Как работает кран маевского на батарее отопления: принцип работы, как спустить воздух

Содержание

Всё о кране Маевского

Всё о кране Маевского

Принцип работы крана Маевского

Нередко в городских квартирах температура начинает падать из-за того, что отопительные батареи слабо нагреваются. Подобное происходит вследствие завоздушивания системы, ведь нагретый теплоноситель поступает в прибор не в полной мере. Для таких случаев и предназначен кран Маевского, принцип работы которого будет рассмотрен ниже.

Обратите внимание! Это является общепринятым названием, однако и в ГОСТах, и в различных учебных книгах это устройство именуется как игольчатый воздушный клапан.

Добавим, что этот прибор играет важную роль в отопительных системах уже много лет, ведь его изобрели еще в тридцатых годах прошлого века. И в те времена, и сегодня кран используется для удаления из батарей воздушных пробок.

Процедура монтажа и эксплуатации крана Маевского

Кран Маевского, принцип работы которого рассматривался в этой статье, можно установить и своими руками.

Необходимо лишь извлечь боковую заглушку, которая расположена на отопительном радиаторе. Затем нужно вкрутить устройство вместо снятой заглушки.

Установив прибор, вы обязаны правильно его эксплуатировать, если хотите увеличить срок его эксплуатации. Как только радиаторы прекратили равномерно прогреваться, вы должны выполнить следующие действия, направленные на вывод воздуха.

Шаг 1. Вначале очистите пространство вокруг радиатора, дабы предотвратить порчу ценного имущества в ходе развоздушивания.

Шаг 2. Подготовьте тазик или любую другую емкость для воды; также вам потребуется отвертка.

Шаг 3. Вставьте отвертку в соответствующую резьбу, которая находится на устройстве, затем плавно вращайте ее (обратите внимание – исключительно против часовой стрелки!).

Шаг 4. Услышав резкий шипящий звук (это воздух покидает отопительный прибор), прекратите вращение. Далее дождитесь, пока воздух целиком выйдет из системы и начнет вытекать равномерная струя теплоносителя.

Не пугайтесь, если звуки при этом будут слишком громкими – это вполне нормально.

Шаг 5. Дождитесь, пока жидкость начнет течь равномерно. Затем закройте кран, для чего все так же проверните его, но уже в обратную сторону.

Обратите внимание! Будьте готовы к тому, что воздух из системы будет выходить достаточно долго. В таком случае остается лишь подставить тазик и ждать, пока он (воздух) выйдет полностью.

Если вы все сделали правильно и удалили воздух согласно приведенной выше инструкции, а радиатор все равно плохо прогревается, то, вероятнее всего, он попросту засорен. В таком случае есть два возможных варианта выхода из ситуации:

  1. заменить радиатор;
  2. прибегнуть к помощи опытного сантехника.

Устройство и принцип работы

Как уже отмечалось ранее, если радиаторы не развоздушивать, то горячий носитель тепла будет попадать туда в неполном размере, в результате производительность приборов существенно снизится. А у такого устройства, как кран Маевского принцип работы таков, что пузырьки воздуха удаляются из батарей центральной системы отопления, для этого потребуется лишь специальный ключ или отвертка.

Обратите внимание! Такие краны можно устанавливать не только на радиаторы, но и на полотенцесушители.

Описываемые воздухоотводчики могут быть самых разных моделей и модификаций (подробнее о классификации мы поговорим позже), но все они работают по единому принципу. Грубо говоря, данное устройство представляет собой конусный шток, закрывающий сквозное отверстие после завинчивания. Если говорить о материалах, которые используются для его изготовления, то это исключительно латунь и сталь. Дело в том, что данные металлы наиболее устойчивы к влаге.

Также отметим, что, несмотря на, казалось бы, большое разнообразие вариаций, краны Маевского различаются между собой только по диаметру внешней резьбы.

Кран Маевского — это корпус, куда вкручивается винт в форме конуса, и, собственно, сам винт. Когда жидкость подается в систему, то очень часто появляются воздушные пробки, а при таких условиях это устройство незаменимо. Основной признак того, что система завоздушена – радиаторы недостаточно прогреваются, хотя жидкость в системе нагретая. Это случается из-за недостаточного объема этой жидкости либо низкой скорости подачи.

В соответствии с конфигурацией устройства могут открываться не только отвертками, но и ключами. В них имеется резьба, а для открытия и выпуска воздуха необходимо только провернуть его против часовой стрелки на 1/2 оборота. После этого вы услышите характерное шипение, обозначающее выход воздуха. Со временем вместе с ним будет выходить жидкость и когда она потечет равномерным потоком, можете перекрывать кран. Согласитесь, с этим справится даже далекий от систем отопления человек, ведь нужно совершить всего лишь один поворот винта.

