- Рекомендации по применению антифризов от BAXI
- ПРИМЕНЕНИЕ АНТИФРИЗОВ НЕЗАМЕРЗАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ В КОТЛАХ BAXI
- антифриз для теплого пола?
- Джейстарнес
- Зарегистрировано
- слаболапый
- Зарегистрировано
- Джейстарнес
- Зарегистрировано
- большой спектр
- Премиум-участник
- Адам Бластер
- Зарегистрировано
- ПТШрам
- Зарегистрировано
- слаболапый
- Зарегистрировано
- ЭМГ7895
- Зарегистрировано
- 79их
- Зарегистрировано
- Отис
- Зарегистрировано
- Адам Бластер
- Зарегистрировано
- ПТШрам
- Зарегистрировано
- слаболапый
- Зарегистрировано
- Адам Бластер
- Зарегистрировано
- 86турбодсл
- Зарегистрировано
- Джейстарнес
- Зарегистрировано
- 86турбодсл
- Зарегистрировано
- Джейстарнес
- Зарегистрировано
- ПТШрам
- Зарегистрировано
- 86турбодсл
- Зарегистрировано
- Что такое антифриз и зачем его заливать в машину?
Рекомендации по применению антифризов от BAXI
Поиск по всему каталогуКотлы и автоматика для них Газовые котлы Ariston Baxi Buderus Navien Protherm Vaillant Электрические котлы E.C.A Navien Protherm Vaillant Ресурс Эван Твердотопливные котлы Kentatsu Protherm Zota Дымоходы Котельная автоматика и стабилизаторы Стабилизаторы напряжения Терморегуляторы GSM-модули Датчики При плохом заземлении Защита от скачков напряжения ИБП для котлов Доп. оборудование для ИБП Аксессуары и принадлежности Запчасти для котлов для электрических котловНасосы Запчасти для насосов Grundfos Скважинные насосы Колодезные насосы Насосные станции Поверхностные насосы Рециркуляционные насосы Циркуляционные насосы Насосы для кондиционирования Повысительные насосы Канализационные насосы и установки Насосные установки для отвода конденсата Дренажные насосы Ёмкости для дренажных насосов Автоматика и доп. комплектация Кабель погружной Оголовки, адаптеры ТросыТеплоносительРадиаторы и конвекторы Алюминиевые радиаторы Биметаллические радиаторы Стальные панельные радиаторы Buderus Kermi Royal Thermo Sole Терморегулирующая арматура Вентили (клапаны) для радиаторов Термостатические головки для вентилей Термоэлектрические головки для вентилей Блоки подключения для стальных радиаторов Комплектующие для радиаторной арматуры КомплектующиеВодонагреватели и бойлеры Электрические водонагреватели Бойлеры косвенного нагрева Принадлежности и запчастиБаки и гидроаккумуляторы Гидроаккумуляторы Belamos Reflex UniGB Waterstry Расширительные баки Reflex UniGB Пластиковые баки для воды ПринадлежностиКраны, вентили, задвижки Краны шаровые резьбовые Водоразборные краныТрубы и фитинги Металлопластик: трубы и фитинги Металлопластиковые трубы Фитинги для металлопластика Полипропилен: трубы и фитинги ПНД: трубы и фитинги Сшитый полиэтилен: трубы и фитинги Трубы из сшитого полиэтилена Фитинги для сшитого полиэтилена Канализационные трубы и фитинги Трубы канализационные Фитинги канализационные Гофрированная труба из нержавеющей стали: трубы и фитинги Труба из гофрированной нержавеющей стали Фитинги для труб из гофрированной нержавеющей стали Медь: трубы и фитинги Медные трубы Фитинги для меди Резьбовые фитинги Шланги и быстросъёмы Быстросъемы и комплектующие для полива Шланги Гофра защитнаяКрепёжТеплоизоляция Трубная изоляцияКоллекторы и гидрострелки Гидрострелки Коллекторы для водоснабжения Смесительные клапаны Смесительные узлы Коллекторные группы Коллекторы Термоэлектрические головки для коллекторов Комплектующие для коллекторов Коллекторные шкафыТехника быстрого монтажа Насосные группы Модульные гидрострелки и коллекторы СервоприводыЭлектрические тёплые полы Электрические нагревательные маты Электрические теплые полы: кабель Инфракрасный пленочный теплый пол Терморегуляторы для теплого полаГреющий кабельКонтрольно-измерительные приборы и автоматика Водосчетчики Манометры Термоманометры ТермометрыПредохранительная арматура Автоматические воздухоотводчики Группы безопасности Обратные клапаны Предохранительные клапаны Редукторы давленияПолотенцесушителиВодоподготовка Картриджи для фильтров Косые фильтры Магистральные фильтры Обратный осмос Под мойку Самоочищающиеся фильтры Ультрафиолетовый стерилизизатор Фильтрующие среды и реагентыИнструментыТрапы и сифоныРасходные материалы и уплотнители
