Лукашенко
Политик рассказал мотивы участия в президентских выборах для председателя политической партии (читать далее)
В Минобороны объяснили, в каком случае в Беларуси может прийти повестка
Стало известно, по каким причина белорусам приходят повестки из военкоматов (читать далее)
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp. ru
«Все они хотят тепла»: жители Высокогорного жалуются на низкие температуры в квартирах
«Все они хотят тепла»: жители Высокогорного жалуются на низкие температуры в квартирах
ЖКХ
Жители рабочего поселка Высокогорный Хабаровского края мерзнут в своих квартирах с прошлого года. Сейчас столбик термометра показывает всего +15 градусов.
В сентябре прошлого года Юлия Пех вместе с детьми переехала в Комсомольск-на-Амуре, в поселке остались все ее родственники.
«Я в Комсомольске живу, мы уехали оттуда в начале учебного года с детьми. Муж у меня там еще, мама с отцом, все родственники там живут. Семья живет на 5 этаже в доме по улице Центральная, 64. Половина батарей теплая, вторая половина – холодная. Одну стену уличную уже утеплили «пеноплексом» года три назад, даже при этом условии очень холодно, хотя сторона у нас солнечная. В начале отопительного сезона, конечно, еще более-менее все было, а потом в декабре они перевели на модули и все. Мама у меня живет в коттедже на улице Новой, там в основном живут пенсионеры, все они замерзают. Люди между собой возмущаются, ходят в управляющую компанию, но толку нет. В такие морозы оставаться в квартире, где +15 градусов, тоже не вариант», – рассказывает женщина.
Температуры в домах опустились ниже нормы еще в начале декабря, когда сменилась теплоснабжающая организация.
«До этого у нас топила котельная от железной дороги и центральная поселковая, которая работала на угле. Новую котельную поставили в 2022 году и запустили в декабре, она не справляется, люди замерзают. Ставить более мощные насосы они боятся, потому что система теплоснабжения старая и может не выдержать увеличенного давления воды. У нас у всех холодно было холодно, а сейчас просто невыносимо. До такой степени холодно, что у нас конденсат на потолке собирается. Зато счета нам выставляют без перерасчета».
Теперь Высокогорный обеспечивает теплом ООО «ЖКУ № 2». По словам сотрудников, мощностей новой котельной не хватает, чтобы отапливать весь поселок.
«Во-первых, перерасчеты за теплоэнергию делаются месяцем позже. Теплоснабжающая организация взяла их только в декабре, за январь еще счета никто не выставлял, то есть будут перерасчеты, объявления на домах развешивали. Прийти и отопить каждого сложно. Я понимаю, что они все хотят тепла, но сейчас это просто физически невозможно. Блочно-модульную станцию взяли в аренду, мощность у нее, естественно, не рассчитана, никто ее не тестировал. У них там мощности, которые на котельных установлены, естественно, были не очень рассчитаны на эти температуры. Еще и плюс теплоизоляция: сами трубы текут. Обо всех этим проблемах мы знаем, знает администрация района, перерасчеты все эти будут. Людей можно тоже понять, они хотят сразу добиться какого-то ответа, но такого, к сожалению, не бывает. Сегодня разговаривала с мастером из котельной, он сходит на Новую, посмотрит, что там у них. Во-первых, трубы и батареи не моются, это тоже много значит. Технически очень много вопросов, но ответов мало».
НОВОСТИ В РУБРИКЕ
09:00, 2 марта 2023 года Хабаровскэнергосбыт уведомляет о предстоящих ограничениях подачи энергоресурсов в квартиры и дома должников
19:07, 28 февраля 2023 года «Мы сейчас поплывем»: слить воду в подвал жилого дома пытались коммунальные службы
17:30, 28 февраля 2023 года Борьба с сосульками развернулась в Хабаровске
16:20, 27 февраля 2023 года Не опять, а снова: перебои со светом продолжаются в селе Сусанино
17:21, 16 февраля 2023 года Так быть не должно: на неубранный снег во дворах жалуются хабаровчане
Все материалы раздела
прислать новость
ВСЕ ПРОИСШЕСТВИЯ
Объяснитель: почему ваш телефон и другие гаджеты могут терять до половины своего заряда батареи в холодную погоду
Поскольку Ирландия переживает самый продолжительный холодный период за более чем четыре с половиной года, все начало замедляться.