Кран Маевского — стравливающая воздух запорная арматура. — Статьи

Главная задача крана Маевского – стравливать воздух, скапливающийся внутри отопительных батарей. Безобидные воздушные пузырьки постепенно накапливаются и создают объемные пустоты внутри элементов отопительного оборудования. Это заметно снижает их эффективность, а иногда может даже перекрыть ход теплоносителя, полностью «выключив» радиатор из системы отопления. 

 

Несмотря на известность и популярность данного словосочетания, в официальной документации термин «Кран Маевского» не употребляется. В специальной литературе и документах данный прибор называется «Игольчатый радиаторный воздушный клапан». Однако большинство сантехников все же придерживаются «народного» названия, чтобы подчеркнуть, что это изобретение нашего земляка.


История изобретения крана Маевского 

 

До 1931 года проблему скопления воздуха в батареях центрального отопления решали установкой обычных кранов. Достаточно было открыть его, подставив ведро, и закрыть, когда закончится воздух и потечет вода. Однако степень ответственности жителей оказалась невысокой, поэтому многие набирали из этого крана воду для хозяйственных нужд несмотря на уговоры и угрозы со стороны представителей коммунальных служб.

Это приводило к опасным скачкам давления в городской системе отопления.

Была поставлена задача разработать устройство, которое позволяло бы стравливать воздух, но не давало бы набирать воду. В 1931 конструктор Роев представил такое устройство, а спустя два года более практичный вариант предложил ленинградский инженер Чеслав Маевский. Его конструкция отличалась более надежным запором «конус в конус». В современных устройствах используется такой же принцип, поэтому их традиционно называют «кранами Маевского».

Устройство и принцип действия

Данное приспособление используется во всех обогревательных приборах, подключаемых к центральной системе водяного отопления (радиаторы, полотенцесушители). В воде неизбежно присутствует растворенный воздух. В радиаторе вода остывает и часть воздуха выделяется в виде пузырьков, которые постепенно скапливаются и образуют воздушную камеру.

Из-за данного явления эффективность батареи снижается, а иногда целые секции оказываются холодными. Стравливание воздуха, образующего описанные пустоты, и является главной задачей крана Маевского. Несмотря на разнообразие форм и дизайна (а оформление современных радиаторов и полотенцесушителей подразумевает соответствующий дизайн для воздушного крана), внутреннее устройство у всех клапанов одинаковое.

В основе конструкции – конусный шток, входящий в идеально подогнанное отверстие такой же формы. Это и есть основа конструкции, остальные элементы нужны для подключения к отопительному прибору, поэтому могут отличаться присоединительным размером и другими особенностями. При покупке воздушного крана обязательно нужно убедиться, что присоединительный диаметр соответствует таковому на вашем отопительном приборе (стандартные диаметры – 1/2, ¾ и 1 дюйм).

Как стравить воздух при помощи крана Маевского

Устройство разработано таким образом, чтобы использовать его можно было самостоятельно – без специализированных инструментов и профессиональных навыков. Это нужно делать всякий раз, когда теплоотдача радиатора или полотенцесушителя заметно снижается. Обычно наличие воздуха можно почувствовать рукой, ощупав радиатор. Некоторые его части будут заметно холоднее (а иногда и весь прибор холоднее, чем другие).

Чтобы решить проблему, достаточно выполнить следующие шаги:

  1. Подготовить ведро и тряпку. Ведро следует подставить под кран, а тряпка нужна на случай, если вода всё же попадет на пол.
  2. Открыть кран поворотом на 180°. Современные краны обычно имеют для этого специальную ручку, но иногда может потребоваться ключ или отвертка (обычно – прямой шлиц).
  3. Воздух должен выходить с сильным шипением. Если шипения нет или оно едва различимо, нужно аккуратно попытаться открыть кран сильнее.
  4. Дождаться, когда закончится воздух и пойдет вода. Теперь кран следует закрыть и вытереть досуха.

Отдельную категорию представляют автоматические воздушные краны. В основе их конструкции также лежит запор «конус в конус», но механизм срабатывания полностью автоматизирован, благодаря чему участие человека не требуется. У многих автоматика вызывает опасение, поскольку нет ощущения полного контроля над таким краном. Однако беспокоиться не следует, это очень надежные устройства, автоматически запирающиеся, как только через них начинает проходить вода.

Самостоятельная установка

Установить воздушный клапан самостоятельно совсем не сложно, поскольку обычно все приборы уже имеют соответствующие присоединительные элементы. Если такой элемент не предусмотрен, самостоятельная установка нежелательна. В остальных случаях не потребуется редких инструментов и специальных знаний.

Работы по установке следует проводить, когда в отопительной системе нет теплоносителя. При подключении к городской системе централизованного отопления это можно сделать летом. Если используется собственное отопление в частном доме, то следует слить теплоноситель самостоятельно. Если есть возможность выключить из системы отдельный радиатор отопления – это оптимальный вариант (обычно внизу присутствует специальный кран, через который можно слить воду).