Главная / Новости / Рекомендации по применению антифризов от BAXI
Вода (Н2О) – является наиболее важным и распространенным веществом на планете. При этом многие свойства воды абсолютно уникальны. К примеру, плотность воды при переходе из твердого состояния в жидкое только увеличивается. Она обладает большой удельной теплоемкостью (4,1868 кДж/кг) и является практически идеальным и к тому же общедоступным теплоносителем. Однако у воды, в качестве теплоносителя, есть один недостаток, у нее достаточно высокая температура замерзания 0°С, а при переходе в твердую фазу объем увеличивается на 9%. Замерзание воды в системе отопления может привести к разрушению многих элементов, таких как: отопительные приборы, трубы, краны и сам котел.
Поэтому существуют задачи, требующие от теплоносителя совершенно других свойств. Желание спокойно жить при нормально функционирующей системе отопления можно удовлетворить с помощью специально подготовленных низкозамерзающих теплоносителей – антифризов. Особо хочется подчеркнуть, что это должен быть не автомобильный тосол, трансформаторное масло или этиловый спирт, а антифриз, специально разработанный для систем отопления. Надо помнить, что теплоноситель должен быть пожаробезопасным и не содержать в своем составе добавок, взаимодействующих с металлом оборудования и не допущенных к применению в жилых помещениях.
Антифризы для систем отопления производятся на основе водных растворов этиленгликоля или пропиленгликоля. Сами по себе такие растворы весьма агрессивны по отношению к материалам, применяемым в системах отопления. Они становятся совершенно другими при помощи запатентованных производителями пакетов функциональных присадок долгосрочного действия, которые обеспечивают:
• защиту от образования накипи;
• защиту от вспенивания;
• защиту от окисления;
• защиту от набухания и растворения герметизирующих уплотнителей.
Присадки должны также обеспечить термическую стабильность в диапазоне от -65°С до 105°С и не допускать термической деструкции при локальных перегревах до 170°С. Антифриз должен быть совместим с эластомерами, резинами, пластиками, применяемыми в системах отопления и теплообменных системах, и обеспечивать как можно больший срок службы такого теплоносителя.
Российский рынок предлагает преимущественно антифризы отечественных производителей, наиболее широко представлены торговые марки: «Теплый дом», «Hot Stream», «Спектропласт», «Гольфстрим», «Hot Blood», «Thermagent» и «Dixis». Импортные образцы плохо реализуются из-за высокой стоимости.
В большинстве случаев основу российских антифризов составляет этиленгликоль.
Обычно антифриз на основе этиленгликоля продается в двух модификациях: с температурой замерзания не выше -65°С и температурой замерзания не выше -30°С. При этом антифриз должен быть разбавлен водой дотребуемой температуры замерзания. Основное преимущество антифриза на базе этиленгликоля – это его цена. Серьезный недостаток этиленгликоля — это токсичное вещество, попадание которого на кожу или тем более в организм человека крайне нежелательно. Кроме того, вредны и его испарения. Средняя смертельная доза этиленгликоля составляет 100 – 300 мл этиленгликоля (1,5 – 5 мл на 1 кг массы тела). Поскольку в двухконтурных системах отопления с приготовлением горячей воды для хозяйственных нужд существует теоретическая вероятность попадания антифриза из контура отопления в контур горячего водоснабжения, то использование низкозамерзающего теплоносителя на основе этиленгликоля целесообразно только в одноконтурных системах отопления.
Рекомендации компании BAXI при использовании антифриза на базе этиленгликоля:
• в целях безопасности использовать только в одноконтурных котлах;
• использовать антифриз в концентрациях с температурой замерзания от -20°С до -25°С.