Не только пешеходы, идущие на цыпочках по сверкающим тропинкам, или автомобили, осторожно скользящие по обледенелым дорогам, но и сами технологии тоже погружаются в замедление.
Множество технических гаджетов и электроприборов страдают от резкого падения температуры зимой, и Independent.ie здесь, чтобы объяснить, почему.
Телефоны, планшеты и ноутбуки
Несмотря на то, что за последние десять или более лет в области портативных технологий произошли умопомрачительные успехи, увеличение емкости аккумуляторов происходило не так быстро.
Сегодня в вашем телефоне используется в основном тот же литий-ионный аккумулятор, что и 10 лет назад, и, к сожалению, он не любит холода. То же самое можно сказать и об аккумуляторе вашего планшета или ноутбука.
Литий-ионные батареи любят работать при температуре «окружающей среды» примерно от 5 до 40 градусов. Если устройство подвергается воздействию экстремальных температур, выходящих за пределы любого из пороговых значений, оно начинает работать с перебоями, а температура негативно влияет на химическую реакцию, питающую аккумулятор вашего телефона.
Читать далее
Еще один минус заключается в том, что холод оказывает более пагубное влияние на срок службы батареи, чем мы могли бы подумать.
Смартфоны могут потерять до 50 процентов своего заряда батареи, если будут подвергаться воздействию очень низких температур, таких как те, которые мы наблюдаем на этой неделе в Ирландии.
По словам Колина Бейкера, Gadget Guy on Ireland AM и владельца магазинов технического ремонта «Назад из будущего», который говорит, что на этой неделе будет разумно оберегать свои устройства от холода.
«Люди, которые, возможно, катались на лыжах и брали с собой свой телефон, заметили бы это явление, что они получают полдня со своим телефоном, когда обычно они получают вдвое больше.
«При более низких температурах аккумуляторы будут иметь меньшую выносливость и часто будут иметь значительно сниженную производительность до 50 шт.
«Держи телефон в кармане. Отключение его во время прогулки по холоду значительно сократит срок службы батареи.
«Подождите, пока вы сядете в автобус или поезд, или вернетесь домой, чтобы ответить на звонок или отправить текстовое сообщение. Или используйте наушники, чтобы ответить на звонок, если вам это действительно нужно», — сказал Колин.
Пользователям телефонов нужно беспокоиться не только о том, что срок службы батареи разряжается быстрее, чем обычно, но и о том, что телефон может выйти из строя, несмотря на то, что у него много времени автономной работы.
«Вы также получаете случаи, когда чей-то телефон говорит, что у него осталось 30 аккумуляторов, а затем внезапно он разряжается. Это связано с тем, что способность устройства определять оставшуюся мощность противостоит температуре», — сказал Колин.
Электромобили и другие электронные транспортные средства
Для любителей Tesla и Nissan Leaf резкое похолодание также является плохой новостью. Применяется та же проблема. Аккумуляторная технология в новых электромобилях должна использовать энергию для поддержания температуры на уровне окружающей среды, поэтому она часто работает ночью, чтобы нагреть аккумулятор. Это еще больше разряжает аккумулятор и называется «призрачным разрядом».
Старые электромобили не имеют этой технологии, но их аккумуляторы из-за этого страдают и могут иметь более низкий запас хода, если со временем подвергаются длительным похолоданиям.
«У меня Tesla Model 3, летом я проезжаю 450 км. Но в разгар зимы я смотрю около 300км. Я бы испытал столько [падения], но я не знаю, скажут ли они [производители] вам, что это так много», — сказал Колин.
Бензиновые и дизельные автомобили
В совете автомобилистам этой зимой Chill.ie предупредил, что аккумуляторы гораздо более подвержены неисправностям в холодную погоду. Холод советует автомобилистам инвестировать в автомобильные чехлы или парковать свои машины в более защищенных местах, если это возможно, во время резкого похолодания. Давление в шинах также влияет при минусовых температурах, и автомобилистам рекомендуется следить за тем, чтобы их шины не были недостаточно накачаны.