В целом алгоритм установки клапана выглядит следующим образом:
1. Убедитесь, что в радиаторе нет теплоносителя.
2. Выкрутите заглушку и установите клапан (желательно заранее подготовить все ключи, которые понадобятся).
3. После пуска воды выпустите лишний воздух через установленный клапан.

 
В старых радиаторах из чугуна нет отверстия для крана Маевского. Но толщина материала позволяет просверлить его и нарезать резьбу самостоятельно. Для этого помимо ключей потребуется также дрель и метчик соответствующего диаметра.

Особенности установки и обслуживания

Обратите внимание, что автоматический клапан нельзя устанавливать на трубы, подключенные к городской теплосети. Здесь подходят только устройства, запираемые вручную, а тонкая автоматика быстро выходит из строя из-за загрязнения воды в коммунальной системе. Также на работе автоматического клапана отрицательно сказываются гидроудары и перепады давления, характерные для городской отопительной сети.

Основные правила использования крана Маевского:

  • Кран должен устанавливаться непосредственно на отопительный прибор, без промежуточных элементов.
  • Перед любыми работами по установке, использованию или обслуживанию клапана необходимо убедиться, что под рукой есть ведро, тряпка и все необходимые инструменты.
  • С выходящим из крана газом следует быть осторожным, поскольку он вполне может оказаться легковоспламеняющимся.
  • Запрещено оставлять клапан в открытом состоянии, даже если в системе нет воды. Главная поломка, которой подвержен кран – засоры из-за кусочков ржавчины или мусора. Эту проблему несложно устранить при помощи обычной иголки или булавки.


Кран Маевского – очень простое устройство, в котором практически нечему ломаться. Главное, чтобы он был изготовлен из качественных сплавов, которые сохранят свою целостность и не поддадутся коррозионному воздействию химически активных веществ. Если же прочистка не помогает, вероятно, запорный механизм клапана действительно был поврежден присадками теплоносителя.

 

В таком случае ремонт невозможен, необходима замена. К счастью, сделать это несложно (алгоритм установки был описан выше), а стоит кран Маевского из качественных материалов относительно недорого. Возможен также вариант, что засорился не клапан, а сам радиатор, но в таком случае без помощи специалиста уже не обойтись.

 

 

конструкция, принцип работы, схемы монтажа

Водопроводные теплотрассы имеют характерную особенность. При заполнении трубопроводов водой часть системы остается занятой подушками безопасности. Нормальная работа водяного отопления в таких случаях не обеспечивается, поэтому воздух из трубопроводов необходимо удалять вручную.

Избавиться от воздушных пробок помогает кран Маевского — простейший механизм для стравливания воздуха вручную. В представленной нами статье подробно рассмотрен принцип работы устройства, рассмотрены альтернативные варианты. Наши рекомендации будут полезны при установке и эксплуатации.

Содержание статьи:

  • Устройство и принцип работы устройства
    • Действие механизма ручного крана
    • Принцип работы автоматических воздухоотводчиков
  • Как монтировать вентиляция?
  • Технические характеристики воздухоотводчика
  • Особенности включения в систему отопления
  • Советы по хорошему
  • Выводы и полезное видео по теме

Устройство и принцип работы устройства

Обычные краны Маевского изготавливались под управлением специального ключа или металлической отвертки. То есть, по сути, такие изделия нельзя назвать автоматическими устройствами.

Современные прототипы кранов Маевского — автоматические воздухоотводчики — конструкторами несколько усовершенствованы.

Фотогалерея

Фото

После заполнения отопительного контура теплоносителем и периодически в процессе эксплуатации все системы принудительной циркуляции необходимо деаэрировать. Удалить воздух через автоматические или ручные воздухоотводчики.

Воздухоотводчики устанавливаются в закрытых системах, не имеющих прямой связи с атмосферой. Для выпуска воздуха краны Маевского снабжены каналом, открывающимся при повороте наружной гайки

Для осуществления поворота разные модели кранов Маевского снабжены неподвижными пластиковыми или металлическими заглушками, ручками в виде ключа

Если есть опасения, что в отсутствие взрослых кран могут открыть любопытные исследователи собственных владений, лучше установить устройство со съемным ключом

Ни в одной из модификаций крана Маевского нет сложных и быстроизнашивающихся деталей. Потому что они почти никогда не ломаются, изредка, правда, приходится менять пломбы

Для того, чтобы стравить воздух из батареи, кран Маевского просто поворачивают, чтобы открылся воздушный канал. Воздух выходит с шипением в течение примерно 5 минут. Затем из канала выльется охлаждающая жидкость — это сигнал о том, что весь воздух вышел

Большинство выпускаемых в наши дни радиаторов изготавливаются с изначально установленным краном Маевского.