Для получения теплоносителя с требуемой температурой замерзания необходимо строго следовать рекомендациям производителя антифриза. Если мы обратимся к инструкциям известных производителей в России, то увидим следующие рекомендации.
Для концентрата антифриза на -65°С:
• Для получения температуры замерзания
-25°С – необходимо смешать 60% антифриза и 40% воды;
• Для получения температуры замерзания
-20°С – необходимо смешать 54% антифриза и 46% воды.
Для концентрата антифриза на -30°С:
• Для получения температуры замерзания
-25°С – необходимо смешать 90% антифриза и 10% воды;
• Для получения температуры замерзания
-20°С – необходимо смешать 80% антифриза и 20% воды.
Изменение температуры замерзания от концентрации гликолевой смеси.
Со второй половины 90-х годов прошлого века в ведущих странах Западной Европы и США появились нетоксичные антифризы на базе пропиленгликоля. Преимущество этого продукта – безвредность. Данное свойство очень важно при использовании антифриза в двухконтурных системах отопления. Российские производители сравнительно недавно начали выпуск антифризов, полученных на основе экологически чистого сырья – пищевого пропиленгликоля. Обычно разливают его в емкости с температурой замерзания до -30°С и подкрашивают в зеленый цвет. Основа для этого антифриза обычно изготавливается зарубежом, отсюда практически в два раза большая цена на этот теплоноситель. Пить пропиленгликоль, конечно, не рекомендуется, но сегодня он широко применяется при заморозке пищевых продуктов. В пищевой промышленности пропиленгликоль зарегистрирован в качестве пищевой добавки E1520, как влагоудерживающий, смягчающий и диспергирующий агент. Встречается в тортах, желе, печенье.
Рекомендации компании BAXI при использовании антифриза на базе пропиленгликоля:
• можно использовать в двухконтурных котлах;
• использовать антифриз в концентрациях с температурой замерзания -20°С (добавив 20% воды в готовый антифриз на -30°С).
Компания BAXI – ведущий европейский производитель отопительной техники, который разрешает использование антифризов с сохранением фирменной гарантии на свои напольные и настенные модели котлов. Исключение составляют только настенные котлы с битермическим теплообменником серии MAIN Four и конденсационные котлы. Обоснованность такого решения подтверждена не только многолетней практикой эксплуатации оборудования BAXI на антифризах, но и ресурсными испытаниями, которые были проведены с отечественными производителями антифризов. Единственное, что вызывает опасения – это многочисленные ошибки при проектировании, монтаже и эксплуатации систем теплоснабжения на низкозамерзающих теплоносителях.
Практические советы при применении антифризов с газовыми котлами BAXI
1. Можно ли использовать автомобильный тосол в системе отопления?
В системах отопления разрешено использовать только специально разработанный антифриз. Большинство тосолов содержат в своем составе нитриты, амины, фосфатные и силикатные соединения, образующие вредные для человека испарения. Кроме того, они не имеют в своем составе присадок, необходимых для эксплуатации в системах отопления, и могут плохо влиять на металлы и резиновые уплотнители. Тосолы имеют ограниченный ресурс эксплуатации (2-3 года) и не рассчитаны на разбавление вообще, тем более водопроводной водой.
2. Можно ли использовать антифриз в системах с оцинкованными трубами?
Любой низкозамерзающий теплоноситель на гликолевой основе, в том числе и импортный, не может защищать оцинкованные покрытия. Возможные проблемы: выпадение металлизированной взвеси, а потом и труднорастворимых осадков, так называемых «хлопьев белого цвета». Поэтому в систему отопления, имеющую в составе оцинкованные трубы, заливать антифриз нельзя!
3. Можно ли смешивать различные антифризы?
Любые антифризы без предварительной проверки на совместимость смешивать не рекомендуется. В случае, если химические основы пакетов присадок антифриза различные, то это может привести к частичному их разрушению и, как следствие, к снижению антикоррозионных свойств и выпадению труднорастворимых осадков. Если Вы не знаете, какой антифриз был залит, необходимо его полностью слить и залить новый.
4. Какой водой лучше разбавлять антифриз?