«Частое мытье автомобиля, особенно зимой, может помочь удалить соль, которая могла покрыть ваш автомобиль при движении по дорогам с твердым покрытием.
Вам также следует регулярно проверять давление в шинах, полностью заливать стеклоомыватель, чтобы стекло было чистым, и проверять его на наличие трещин или сколов, а также парковать машину в гараже или в защищенном месте, где это возможно», — Ян О. — сказал Рейли из Chill.ie.
Интеллектуальные солнечные панели, системы видеонаблюдения и другие интеллектуальные устройства
Срок службы батарей этих устройств также сокращается во время резкого похолодания, а в коммерческих помещениях используются камеры видеонаблюдения с установленными внутри микронагревателями, чтобы они продолжали работать холодными ночами.
Умные камеры и дверные звонки, которые могут быть подключены к телефону домовладельца или другим устройствам, подвергаются повышенному риску выхода из строя, как и умные солнечные батареи. Зимой важно регулярно проверять их аккумулятор.
Внутренние и наружные приборы
Такие предметы, как стиральные машины, сушилки, холодильники и другие бытовые приборы, хранящиеся в помещении и на открытом воздухе, могут подвергаться воздействию холода, особенно если они хранятся в сарае с электричеством или в холодном гараже, но крайне необычно, что в Ирландии бывают температуры достаточно холодно, чтобы это произошло.
К сожалению, возможно замерзание труб к этим приборам, особенно в случаях отсутствия изоляции.
В правительственной кампании «Будь готов к зиме» людям, обеспокоенным замерзанием труб, рекомендуется открыть люк на чердаке, чтобы оставить тепло, или оставить отопление включенным при более низких настройках дольше, чем обычно, чтобы поддерживать определенную температуру в доме. всегда, когда это возможно.
Также рекомендуется обернуть полотенцем наружные краны, чтобы они не замерзли.
Читать далее
Уменьшить наполовину аккумулятор 12 В и сохранить холодный завод?
Достижения в области средств безопасности, комфорта и информационно-развлекательных систем в автомобилях повышают требования к мощности, заставляя инженеров по энергосистемам удовлетворять растущие потребности в мощности с ограничениями по весу и пространству. За последнее десятилетие типичные требования к мощности 12 В увеличились с 1,2 кВт до 4 кВт при непрерывной нагрузке, что усугубляет воздействие на свинцово-кислотную батарею 12 В, которая должна быть рассчитана на удвоение требуемой мощности из-за их 50% глубины разряда. (DoD) ограничение.
Зачем вообще использовать 12-вольтовую свинцово-кислотную батарею? Что ж, PHEV и MHEV не могут полностью отказаться от 12-вольтовой батареи, поскольку она остается единственным выбором для холодного пуска. Тем не менее, правильный расчет размера 12-вольтовой батареи для соответствия всем вариантам использования с током покоя (всегда включенным), а также с холодным запуском является сложным расчетом.
Оптимизация аккумуляторной батареи 12 В для новых требований к мощности
Большинство OEM-производителей перепроектируют свои архитектуры подачи энергии для транспортных средств как с BEV, так и с ДВС, чтобы соответствовать требованиям категорий мягкого гибрида (MHEV) и подключаемого гибрида (PHEV). Они лихорадочно работают, чтобы способствовать внедрению электромобилей для потребителей, которые сдержанно относятся к ограниченному диапазону BEV и проблемам доступности и совместимости зарядных сетей. Сегодня PHEV — это практичный вариант, обеспечивающий преимущества электрифицированной тяги без беспокойства о запасе хода.
Проектировщики систем энергоснабжения должны учитывать наихудшие сценарии и все крайние случаи, в том числе условия окружающей среды от –40 до +50°C. Запуск двигателя при температуре –40°C является одним из самых сложных случаев использования и называется запуском двигателя в холодном состоянии.