Воздух из всей системы отопления выпускается автоматически с помощью более сложного устройства. Однако его работа аналогична принципу действия крана Маевского — воздух выходит через приоткрытый канал. Только для этого не требуется участия владельцев

Воздухоотводчики ручные

Воздухоотводчик системы

Ручка воздухоотводчика

Ключ съемный для ручного воздухоотводчика

Типовая конструкция крана Маевского

Вентиляция радиатора

Кран Маевского, установленный в радиаторе

Автоматический воздухоотводчик для отопления

Автоматические модели работают без постороннего вмешательства.

Но в сантехнической практике встречаются различные конструктивные варианты кранов Маевского:

  • прямой шток ручной;
  • приклад угловой ручной;
  • поплавок вертикальный автоматический.

Ручной и автоматический варианты несколько отличаются тем, что первый можно монтировать практически в любом положении, а второй исключительно в вертикальном.

Ручные конструкции традиционно монтируются непосредственно в корпус радиаторных панелей или батарей. Автоматические воздухоотводчики, как правило, предназначены для установки на магистралях в труднодоступных местах системы отопления.

Показывает разнообразие конструкций смесителей Маевского, наиболее часто встречающихся в сантехнической практике. В комплект входят ручные, автоматические изделия, а также комбинированные с предохранительным клапаном

Принцип работы крана Маевского основан на взаимодействии простейших деталей. Ручные конструкции фактически представляют собой обычный игольчатый клапан.

Элементы такого клапана:

  1. Корпус металлический.
  2. Резьбовой стержень со сквозными канавками.
  3. Крышка с воздуховыпускным отверстием.
  4. Резиновое уплотнительное кольцо.

Материалом для изготовления кранов Маевского традиционно выбирается латунь. Правда, отдельная часть механизма — колпачок с воздушным каналом — может быть изготовлена ​​из капрона, нейлона или жаропрочного пластика.

Модификация воздухоотводчика для радиаторов отопления дома. Конструктивная версия для специального ключа. Удобный и практичный кран для бытового использования

Латунный корпус устройства имеет резьбу по внешнему диаметру нижней части. Этой частью кожуха кран вкручивается в посадочное место пробки радиатора отопления.

Действие механизма ручного крана

Все просто. В нормальном состоянии винт регулирующей тяги игольчатой ​​частью ввинчивается в кольцевое кольцо сливного отверстия до упора.

Когда возникает необходимость освободить систему от воздушных пробок в радиаторе, сантехник (или домовладелец) ключом или отверткой откручивает винт на 2-3 оборота. Из-за большой разницы в плотности воды и воздуха последний просачивается первым через выходное отверстие.

Далее воздушный поток устремляется по продольным канавкам штока и попадает в зону под капроновым колпаком. Оттуда воздушная масса выбрасывается через выпускной канал. Как только поток воздуха прекратился, а вслед за ним потекла вода, сантехник закручивает винт крана Маевского до упора. На этом процедура вентиляции закончена.

Клапан Маевского устанавливается крайне просто, т. к. поломки с ним случаются крайне редко, а устройство работает безотказно

Периодически повторяется процедура от контурного отопления, так как весь объем воздуха не может быть спущен за один раз.

Принцип работы автоматических воздухоотводчиков

Несколько отличается работа автомата, толкателя крана Маевского. Принцип работы аналогичного изделия, но действующего автоматически, существенно отличается от ручного стандарта. Автоматический клапан выпуска воздуха размещен в цилиндрическом корпусе. Внутри цилиндра установлен поплавковый механизм.

Поплавковый механизм рычажной системы соединен с игольчатым стержнем. В этой конструкции шток имеет вертикальное расположение. Его игольчатый конец действует как клапан, перекрывающий или разблокирующий отверстие верхней части цилиндра. Внизу предусмотрен воздухозаборник.

Схема модификации автомата: 1 — корпус прибора, 2 — резьбовая крышка, 3 — поплавок, 4 — насадка, 5 — держатель, 6 — золотник, 7 — пружина, 8 — уплотнительный элемент, 9 — пробка, 10 — уплотнительное кольцо

При наличии воды внутри цилиндра воздухоотводчика поплавок поднимается под давлением. Сила давления давит на игольчатую часть клапана. Тот, в свою очередь, закрывает верхний выпускной патрубок.

Но как только внутрь цилиндра попадает воздух, сила давления воды на поплавок ослабевает, игольчатая часть клапана опускается. Открывается верхнее калибровочное отверстие, через которое выбрасывается воздух. Когда пузырь воздуха опускается, цилиндр снова наполняется водой. Клапан устанавливается в закрытое положение поплавком.

Фотогалерея

Фото

В системах отопления с верхней разводкой механический кран Маевского используется нечасто. Точнее почти весь воздух удаляется из системы автоматическим устройством, расположенным в самой высокой точке контура

При устройстве систем с горизонтальной разводкой, особенно с нижним подключением радиаторов, на каждом устройстве ставится кран Маевского. Выпускать воздух необходимо из всех радиаторов, начинать продувку необходимо с самого дальнего от котла

Воздухоотводчик в отопительных контурах с тупиковым движением теплоносителя, т.е. в которых нагретая вода и обратка движутся в противоположных направлениях

При непосредственной близости отопительных приборов кран Маевского устанавливается на один дальний от котла радиатор. Такое решение возможно при наличии не более 30 погонных метров трубы между теплогенератором и воздухоотводчиком

Верхний вариант обогрева

Горизонтальная нижняя разводка

Тупиковая разводка отопления

Один кран Маевского на несколько батарей

Как монтировать воздухоотводчик?