В идеальном варианте лучше разбавлять дистиллированной водой, в которой отсутствуют соли кальция и магния. Дело в том, что при разбавлении антифриза жесткой водой может выпасть осадок. Можно также разбавлять водопроводной водой, но с жесткостью до 5 мг-экв/л. Для информации: вода из скважины, если не предусмотрена система умягчения, может иметь жесткость 20 мг-экв/л. Если определить жесткость затруднительно, рекомендуется предварительно смешать антифриз с водой в нужной пропорции в прозрачной емкости и убедиться в отсутствии осадка.
5. Как влияет антифриз на радиаторы системы отопления и на котел?
Поскольку теплоемкость антифриза примерно на 15–20% ниже, чем у воды, и он хуже накапливает и отдает тепло, то радиаторы системы отопления следует выбирать более мощные, чем при использовании воды. Лучше всего выбрать радиатор с теплоотдачей на 20% больше. Точно также как и с радиаторами, теплосъем падает на теплообменнике котла. Поэтому необходимо установить более мощный циркуляционный насос, чем при работе на воде. Даже в случае разумного содержания гликоля в растворе, рассчитанного на -20°С или -25°С, нужно выбирать насос по расходу на 10% больше, по напору – на 60%. Если антифриз используется с настенным котлом, в котором насос уже установлен внутри, необходимо сделать все, чтобы улучшить циркуляцию через теплообменник котла, а именно, увеличить диаметр всех труб в системе отопления, подобрать радиаторы с меньшим сопротивлением. Если котел уже установлен, и нет возможности что-то менять в системе отопления, можно понизить мощность котла при работе на контур отопления на 20% – такая функция есть во всех котлах BAXI. Также можно установить более мощный насос вместо штатного. Для настенных котлов BAXI такие насосы предлагаются как дополнительные опции.
6. Как влияет антифриз на расширительный бак в системе отопления?
При выборе расширительного бака следует учесть, что коэффициент объемного расширения антифриза на 15 – 20% больше, чем воды. Таким образом, расширительный бак должен быть около 15% от объема системы отопления.
7. К чему приведет использование в системе отопления неразбавленного антифриза на -65°С?
Теплообменник котла начнет перегреваться из-за недостаточного теплосъема. При длительном перегреве начинается термическое разложение присадок и самого гликоля. Теплоноситель становится темнокоричневого цвета и образуются осадки. Медный теплообменник настенного котла начинает шуметь и вибрировать от локальных закипаний теплоносителя. Хуже всего, что внутри теплообменника образуется нагар темного цвета, который становится причиной еще большего перегрева. В результате потребуется замена теплообменника.
8. Вы рекомендуете разбавлять антифриз до температуры -20°С, а что будет если температура упадет ниже?
Антифриз, разбавленный на -20°С, защитит выключенную систему отопления от разрушения вплоть до температуры -60°С. При падении температуры в помещении ниже -20°С, что практически нереально в нашем климате, антифриз начинает загустевать и превращаться в желеобразную массу. При повышении температуры снова становится жидкостью без потери своих качеств.
9. Как долго можно использовать антифриз?
Нормальный срок службы антифриза до 5 лет. По истечении этого срока его необходимо полностью заменить. Он начинает терять свои свойства. Начинается разбалансировка присадок и проявление агрессивных свойств гликолевого раствора.
10. Почему приходится подпитывать систему, в которой залит антифриз, и как это правильно делать?
Антифриз – более текучая жидкость, чем вода, отсюда повышенные требования к разъемным соединениям системы отопления. Поэтому необходимо тщательнее осуществлять сборку всех стыковочных узлов и обязательно проводить предварительную опрессовку системы. При необходимости места соединений в системах можно обрабатывать герметиками, стойкими к гликолевым смесям («Гермесил», «ABRO», «LOCTITE»). Что касается подпитки системы отопления, работающей на антифризе, то ее нельзя подпитывать водопроводной водой сразу по нескольким причинам: возможно выпадение солей, и, чем больше разбавлен антифриз, тем меньше в нем присадок, и гликолевая смесь становится агрессивной. Некоторые производители антифризов рекомендуют при разбавлении водой более чем на 50% добавлять присадки отдельно, так называемый «суперконцентрат». Также необходимо помнить, что при разбавлении на температуру выше -15°С многие незамерзающие теплоносители начинают терять свои свойства. Рекомендуется держать емкость с готовой гликолевой смесью в котельной и подпитывать систему только из нее.