Батареи указаны с их подачей холодного тока в амперах при –40 °C с термином, известным как «сила холодного тока» или CCA. Батареи, благодаря своему химическому составу, по своей природе устойчивы к зарядке и разрядке при низкой температуре, а рейтинг CCA помогает системным инженерам решить, будет ли выбранная батарея соответствовать требованиям системы или нет. При таких низких температурах типичные тяговые литий-ионные батареи плохо работают из-за своего химического состава. Они не могут обеспечить такой быстрый пиковый ток (75 А/30 мкс) через преобразователь постоянного тока для поддержки требований к запуску двигателя. Химический состав литий-ионного катода оптимизирован для эффективности упаковки и максимального диапазона BEV, а не для холодного пуска.
Дополнительным преимуществом батареи 12 В является то, что она обеспечивает необходимую емкость для поглощения любых переходных процессов от низковольтной шины. Эти переходные процессы обычно генерируются электродвигателем стартера-генератора.
Проблемы с упаковкой аккумуляторной батареи 12 В
Обычно стартерные аккумуляторы упаковываются под сиденьем переднего пассажира, поскольку температура моторного отсека не подходит для упаковки аккумуляторов. Тем не менее, поиск места в упаковке для батареи PHEV часто имеет приоритетное значение для максимального увеличения запаса хода электромобиля. Кроме того, растущие требования к мощности батареи 12 В еще больше усложняют упаковку. Автомобиль, обычно требующий батареи размера H6, теперь требует батареи H8 AGM (таблица 1), что требует перемещения в заднюю часть салона. Упаковка в сочетании с дополнительным расстоянием трассировки 50мм 2 кабелей (до трех раз больше) увеличивает общую стоимость системы и добавляет вес.
Архитектуры подачи энергии и компоновка компонентов на автомобильных платформах, как правило, предназначены для снижения сложности системы во всех силовых агрегатах (ДВС, MHEV, PHEV), и, следовательно, повышенные системные затраты переносятся с PHEV на модели с ДВС.
Таблица 1. Здесь представлены типоразмеры, габариты и типичные обозначения для стартерных аккумуляторов на 12 В. По мере того, как все больше OEM-производителей увеличивают емкость аккумуляторной батареи 12 В (с h5 до H8), дополнительные размеры и вес ограничивают запас хода автомобиля. С модулями Vicor размеры аккумуляторов 12 В можно уменьшить на 2/3 по весу и почти на 1/2 по объему. (Данные получены из автомобильных стандартов DIN).
Минимизация 12-вольтовой батареи для максимального увеличения мощности сети
Типичные нагрузки для 12-вольтовой батареи имеют две основные цели: одна для запуска двигателя, а другая для работы в режиме ожидания или «ток покоя». электрические функции комфорта клиента, а также количество постоянно включенных функций, спрос на ток в режиме ожидания и количество функций, которые должны быть постоянно включены, растут в геометрической прогрессии. В типичном случае использования большинство OEM-производителей автомобилей рассчитывают время ожидания на 50 дней. Обычно это составляет 14 – 16 мА потребления тока, что в течение 50 дней эквивалентно 16 А·ч полной емкости аккумуляторной батареи.
Информационно-развлекательная система, телематика и функции разблокировки доступа к транспортным средствам дополнительно увеличивают емкость аккумулятора до 6 А·ч (поскольку они не всегда включены). Постоянно включенные нагрузки всегда увеличивали количество циклов на свинцово-кислотных батареях, что приводило к высоким гарантийным расходам, возникающим из-за разряженных (разряженных ниже 50% DoD) свинцово-кислотных батарей.
В качестве альтернативы постоянно включенная энергия может подаваться от тяговой литий-ионной батареи с использованием модулей преобразователя шины с фиксированным коэффициентом передачи Vicor для эффективной передачи энергии на нагрузку, которая всегда включена или циклически включается и выключается, что позволяет лучше контролировать и улучшать эффективность. Кроме того, топология Vicor Sine Amplitude Converter (SAC™), используемая в шинных преобразователях, обеспечивает даже более быструю переходную характеристику, чем 12-вольтовая свинцово-кислотная батарея (таблица 2).
Таблица 2. Модули Vicor имеют переходные характеристики намного быстрее, чем батареи 12 В, и могут легко обрабатывать 700 ампер в миллисекунду.