Кран ручной Маевского самогерметизирующийся. В комплекте есть уплотнительное кольцо из резины, поэтому нет необходимости использовать какие-либо дополнительные уплотнительные материалы.

Традиционно установка ручных клапанов для стравливания воздуха данного типа выполняется в комплексе с футорами радиаторов (1 дм х ½ дм; 1 дм х ¾ дм). В качестве монтажного инструмента используйте гаечный ключ, специально предназначенный для работы с футорами и пробками.

Сантехнический ключ для установки радиатора, футорок и пробок. 1 — накидной ключ, 2 — основание радиатора, 3 — крышка радиатора. Этот инструмент и детали часто используются при установке воздухоотводчиков.

Эксплуатация кранов Маевского (воздушников) допускается только при давлении и температуре, указанных в нормативах. Эти значения определяются техническими характеристиками устройства.

Технические характеристики воздухоотводчика

Требуемые функциональные свойства представлены в следующей таблице:

9 0169
Технические характеристики Допустимое значение Единицы
Давление (рабочее) 10 АТИ
Температура (максимальная) 120 ºС
Диаметр прохода 25,4 или 20,0 мм
Диаметр резьбы 25,4 или 20,0 мм 9 0173
Рабочее пространство вода и другие неагрессивные жидкости
Срок службы 20 – 25 лет
Класс герметичности «И»

В процессе эксплуатации не исключены нарушения в работе устройств. Частой причиной потери работоспособности кранов Маевского является транспортируемый теплоносителем мелкий мусор.

При засорении и неисправности крана рекомендуется провести простое обслуживание:

  1. Отключить радиатор от системы запорной арматурой.
  2. Выпустить примерно 1/3 объема воды из аккумулятора.
  3. Извлеките устройство из батарейного отсека.
  4. Очистите канал ствола тонким (неметаллическим) острым предметом.

Системы отопления не всегда оснащены радиаторами, на которых есть заглушки с готовыми отверстиями под краны Маевского. В таких случаях клеммы для дефлекторов придется делать своими руками. Особых сложностей в этом вопросе не предвидится. Нужно просто просверлить отверстие под установочный размер крана и нарезать резьбу.

Установке кранов в корпусе чугунных батарей отопления следует уделить повышенное внимание. Традиционно используются изделия из качественного надежного материала.

Отверстие просверливают сверлом по металлу с помощью дрели, а резьбу нарезают метчиком. Разумеется, диаметр сверла выбирают на 1 – 1,5 мм меньше установочного размера крана, а метчик точно по размеру.

Особенности включения в систему отопления

Имеются особенности по установке воздухоотводчиков при их вкручивании в корпус существующих пробок радиатора. Пробки радиатора обычно накручиваются на левую резьбу.

Фотогалерея

Фото

Во всех типах закрытых систем отопления, в которых движение теплоносителя стимулирует циркуляционный насос, необходимо предусмотреть устройства для отвода воздуха. Оснащать их нужно не только отопительными приборами. Автоматический воздухоотводчик размещен рядом с котлом

Для удаления первоначально растворенного в воде воздуха, который выделяется в процессе работы и образует воздушные пробки, устанавливается сепаратор. Это устройство может заменить как автоматические, так и механические воздухоотводчики.

Если один котел обслуживает несколько отопительных контуров, не только котел, но и каждая ветвь системы оборудуется устройством для отвода воздуха

Обязательная установка устройств для отвода воды требует наличия теплых полов. При небольшой длине можно справиться с выводом воздушных заглушек, но для сложных систем лучше монтировать воздухоотводчик на каждый контур теплого пола

Автоматический воздухоотводчик в группе безопасности

С помощью воздухоотделителя

Установка воздухоотводчиков на каждый контур

Воздухоотводчик для системы теплого пола

Кран закручен вправо, поэтому сантехник должен зафиксировать пробку с одним ключом, а вторым одновременно оборачивать воздухоотводчик. Но это технические мелочи, о которых не лишним будет знать неискушенным обывателям.

Образование воздушных пробок – проблема, присущая системам с принудительной циркуляцией. Для стравливания воздуха оборудованы либо автоматическим воздухоотводчиком на стояке (справа), либо кранами Маевского на каждом радиаторе (слева)

Схема установки воздухоотводящих устройств также имеет некоторые особенности. Так, если радиаторная система строится по вертикальному расположению приборов, воздухоотводчики обычно ставят на радиаторы отопления высшего уровня.