Источник: Baxi.ru
ПРИМЕНЕНИЕ АНТИФРИЗОВ НЕЗАМЕРЗАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ В КОТЛАХ BAXI
Преимуществом антифриза в качестве теплоносителя для системы отопления по сравнению с водой является следующее. Если в холодное время в доме никто не живет и система отопления отключена, то велика вероятность, что вода в промерзшем помещении может «разорвать» как трубы, так и сам котел. При использовании антифриза этого произойти не должно. Автомобильный «тосол» запрещается применять в системе отопления, так как в его составе есть добавки, не допустимые к применению в системах отопления и в жилых помещениях. Поэтому, с точки зрения заботы о “здоровье” системы отопления и безопасности пользователей, необходимо использовать специальный антифриз для систем отопления. В большинстве случаев основу российских антифризов составляет этиленгликоль, в который добавлены специальные присадки, придающие теплоносителю антикоррозийные и антивспенивающие свойства. Примечание: антифризы на основе этиленгликоля представляют опасность при попадании в желудочно-кишечный тракт. Так как в двухконтурных системах отопления существует теоретическая вероятность попадания антифриза из контура отопления в контур горячего водоснабжения, то использование антифриза на основе этиленгликоля целесообразно только в одноконтурных системах отопления. Со второй половины 90-х годов прошлого века в ведущих странах Западной Европы и США появились нетоксичные антифризы на базе пропиленгликоля. Плюс этого продукта — экологическая безвредность. Данное свойство очень важно при использовании антифриза в двухконтурных системах отопления, когда есть теоретическая вероятность попадания антифриза из контура отопления в контур горячего водоснабжения. Совсем недавно и российские производители начали выпуск антифризов, полученных на основе экологически чистого сырья — пищевого пропиленгликоля.
В ЦЕЛЯХ БЕЗОПАСНОСТИ РЕКОМЕНДУЕТСЯ В КОТЛАХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ АНТИФРИЗЫ НА БАЗЕ ПРОПИЛЕНГЛИКОЛЯ. ПРИ ЭТОМ НЕОБХОДИМО СТРОГО СЛЕДОВАТЬ РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ АНТИФРИЗА.
При применении антифриза следует иметь в виду следующее:
• Теплоемкость антифриза примерно на 15—20% ниже, чем у воды (т.е. он хуже накапливает тепло и хуже отдает его), следовательно, при проектировании системы отопления с антифризом радиаторы следует выбирать более мощные;
• Вязкость антифриза выше, чем у воды, т. е. его сложнее заставить двигаться по системе отопления.
• Поэтому, если циркуляционные насосы подбираются самостоятельно, то нужно выбирать более мощные циркуляционные насосы.
• Рекомендуемая концентрация антифриза должна соответствовать температуре замерзания 15—20°С ниже нуля.
• Антифриз более текуч, чем вода, отсюда повышенные требования к разъемным соединениям системы отопления.
• С антифризом нельзя использовать оцинкованные трубы, т.к. это приводит к химическим изменениям и потере его изначальных свойств. Водогликолевая смесь при взаимодействии с цинком образует чрезвычайно объемистые осадки, которые могут блокировать работу системы.
• На случай утечки антифриза следует предусмотреть возможность добавления его в систему отопления.
Внимание: В конденсационных котлах использование антифризов запрещено!
Поделиться
антифриз для теплого пола?
JavaScript отключен. Для лучшего опыта, пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, прежде чем продолжить.
1 — 20 из 27 сообщений
Джейстарнес
·Зарегистрировано
слаболапый
·Зарегистрировано
Джейстарнес
·Зарегистрировано
большой спектр
·Премиум-участник
Адам Бластер
·Зарегистрировано
ПТШрам
·Зарегистрировано
слаболапый
·Зарегистрировано
ЭМГ7895
·Зарегистрировано
79их
·Зарегистрировано
Отис
·Зарегистрировано
Адам Бластер
·Зарегистрировано
ПТШрам
·Зарегистрировано
слаболапый
·Зарегистрировано
Адам Бластер
·Зарегистрировано
86турбодсл
·Зарегистрировано
Джейстарнес
·Зарегистрировано
86турбодсл
·Зарегистрировано
Джейстарнес
·Зарегистрировано
ПТШрам
·Зарегистрировано
86турбодсл
·Зарегистрировано
1 — 20 из 27 Сообщений
- Это старая тема, возможно, вы не получили ответа и, возможно, старая тема возрождается. Пожалуйста, рассмотрите возможность создания новой темы.