Топология SAC может обрабатывать тысячи ампер от высоковольтной батареи до нагрузки без каких-либо провалов, а стендовые испытания показывают, что время отклика в три раза меньше, чем у типичной 12-вольтовой батареи (таблица 2).
Ключевым преимуществом преобразователей с фиксированным передаточным числом, таких как SAC, является коэффициент или К-фактор, который представляет собой отношение первичных и вторичных витков, оказывающее квадратичное влияние на его эффективную выходную емкость.
Топология SAC оказывает квадратичное влияние на его эффективную выходную емкость.
Например, для преобразователя 48–12 В коэффициент K равен 1/4, что означает, что эффективная вторичная емкость в четыре раза больше, чем первичная емкость, или в 16 раз больше.
Рисунок 1. Модули Vicor имеют отличные переходные характеристики и могут рассматриваться как «виртуальная батарея».
Более легкая виртуальная батарея меньшего размера для резервного питания и стандартных функций запуска
A Высоковольтные изолированные (BCM®) (рис. 2) и низковольтные неизолированные (NBM™) преобразователи шины Vicor обеспечивают оптимальные решения для «виртуальной батареи», которая воспроизводит основные свойства батареи при уменьшении размера. , ограничения по весу и температуре.
Рисунок 2. Модули Vicor — самые маленькие и легкие силовые модули. На изображении показан модуль K 1/16 BCM, который умещается на ладони мощностью 2 кВт.
Если резервные нагрузки питаются от BCM или NBM Vicor наряду с большинством пусковых условий, размер 12-вольтовой свинцово-кислотной батареи может быть значительно уменьшен до размера h5 или даже ниже только для холодного запуска, что еще больше улучшит вес системы. Это еще больше расширяет возможности упаковки под передними пассажирскими сиденьями, сокращая количество связанных с ними ремней безопасности (рис. 3).
Ближе к нагрузке уменьшаются паразитные индуктивности и последовательные сопротивления, которые возникают в энергосистеме с большой силой тока. Vicor предлагает преимущества упаковки, которые позволяют ему быть ближе к грузу. Это устраняет любую внутреннюю последовательную индуктивность на входе или выходе и может легко обрабатывать 700 000 ампер в секунду или 700 ампер в миллисекунду, поскольку они демонстрируют превосходную переходную характеристику (рис. 1).
Рисунок 3. Модули Vicor в сочетании со стартерной батареей на 12 В помогают значительно уменьшить размер батареи на 12 В без потери критической способности холодного пуска при температуре –40ºC. Это также позволяет размещать батареи в удобных местах, обеспечивая при этом более простую и общую электрическую архитектуру для MHEV и PHEV. Наконец, это помогает достичь готовности энергосистемы ASIL D к функциям ADAS уровня 3.
Таблица 3. Модули Vicor помогают снизить не только стоимость материалов, но и общие затраты на систему, упрощая электрическую архитектуру, повышая эффективность транспортного средства и повышая производительность без потери каких-либо функций.
Силовые модули Vicor открывают новые возможности для оптимизации систем питания электромобилей
С постоянно растущей сложностью растущего комфорта и подключенных функций в сочетании с несколькими силовыми агрегатами на одной платформе OEM-производители получат выгоду от упрощения архитектуры распределения энергии, в то время как повышение надежности.
По мере того, как автомобильные PDN стремятся к большей эффективности конструкции, силовые модули Vicor предлагают инженерам инновационные возможности для достижения их целей. Использование силового модуля PDN дает ряд преимуществ для PHEV (таблица 3). Использование силовых модулей и уменьшение количества аккумуляторов на 12 В позволяет уменьшить размер системы питания на 66 %, уменьшить вес более чем на 50 % и повысить эффективность более чем на 15 %. Фактически автомобильные компании могут сэкономить до 95 евро на автомобиле.
Благодаря модульному блоку питания инженеры могут свести к минимуму использование батареи 12 В, создать единую архитектуру питания для двигателей с двигателями внутреннего сгорания, MHEV и PHEV и удовлетворить дополнительные требования к функциям.