А вот в схеме параллельного подключения даже при вертикальной конструкции краны Маевского ставятся в отопительных приборах нижнего и верхнего уровней. Вообще, в сантехнической практике монтаж в каждом отдельном случае производится с учетом возможного скопления воздуха в системе.

Вместо кранов Маевского на каждом радиаторе или стояка дефлектора в стояке в систему можно включить воздухоотделитель. Его действие обосновывается законом Генри, согласно которому воздух выделяется из воды и удаляется за пределы замкнутого контура

При ведении по горизонтальной схеме здесь каждый отопительный прибор обычно оборудуется воздушниками. По большому счету практически любое оборудование системы отопления целесообразно оснащать кранами, выводящими воздух.

Реально оборудованы:

  • все батареи отопления в системе;
  • компенсаторы, байпасы и аналогичные устройства;
  • регистраторы и катушки;
  • трубопроводы верхнего уровня системы отопления.

Некоторые схемные решения даже предусматривают размещение крана Маевского на полотенцесушителях. Кстати, в продаже есть модели полотенцесушителей, конструкции которых имеют точку входа крана Маевского.

Полезные советы

Перед тем, как принять решение о покупке вентиляционных отверстий, рекомендуется внимательно изучить контур отопления.

Малогабаритные специальные ключи удобно использовать в стесненных условиях, где близко расположенные другие предметы мешают пользоваться отвертками

В зависимости от степени свободы доступа к оборудованию должны быть установлены соответствующие краны Маевского.

Там, где сложно работать отверткой, лучше подходят модели под ключ, а там, где сложно работать ключами, целесообразно разместить автоматические устройства. Тщательный анализ поможет сделать обслуживание устройства более эффективным и сэкономить на покупке.

Автоматические воздухоотводчики традиционно монтируются на трубопроводах, в местах потенциального скопления воздушных масс. На радиаторах такие приборы, как правило, не используют

Ручные устройства имеют максимально упрощенную конструкцию, например, по сравнению с автоматическими воздухоотводчиками. Но, как показывает практика, простота – залог надежности.

При использовании в системе отопления надежной для такой системы считаются скорее ручные краны, чем автоматы. Между тем степень надежности конструкции во многом зависит от качества металла (латуни), из которого изготовлен воздухоотводчик.

Кран Маевского в сборе на капроновой втулке. Специально подготовленная конструкция для установки в систему на основе полипропиленовых труб

Также можно упомянуть опыт внедрения кранов Маевского в теплотехнические схемы, построенные на . Этот материал надежно держит стабильное давление и температуру, но слаб против гидроударов.

Установка крана Маевского в паре с предохранительным клапаном или полным повышает надежность системы для таких случаев. И вообще, для контуров, где стабильность давления под вопросом, в качестве стабилизаторов рекомендуется использовать краны.

Выводы и полезное видео по теме

Видео демонстрирует принцип работы крана Маевского и дает рекомендации по его установке:

Простые по конструкции и удобные в обслуживании, воздухоотводчики также являются неотъемлемой технической частью Любая система отопления. Намеренное исключение приборов из системы грозит тяжелыми последствиями, вплоть до оттаивания батарей и труб зимой. Краны Маевского невозможно обойти вниманием; их просто нужно подобрать для конкретной системы.

Пожалуйста, пишите комментарии в блоке ниже. Расскажите о своем опыте установки механических воздухоотводчиков. Задавайте вопросы, делитесь мнениями и фотографиями по теме.

Как избавиться от воздушных пробок в системе отопления. Что делать если батареи отопления воздушные

Воздух в батареях мешает циркуляции теплоносителя и снижает теплоотдачу радиаторов. Поэтому из аккумуляторов принято стравливать (выпускать) воздух. Как это сделано? Об этом вы можете узнать из нашей статьи. Ниже по тексту рассмотрим процесс снятия заглушек с систем отопления с одноконтурной, двухконтурной и коллекторной разводкой.

Особенности устройства электропроводки

В современных домах применяют три типа схем электропроводки:

  • одноконтурный вариант с последовательным подключением аккумуляторов,
  • двухконтурный вариант с параллельным подключением радиаторов,
  • версия коллектора со вставкой каждого нагревательного элемента в распределитель.

В одноконтурном исполнении все ТЭНы «нанизаны» на нить отопительного контура и образуют фактически огромный радиатор. Двухконтурный вариант предполагает укладку двух ниток с батарейным вкладышем. Коллекторная схема основана на подключении каждого элемента к котлу с помощью распределителя (коллектора).

В результате пробка в одноконтурной цепи может блокировать всю циркуляцию. Двухконтурному и коллекторному варианту эта проблема не грозит. Но если в воду попадет пузырек воздуха, то один из радиаторов перестанет обогревать помещение.

Поэтому такие заторы нужно убрать с любой проводки. И чем быстрее, тем лучше. Как это делается, вы можете узнать ниже по тексту, где мы разберем самые эффективные способы прокачки пробок из труб и ТЭНов.