Верх
Что такое антифриз и зачем его заливать в машину?
Двигатель вашего автомобиля выделяет много тепла, которое, если его не остановить, может привести к серьезным повреждениям. Вот почему антифриз жизненно важен для обслуживания вашего автомобиля. При смешивании с водой и добавлении в радиатор антифриз помогает регулировать температуру двигателя, защищая и смазывая различные металлические детали в системе охлаждения двигателя.
Что такое антифриз и
почему он так важен для автомобиля?Антифриз — это подкрашенная жидкость, которую вы заливаете (вместе с водой) в радиатор, чтобы регулировать температуру двигателя. Его ключевым ингредиентом является этиленгликоль, который снижает температуру замерзания воды и повышает ее температуру кипения. Это помогает предотвратить замерзание, кипение или испарение воды в радиаторе.
Наряду с топливом и маслом антифриз необходим для правильной работы двигателя. Без него тепло от сгорания привело бы к быстрому перегреву двигателя или даже полному заклиниванию. Антифриз также смазывает компоненты системы охлаждения, контактирующие с водой, и предотвращает коррозию металлических компонентов.
Антифриз и охлаждающая жидкость
— одно и то же?Термины «антифриз» и «охлаждающая жидкость» часто используются взаимозаменяемо, но это неправильно. Антифриз является одним из компонентов охлаждающей жидкости двигателя. Правильнее будет сказать, что охлаждающая жидкость представляет собой смесь антифриза и воды.
Одной воды недостаточно для охлаждения двигателя. Тепло от сгорания в конечном итоге заставит его закипеть. Летом вода могла испариться сама по себе, а зимой она могла замерзнуть, что сделало ее бесполезной. Большинство производителей автомобилей рекомендуют смесь воды и антифриза 50/50 в вашем радиаторе.
Почему необходимо менять антифриз
?Как и все жидкости в вашем автомобиле, антифриз со временем портится и становится более кислым. Это вызывает коррозию, которая может повредить радиатор и другие важные компоненты системы охлаждения, такие как водяной насос, шланги, термостат и крышку радиатора.
Ржавчина, грязь и другие вредные частицы также могут скапливаться в радиаторе. Подобные загрязняющие вещества ухудшают способность антифриза регулировать температуру двигателя. Это может привести к перегреву двигателя, растрескиванию блока цилиндров или даже привариванию поршня к его цилиндру.
Как часто нужно менять антифриз,
и как это сделать?Всегда сначала читайте руководство пользователя. Как правило, вы должны заменять антифриз каждые 48 000 км (30 000 миль) или каждые три года, в зависимости от того, что наступит раньше.
При замене антифриза дайте радиатору и двигателю остыть не менее часа. Откройте капот и осмотрите радиатор и шланги на наличие трещин или утечек. Поврежденные детали необходимо заменить или отремонтировать. Снимите крышку радиатора. Ослабьте сливную пробку радиатора и слейте охлаждающую жидкость. Затяните пробку, залейте в радиатор дистиллированную воду и дайте двигателю поработать 10 минут. Дайте двигателю остыть и снова слейте жидкость. Заполните радиатор промывкой радиатора, добавив еще дистиллированной воды. Повторяйте этот процесс до тех пор, пока вода не станет чистой при сливе. Наконец, заполните радиатор смесью антифриза и дистиллированной воды 50/50 и закройте крышку радиатора.
Как залить антифриз
в машину?Убедитесь, что двигатель и радиатор остыли не менее часа. Сделайте точную смесь 50/50 из антифриза и дистиллированной воды. Осторожно снимите крышку радиатора, добавьте раствор антифриза и установите крышку на место.
Ваше руководство пользователя является окончательным авторитетом в отношении подобных процедур, поэтому всегда сначала обращайтесь к нему. Также важно помнить, что система охлаждения вашего автомобиля находится под давлением и накапливает опасное количество тепла. Никогда не выполняйте эту операцию, когда двигатель и радиатор горячие.