Как стравить воздух из одноконтурной системы

Для стравливания воздуха необходимо: выключить насос; добавить воду, увеличивая напор; включить насос. Поток охлаждающей жидкости подхватит пузырек и перенесет его в расширительный бачок. А если в вашем доме есть открытый расширитель, то заторы сразу же уйдут в атмосферу.

Если в разводке нет насоса, то вместо него можно использовать бойлер. Он должен нагреть теплоноситель до максимальной температуры и тогда пузырек воздуха выйдет из воды под действием давления, образующегося в результате тепловой циркуляции.

В замкнутых одноцепных линиях принято встраивать в разводку отдельную ветвь с вентилем на конце, конец которого является высшей точкой разводки. С помощью этого выхода вы можете выпустить воздух, открыв клапан. Причем, если пробка не отходит сразу от труб и нагревателей, то придется повторить манипуляции с насосом и краном подачи воды в отопление из водопровода.

Кроме того, неплохо было бы встроить в крайний нагреватель, выход которого ведет на обратку котла, узел Маевского или обычный шаровой кран. Как показывает практика, пузырек чаще всего скапливается именно в верхней части последней батареи одноконтурной проводки.

Как удалить воздух из двухконтурного

Для удаления браги из вас нужно заранее, еще на этапе установки, вкрутить кран Маевского в радиатор. Этот клапан предназначен специально для удаления воздуха из обогревателей. А без него снять пробку будет крайне сложно.


Ну и процесс спуска браги из системы отопления выглядит следующим образом:

  1. 1. Открыть кран подачи воды из водопровода в отопление.
  2. 2. Под каждый слив ставим по ведру на 5 литров.
  3. 3. Открываем все краны Маевского.
  4. 4. Ждем, пока из слив не пойдет только вода.
  5. 5. Закройте краны, закройте вентиль и налейте воду из ведер.

Напор воды из водопровода удаляет пробку, проталкивая ее через открытый кран Маевского. А если между сливом и воздушным пузырем находится немного жидкости, то она просто сливается в обрамленное ведро. Ну а после того, как из слива пойдет только вода, можно его закрыть и отключить подачу из водопровода.

В этом случае не нужно включать котел или насос. Необходимое давление создается самим водопроводом. Причем в закрытых схемах перед открытием крана на линии подачи жидкости из водопровода нужно опустить штуцер расширительного бачка, стравив давление в трубах и нагревателях.

Как снять воздушную пробку с коллекторной системы

Сброс воздушной пробки с коллекторной системы отопления возможен только с теми же кранами Маевского. Врезаются в свободный верхний угол ТЭНа на этапе сборки. При этом коллекторная конструкция очищается от заторов практически так же, как и двухконтурные теплотрассы.


Для этого подставьте ведро под кран на радиаторе, закройте кран на обратке, отключив ТЭН от котла, и подайте воду из водопровода в трубы. Давление воды будет давить на пузырь и выталкивать его через отверстие в открытом водостоке. Заблокированный возврат не позволит пузырьку попасть в котел.

При этом из аккумулятора может вытечь приличная порция воды, поэтому ведро под краном должно быть не менее пятилитрового. И, скорее всего, в самом начале из стока пойдет вода, а следом и воздух. Поэтому не стоит торопиться и перекрывать кран.

После выхода затора из радиатора следует перекрыть подачу воды из водопровода в трубы и открыть обратку на соответствующем коллекторе. Сделав это, вы можете включить котел и насос.

Как найти пузырек воздуха в системе отопления

Воздушный участок можно определить по тактильным ощущениям или на слух. В первом случае вы обходите все радиаторы (по ходу движения теплоносителя) и прикасаетесь к ним рукой сверху и снизу. Если один из аккумуляторов окажется холоднее предыдущих, то в этом месте, скорее всего, и накопилась проблема. Поэтому кран Маевского нужно открыть именно на этой батарее, отключив (по возможности) ее от обратки.

Иногда пробку можно определить по звуку. Аккумулятор, частично заполненный воздухом, продолжает работать, но циркулирующий в его недрах теплоноситель издает характерный ропот. И если вы услышали эту «струйку» в помещении, то просто идите на звук и найдите проблемный радиатор.

Причем редкие стоны и скрипы в трубах не имеют никакого отношения к пробкам. В большинстве случаев они сигнализируют о возможных перепадах давления или гидроударах в клапане. Это, конечно, не очень хорошо, но к воздушной пробке это не имеет никакого отношения.

Жители частных домов и городских квартир часто сталкиваются с «завоздушиванием» батарей отопления. Это означает, что внутри системы образовалась воздушная пробка, которая препятствует правильной циркуляции теплоносителя по трубам и, соответственно, не позволяет нормально прогревать корпус.

Основными признаками завоздушивания батареи могут быть нетипичные шумы внутри системы, вибрации труб или слишком слабый нагрев радиатора.

Причины попадания воздуха в систему:

Неправильный монтаж самой системы, в частности, несоблюдение необходимого уклона трубы. Неправильное (слишком быстрое) заполнение системы перед началом работы. Негерметичное соединение элементов трубопровода. Проведение ремонтно-восстановительных работ после аварии – в этот период попадание воздуха в систему неизбежно. Возможны и другие причины – например, коррозия внутренней поверхности труб или повышенное содержание растворенного в воде воздуха.

Как устранить воздушную пробку в аккумуляторе?

Во избежание завоздушивания при заполнении системы необходимо соблюдать некоторые правила. Заполнение водой осуществляется снизу вверх, очень медленно, чтобы жидкость успела вытеснить скопившийся в трубах воздух. Во время процесса все краны (кроме сливающих воду) должны быть открыты; если из крана потекла вода, это означает, что система отопления заполнена до должного уровня, как положено, и кран можно закрыть, чтобы вода поднялась выше.


Если в процессе работы системы образовалась пробка, необходимо выпустить скопившийся воздух. Для этого используются воздухоотводчики – специальные устройства автоматического или ручного типа: последние также известны как «кран Маевского». Их монтируют в наиболее «проблемных» местах системы: на торцевых частях радиаторов или в местах изгибов труб. На рисунке также указаны другие возможные места установки вентиляционных клапанов:


Автоматическое устройство удаления воздуха решает проблему завоздушивания аккумуляторов самостоятельно, без участия пользователя. Если в системе смонтирован кран Маевского, необходимо открыть его специальным ключом; При этом должно быть слышно легкое шипение (при таком звуке из радиатора выходит воздух). Как только он прекратится и из крана потечет вода, процедуру можно завершить и снова закрыть вентиль: это означает, что воздушная пробка устранена и система приведена в рабочее состояние. опубликовано

Воздух в батареях отопления – достаточно распространенная проблема, как у жителей частных домов, так и у людей, живущих в квартире. Практически в любой системе отопления иногда образуется воздушная подушка, устранять которую необходимо стравливанием воздуха.

Чтобы определить, есть ли воздух в вашей системе отопления, проверьте, все ли батареи имеют одинаковую температуру? А может в какой-то из комнат радиатор немного теплый в верхней части и совсем холодный в нижней, а в других комнатах все работает нормально? Скорее всего, это та самая воздушная пробка в аккумуляторе.

Ни в коем случае нельзя игнорировать наличие воздуха в системе отопления. Если вы думаете, что самая большая проблема из-за скопившегося воздуха – это холодная батарея в разгар отопительного сезона, то вы очень глубоко ошибаетесь.

Со временем внутри радиаторов начнется коррозия металла и процесс «сухого трения» в подшипниках аккумуляторной батареи, и как следствие, .

Завоздушивание аккумулятора может происходить по нескольким причинам:

  1. При работе системы отопления вода нагревается и воздух выходит в виде пузырьков, которые собираются в верхней части радиатора.
  2. Завоздушивание может произойти после ремонта трубопровода.
  3. Систему необходимо заполнять медленно. Не забудьте проверить отсутствие воздуха в радиаторах и распределителях. И помните важное правило: чем больше в системе разных витков и радиаторов, тем медленнее ее нужно заполнять.
  4. Некачественные радиаторы отопления, не подлежащие ремонту.

Как избежать заторов воздуха?


Как удалить воздух

Идеальный вариант, когда при монтаже системы отопления в каждую батарею будет встроен специальный кран Маевского, с помощью которого можно стравливать воздух из каждого радиатора отдельно.

Также можно использовать автоматический воздухоотводчик, который будет автономно управлять всей системой отопления. Даже при идеально функционирующей системе отопления все равно придется периодически стравливать воздух из батарей, но это не вызовет больших затруднений.

При заполнении системы старайтесь контролировать давление воды и температуру радиаторов. Если вдруг напор воды начинает резко падать, значит, где-то запаял аккумулятор. Если температура батарей не стабильна, ищите воздушную пробку в системе отопления.

Если на ваших батареях установлены автоматические воздухоотводчики, то вы можете спать спокойно: они сделают за вас всю необходимую работу по устранению бортовых радиаторов. Если батареи оборудованы небольшими ручными кранами, то необходимо провести всю процедуру удаления воздуха из радиатора отопления.

Еще одним важным моментом является сам конвейер. Довольно часто воздушные пробки могут образовываться в очень сложных местах трубопровода, где много изгибов, поворотов или неправильных уклонов. В таких помещениях обязательно нужно устанавливать дополнительные воздухоотводчики.

Как прокачать аккумулятор?

Для того чтобы удалить воздух из батареи, нужно использовать специальный кран Маевского, который как раз для этого и предназначен.

Заранее приготовьте ведро для воды. В правом верхнем углу радиатора вы найдете кран Маевского, который необходимо открутить специальным ключом или обычной отверткой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *